Железнодорожный транспорт России, состояние и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:33, реферат

Описание

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или мотор-вагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Железнодорожный транспорт России, состояние и перспективы его развития....................................................................................................................4
Заключение ………………………………………………………………………13
Задача …………………………………………………………………………….14
Библиографический список …………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 36.04 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Железнодорожный транспорт  России, состояние и перспективы  его развития....................................................................................................................4

Заключение ………………………………………………………………………13

Задача …………………………………………………………………………….14

Библиографический список …………………………………………………….15

 

 

 

Введение

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или мотор-вагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.

Железнодорожный транспорт  связывает в единое целое многочисленные области и районы страны, обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, реализацию социальных программ, экономическую и национальную безопасность государства, активно влияет на развитие межрегиональных и международных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железнодорожный транспорт России, состояние и перспективы его развития

 Понятие железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт  — один из видов транспорта общего пользования. Он находится в ведении  Российской Федерации и представляет собой единый производственно-технологический  комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения. 
        Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках грузов, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. 
       Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60 процентов.

И так, выделим главные  преимущества железнодорожного транспорта:

  • массовость перевозок;
  • регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
  • возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов – осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);
  • универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;
  • по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов;
  • сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

 Производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта представляет собой сложную инфраструктуру, в основе которой лежит сеть железных дорог, непосредственно обеспечивающих потребности в перевозках. В настоящее время сеть железных дорог на территории Российской Федерации состоит из:

 
1. Восточно-Сибирской железной дороги; 
2. Горьковской железной дороги; 
3. Дальневосточной железной дороги; 
4. Забайкальской железной дороги; 
5. Западно-Сибирской железной дороги; 
6. Калининградской железной дороги; 
7. Красноярской железной дороги; 
8. Куйбышевской железной дороги; 
9. Московской железной дороги; 
10. Октябрьской железной дороги; 
11. Приволжской железной дороги; 
12. Сахалинской железной дороги; 
13. Свердловской железной дороги; 
14. Северной железной дороги; 
15. Северо-Кавказской железной дороги; 
16. Юго-Восточной железной дороги; 
17. Южно-Уральской железной дороги. 
      

Общая протяженность железнодорожных  дорог России составляет 86,2 тыс. км (по состоянию на 1998 г. — данные МПС).

 

 

Состояние железнодорожного транспорта России

Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях  единственным способом перевозки грузов и передвижения пассажиров. В системе  железнодорожного транспорта занято 1 млн. 653 тыс. человек, что составляет более 2 процентов трудоспособного  населения России. В этой связи  реформа железнодорожного транспорта играет важную роль в поддержании социально - экономической стабильности в стране и обеспечении роста эффективности экономики.

Системный анализ современного состояния железнодорожного транспорта в России и тенденций  его развития показывает, что, несмотря на его стабильную работу, для отрасли  в целом характерен ряд серьезных  проблем:

1. Уровень эффективности железнодорожного  транспорта, ассортимент и качество  услуг, предоставляемых пользователям,  не в полной мере отвечают  требованиям складывающейся экономической  ситуации. Это связано, в частности,  с низким уровнем мотивации  работников: отсутствует четкая связь между вознаграждением сотрудников и результатами их труда, а также относительно низок уровень оплаты труда отдельных категорий работников (особенно работников нижних тарифных разрядов). Наметилась опасная тенденция оттока высококвалифицированных специалистов из отрасли.

2. Совмещение функций хозяйственной  деятельности и государственного  регулирования в одном отраслевом  органе государственного управления  сдерживает развитие рыночных  отношений в отрасли и препятствует  развитию конкурентной среды. 

3. Система государственного регулирования  деятельности железнодорожного  транспорта недостаточно эффективна, в частности: 

система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна, изменения  в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью;

существуют несколько тарифных центров и тарифных систем;

отсутствует дифференцированный подход к регулированию естественно - монопольных, конкурентных и потенциально конкурентных видов деятельности;

отсутствует согласованность государственного регулирования деятельности различных  естественных монополий;

отсутствует механизм предоставления равноправного  доступа к инфраструктуре независимым  компаниям - перевозчикам и обеспечения  благоприятной среды для их деятельности;

регулирование деятельности монопольных поставщиков  ресурсов для естественных монополий  практически отсутствует;

несовершенна нормативная база функционирования железнодорожного транспорта.

4. Высокая степень износа основных  фондов отрасли в условиях  прогнозируемого роста спроса  на перевозки требует больших  затрат на их текущее содержание  и ремонт, создает опасность потери  технологической устойчивости железнодорожного  транспорта и определяет значительную  потребность в инвестициях. В период с 1992 года ежегодный объем инвестиций в отрасль снизился более чем в три раза, а износ основных производственных фондов возрос с 36 до 55 процентов. Полная восстановительная стоимость основных средств, выбывающих в течение последующих пяти лет, превышает 780 млрд. рублей.

