Для ремонта
автодорог и на период его
проведения по договоренности
сторон (как правило, в периоды,
когда земли не заняты сельскохозяйственными
культурами) могут выделяться земельные
участки в срочное пользование,
которые за ненадобностью возвращаются
прежним землепользователям в
состоянии, пригодном для использования
по целевому назначению.
Особой
охране подлежат федеральные
дороги общего пользования 1-й,
2-й, 3-й и 4-й категорий.
Вдоль этих дорог
устанавливаются специальные придорожные
полосы, ширина которых составляет:
для дорог 1 и 2 категорий - 75 м, а для
дорог 3 и 4 категорий - 50 метров в обе
стороны от границ полосы отвода. При
подъезде к столицам республик, административным
центрам субъектов Федерации
и городам федерального значения
на расстояние не менее 25 км от границ
указанных городов ширина придорожной
полосы увеличивается до 150 м. Вдоль
кольцевых дорог упомянутых населенных
пунктов ширина придорожной полосы
устанавливается в 250 м.
При пересечении
дороги с линиями высоковольтной
электропередачи расстояние от
опоры проводов до бровки дороги
должно быть равным высоте
опоры плюс 5 м, но не менее
25 м.
Придорожные
полосы федеральных автомобильных
дорог общего пользования - зона
с особым режимом использования
земель. Предоставление земельных
участков в пределах придорожных
полос и в непосредственной
близости от них должно производиться
только по согласованию с органами
управления автотранспортом и
ГИБДД.
В пределах
придорожных полос запрещается
строительство капитальных сооружений
со сроком службы 10 лет и более.
Ранее построенные сооружения
сохраняются, однако режим их
использования должен быть согласован
с органами управления автотранспортом.
Размещение в пределах придорожных
полос различных объектов транспортной
обстановки, а также указателей,
плакатов, информационных и рекламных
щитов и роликов и т.п. может
осуществляться только по согласованию
с соответствующими службами: МВД
РФ, дорожной службой, архитектурной
службой и т.п.
Правовой
режим земель воздушного транспорта
установлен Воздушным кодексом РФ,
принятым 19 марта 1997 г.
К землям
воздушного транспорта относятся
участки, занятые как непосредственно
объектами воздушного транспорта,
так и обслуживающими их сооружениями
и постройками:
- аэропортами,
включая аэродромы и обособленные
сооружения (объекты управления
воздушным движением, радионавигации,
посадки и т.п.);
- вертолетными
станциями, включая вертодромы;
- служебно-техническими
территориями со всеми зданиями
и сооружениями, обеспечивающими
нормальную работу воздушного
транспорта;
- ремонтными
заводами гражданской авиации,
испытательными полигонами, складскими
помещениями, базами и т.п.;
- жилыми, служебными,
культурно-бытовыми и иными постройками
и сооружениями обслуживающего
характера.
Земельные
участки предоставляются, как
правило, в бессрочное пользование
предприятиям и организациям
воздушного транспорта в соответствии
с проектной документацией или
установленными нормативами.
Для обеспечения
безопасности полетов воздушных
судов на землях воздушного
транспорта устанавливаются специальные
охранные зоны, включающие приаэродромные
территории и полосы воздушных подходов.
В пределах
указанных зон допускается хозяйственная
деятельность, не противоречащая
требованиям эксплуатации воздушного
транспорта. Кроме того, на землях,
прилегающих к аэродромам в
радиусе 15 км, запрещается размещение
мест концентрированных выбросов
пищевых отходов, строительство
звероводческих ферм, скотобоен
и других объектов, на которых
возможно массовое скопление
птиц, что опасно для полетов
воздушных летательных аппаратов.
Установлено
также, что планировка или перепланировка
территории городов и других населенных
пунктов, на территории или в районе
которых находятся аэродромы
и аэропорты, должна производиться
с соблюдением требований безопасности
полета воздушных судов и по согласованию
с органами, в ведении которых
находятся аэродромы и аэропорты.
1. В зависимости
от вида водного транспорта
земли этой категории подразделяются
на земли морского транспорта
и земли внутреннего (речного
и озерного) водного транспорта,
правовой режим которых несколько
различается.
