Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка проекта развития транспортной инфраструктуры региона
Достижение поставленной цели требует решения в процессе исследования следующих задач:
исследовать теоретико-методологические аспекты проблем эффективного развития экономики регионов;
провести анализ транспортного комплекса Хабаровского края, в том числе по видам транспорты и выявить перспективные направления и проблемы развития;
разработать проект развития транспортного комплекса и инфраструктуры региона на основе расширения инвестиционной активности в транспортном комплексе.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………..……………………………………
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
РОССИИ …………………………..……………………………………...


7
1.1 Параметры эффективной модели регионального развития:
общие характеристики ……………………………………………..

7
1.2 Методика комплексной оценки уровня социально-
экономического развития регионов России: сущность,
параметры, возможность совершенствования …………………….


11
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ …………………………..…………………………………………..


18
2.1 Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского
края…………………………..…………………………………………...

18
2.2 Анализ уровня развития и проблем транспортного комплекса
Хабаровского края по видам транспорта …………………………..

23
3 ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ …...


34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………………………...
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Регональная экономика и управление (курсовая) трансп инфраструктура Хаб. край.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

Согласование или координация  интересов требует выделения  субъектов – носителей противоречивых интересов. Субъектом интереса в нашем случае выступает РТК. Особые интересы имеет собственник капитала, его интересы не всегда совпадают с мотивами РТК. Промежуточное положение между инвесторами и РТК занимают отдельные территории (регионы, административно-хозяйственные или территориально-хозяйственные образования).

Формирование инвестиционной стратегии РТК осуществляется в  поле пересечения взаимных интересов  как РТК, так и всех участников. Возможность ее формирования зависит  от понимания и учета взаимных интересов партнеров, от умения видеть объект инвестирования с позиции стратегического инвестора и оценивать его инвестиционную привлекательность.

Инициация практически  всех видов деятельности РТК связана  с затратами капитала в виде материальных и интеллектуальных ресурсов, необходимых для следующих действий:

  1. исследования условий предстоящей деятельности, а также уровня отдачи предполагаемого к реализации проекта (затраты на предпроектное исследование);
  2. создание материальной основы в виде транспортной инфраструктуры;
  3. закупка необходимых объемов сырья, рабочей силы, энергоресурсов, достаточных для вывода определенной деятельности РТК на рабочий режим (оборотный капитал).

Представленные положения  также можно отразить в виде схемы:

Рисунок 3.2 – Инициация видов  хозяйственной деятельности, связанная с инвестированием





 


 

 

 

 

 

В современных условиях развития и внедрения инновационных  технологий создание соответствующих  объектов и оборудования связано  с затратами капитала, зачастую неподъемных  для РТК. Обычной практикой при реализации проектов является привлечение внешнего капитала в виде кредитов или долевого участия. Источники финансирования инвестиционной деятельности, с учетом российского законодательства, автор также представит в виде схемы:

 

Рисунок 3.3 – Источники финансирования инвестиционной деятельности













 

 

 

 

 

 

 

На практике источники  финансирования тесно взаимоувязаны  и используются комплексно в процессе мобилизации ресурсов для формирования инвестиционной стратегии.

Процесс формирования инвестиционной стратегии должен проходить в ряд этапов, которые представим схематично:

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.4 – Основные этапы процесса формирования инвестиционной стратегии РТК




 






 

 

 

 




 

 

Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на  системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно решаются следующие задачи:

  1. определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода;
  2. определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности;
  3. определение региональной направленности инвестиционной деятельности.

Все направления и  формы инвестиционной деятельности РТК осуществляются за счет формируемых ею инвестиционных ресурсов. Стратегия формирования инвестиционных ресурсов  является важным составным элементом не только инвестиционной, но и финансовой стратегии. Разработка такой стратегии призвана обеспечить бесперебойную инвестиционную деятельность в предусмотренных объемах; наиболее эффективное использование собственных финансовых средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчивость РТК в долгосрочной перспективе.

Формирование инвестиционных ресурсов РТК осуществляется по следующим этапам:

  1. прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов;
  2. изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников;
  3. определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов;
  4. оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.

Пятый этап разработки инвестиционной стратегии предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации  инвестиционной стратегии обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации инвестиционной стратегии со стратегией развития, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.

И, наконец, на последнем  этапе производится оценка разработанной  инвестиционной стратегии, которая осуществляется на основе следующих критериев:

  1. согласованность инвестиционной стратегии РТК со стратегией развития РТК. При этом исследуется согласованность целей, направлений и этапов реализации этих стратегий;
  2. внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии. В процессе такой оценки определяется, насколько согласуются между собой стратегические цели и направления инвестиционной деятельности, а также последовательность их выполнения;
  3. согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой. При этом оценивается, насколько разработанная стратегия соответствует прогнозируемым изменениям экономического развития инвестиционного климата региона, а также конъюнктуры инвестиционного рынка
  4. реализуемость инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности РТК в формировании финансовых ресурсов за счет собственных источников. Рассматривается также возможность привлечения к реализации инвестиционной стратегии требуемых финансовых, технологических и других ресурсов;
  5. приемлемость уровня риска, связанного с реализацией инвестиционной стратегии. В процессе такой оценки рассматриваются уровни основных инвестиционных рисков и их возможные финансовые последствия для РТК;
  6. результативность инвестиционной стратегии. Оценка результативности инвестиционных стратегий базируется на определении экономической эффективности от их реализации. Наряду с этим оцениваются и внеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации инвестиционной стратегии  (рост имиджа РТК, улучшение условий труда его сотрудников и т.д.)

