Железнодорожный транспорт - основа транпортной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:16, реферат

Описание

В настоящее время более 80% грузооборота транспорта общего пользования и 40% пассажирооборота в транспортной системе страны выполняется железнодорожным транспортом. При этом железнодорожный транспорт обеспечивает большую часть прироста объемов перевозок в транспортной системе страны. Так, в 2006 году он обеспечил почти 90% общего прироста грузооборота и 56% пассажирооборота.

Российские железные дороги вносят значительный вклад в формирование федерального и регионального бюджетов. Около 20% общих доходов ОАО «РЖД» (свыше 179 млрд. рублей в год) направляется в бюджетные и внебюджетные фонды.

Содержание

Введение

1 Особенности развития и размещения транспортного комплекса в России

2 Роль железнодорожного транспорта в экономике России

3 Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта

4 Обеспечение международных экономических связей единой транспортной системы

Работа состоит из  1 файл

железнодорожный транспорт - основа транспортной системы РФ.docx

— 42.72 Кб (Скачать документ)

 

     4 Обеспечение международных экономических связей единой транспортной системы 

     В РФ все виды транспорта общего пользования  составляют единую транспортную систему (ЕТС). В ее составе: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный  и трубопроводный транспорт.

     Единая  транспортная система России отличается весьма сложной структурой. Экономическая  основа этой системы — производственно-экономические  связи. Ее материальная основа — сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок. Сеть путей сообщения образуют: межрайонные  магистрали, поддерживающие межрайонное  разделение труда и цементирующие  все районы страны в единый хозяйственный  организм; районные транспортные сети, обеспечивающие развитие внутрирайонных производственных связей, связей между  отдельными частями районного комплекса; внутрихозяйственные дороги, призванные осуществлять перевозочные функции  в процессе производственной деятельности отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

     Транспорт — сложная межотраслевая система, занимающая ключевое положение в  территориальной организации производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие  территориальных особенностей функционирования транспортной системы. При этом особое значение имеет оценка транспортно-географического  положения как отдельных элементов  ЕТС, так и различных народнохозяйственных объектов, взаимодействующих между  собой с помощью транспорта.

     В составе ЕТС каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают прежде всего эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных  вложений, удельный расход топлива  и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род  грузов. Например, железнодорожный  транспорт осуществляет перевозку  массовых грузовых потоков, морской  — межконтинентальные перевозки  на большие расстояния, а также  большим и малым каботажем. Значение того или иного вида транспорта в  ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (см. таблицу 2) и пассажирообороте.

     Таблица 2

     Распределение грузооборота в ЕТС России (млн. тонн)

Виды  транспорта 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Железнодорожный 1957 1640 1348 1058 1028 911
Автомобильный 2731 1862 2570 1767 1441 932
Трубопроводный 1042 947 873 801 783 302
Морской 104 91 83 70 65 54
Речной 514 308 215 155 140 106
Воздушный 2,2 1,4 0,9 0,7 0,6 0,8
Всего: 6350,2 4849,4 5089,9 3851,7 3457,6 2850,8
 

     В последнее время доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее  значение в ЕТС, что обусловлено  в первую очередь соответствием  главных магистралей основным транспортно-экономическим  связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над  другими видами наземного транспорта. Водные пути далеко не везде совпадают с ними, кроме того зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного в грузообороте страны объясняется прежде всего наличием других, более эффективных видов транспорта: трубопроводного и автомобильного. Однако распад СССР и увеличение международных экономических связей привело к увеличению доли морского транспорта в грузо- и пассажирообороте.

 

     Заключение 

     Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и во взаимодействии с  организациями других видов железнодорожного транспорта призван своевременно и  качественно обеспечивать потребности  физических лиц, юридических лиц  и государства.

     В условиях постоянно растущего спроса на качественные услуги железнодорожного транспорта необходимо не только преодолеть нарастающий износ основных фондов, но и обеспечить условия для создания новой для России инфраструктуры высокоскоростного сообщения.

     Кроме того, предстоит обеспечить транспортную доступность новых месторождений  и перспективных производственных районов, фактически обустроить малообжитые  территории страны.

     Для развития и модернизации отрасли  необходимо привлечение значительных инвестиционных ресурсов, с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Это потребует дополнительных шагов  по укреплению Инвестиционного фонда, по его наполнению.

     Необходимо  также повышение капитализации  самой компании ОАО «РЖД», расширяя ее рыночные возможности, в том числе путем создания дочерних компаний и вывода акций этих компаний на фондовый рынок.

     Успех инвестиционной политики будет зависеть от эффективности будущей модели рынка транспортных услуг. В этих целях уже сейчас нужно заложить условия для нормальной конкуренции  в различных сферах железнодорожного бизнеса. 
 

 

     Список  использованных источников 

     1.  А. Ю. Скопин Экономическая  география России: учебник для  вузов – М.: Проспект, 2005.

     2.  Россия: Большая Российская энциклопедия/ М: Большая Российская энциклопедия, 2004.

     3. www.gks.ru

    4. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. Москва, 1985 г. 177 стр.

    5. http://www.securpress.ru/issue/Tb/2005_1/rail_kluch.htm

     6. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учебное пособие/ Под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова – М.: Владос-Пресс, 2003. 

Информация о работе Железнодорожный транспорт - основа транпортной системы РФ