Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены основные теоретические аспекты туризма;
раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы туризма 4
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 4
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 8

2 Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане 12
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 12
2.2 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 15
2.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

туризм реферат.docx

— 260.46 Кб (Скачать документ)

Содержание


 

Введение 3

 

1 Теоретические основы туризма 4

1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 4

1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 8

 

2 Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане 12

2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 12

2.2 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 15

2.3 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

 

Список использованной литературы 23

 

 

 

 

 
Введение

 

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся  отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма  как на мировую экономику в  целом, так и на экономику отдельных  стран и регионов является одной  из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая  сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным  превращение туризма в крупную  самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими  предприятиями, но и предприятиями  других отраслей, что обусловливает  значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним  из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

Казахстан, обладая  уникальными природными ресурсами  и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках.

Президент Н.Назарбаев  отметил на необходимость разработки плана по созданию и развитию, по крайней мере, 5-7 кластеров в таких  сегментах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная  промышленность, транспортно-логистические  услуги, металлургия и строительные материалы. «Они и определят долгосрочную специализацию экономики страны в несырьевых отраслях»,- говорится  в Послании.

Доходы от туризма устойчиво занимают третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Ожидается, что к 2010 году число международных  туристических поездок превысит миллиард, а поступления от туристской индустрии составит 1,2 триллиона  долларов.

Целью работы является исследование современного состояния туризма в Республике Казахстан, его влияния на экономику страны

Для достижения этой цели в работе были решены следующие  задачи:

  • изучены основные теоретические аспекты туризма;
  • раскрыто значение туристской деятельности в экономике Республики Казахстан;
  • исследована структура туристической отрасли и проанализирован потенциал туристических ресурсов страны;
  • проведен анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
  • выявлены основные направления и перспективы развития туризма в Республике Казахстан.

1 Теоретические основы  туризма

1.1 Социально-экономическая сущность  туризма на современном этапе  развития общества и его основные виды

 

Туризм – сложное общественное явление, которое недостаточно изучено  и трудно поддается количественной оценке. Поэтому, имея многовековую историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями.

В любой деятельности, особенно связанной  с международными сделками, самым  актуальным является вопрос дефиниций, т. е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать  предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных  актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь  самые неблагоприятные последствия  в практических действиях субъектов  туристской деятельности.

Изучение туризма с научной  точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи  с этим возникла необходимость в  разработке точных определений и  терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию  Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.

Термин «туризм» появился во второй половине XIX века. Слово «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или  во имя приятного времяпрепровождения, то есть постепенно вырабатывалась современная  интерпретация слова «tourism».

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие  для удовольствия или из интереса», другой словарь XIX века содержит более  интересные значения: «люди, которые  путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».

Одно из первоначальных и наиболее точных определений туризма дано профессорами Бернского университета Хунцикером и Крапфом, которое позже  было принято Международной ассоциацией  научных экспертов туризма. В  соответствии с их определением туризм можно определить как ряд явлений  и взаимоотношений, возникающих  как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к  постоянному пребыванию вне места  постоянного проживания и не связано  с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных  с получением прибыли, даже когда  прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.

Туризм, по определению Международной  академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для  всех форм временного выезда людей  с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время  или в профессионально-деловых  целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания.

Профессор В. Квартальнов для установления понятия «туризм» предлагает, в первую очередь, выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.

Туризм


Туристы - люди, которые  испытывают различные психические  и физические потребности, природа  которых определяет направления  и виды участия этих людей в  туристской деятельности.

Организации, предоставляющие туристам товары и  услуги. Это предприниматели, которые  видят в туризме возможность  получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный  с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса  в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Группы субъектов взаимодействующих  в туризме

 

Как вид предпринимательства туризм представляет собой сферу коммерческой деятельности, основанную на организации  и реализации туристического предложения, удовлетворяющего требованиям туристов и обеспечивающего таким образом  получение ответного положительного экономического эффекта.

Туризм - важная составляющая экономики  многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных  мероприятий, поступление иностранной  валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству  доход. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий  населения разделяется на внутренний и международный.

Современный туризм - это отрасль  мировой экономики не знающая  спада. По расчетам специалистов, в  среднем, для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает энергоносители страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. По подсчетам зарубежных экономистов 100 тысяч туристов, проведя в среднем два часа в городе, расходуют не менее 350 тысяч долларов, или 17,5 долларов на человека каждый час. Следовательно, продажа сырья - это своего рода экономический тупик, а развитие туризма - длительная, экономически выгодная перспектива [8].

Далее рассмотрим классификацию видов  туризма в зависимости от специфики  отражения результатов в бюджете  страны, главной цели путешествия, характера  организации путешествия, интенсивности  туристских путевок.

Классификация видов туризма


Цель поездки

Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и  лечения. При этом следует иметь  в виду, что пребывание граждан  в специальных санаториях (как  при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как  в данном случае санаторий это  разновидность больницы.

Научный туризм - посещение конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие  в целях ознакомления с историко-культурными  достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

Деловой туризм (поездки бизнесменов с  деловыми целями) представляет собой  наиболее динамичный и доходный вид  туризма.

Активный  туризм

 

Приезд  иностранных туристов в данную страну является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну.

Пассивный туризм

 

Выезд туристов из одной страны в другие государства является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны.

Характер  организации

Плановый  туризм

Стационарный туризм

Самодеятельный туризм

Индивидуальный  туризм

Групповой туризм

Передвижной туризм

Интенсивность туристских путевок

Постоянный 

Сезонный

 

Специфика отражения результатов  в бюджете страны

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация видов туризма  в зависимости от специфики отражения  результатов в бюджете страны, главной цели путешествия, характера  организации путешествия, интенсивности туристских путевок.

 

В зависимости от главной цели путешествия  выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и  лечения. При этом следует иметь  в виду, что пребывание граждан  в специальных санаториях (как  при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как  в данном случае санаторий - это разновидность  больницы.

Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

В научном туризме преобладает  посещение конгрессов, симпозиумов  и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки бизнесменов  с деловыми целями) представляет собой  наиболее динамичный и доходный вид  туризма.

По характеру организации путешествия  выделяют индивидуальный, групповой, организованный (плановый) и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.

Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые  организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и  нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас  Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать  туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. В значительной степени плановый туризм является главной  составляющей деятельности различных  коммерческих организаций и предпринимателей.

Самодеятельный туризм - специфический  вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые  издают собственные нормативные  акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты  и соревнования, издают собственную  туристскую методическую литературу и  периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные  основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими  умениями и навыками.

Информация о работе Анализ развития и современного состояния туризма в Казахстане