Человек и потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:50, шпаргалка

Описание

2.Общение и потребности.Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга Стороны общения
Коммуникативная.
Интерактивная.
Перцептивная..
Выделяют следующие функции общения:

Работа состоит из  1 файл

человек и его потреб.docx

— 68.86 Кб (Скачать документ)

9.психологическая  характеристика базовых  понятий психологи; Индивид,личность,индивидуальность ИНДИВИД (индивидуум) — согласно А. Н. Леонтьеву — об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных — индивидуальных — свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные гонотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. В узком смысле — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении. Личность характеризуется:1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. « «Индивидуальность» - совокупность индивидуальных и личностных св-в человек, которая отличает его от других. Проявляется в чертах характера, привычках интересах и др. Нет двух людей с одинаковой индивидуальностью.Подобно тому, как понятие - "индивид "личность" не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождествоиндивидом - рождаются Личностью - становятся Индивидуальность - отстаивают  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. 22.Направленность личности и потребности. В качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. В основе направленности личности лежат потребности - это главный источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. Он нуждается в предметах материальной и духовной культуры, в других людях. Как отмечает Я.Л. Коломенский, потребности - это осознание и переживание человеческой нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности". Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе направленности личности. Доминирующая в определенное время потребность может подавлять все остальные и определять основные направления деятельности. Человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод и жажду, но и жертвовать собственной жизнью. Характер потребностей и их регуляция, считает В.В. Богословский, зависит от целостного психического склада личности, её воспитанности. Потребность человека - коллективиста родная сестра долга, как утверждает А.С. Макаренко. Потребности индивидуалиста носят эгоистический характер. Такой человек стремится как можно больше урвать от общественного пирога, а до других ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность- типичные черты характера эгоиста. 
Потребности, которые отражают нужды нашего организма, Коломенский называет органическими, а у Богословского это потребности материальные. Коломенский говорит ещё нам о потребностях духовных, или социогенных (порожденных обществом). В.В. Богословский выделяет ещё один вид потребностей - это общественные потребности: потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе и любви, в общественной деятельности и т.п.В развитии личности особую роль играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства.Но характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь, развивается и при этом побуждает человека создавать всё новые и новые предметы материальной и духовной культуры.

13. психологическая характеристика деятельности человека и потребности

Деятельность  можно определить как специфический  вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности и потребности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало к природе. Творческий характер человеческой деятельности про является в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.  
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного:  
Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Потребности человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические потребности направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные  удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные-побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные потребности порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующей потребности (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).
 

23. Потребности и  система ценностей

Ценности -- это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека. Как и потребности, ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными. В истории европейской философии проблему ценностей впервые стали исследовать софисты. Они резко разграничили знание о реальном мире и знание о человеческих интересах, потребностях, о значении тех или иных предметов и явлений для человека. Любой индивид имеет свою систему ценностей -- т. е. представление о значении для него этих явлений и предметов. Эти представления, конечно, не чисто индивидуальны, а сходны у людей одной и той же эпохи, одной и той же социальной группы. Системы ценностей постепенно изменяются в ходе исторического развития общества. Разнообразные продукты трудовой деятельности, события в обществе и природные явления человек сознательно или неосознанно оценивает как добро или зло, полезное или вредное, истинное или ложное, прекрасное или безобразное, справедливое или несправедливое, допустимое или запретное и т. п. В современном развитом обществе провозглашается (хотя не всегда в полной мере реализуется) гуманистическая система ценностей. В ней главными фундаментальными ценностями жизни и культуры считаются истина, добро и красота.Ценности, как и потребности, зависят не столько от сознательного выбора людей, сколько от их природных, биологических особенностей и уровня развития общества. То, что ценно и важно для австралийского аборигена, может быть абсолютно не нужно европейцу, живущему в другом социальном окружении. Однако общий фундамент ценностей у всех людей сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять по существу одинаковый набор насущных потребностей. Поэтому все, что позволяет эти потребности удовлетворять, причем социально одобряемым путем, всегда будет рассматриваться как имеющее непреходящую ценность. Над основой человеческих ценностей надстраиваются другие, производные, которые зависят от состояния экономики, уровня знаний, морали, традиций и других факторов. Эти ценности могут сильно различаться не только у разных народов, но и у представителей разных классов и социальных слоев.Представления о ценностях оказывают мощное воздействие на мир потребностей, а через него -- на складывающуюся в обществе сферу услуг. Механизм этого воздействия можно свести к пяти основным составляющим. 
 
