Человек и потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:50, шпаргалка

Описание

2.Общение и потребности.Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга Стороны общения
Коммуникативная.
Интерактивная.
Перцептивная..
Выделяют следующие функции общения:

Работа состоит из  1 файл

человек и его потреб.docx

— 68.86 Кб (Скачать документ)

2.Общение  и потребности.Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга Стороны общения

  • Коммуникативная.
  • Интерактивная.
  • Перцептивная..

Выделяют следующие функции общения:

  • 1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
  • 2) информационная функция — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
  • 3) побудительная функция — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий; 
  • 4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; 
  • 5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;
  • 6) эмотивная функция — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
  • 7) функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
  • 8) функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
  1. В процедуре общения выделяют следующие этапы  реализации потребностей человека
  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Потребность в общении является одной из основных социогенных потребностей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализированный поиск контактов  и соответствующая техника удовлетворения. ПО проявляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказывать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет деятельность человека по общению с другими людьми 

1.Предметом,изучения Курса «Человек и его потребности» являются: выработка представлений о природно-социальной сущности человека, его человеческих качествах, способностях и возможностях, его духовном мире как основе запросов и потребностей, динамике изменений личности и ее потребностей, об особенностях социальной жизни и, в частности, связи сферы сервиса с удовлетворением меняющихся потребностей человека. Основными понятиями предмета стали такие , как человек,потребность, мотив, личность, раскрывая попутно и такие понятия, как жизнь,существование, теория, время, творчество, заблуждение, ценность, смысл, богатство,дух, счастье.Входе изучения данного предмета приобретает знания человека как целостной системы, причин расширения его интересов, запросов и увлечений; способов возбуждения у личности желания расширить кругозор. Он уясняет наличие связи сферы сервиса с потребностями отдельного человека, различных социальных групп и общества в целом.Задачи: 1) уяснить, что такое человек, как он появился на Земле и что ждет его в будущем; 2) какова роль в его жизнипотребностей; 3) классифицировать потребности и увидеть их человеческую специфику. – создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества.     Задачи курса - изучение системы потребностей, их динамики, способов формирования и средств удовлетворения. 
 
 
 

4.Процессьы познания и потребности человека.Познание — базовая потребность человека, вид деятельности. Субъект познания — тот, кто познает. Объект познания — то что познается. Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и мифологических представлениях. Познание — это активное отражение и восприятие действительности в сознание человека. Познание — процесс отражения мира в сознании людей. Это движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Люди многое познают в ходе своей обычной жизни и практической деятельности, но они создали и специальную форму познавательной деятельности — науку, главная цель которой состоит в достижении достоверного и объективного — истинного знания. Для этого в науке используются разнообразные методы познания: наблюдение и эксперимент, индукция и дедукция, выдвижение гипотез и построение теорий. Формы познания. Человеку от природы даны познавательные способности: чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир. Чувственное познание — самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Сущность  потребностей и  эмоций.  
Потребности — это прежде всего желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие.  
Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, человек - существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают из того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей. 
С образом и уровнем жизни людей теснейшим образом связаны потребности. Связь с образом жизни проявляется через характер потребностей. Они могут быть возвышенными и низменными, рациональными и иррациональными, вредными. Связь с уровнем жизни проявляется через уровень удовлетворения потребностей людей. Исходя из этого, различают реальные и нормативные потребности.  
Реальная потребность - это запрос конкретных людей или группы людей на получение определенного количества благ и услуг.  
Нормативная потребность характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя из анализа, расчета, опыта и возможностей.  
Потребности людей удовлетворяются через потребление, а чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и потреблением, как граничными (крайними) стадиями воспроизводственного процесса, существует тесная связь. Производство формирует потребности. Потребности в свою очередь ориентируют производство на создание новых ценностей и благ для удовлетворения определенных потребностей человека. Наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства, его технического прогресса. 
Таким образом, потребности — это желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). Другими словами, эмоции это переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо, например, к существующей или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе.

.Классификация  эмоций и потребностей.Потребности  можно разделить на биологические, социальные и идеальные.Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.Социальные потребности - это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах - потребность <для себя>, противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности - потребностями <для других>. Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную

7.Характер  и потребности. Характер — это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения Виды характера:

  1. по отношению к окружающему миру:
    • Убежденный
    • Беспринципный
  2. По отношению к деятельности
    • Деятельный,
    • Бездеятельный
  3. По отношению к людям
    • Общительный
    • Замкнутый
  4. По отношению к самому себе
    • Альтруистический
    • Эгоистичный

1. Характер  человека формируется довольно  рано в онтогенезе и на протяжении  остальной его жизни проявляет  себя как более или менее  устойчивый.2. Те сочетания личностных  черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые  типы, позволяющие выявлять и  строить типологию характеров.3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений. процесс удовлетворения потребностей является мощным стимулом развития характера человека 

8. Потребности и  способности

Обсуждая  потребности, мы часто упоминаем  о другом проявлении человеческой личности — способностях. Рассмотрим их связь  подробнее.

Потребности и способности человека образуют глубоко взаимосвязанное единство. Способности — это индивидуальные особенности личности, которые являются условием успешного осуществления  какого-либо вида деятельности. Потребность  же — это более или менее  осознанная необходимость в определенных условиях существования, отсутствующих  в настоящий момент. Умение создавать  такие необходимые человеку условия, удовлетворять потребности —  это и есть способности. Таким  образом, потребности и способности  существуют, взаимно обуславливая друг друга: потребности создают запрос на проявление и развитие способностей, а способности дают возможность  удовлетворять потребности и  стимулируют формирование новых.

Развитие  человеческих способностей само по себе является одной из глубинных, сущностных потребностей цивилизации. Строго говоря, становление личности начинается даже не со способностей, а с задатков. Задатки — это анатомо-физиологические  особенности организма, лежащие  в основе развития способностей. «Способности имеют органические, наследственно  закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» — писал выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960). «Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки развития способностей». Способности формируются на базе биологических задатков в процессе социального развития человека — воспитания и образования, формирования личности. «С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделения труда».

Развитие  способностей человека, начинающееся практически с рождения, — одна из наиболее важных задач общества, в решении которой сервисная  деятельность занимает ключевое место. Медицина, спорт, туризм, наука и  образование всей своей деятельностью  формируют человеческую личность, совершенствуют условия для ее развития. Педагоги и психологи столетиями изучают  способности человека. Тем не менее, в его задатках и способностях до сих пор скрыты огромные неиспользованные резервы. В обозримом будущем скорее всего будут делаться попытки их задействовать и использовать для удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Человек и потребности