Таким образом, инвестиционная стратегия представляет собой критическую  стартовую точку и базис всей стратегической деятельности РТК.

Итак, в проектной части  исследования автор предложил модель формирования и реализации инвестиционной стратегии региональных промышленных комплексов (РТК). Учитывая данные проделанного во второй главе анализа, в результате которого было выявлено, что одним из проблемных факторов, тормозящих развитие транспортного комплекса Хабаровского края является достаточно слабая инвестиционная активность в данном секторе экономики, предложенная автором модель может быть использована в практике работы как непосредственно самих РТК Хабаровского края, так и органов государственного и регионального управления для развития инвестиционной активности в регионе. Все вышесказанное вполне характеризует практическую значимость предложенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе  проведенного в исследовании анализа и выработанных предложений, автор может сделать ряд общих выводов.

Итак, в рамках первой, теоретико-методологической, главы  проекта автором были проведены  исследования моделей эффективного экономического развития регионов и  представлена методика оценки эффективного экономического развития субъектов РФ. Изучение и анализ теоретических и методологических аспектов проблемы позволило автору логически подойти к аналитической части исследования, посвященным анализу эффективного экономического развития конкретного региона РФ – Хабаровского края.

Во второй главе исследования автором была дана общая характеристика транспортного комплекса Хабаровского края и проанализированы перспективы  и уровень его развития по видам  транспорта, а также выявлены наиболее острые и актуальные проблемы развития транспортной инфраструктуры. Одной из таких проблем автор называет инвестиционную проблему, что позволяет определить направление дальнейшего проектирования по развитию транспортной инфраструктуры региона.

Еще раз отметим, что  под инвестиционной стратегией РТК понимается комплекс долгосрочных целей и выбор наиболее эффективных  путей их достижения. Формирование инвестиционной стратегии РТК представляет собой сложный творческий процесс, который основывается на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе его сегментов. Эта стратегия всегда формируется в рамках общей стратегии развития, согласовывается с ней по целям, этапам и срокам реализации. Главной целью стратегии развития является поддержание в актуальном состоянии всех ресурсов РТК на долгосрочный период.

Описывая предложенную модель инвестиционной стратегии РТК автор подробно остановился на всех составляющих элементах стратегии: условиях формирования инвестиционной стратегии РТК, участниках инвестиционного процесса и согласовании их приоритетов, обеспечении проекта ресурсами, подробно охарактеризовал каждый этап реализации инвестиционной стратегии, уделив особое внимание оценке результатов ее внедрения.

Учитывая результаты анализа состояния транспортной инфраструктуры и транспортного комплекса Хабаровского края, в результате которого было выявлено, что одним из проблемных факторов является слабая инвестиционная привлекательность транспортного сектора экономики, предложенная автором модель может быть использована в практике работы как непосредственно самих РТК Хабаровского края, так и органов государственного и регионального управления для развития инвестиционной активности в регионе. Все вышесказанное вполне характеризует практическую значимость предложенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. – М., 1994 - 42с.

Транспорт и связь  в Хабаровском крае: Стат. сборник Министерство статистики и анализа. – М., 2010.

Анисимов, Ю.П. Региональный инвестиционный центр: механизм создания, его функции /Ю.П. Анисимов // Регионология. – 2004. – №2. – С.66-78.

Анисимов, Ю.П. Организация  управления региональными промышленно-производственными комплексами. Учебное пособие для вузов. /Ю.П. Анисимов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 104с.

Атаманчук, Г.В. Государственное  управление. Учебник. /Г.В. Атаманчук  – М., 2000. – 438с.

Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов. /А.И. Гаврилов – М.: ЮНИТИ, 2000.

Гладкий, Ю.Н., Чистобаев  А.И. Основы региональной политики / Ю.Н. Гладкий. - СПб.: Издательство Михайлова  В.А., 2004. - 245 с.

Гранберг, А.Г. Основы региональной политики. Учебник для вузов. /А.Г. Гранберг – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495с.

Ишаев, В.И. Стратегическое развитие России до 2010 года и концепция  региональных преобразований /В.И. Ишаев //Вестник ДВО РАН. – 2002. - №2. – С.19-26.

Кистанов, В.В., Копылов, Н.В. Региональная экономика России. Учебник. /В.В. Кистанов, Н.В. Копылов – М.: Финансы и статистика, 2002. – 584с.

Кучевский, Н.Г. Место и роль транспорта в народнохозяйственном комплексе страны / Н.Г. Кучевский // Экономика, анализ, прогноз, регулирование. – 2003 - № 4. – С. 28-39.

Кучевский, Н.Г. Транспорт России: основные этапы развития // Материалы докладов республиканской научно-практической конференции. В 2 т. М.: НИЭИ Минэкономики, 2004. Т. 1. С. 97-111.

Малин, А.С. Региональное управление. Учебное пособие / А.С. Малин - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 197с.

Могилевкин, И. Мировой транспорт: Новые горизонты и новые проблемы /И. Могилевкин // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 9. – С. 29-36.

Морозова, Т.Г. Региональная экономика. Учебник для вузов /под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 972с.

Нестеров, П.М., Нестеров, А.П. Региональная экономика. Учебник  для вузов. /П.М. Нестеров, А.П. Нестеров – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 447с.

Пикулькин, А.В. Система  государственного управления. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 543с.

Туровский, Р.Ф. Политическая Регионалистика. / Р.Ф. Туровский. - М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2006. - 234 с.

Информация о работе Проект развития транспортной инфраструктуры региона (на примере Хабаровского края)