К землям
морского транспорта относятся
земли:
а) под
морскими торговыми портами со
всеми находящимися на них
техническими и гражданскими
сооружениями, площадями, набережными,
пристанями, служебными, жилыми и
культурно-бытовыми сооружениями;
б) земли
под судостроительными и судоремонтными
заводами, судоремонтными базами, маяками
и обслуживающими их территориями.
Правовой
режим использования этих земель
регулируется в основном Кодексом
торгового мореплавания от 30 апреля
1999 г.
Земельные
участки для указанных целей
предоставляются в установленном
порядке в бессрочное, временное
пользование или в аренду морским
портам, судостроительным и судоремонтным
заводам, базам и иным предприятиям,
обслуживающим нужды морского
флота и выступающим в качестве
субъектов права на землю. Размеры
предоставляемых участков и условия
пользования ими определяются
проектной документацией и решением
органов, предоставивших землю.
Частные или приватизированные
предприятия могут иметь земельные
участки на праве собственности.
Права и обязанности землепользователей
установлены ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ, а
также нормами указанных выше
специальных нормативных актов.
Ведомственное
управление землями этой категории
осуществляется Министерством морского
флота.
Земельные
участки, отнесенные к морскому
транспорту, используются соответствующими
субъектами непосредственно для
строительства и обслуживания указанных
выше объектов флота.
Однако часть
земель, временно не используемых по прямому
назначению, может передаваться ими
другим ведомствам и организациям на
договорных началах во временное
пользование для складирования
грузов, устройства подъездных путей
и т.п.
2. К землям
внутреннего водного транспорта
относятся участки, занятые:
- речными
и озерными портами, пристанями,
гаванями, причалами и затонами;
- пассажирскими
речными и иными вокзалами
и павильонами;
- судоходными
каналами и гидротехническими
сооружениями;
- берегоукрепительными
сооружениями и насаждениями;
- объектами
обслуживания внутреннего водного транспорта
(базами, заводами, верфями, служебными,
жилыми, культурно-бытовыми помещениями
и т.п.).
Правовое
положение земель внутреннего
водного транспорта регулируется
Кодексом внутреннего водного
транспорта, принятым в апреле 2001
г.
Земельные
участки для нужд водного транспорта
предоставляются соответствующим
субъектам (речным и озерным
портам, судовым верфям, судоремонтным
заводам) на праве бессрочного
или временного пользования, а
также на праве аренды. Кроме
того, они могут приобретаться
в собственность в порядке
приватизации или совершения
сделок отчуждения. Их права и
обязанности как землепользователей
определены ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ. В
соответствии со ст. 6 ВК РФ
на внутренних водных путях
(вне городских населенных пунктов) устанавливается
береговая полоса (бечевник) шириной в
20 м, которая предназначается для общего
пользования. Здесь каждый вправе (без
использования транспорта) пользоваться
бечевником для передвижения и пребывания,
в том числе с целью купания, рыболовства
и причаливания плавательных средств.
В частности,
на береговой полосе внутренних водных
путей разрешается:
- устройство
приспособлений для причаливания
судов и плотов, погрузка и
выгрузка грузов (без устройства
постоянных сооружений) и их временное
хранение;
- хранение
твердого топлива для судов,
предприятий и организаций водного
транспорта, а также временное
хранение рыболовных снастей
и судовых принадлежностей;
- устройство
временных зимовочных помещений,
а также помещений для механической
тяги судов;
- хранение
в зимнее время древесины, предназначенной
для сплава.
В соответствии
со ст. 10 Кодекса внутреннего водного
транспорта береговая полоса
может безвозмездно использоваться
для работ, связанных с судоходством.
Использование
береговой полосы для осуществления
хозяйственной и иной деятельности
не допускается, если такая
деятельность несовместима с
обеспечением безопасности судоходства.
В любом случае осуществление
такой деятельности должно согласовываться
с бассейновыми органами государственного
управления на внутреннем водном
транспорте.
То же
относится и к отводу земельных
участков в пределах береговой
полосы для строительства каких-либо
строений и сооружений.