Основными препятствиями в решении этих проблем являются:

  • недостаточная финансовая прозрачность хозяйственной деятельности;
  • ограниченные возможности привлечения частных инвестиций в необходимом масштабе;
  • перекрестное субсидирование убыточных видов деятельности за счет прибыльных в рамках Министерства путей сообщения Российской Федерации в целом (по международным стандартам бухгалтерской отчетности убыток от пассажирских перевозок в 1999 году превысил 26 млрд. рублей);
  • низкая прибыльность системы Министерства путей сообщения Российской Федерации в целом (в том числе в связи с перегруженностью объектами социальной сферы и неосновными видами деятельности) при ограниченности административных рычагов повышения эффективности деятельности;
  • сокращение доли российского железнодорожного транспорта на традиционных и перспективных мировых рынках и отсутствие условий для изменения этой тенденции и интеграции России в мировые транспортные рынки.

5. В условиях экономического  роста ключевыми требованиями  для эффективной работы железнодорожного  транспорта становятся снижение  собственных затрат, повышение мотивации  работников отрасли, способность удовлетворять возрастающие требования пользователей к качеству услуг и гибко реагировать на изменения спроса. Решение этих вопросов связано в первую очередь с формированием и развитием конкуренции в сфере перевозок.

Неотложность решения данных проблем, а также наличие в настоящее  время относительно благоприятных  условий (экономических, социальных и  политических) определяют необходимость  и возможность проведения реформы  на железнодорожном транспорте.

 

Перспективы развития железнодорожного транспорта России

Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года на основании  прогнозов Минэкономразвития предусматриваются  два варианта развития - максимальный и минимальный. Стратегия предусматривает  обеспечение потребностей растущей экономики, постепенное доведение  качества предоставляемых услуг  до мировых стандартов. Предусмотрен рост грузооборота в 1,7 раза, скорость доставки грузов должна возрасти на 26 проц., по контейнерным отправкам она должна вырасти в 3,7 раза.                А. Мишарин подчеркнул, что железнодорожный транспорт должен быть органично интегрирован в мировую транспортную систему, и экспорт транспортных услуг должен возрасти в 2,6 раза.

Важным также является блок, связанный с развитием пассажирского  транспорта - скоростного и высокоскоростного. Скоростное движение к 2030 г. будет организовано на 10,8 тыс. км железных дорог против 650 км в настоящее время, при этом на 1,5 тыс. км будет организовано движение со скоростями до 300-350 км/час.

Серьезным направлением повысить деятельность является обновление подвижного состава. В отрасли высока доля изношенного  подвижного состава. Выработали ресурсы  пассажирские электровозы, некоторые  серии магистральных тепловозов дизель - поездов, грузовых электровозов постоянного тока на железных дорогах: Октябрьской, Свердловской, Горьковской.

Оздоровление пассажирского  вагонного парка планируется  проводить за счет увеличения объема капитально – восстановительного ремонта  и разработки вагонов повышенной комфортабельности, а так же организации  их серийного производства.

Совершенствование инфраструктуры предполагается осуществлять в отношении  всех видов транспорта.

В сфере железнодорожного транспорта необходимо осуществить мероприятия по модернизации и развитию инфраструктуры для ликвидации "узких мест".

До 2015 года предусматривается:

  • строительство вторых путей протяженностью 2407,9 км, в том числе 1478,6 км - на основных направлениях;
  • строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях протяженностью 348,5 км;
  • развитие железнодорожных подходов к морским портам и пограничным станциям;
  • строительство обходов Санкт-Петербургского, Краснодарского, Омского, Саратовского, Читинского и Ярославского железнодорожных узлов;
  • электрификация участков протяженностью 3918 км (в том числе участков Сызрань - Сенная, Трубная - Аксарайская, Ртищево - Кочетовка, Юровский - Темрюк - Кавказ - Тамань и т.д.);
  • оборудование участков системой автоблокировки протяженностью 1851 км;
  • развитие станций и узлов;
  • реконструкция Улан-Баторской железной дороги, в том числе электрификация главного хода с оборудованием системой автоблокировки, укладкой вторых путей (100 км) и другие мероприятия.

В сфере железнодорожного транспорта необходимо осуществить  значительный объем работ по обустройству пограничных переходов для эффективного проведения мероприятий по осуществлению  пограничного, таможенного и других видов контроля. Для этого предусматриваются  строительство зданий и сооружений, развитие подъездных путей, установка  освещения, оборудование ограждений.

Информация о работе Железнодорожный транспорт России, состояние и перспективы его развития