Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:50, шпаргалка
2.Общение и потребности.Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга Стороны общения
Коммуникативная.
Интерактивная.
Перцептивная..
Выделяют следующие функции общения:
9.психологическая
характеристика базовых
понятий психологи; Индивид,личность,
12. 22.Направленность
личности и потребности. В качестве
ведущей характеристики личности выделяется
направленность Направленность – совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность
личности и относительно независимых
от наличной ситуации. Направленность
личности всегда социально обусловлена
и формируется в процессе воспитания.Направленность
– это установки, ставшие свойствами личности
и проявляющиеся в таких формах, как влечение,
желание, стремление, интерес, склонность,
идеал, мировоззрение, убеждение. Причем
в основе всех форм направленности личности
лежат мотивы деятельности. Сами мотивы
формируются из потребностей человека.
Потребностью называют состояние нужды
человека в определенных условиях жизни
и деятельности или материальных объектах.
Потребность, как и любое состояние личности,
всегда связана с наличием у человека
чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
В основе направленности личности лежат
потребности - это главный источник активности
человека. Для того, чтобы жить и действовать
в окружающем мире, человек должен удовлетворять
различные потребности: в пище, воде, воздухе,
движениях. Он нуждается в предметах материальной
и духовной культуры, в других людях. Как
отмечает Я.Л. Коломенский, потребности
- это осознание и переживание человеческой
нужды в том, что необходимо для поддержания
жизни его организма и развития его личности".
Потребности человека многообразны, они
находятся в определенной связи и взаимодействии
как между собой, так и с другими побуждениями
в целостной системе направленности личности.
Доминирующая в определенное время потребность
может подавлять все остальные и определять
основные направления деятельности. Человек,
испытывающий нравственную потребность,
может не только игнорировать голод и
жажду, но и жертвовать собственной жизнью.
Характер потребностей и их регуляция,
считает В.В. Богословский, зависит от
целостного психического склада личности,
её воспитанности. Потребность человека
- коллективиста родная сестра долга, как
утверждает А.С. Макаренко. Потребности
индивидуалиста носят эгоистический характер.
Такой человек стремится как можно больше
урвать от общественного пирога, а до других
ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность-
типичные черты характера эгоиста.
Потребности, которые отражают нужды нашего
организма, Коломенский называет органическими,
а у Богословского это потребности материальные.
Коломенский говорит ещё нам о потребностях
духовных, или социогенных (порожденных
обществом). В.В. Богословский выделяет
ещё один вид потребностей - это общественные
потребности: потребность в достижении
определенного статуса, общественной
оценке, дружбе, товариществе и любви,
в общественной деятельности и т.п.В развитии
личности особую роль играют духовные
потребности: стремление к знаниям, творчеству,
восприятию произведений искусства.Но
характерной особенностью всех человеческих
потребностей является их фактическая
ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить
какую-нибудь потребность раз и навсегда.
Будучи удовлетворенной, она возникает
вновь, развивается и при этом побуждает
человека создавать всё новые и новые
предметы материальной и духовной культуры.
13. психологическая характеристика деятельности человека и потребности
Деятельность
можно определить как специфический
вид активности человека, направленный
на познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого себя
и условия своего существования. В деятельности
человек создает предметы материальной
и духовной культуры, преобразует свои
способности и потребности, сохраняет
и совершенствует природу, строит общество,
создает то, что без его активности не
существовало к природе. Творческий характер
человеческой деятельности про является
в том, что благодаря ей он выходит за пределы
своей природной ограниченности, т.е. превосходит
свои же генотипически обусловленные
возможности. Вследствие продуктивного,
творческого характера своей деятельности
человек создал знаковые системы, орудия
воздействия на себя и природу. Пользуясь
этими орудиями, он построил современное
общество, города, машины, с их помощью
произвел на свет новые предметы потребления,
материальную и духовную культуру и в
конечном счете преобразовал самого себя.
Современный человек живет в окружении
таких предметов, ни один из которых не
является чистым творением природы. Ко
всем таким предметам, особенно на работе
и в быту, оказались в той или иной степени
приложенными руки и разум человека, так
что их можно считать материальным воплощением
человеческих способностей. В них как
бы опредмечены достижения разума людей.
Усвоение способов обращения с такими
предметами, включение их в деятельность
выступает как собственное развитие человека.
Всем этим человеческая
деятельность отличается
от активности животных,
которые не производят
ничего подобного:
Породив и продолжая совершенствовать
предметы потребления, человек кроме способностей
развивает свои потребности. Оказавшись
связанными с предметами материальной
и духовной культуры, потребности людей
приобретают культурный характер Деятельность
всегда целенаправленна, активна, нацелена
на создание некоторого продукта. Деятельность
человека имеет следующие основные характеристики:
мотив, цель, предмет, структуру и средства.