 
 
 
 
 

14.Структура  деятельности и  потребностей. Деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец.. Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности. Структура  деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект , цель, средство, предмет, действие, результат.Цель - это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание - исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.Средство - это момент объективности (реальности) в акте деятельности. Под определенность средства попадает все то, что есть, что бытийствует в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это - орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности.. "Средство, - писал Гегель, -именно есть то, что ничего собой не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность".Взаимоопределяемость цели и средства - важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека. Предмет деятельности - то, на что направлена деятельность субъекта. Это - как стихийные силы природы (землетрясение, наводнение, оползни и т. д.), так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (железная руда, лес, поступающий на лесопилки, рыба, выловленная в море и направленная на перерабатывающие комбинаты и многое другое), а также человек как предмет воспитания и обучения. Завершающим моментом деятельности является результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается, осуществляется истинность поставленных целей. Завершенность - главная черта акта деятельности в отличие от деятельности как процесса. С этой чертой связаны большие эвристические возможности для оценки деятельности различных категорий работников при расстановке их на те или иные участки ответственной деятельности. Использование логической фигуры акта деятельности создает новый импульс для обоснования индивидуальности человека. 

 Потребности  рассматриваются в качестве основной  причины деятельности без учета  посредствующих факторов, находящихся  между потребностью и результатом  деятельности, без учета уровня  развития общества и конкретного  индивида, формируется теоретическая  модель человека-потребителя с  уровнем развития производств,  делая их истинно человеческими  потребностями. Человек относится  к своим потребностям через  отношение к другим людям и  только тогда выступает как  человек, когда он выходит за  пределы присущих ему природных  потребностей. Переход от потребности  к деятельности есть процесс  овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект переходит из состояния бытия в себя-бытия в бытие для себя бытия. При переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес, которые можно кратко обозначить как осознанную потребность.

15потребности'  их виды и характеристика.Потребности представляют собой тот фундамент, на котором строиться вся психическая деятельность человека. Развитие организма, усложнение ее взаимодействий с окружающей средой обусловлено потребностями. Потребности выступают движущей силой, источником активности живых существ в окружающем мире. Их динамика, преобразование и определяют направление развития живых организмов.Основной функцией потребности является побудительная, выражающаяся в активизации действий, поведения, деятельности организма. Также потребности выполняют сигнальную функцию. Это связано с информацией о появлении дефицита и отражении связанного с ним состояния в сознании индивида.Формирование потребности происходит в несколько стадий. Это – латентная стадия, во время которой происходит специфическая надстройная чувствительность организма с внешним раздражителем. Вторая – бессознательная, характеризуется ощущением таких переживаний как чувство непонятной тревоги, двигательного беспокойства, вялости и т.д.Третья стадия – осознание потребности, когда человек сталкивается с предметом ее удовлетворения.Согласно А.Н. Леонтьеву, потребности развиваются через развитие объектов их удовлетворения. При появлении в сфере новых объектов и исчезновении прежних, потребности продолжают удовлетворяться. Приобретая при этом новое конкретно-предметное содержание. Если у животных развитие потребностей обусловлено расширением круга природных объектов, то у человека развитие потребностей порождается развитием производства. Именно производство предоставляет потребностям новые предметы для их удовлетворения. Этим оно изменяет и создает новые потребности.У человека выделяют три группы потребностей – биологические, социальные и идеальные.Биологические направлены на сохранение целостности индивида. В нем отражаются потребности в еде, одежде, сне, питье и т.д.Процесс культурно-исторического развития привел к возникновению множества вторичных потребностей, обусловленных появлением новых предметов их удовлетворения. К ним относятся социальные потребности. Они выполняют стремление человека принадлежать к определенной социальной группе, следовать определенным нравственным, эстетическим нормам, принятым в данном обществе, а также идеальные потребности. К ним относятся потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования, потребность в новой информации и т.д. Это следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.Органическими называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм, в том числе — в пище, в воде, в кислороде, в определенной температуре, потребность продолжения рода (половая, или сексуальная, потребность). К числу органических иногда также относят потребности в условиях, обеспечивающих безопасное существование организма (потребности в безопасности). Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со специфическими условиями их удовлетворения, например гигиеническими, и с некоторыми специфическими средствами их удовлетворения, например кулинарная обработка продуктов питания.Материальными называют потребности, которые удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребность в одежде, в жилище, в инструментах и разного рода машинах, во многом другом, что необходимо людям в быту и на работе, а также во время отдыха. Речь идет о предметах человеческой материальной культуры, об их необходимости для каждого цивилизованного человека.Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например, потребность в общении, во внимании со стороны окружающих людей, в признании, уважении, авторитете, власти и т.п. Эти потребности появились и стали развиваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего существования. Это, в свою очередь, делает жизнь людей более безопасной и обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без общения и взаимодействия с другими людьми.Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: научной, технической, художественной. Человек, особенно если он представляет собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества. Для такого человека потребность в творческой деятельности иногда является главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями. Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего существования, иметь минимум материальных средств для жизни — только бы им дали возможность свободно заниматься творчеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Человек и потребности