Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью исследования является разработка проекта развития транспортной инфраструктуры региона
Достижение поставленной цели требует решения в процессе исследования следующих задач:
исследовать теоретико-методологические аспекты проблем эффективного развития экономики регионов;
провести анализ транспортного комплекса Хабаровского края, в том числе по видам транспорты и выявить перспективные направления и проблемы развития;
разработать проект развития транспортного комплекса и инфраструктуры региона на основе расширения инвестиционной активности в транспортном комплексе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………..……………………………………
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
РОССИИ …………………………..……………………………………...
7
1.1 Параметры эффективной модели регионального развития:
общие характеристики ……………………………………………..
7
1.2 Методика комплексной оценки уровня социально-
экономического развития регионов России: сущность,
параметры, возможность совершенствования …………………….
11
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ …………………………..…………………………………………..
18
2.1 Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского
края…………………………..…………………………………………...
18
2.2 Анализ уровня развития и проблем транспортного комплекса
Хабаровского края по видам транспорта …………………………..
23
3 ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ …...
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…………………………………
Тема: Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ …………………………..…………………………………… |
3 |
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
|
7 |
1.1 Параметры
эффективной модели
общие характеристики ……………………… |
7 |
1.2 Методика
комплексной оценки уровня
экономического развития параметры, возможность совершенствования ……………………. |
11 |
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ …………………………..………………………………………….. |
18 |
2.1 Общая характеристика
транспортной отрасли края…………………………..…………………………………… |
18 |
2.2 Анализ уровня
развития и проблем Хабаровского края по видам транспорта ………………………….. |
23 |
3 ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И
|
34 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………………………... |
42 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..………………………………… |
44 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Актуальность исследования
В современных условиях развития экономики страны, когда регионам предоставлена достаточная самостоятельности в использовании имеющегося у них потенциала для развития своих экономических систем, вопросы анализа уровня развития последних приобретают особую актуальность.
Регионы (субъекты Федерации) являются многофункциональными и многообъектными социально-экономическими подсистемами хозяйственного комплекса страны в ее едином экономическом пространстве, и должны рассматриваться в качестве носителей особых экономических и социальных интересов территорий во взаимоотношениях с другими территориями страны и хозяйствующими субъектами. Эти особые интересы регионов предопределяются их экономическим и социальным положением в народнохозяйственном комплексе страны при решении конкретных практических задач.
В свою очередь субъекты
Федерации выступают как
Хозяйство регионов формируется
в результате компромиссов противоречивых
индивидуальных, групповых, государственных
интересов хозяйствующих субъек
Экономическое состояние региона определяется территориальным размещением производительных сил, балансом отраслей хозяйства, наличием «главных» предприятий, отвечающих за специализацию региона.
Экономическое положение
территорий Дальнего Востока с начала
90-х годов оценивалось как
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.
Роль различных видов
транспорта обусловлена не только интенсивным
развитием торгово-
Транспортный комплекс Хабаровского края в 2003-2004 годах работал стабильно, уверенно, и самое главное, удалось сохранить весь транспорт, обеспечивающий перевозку льготных пассажиров по сему краю. В сравнении с другими крупными городами, где многие муниципалитеты уже не в состоянии содержать социально важный транспорт и его количество резко сокращается, Хабаровский край выглядит на голову выше.
В то же время ряд пассажирских транспортных предприятий края сегодня стоит перед лицом серьезных проблем. Финансовое состояние отрасли по-прежнему остается сложным. Дефицит средств на эксплуатацию муниципального транспорта в 2003 году составил свыше 300 миллионов рублей. Причиной является неполное возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по федеральным законам. 55 процентов пассажиров пользуются правом на бесплатный проезд. К критическому состоянию пассажирского комплекса приводит значительный рост цен на энергоносители, ГСМ, запчасти.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, тема курсового исследования может быть охарактеризована как крайне актуальная, требующая от автора изучения как теоретико-методологических ее аспектов, так и непосредственно анализа для выявления проблем и перспектив развития транспортной инфраструктуры региона
Предметом исследования является разработка проекта развития транспортной инфраструктуры региона. Объектом – транспортная инфраструктура Хабаровского края.
