Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью исследования является разработка проекта развития транспортной инфраструктуры региона
Достижение поставленной цели требует решения в процессе исследования следующих задач:
исследовать теоретико-методологические аспекты проблем эффективного развития экономики регионов;
провести анализ транспортного комплекса Хабаровского края, в том числе по видам транспорты и выявить перспективные направления и проблемы развития;
разработать проект развития транспортного комплекса и инфраструктуры региона на основе расширения инвестиционной активности в транспортном комплексе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………..……………………………………
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
РОССИИ …………………………..……………………………………...
7
1.1 Параметры эффективной модели регионального развития:
общие характеристики ……………………………………………..
7
1.2 Методика комплексной оценки уровня социально-
экономического развития регионов России: сущность,
параметры, возможность совершенствования …………………….
11
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ …………………………..…………………………………………..
18
2.1 Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского
края…………………………..…………………………………………...
18
2.2 Анализ уровня развития и проблем транспортного комплекса
Хабаровского края по видам транспорта …………………………..
23
3 ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ …...
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…………………………………
Стабилизация экономического положения предприятий создает основу не только для самостоятельного обеспечения социально-экономического положения основного костяка трудящихся и членов их семей, но и всего населения, так как обеспечивает экономическое развитие всех остальных производственных (коммунально-бытовых), жилищных и социальных сфер деятельности региона. Повышение экономического положения трудящихся и их семей объективно (автоматически) приведет к росту сфер обслуживания, торговли, коммунально-бытового обслуживания, создаст устойчивую надежную налогооблагаемую базу для формирования фондов социального обеспечения (причем включая и государственный сектор: оборону, содержание правительства и т.д.).
Пассивная позиция органов власти всех уровней по отношению к формированию устойчивого развития промышленных предприятий (промышленной политики), составляющих основу производительных сил и являющихся источником материального благополучия населения, приводит к возрастанию пассивной потребительской нагрузки на социальное обеспечение, прежде всего, за счет социальных фондов федерального бюджета, который в свою очередь формируется именно за счет индустриальных производственных предприятий регионов. Именно создание научно-технического, промышленно-транспортного ядра экономики региона создает основу и финансовые источники социально-экономического развития всех сфер его жизнедеятельности.
Таким образом, формирование
целевых приоритетов и
Еще раз подчеркнем, что
благосостояние населения региона
прежде всего обусловливается уровнем производственно-хозяйственного
развития. Именно он определяет возможности
и уровень социально-экономического развития
территории. Более того, стратегические
цели регионального развития предопределяются
специфическими особенностями развития
регионов. Таким образом, народнохозяйственный
комплекс территории, по сути, предопределяет
цели, экономику и стратегию развития
промышленного производства региональных
административно-
1.2 Методика
комплексной оценки уровня
экономического развития
параметры, возможность
Методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ разработана и является приложением к Федеральной целевой Программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010гг и до 2015г.)». В соответствии с методикой определяется порядок софинансирования инвестиционных проектов из средств фондов регионального развития и алгоритм оценки необходимого объема федеральной финансовой помощи субъекта РФ.4
Показатели, используемые
в официальной методике характеризуют
качество жизни населения, текущее
состояние социально-
Используемые показатели
собраны в три блока –
При формировании модели эффективного социально-экономического развития необходимо выделить две взаимосвязанные и взаимодополняющие подсистемы – донорную и акцепторную. Донорная подсистема формирует инфраструктуру для эффективного использования ограниченных ресурсов и производства регионального совокупного общественного продукта. Акцепторная подсистема (Сфера нематериального производства) формирует условия для развития инфраструктуры обеспечивающей качество жизни человеческого общества, а также обеспечивает условия для развития донорной подсистемы.6
Для определения приоритетных
направления социально-
1 уровень обеспечения
эффективного социально-
Здесь формируется локальный
процесс обеспечения
Процесс обеспечения эффективного развития донорной подсистемы рассматривается как целевая ориентация на внутреннюю организацию предприятий и эффективное рыночное поведение, на основе моделей организационной эффективности – целевой модели Перроу (1961г.), системно-ресурсной модели Юхтмана и Сишора (1967г.) и противоречивой модели Холла.
Эффективность управления затратами в социальной сфере должно достигаться путем согласования и действий донорной подсистемы региона. Проблема согласования должна быть отнесена к управленческой проблеме локального уровня и, как правило, имеет важное значение в условиях развития регионального рынка.
2 уровень обеспечения
эффективного социально-
3 уровень обуславливается интегрированием целей и задач группы ведущих отраслей региона, объединяемых на партнерских отношениях для достижения взаимоудовлетворяющих результатов на региональном уровне, с учетом развивающегося регионального рынка сырья, трудовых ресурсов и рыночной инфраструктуры.9
Спектр акцепторной подсистемы расширяется и включает в себя социальную сферу 3-го уровня (как синтез 1-го и 2-го уровней), инвестиционный и инновационный потенциал. Для придания процессу ориентации организационного развития всей донорно-акцепторной подсистемы региона необходимо выделить приоритетные направления и определить государственные рычаги стимулирования данного процесса.
В рамках акцепторной
подсистемы особое значение на этом уровне
приобретает инновационное
4 уровень необходимо
рассматривать в статусе
Очевидно, что региональную конфедерацию нужно рассматривать как возможность образования на территории федеративного государства регионов, полностью сохраняющих свою независимость, имеющих собственные органы власти и управления, а специально объединяемые органы создаются только для координации действий в определенных целях, т.е. регионы полностью сохраняют свой государственный суверенитет.
В современных условиях учет региональных интересов в деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности регионов являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом. Между тем, необоснованное увлечение в использовании этих принципов в реальной деятельности органов управления разных уровней может привести к развитию таких явлений как региональная автаркизация и региональный монополизм.
Как правило, потребность в формировании 4-го уровня может быть обусловлена неспособностью федеративного государства обеспечить выполнения минимальных своих функций в рамках государственной региональной политики.
Четырех уровневая подсистема формируется как объединение всех элементов процесса обеспечения эффективного социально-экономического развития региона в единую систему посредством прямых и обратных связей: снизу-вверх – вложение локальных процессов в более сложные процессы верхних уровней, и сверху вниз – создания верхними уровнями условий и предпосылок нормального протекания процесса на более низких, локальных уровнях.
Таким образом, в рамках теоретико-методологической главы проекта автором были проведены исследования моделей эффективного экономического развития регионов и представлена методика оценки эффективного экономического развития субъектов РФ.
На основе изученных теоретических аспектов проблемы автор может логически подойти к аналитической и проектной частям исследования, посвященным анализу эффективного экономического развития отдельной отрасли экономики конкретного региона РФ – транспортной инфраструктуры Хабаровского края и предложить проектные мероприятия по повышению устойчивости и эффективности развития транспортной системы анализируемого субъекта РФ.
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ
2.1 Общая характеристика
транспортной отрасли
края
В зависимости от вида, транспорт различают: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему Хабаровского края. По занимаемому транспортно - географическому положению каждый из регионов России может быть отнесен к определенной группе пограничных, столичных, центральных, внутренних, периферийных, тупиковых, «пустых» регионов.