Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:01, реферат
Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Международный туризм: понятие и классификация 5
1.2 Этапы развития международного туризма 6
1.3 Анализ теоретических идей международного туризма 8
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 16
2.1 Развитие международного туризма в отдельных регионах 16
2.2 Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли 24
2.3 Прогнозы и перспективы развития мирового туризма 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Деловой туризм - поездки бизнесменов с деловыми целями, представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.
По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.
По интенсивности туристских путевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.
Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как одно-сезонные туристские регионы. Регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двух-сезонными. Сезоны в зависимости от степени интенсивности посещения туристами данного туристского региона делятся на: пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагруженный, почти не посещаемый туристами) сезоны.
По продолжительности
пребывания туристов в путешествии
выделяют кратковременный и
Исходя из используемых
транспортных средств для
Инклюзив - тур применяется
чаще всего при авиационных
Принципиального различия между этими понятиями нет. В западноевропейских странах более распространен термин «инклюзив-тур», в США — «пэкидж-тур».
Структура этих туров в значительной степени варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг. [27, с. 93]
Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация (ВТО), выделяет пять основных регионов мира:
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток вместе взятых.
Международный туризм, для
многих стран превратился в
Таблица 1. Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1960-2002гг.
Число прибытий, млн. человек |
Изменения, % |
Поступления, млрд. долл. |
Изменения, % | |
1960 |
69,2 |
- |
6,86 |
- |
1970 |
159,6 |
130,4 |
17,9 |
163,2 |
1980 |
284,8 |
78,3 |
102,3 |
471,9 |
1990 |
459,2 |
61,2 |
264,7 |
158,5 |
2000 |
687,3 |
49,6 |
473,4 |
78,8 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) |
Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000 увеличилось почти в 10 раз (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Возрастающее значение
туризма в экономическом
Международный туризм оказывает значительное влияние на решение проблемы занятости населения, обеспечения рабочих мест на временной и постоянной основе. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2004 году в мировом туризме было занято 8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма был занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6% всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест в стране.
Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Увеличение объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом значении этой области на мировом уровне. Так, в 2004 г. доля туризма в общем объеме инвестиций в мире составляла 9,4% или 802,3 млрд. долларов.
В общем числе туристических поездок в мире, 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки.
В туризме обмен подобными продук
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция лидирует в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%. Российская Федерация, Украина и страны СНГ развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития. (Таблица 2) Снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.
