Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:50, шпаргалка
2.Общение и потребности.Обще́ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга Стороны общения
Коммуникативная.
Интерактивная.
Перцептивная..
Выделяют следующие функции общения:
16.Мотив, мотивация' мотивационная сфера личности. Мотив - побудительная причина поведения и действий человека: - возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага. Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными — знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение.
По Рубинштейну
мотивационная сфера личности состоит
из: - динамические тенденции - установки
- направленность . Мотивационной сферы
рассм-ся в единстве с общим раз-тием психики
чел-ка, особенно его познавательная сфера.
18эВиды
деятельности и
потребности. Различают три генетически
сменяющих друг друга и сосуществующих
на протяжении всего жизненного пути вида
деятельности: игру, учение и труд. Они
различаются по конечным результатам
(продукту деятельности), по организации,
по особенностям мотивации.Основным видом
деятельности человека является труд.
Конечный результат труда - создание общественно
значимого продукта. Игра не создает общественно
значимого продукта. игре начинается формирование
человека как субъекта деятельности, и
в этом ее огромное, непреходящие значение.
Обучение является непосредственной подготовкой
личности к труду, развивает ее умственно,
физически, эстетически и лишь на конечном
этапе освоения профессии связано с созданием
материальных и культурных ценностей.Труд
- процесс создания человеком материальных
и духовных ценностей общества. потребности
рассматриваются в качестве основной
причины деятельности без учета посредствующих
факторов, находящихся между потребностью
и результатом деятельности, без учета
уровня развития общества и конкретного
индивида, формируется теоретическая
модель человека-потребителя
17.Классификация мотивов
Общепризнано
отсутствие единой и удовлетворяющей
всех классификации мотивов. Классификаций
мотивов ровно столько, сколько
существует оснований для их классификации.
Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности. Различают
мотивы по видам деятельности: мотивы
общения и игры, учения и профессиональной
деятельности и по времени проявления:
постоянные (действующие на протяжении
длительного отрезка жизни), ситуативные
(обусловленные содержанием и
длительностью ситуации) и кратковременные
(в течение ограниченного По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые. |
19.потребности и духовная сфера человека
Духовная
сфера представляет собой самую
возвышенную сферу
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.
Изучение
духовной жизни общества следует
начинать с рассмотрения духовных потребностей,
а они есть не что иное, как
нужда людей и общества в создании
и освоении духовных ценностей, т.е.
потребность в нравственном совершенствовании,
в удовлетворении чувства прекрасного,
в сущностном постижении окружающего
мира. Для удовлетворения таких потребностей
формируется и функционирует
отрасль духовного
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.
В духовных
(научных, эстетических, религиозных) ценностях
выражаются общественная природа человека,
а также условии его бытии.
Это своеобразная форма отражения
общественным сознанием объективных
тенденций развития социума. В понятиях
прекрасного и безобразного, добра
и зла, справедливости, истины и проч.
человечество выражает свое отношение
к реальности и противопоставляет
ей определенное идеальное состояние
общества, которое должно быть установлено.
27 потребности и чувства. Чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его -жизни, что он познает или делает.Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску.Чувства субъективно выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовольствия и т.п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями ).Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что изменить. Чувства — одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности. Формы переживаний: Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной.Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки.Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека.Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе.Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.).Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости).
30.теории потребностей. Создавая свою теорию, мотивация в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категории. Эта теория состоит в следующем:
1. Физиологические
потребности являются
2. Потребности
в безопасности и уверенности
в будущем включают
3. Социальные
потребности, иногда
4. Потребности
в уважении включают
5. Потребности
самовыражения — потребность
в реализации своих
Теория
К. Гольдштейна (стремление к среднему
уровню напряжения) Особого внимания заслуживает
концепция К. Гольдштейна, который, опираясь
на материалы
изучения мозговой патологии, утверждал,
что стремление к гомеостазу (т.е. к внутреннему
равновесию) не является характеристикой
нормального организма. Только при заболеваниях
организм стремится избежать напряжения.
Организм, согласно теории Гольдштейна,
имеет постоянное среднее состояние напряжения
и к этому состоянию стремится вернуться,
как только наступает отклонение (вследствие
действия внешних или внутренних факторов).
Таким образом, стоит говорить не о разрядке
уменьшении) напряжения (в процессе удовлетворения
потребностей), а о его выравнивании. Выравнивание
напряжения характерно для каждой нормальной,
здоровой личности. развитие (интеллектуальное,
духовное) — это не что иное, как стремление
к балансированию напряжения. Потребность,
согласно этой теории, — это состояние,
которое проявляется в отклонении напряжения
от среднего уровня.Теория
оптимальной активации
Критические замечания относительно теории
гомеостаза побуждали разрабатывать концепцию,
которая предоставила бы возможность
объяснить, почему наш организм иногда
стремится снизить уровень активации,
а иногда, когда он слишком слаб для того,
чтобы поддерживать достаточный психический
тонус, — усилить его.
Данная теория была предложена в 50-е годы
психологами Даффи и Хеббом.Согласно ей,
организм стремится поддерживать оптимальный
уровень активации, который дает ему возможность
функционировать эффективно. Этот уровень
не отвечает абсолютному нулю, как в теории
гомеостаза, а зависит от физиологического
и психологического состояния индивида
в данный момент.
Таким образом, одни люди нуждаются в более
интенсивной стимуляции, чем другие, способные
выдерживать только ограниченное число
стимулов.
28.Потребности и психическая жизнь человека
Психическая
жизнь человека представляет собою
непрерывный поток психических
процессов,. Всматриваясь в течение
и содержание этих процессов, не трудно
заметить, что не все в них быстро
меняется, что под поверхностью вечно
изменчивого конкретного их содержания
лежит как бы более или менее
постоянный остов, на котором зиждутся
отдельные переживания и
20.Потребности
и нравственная
сфера человека
Основными проблемами нравственного развития
являются вопросы определения общих закономерностей
морального развития человека в онтогенезе,
выявления возрастных периодов и стадий
этого развития, исследования факторов
и средств, способствующих ему. Нравственная
сфера личности развивается постепенно
через возрастание произвольной и сознательной
саморегуляции поведения индивида с опорой
на нравственные нормы и идеалы. На ранних
этапах онтогенеза в нравственном развитии
преобладают внешние факторы воспитания
и контроля, которые по мере развития морального
сознания и самосознания индивида переходят
во внутренний план личности, регулируя
ее социальное поведение.
26.ПОТРЕБНОСТЬ В САМОПОЗНАНИИ. сводится к выяснению собственной системы ценностей, к ее выявлению и осмыслению: правильно ли мы живем или нет. Казалось все выяснить несложно. Надо отделить несущественное от важного, ценное для себя от бесценного, случайное от постоянного, начиная с отношений с близкими людьми и кончая дождливой погодой, и затем все разместить в трехуровневой системе в соответствии с их ценностями. Но тут-то и скрывается основная сложность. Оценки мы будем давать, анализируя, взвешивая в уме ту или иную вещь, влечение или хотение, событие или происшествие. Будем «примерять» к себе, просматривать собственными глазами и в результате, оценим очень субъективно, неточно, «в свою пользу». Произойдет это, во-первых, потому что используем мы для анализа и оценок логическое мышление, далеко не свободное от ошибок и заблуждений, во-вторых, что большинству из нас свойственна завышенная самооценка, ложный склад личности*. Сущность потребности в самопознании заключается в выявлении своих физических и духовных качеств, своего места среди других. А. Радищев спрашивал: "Знаешь ли ты,... что есть твоя личность?.