Целью исследования является разработка проекта развития транспортной инфраструктуры региона
Достижение поставленной цели требует решения в процессе исследования следующих задач:
Теоретико-методологической и эмпирической базой исследования послужили Конституция РФ, законодательные акты Российской Федерации, касающиеся региональной и региональной экономической политики государства, законодательный акты Хабаровского края, отчеты и аналитическое справки Правительства Хабаровского края, статистические материалы по транспортному комплексу Хабаровского, учебники и учебные пособия по дисциплинам «Система государственного управления», «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика», «Региональная политика», «Регионоведение» отечественных авторов, а также публикации периодической печати.
Хронологические рамки исследования -2008-2011 годы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных автором проектных предложений в практике работы органов региональной власти и управления по развитию транспортного комплекса и инфраструктуры региона
ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
РОССИИ
1.1 Параметры
эффективной модели
общие характеристики
В условиях переходной экономики
резко обостряются экономически
Решение региональных проблем должно опираться на развернутую концептуальную основу, предполагающую проведение глубоких теоретических исследований по региональному развитию и региональной политике.1
Проблема теоретического осмысления развития регионов связана с общетеоретическими вопросами взаимодействия человека, природы и общества, развивающихся экономических отношений и экономического роста и развития.
Однако подходы к экономическому развитию на уровне регионов и механизмы их реализации до сих пор находятся на стадии становления. Задача выработки стратегии территориального развития становится особенно важной вследствие того, что социальное и экономическое положение большинства регионов продолжает существенно ухудшаться.
Размеры сбора налогов на человека между субъектами Федерации и величина бюджетных расходов на человека различаются в 6 раз. Столь глубокая дифференциация субъектов по уровню налоговой базы и бюджетных расходов связана с различиями в уровне производства и структуре экономики. Если сравнивать все субъекты без исключения, то по объему производства промышленной продукции на душу населения они различаются более чем в 100 раз (усредненный показатель - пятикратный разрыв). Аналогичная ситуация с уровнем сельскохозяйственного производства и с уровнем капитальных вложений. Дифференциация субъектов по показателю отношения среднедушевых доходов по прожиточному минимуму –5 раз.
Также сложилась устойчивая тенденция к углублению дифференциации субъектов Федерации, главным образом, в результате ухудшения положения наиболее бедных.
Несмотря на большое количество публикаций, связанных с исследованием проблем экономического развития регионов, очень мало работ, посвященных проблемам стратегического развития регионов (социальных территориальных систем) и управления ими на примере целевых отраслевых программ.
В настоящее время для формирования и разработки целевых отраслевых программ регионального развития регионов (социальных территориальных систем) необходимо учитывать исторически сложившуюся систему отраслевого хозяйства и инфраструктуру территории. Региональная производственная система является «естественной» и образующей частью производственного комплекса (ПК или ТПК), определяющего особенности жизнедеятельности населения в местах его компактного проживания.2
Экономическую основу жизнедеятельности населения региона и «жизни» современных региональных систем в целом составляет производство (добывающее, сельскохозяйственное и т.д.) в форме производственных организаций и их инфраструктуры. Поэтому стратегической целью региональных систем является, прежде всего, сохранение и развитие производственной основы существования региональных образований, что позволяет обеспечить «жизнь» населения региона и функционирование самого региона как социальной синергетической системы жизнедеятельности в целом.
Таким образом, основой
стратегии социально-
Следует отметить, что в основе идеи планирования комплексного развития лежит теоретическая посылка о том, что регион рассматривается как уменьшенная модель государства со своим усеченным воспроизводственным процессом. Основное значение в региональном развитии придавалось материальному производству, а приоритетное положение занимало строительство новых предприятий и объектов инфраструктуры. Поэтому этот подход должен быть использован в современном переходном периоде, так как концептуально не произошло изменений в способах увеличения благосостояния населения через сферу материального производства, а лишь сменилась идеология.
Объективной основой самосохранения социальных организованных территориальных систем является искусственная система техноценоза, не только предопределяющая все стороны жизни и деятельности населения региона, но и объективно создаваемая на длительные сроки ее использования, сопоставимые с социальными процессами смены поколений людей. Поэтому основными принципами самосохранения региона является сохранение, поддержание ее в рабочем состоянии, адаптационная динамика, развитие производственных организаций и их производственной, социально-бытовой инфраструктуры в результате объективного научно-технического прогресса. Именно сохранение и развитие производственной, деятельностной основы существования территориальных образований позволяет сохранить «жизнь» населения региона и самой территории как синергетической системы в целом.