Таблица 2. Международные прибытия и доходы от туризма в Европе.
Страна |
Международные туристские прибытия |
Доходы от международного туризма | ||||||
1000 |
Изменение, % |
Доля, % |
Млн. долл. |
Изменение, % |
Доля, % | |||
2002 |
01/00 |
02/01 |
2002 |
01/00 |
02/01 |
2002 | ||
Европа |
399,759 |
-0,5 |
2,3 |
100 |
240,490 |
-1,7 |
6,5 |
100 |
Австрия |
18,611 |
1.1 |
2.4 |
4.7 |
11,237 |
1.9 |
11.1 |
4.7 |
Бельгия |
6,724 |
-0.1 |
4.2 |
1.7 |
6,892 |
4.7 |
-0.2 |
2.9 |
Хорватия |
6,944 |
12.2 |
6.1 |
1.7 |
3,811 |
20.9 |
14.3 |
1.6 |
Франция |
77,012 |
-2.6 |
2.4 |
19.3 |
32,329 |
-2.5 |
7.8 |
13.4 |
Германия |
17,969 |
-5.9 |
0.6 |
4.5 |
19,158 |
-0.3 |
4.0 |
8.0 |
Греция |
14,180 |
7.3 |
0.9 |
3.5 |
9,741 |
2.4 |
3.1 |
4.1 |
Венгрия |
15,870 |
-1.5 |
3.5 |
4.0 |
3,273 |
9.4 |
-13.2 |
1.4 |
Ирландия |
6,476 |
-4.4 |
1.9 |
1.6 |
3,089 |
7.0 |
10.7 |
1.3 |
Италия |
39,799 |
-3.9 |
0.6 |
10.0 |
26,915 |
-6.2 |
4.3 |
11.2 |
Нидерланды |
9,595 |
-5.0 |
1.0 |
2.4 |
7,706 |
-6.8 |
14.6 |
3.2 |
Польша |
13,980 |
-13.8 |
-6.8 |
3.5 |
4,500 |
-21.1 |
-6.5 |
1.9 |
Португалия |
11,666 |
0.6 |
-4.1 |
2.9 |
5,919 |
4.2 |
7.5 |
2.5 |
Россия |
7,943 |
5.3 |
7.3 |
2.0 |
4,188 |
3.8 |
17.6 |
1.7 |
Испания |
51,748 |
4.6 |
3.3 |
12.9 |
33,609 |
4.5 |
2.2 |
14.0 |
Швейцария |
10,000 |
-1.8 |
-7.4 |
2.5 |
7,628 |
-3.5 |
4.4 |
3.2 |
Турция |
12,782 |
12.5 |
18.5 |
3.2 |
9,010 |
-3.3 |
22.0 |
3.7 |
Украина |
6,326 |
31.4 |
9.2 |
1.6 |
2,992 |
23.5 |
9.8 |
1.2 |
Великобритания |
24,180 |
-9.4 |
5.9 |
6.0 |
17,591 |
-16.7 |
8.0 |
7.3 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) |
Сентябрь 2003г. |
В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме. [3, с. 31]
Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной пневмонии устойчивый экономический рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Если прежние рекордсмены в лице Северо-Восточной Азии (-9%) и Юго-Восточной Азии (-16%) понесли значительные потери, то Южная Азия (+17%) после двух трудных лет убедительно восстановила свои позиции на гребне экономического подъема и политики либерализации торговли. Ведущими странами в этом регионе являются Китай, Гонконг(Китай), Корея, Тайвань и Сингапур(Таблица 3).
Таблица 3. Международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Страна |
Международные туристские прибытия |
Доходы от международного туризма | ||||||
1000 |
Изменение, % |
Доля, % |
Млн. долл. |
Изменение, % |
Доля, % | |||
2002 |
01/00 |
02/01 |
2002 |
01/00 |
02/01 |
2002 | ||
Азиатско-Тихооке- анский регион |
131,295 |
5,1 |
8,4 |
100 |
94,697 |
1,2 |
7,7 |
100 |
Австралия |
4,841 |
-1.5 |
-0.3 |
3.7 |
8,087 |
-9.8 |
6.1 |
8.5 |
Китай |
36,803 |
6.2 |
11.0 |
28.0 |
20,385 |
9.7 |
14.6 |
21.5 |
Гонконг (Китай) |
16,566 |
5.1 |
20.7 |
12.6 |
10,117 |
5.0 |
22.2 |
10.7 |
Индия |
2,370 |
-4.2 |
-6.6 |
1.8 |
2,923 |
-4.0 |
-3.9 |
3.1 |
Индонезия |
5,033 |
1.8 |
-2.3 |
3.8 |
– |
-5.9 |
– |
– |
Япония |
5,239 |
0.3 |
9.8 |
4.0 |
3,499 |
-2.1 |
6.0 |
3.7 |
Корея |
5,347 |
-3.3 |
3.9 |
4.1 |
5,277 |
-6.4 |
-17.2 |
5.6 |
Макао (Китай) |
6,565 |
12.4 |
12.4 |
5.0 |
4,415 |
16.8 |
17.9 |
4.7 |
Малайзия |
13,292 |
25.0 |
4.0 |
10.1 |
6,785 |
39.7 |
6.4 |
7.2 |
Новая Зеландия |
2,045 |
6.9 |
7.1 |
1.6 |
2,918 |
4.2 |
25.0 |
3.1 |
Филиппины |
1,933 |
-9.8 |
7.6 |
1.5 |
1,741 |
-19.3 |
1.0 |
1.8 |
Сингапур |
6,996 |
-2.8 |
4.0 |
5.3 |
4,932 |
-15.6 |
-2.9 |
5.2 |
Тайвань |
2,726 |
-0.3 |
4.2 |
2.1 |
4,197 |
6.7 |
5.2 |
4.4 |
Таиланд |
10,873 |
5.8 |
7.3 |
8.3 |
7,902 |
-5.5 |
11.7 |
8.3 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) |
Сентябрь 2003г. |