Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:16, реферат
В настоящее время более 80% грузооборота транспорта общего пользования и 40% пассажирооборота в транспортной системе страны выполняется железнодорожным транспортом. При этом железнодорожный транспорт обеспечивает большую часть прироста объемов перевозок в транспортной системе страны. Так, в 2006 году он обеспечил почти 90% общего прироста грузооборота и 56% пассажирооборота.
Российские железные дороги вносят значительный вклад в формирование федерального и регионального бюджетов. Около 20% общих доходов ОАО «РЖД» (свыше 179 млрд. рублей в год) направляется в бюджетные и внебюджетные фонды.
Введение
1 Особенности развития и размещения транспортного комплекса в России
2 Роль железнодорожного транспорта в экономике России
3 Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта
4 Обеспечение международных экономических связей единой транспортной системы
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Саратовский техникум железнодорожного транспорта – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения»
СТЖТ
– филиал СамГУПС
РЕФЕРАТ
На тему: «Железнодорожный транспорт основа транспортной системы РФ»
По дисциплине
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
специальности
190701 Организация
перевозок и управление на
транспорте
Выполнил: студент гр. Д-41
Архипов Роман
Проверил: преподаватель
Мешкова
Н.А.
Саратов 2010
Содержание
Введение
1
Особенности развития и
2 Роль железнодорожного транспорта в экономике России
3 Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта
4 Обеспечение международных экономических связей единой транспортной системы
Введение
Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта. Транспорт – “кровеносная система экономики” страны, оказывающая влияние на размещение производительных сил. Транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие между экономическими районами и отраслями производства, и является необходимым условием и материальной основой территориального разделения труда. Значит, изучение транспортного комплекса России является актуальной темой в наше время, да и во все времена. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства. Для разных видов продукции доля транспортных затрат в стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материалов она составляет более 50 %, железной руды и лесоматериалов – до 20 %. Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10 % от валового общественного продукта страны. Традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.
Значение
транспорта как важной составной
части экономики Российской Федерации
определяется его ролью в территориальном
разделении общественного труда: специализация
районов, их комплексное развитие невозможны
без системы транспорта. Транспортный
фактор оказывает влияние на размещение
производства, без его учета нельзя
достичь рационального
Железнодорожный транспорт России в течение своей 170-летней истории является основой транспортной системы страны.
В настоящее время более 80% грузооборота транспорта общего пользования и 40% пассажирооборота в транспортной системе страны выполняется железнодорожным транспортом. При этом железнодорожный транспорт обеспечивает большую часть прироста объемов перевозок в транспортной системе страны. Так, в 2006 году он обеспечил почти 90% общего прироста грузооборота и 56% пассажирооборота.
Российские железные дороги вносят значительный вклад в формирование федерального и регионального бюджетов. Около 20% общих доходов ОАО «РЖД» (свыше 179 млрд. рублей в год) направляется в бюджетные и внебюджетные фонды.
В условиях динамично развивающейся российской экономики, интенсивного роста международных перевозок задача опережающего развития железнодорожной инфраструктуры выходит на общенациональный уровень.
Поэтому ОАО «РЖД», сообщает пресс-служба этой компании, обратилось к руководству страны с предложением о выработке долгосрочной государственной стратегии в области модернизации и развития железнодорожного транспорта.
6
сентября 2007 года Правительство
РФ одобрило «Стратегию
1
Особенности развития
и размещения транспортного
комплекса в России.
Большая протяженность территории России с запада на восток, неравномерность размещения основных источников сырья и топлива, территориальный разрыв между районами добычи сырья и районами его переработки определили особенности развития и размещения транспортной системы страны.
Уровень
развития транспортной системы Российской
Федерации имеет огромные различия
по регионам. Обеспеченность путями сообщения
как по общей длине, так и по
плотности отличается в десять и
более раз. Наиболее развитой транспортной
системой выделяются Центральный, Северо-Западный
(кроме европейского Севера), Южный,
Приволжский федеральные
В транспортной системе России можно выделить три магистральных направления:
1.
Широтное магистральное
2.
Меридиональное волго-
3.
Меридиональное магистральное
По этим основным магистральным направлениям перемещается основная часть грузов и пассажиров страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также, в основном, совпадают с сухопутными. В европейской части России сложилась радиально-кольцевая структура дорожной сети с центром в Москве. В азиатской части широтные магистрали на юге и Северный морской путь на севере соединены меридиональными трассами внутренних речных бассейнов Оби, Лены, Енисея.
Пересечение главного коридора с транспортными осями приводит к формированию крупных транспортных пунктов и узлов.
Под транспортными пунктами понимаются железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты. Они выполняют следующие функции: экономические, транспортные, технические, политические, культурные и функции международных связей. Транспортный узел – это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населенном пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров. Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные, железнодорожно-автомобильные, водно - автомобильные.
Помимо
основных магистральных направлений
имеется густая транспортная сеть внутрирайонного
и местного значения. Сочетаясь между
собой, они образуют Единую транспортную
систему России. В составе транспортной
системы каждый вид транспорта имеет
свои рациональные сферы применения.
Формирование транспортной сети обусловлено
рядом социально-экономических
В целом по России на 1000 км² приходится 8,1 км железных дорог, в том числе общего пользования – 5,0 км, внутренних судоходных путей – 5,0 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – более 31 км, магистральных трубопроводов – 12,5 км. [8, с
2 Роль железнодорожного транспорта в экономике России
«Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации».
Известно,
что железные дороги РФ, располагая
11–12% общей протяженности железных
дорог мира, выполняют более 50% грузооборота
железных дорог. «Железные дороги обслуживают
1,2 млн. работников, магистральные пути
составляют 87 тыс. км (из 158 тыс. км) – 19
региональных железных дорог, которые
относятся к федеральной
Однако
в целом развитие железных дорог
и улучшение экономических
Преимуществом
железнодорожного транспорта является
независимость от природных условий
(строительство железных дорог практически
на любой территории, возможность
ритмично осуществлять перевозки во
все времена года, в отличие
от речного транспорта). «Эффективность
железнодорожного транспорта становится
ещё более очевидной, если учесть
такие его преимущества, как высокие
скорости подвижного вагонопотока, универсальность,
способность осваивать
Информация о работе Железнодорожный транспорт - основа транпортной системы РФ