Мотивом деятельности называется то,
что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
В качестве мотива обычно выступает конкретная
потребность, которая в ходе и с помощью
данной деятельности удовлетворяется.
Потребности человеческой деятельности
могут быть самыми различными; органическими,
функциональными, материальными, социальными,
духовными. Органические потребности
направлены на удовлетворение естественных
потребностей организма (у человека —
на создание условий, в наибольшей степени
этому способствующих). Такие мотивы связаны
с ростом, самосохранением и развитием
организма. Это — производство продуктов
питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные
удовлетворяются с помощью разного рода
культурных форм активности, например
игр и занятий спортом. Материальные-побуждают
человека к деятельности, направленной
на создание предметов, непосредственно
в виде продуктов, обслуживающих естественные
потребности. Социальные
потребности порождают различные виды
деятельности, направленные на то, чтобы
занять определенное место в обществе,
получить признание и уважение со стороны
окружающих людей. Духовные лежат
в основе тех видов деятельности, которые
связаны с самосовершенствованием человека.
Тип деятельности обычно определяется
по ее доминирующей потребности (доминирующему
потому, что всякая человеческая деятельность
полимотивирована, т.е. побуждается несколькими
различными мотивами).
23. Потребности и система ценностей
Ценности --
это материальные предметы или идеи, на
которые направлены потребности человека.
Как и потребности, ценности могут быть
материальными и духовными, личными и
общественными, приоритетными и второстепенными.
В истории европейской философии проблему
ценностей впервые стали исследовать
софисты. Они резко разграничили знание
о реальном мире и знание о человеческих
интересах, потребностях, о значении тех
или иных предметов и явлений для человека.
Любой индивид имеет свою систему ценностей
-- т. е. представление о значении для него
этих явлений и предметов. Эти представления,
конечно, не чисто индивидуальны, а сходны
у людей одной и той же эпохи, одной и той
же социальной группы. Системы ценностей
постепенно изменяются в ходе исторического
развития общества. Разнообразные продукты
трудовой деятельности, события в обществе
и природные явления человек сознательно
или неосознанно оценивает как добро или
зло, полезное или вредное, истинное или
ложное, прекрасное или безобразное, справедливое
или несправедливое, допустимое или запретное
и т. п. В современном развитом обществе
провозглашается (хотя не всегда в полной
мере реализуется) гуманистическая система
ценностей. В ней главными фундаментальными
ценностями жизни и культуры считаются
истина, добро и красота.Ценности, как
и потребности, зависят не столько от сознательного
выбора людей, сколько от их природных,
биологических особенностей и уровня
развития общества. То, что ценно и важно
для австралийского аборигена, может быть
абсолютно не нужно европейцу, живущему
в другом социальном окружении. Однако
общий фундамент ценностей у всех людей
сходен, ведь все люди вынуждены удовлетворять
по существу одинаковый набор насущных
потребностей. Поэтому все, что позволяет
эти потребности удовлетворять, причем
социально одобряемым путем, всегда будет
рассматриваться как имеющее непреходящую
ценность. Над основой человеческих ценностей
надстраиваются другие, производные, которые
зависят от состояния экономики, уровня
знаний, морали, традиций и других факторов.
Эти ценности могут сильно различаться
не только у разных народов, но и у представителей
разных классов и социальных слоев.Представления
о ценностях оказывают мощное воздействие
на мир потребностей, а через него -- на
складывающуюся в обществе сферу услуг.
Механизм этого воздействия можно свести
к пяти основным составляющим.
14.Структура деятельности и потребностей. Деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец.. Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности. Структура деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект , цель, средство, предмет, действие, результат.Цель - это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание - исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.Средство - это момент объективности (реальности) в акте деятельности. Под определенность средства попадает все то, что есть, что бытийствует в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это - орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности.. "Средство, - писал Гегель, -именно есть то, что ничего собой не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность".Взаимоопределяемость цели и средства - важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека. Предмет деятельности - то, на что направлена деятельность субъекта. Это - как стихийные силы природы (землетрясение, наводнение, оползни и т. д.), так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (железная руда, лес, поступающий на лесопилки, рыба, выловленная в море и направленная на перерабатывающие комбинаты и многое другое), а также человек как предмет воспитания и обучения. Завершающим моментом деятельности является результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается, осуществляется истинность поставленных целей. Завершенность - главная черта акта деятельности в отличие от деятельности как процесса. С этой чертой связаны большие эвристические возможности для оценки деятельности различных категорий работников при расстановке их на те или иные участки ответственной деятельности. Использование логической фигуры акта деятельности создает новый импульс для обоснования индивидуальности человека.
Потребности
рассматриваются в качестве
15потребности'
их виды и характеристика.Потре