Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:01, реферат
Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Международный туризм: понятие и классификация 5
1.2 Этапы развития международного туризма 6
1.3 Анализ теоретических идей международного туризма 8
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 16
2.1 Развитие международного туризма в отдельных регионах 16
2.2 Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли 24
2.3 Прогнозы и перспективы развития мирового туризма 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
4. Инфраструктура
места отдыха – наземные и
подземные сооружения, необходимые для удовлетворения
потребностей туристской индустрии (коммуникации,
подъездные пути, освещение, пляжи, стоянки,
садово-парковые хозяйства и пр.).
5. Туристское предложение (ресурсы гостеприимства)
– культурное богатство туристского центра.
Гостеприимству в туризме придается большое
значение. Успеху туризма способствуют:
искусство, литература, музыка, театр,
имеющиеся в туристском центре. Ресурсами
гостеприимства могут служить фольклорные
праздники, национальные галереи искусств,
фестивали и многое другое, способное
заинтересовать, привлечь туриста, в том
числе экскурсионное, познавательное,
спортивное, развлекательное, курортное,
рекреационное предложения. [25, с. 67]
Мировой туризм развивается довольно интенсивно. При этом в туризме складывается высокая конкуренция. И поэтому факторы развития и успеха предпринимательства волнуют все туристские предприятия. Специалисты выделяют семь факторов, влияющих на конкурентоспособность туристского обслуживания:
Качество – один из основных факторов, без которого нет спроса и клиентуры. Качество – довольно сложная величина в туризме, имеющая комплексный характер. Что касается туристского продукта (тура), то как минимум в понятие качества входят: потребительское качество каждой отдельной услуги, соответствие набора услуг типу и виду путешествия, оптимальность программы и технологии обслуживания, соответствие всех услуг уровню обслуживания и т. д.
Надежность – соответствие реального обслуживания рекламе и информации. Клиент должен быть уверен в том, что получит во время обслуживания именно то, за что заплатил. При некоторых изменениях в программе предоставления услуг, которые могут произойти по разным, в том числе и по объективным причинам, ему должны быть гарантированы соблюдение стандартов обслуживания и, в крайнем случае, соответствующие компенсации.
Безопасность – важный момент, оказывающий большое влияние на выбор направления и вида отдыха, путешествия. Безопасность в туризме зависит от многих факторов (политической обстановки, состояния окружающей среды и др.), которые необходимо учитывать при планировании туристского обслуживания. В систему мер по обеспечению безопасности туристов входят: предотвращение рисков для туристов, связанных с природными и техногенными катастрофами в туристских центрах; предупреждение эпидемиологических, бактериологических и других медицинских рисков и соблюдение соответствующих формальностей; организация безопасности туристов во время перевозки; страхование туристов в путешествии, а также страхование ответственности туристских организаций; создание специальной туристской полиции и секьюрити. И не-маловажным при этом является полное информирование туристов о возможных рисках, правилах их предупреждения, а также о гарантиях их безопасности.
Оправданность цены. Цена должна соответствовать уровню услуг и обслуживания. Ценообразование является наиболее важным вопросом рыночной политики предприятия. Ведь в туризме в большей части именно по цене определяется выбор товара. Ценовая конкуренция увеличивает внимание потребителей к вопросам цен.
Сегментация потребителей. Туристское обслуживание
и услуги должны быть направлены на определенные
целевые группы туристов (молодежь, людей
преклонного возраста, богатых или не
очень богатых людей, родителей с детьми,
спортсменов и т. д.) и ориентироваться
на потребности определенных групп. Поскольку
потребности различных групп потребителей
значительно отличаются, туристский продукт
не может быть унифицированным. Напротив,
он должен быть дифференцированным, разнообразным
и адреснонаправленным (по составу и уровню
услуг) конкретной группе потребителей.
Сезонная дифференциация
цен необходима в туризме,
так как для этой сферы деятельности характерны
сезонные колебания спроса. В целях привлечения
потребителей в несезонный период и выравнивания
туристских потоков в различные периоды
года необходимо дифференцировать цены
в зависимости от сезонного спроса. В так
называемые пиковые (высокие) сезоны цены
могут повышаться, а в не сезон (низкий
сезон) – понижаться. Это служит дополнительным
привлекательным фактором для туристов.
Дифференцированная
система скидок – очень привлекательный
фактор для приобретения туров, особенно
распространенный в плане скидок для семей,
путешествующих с детьми. Кроме этого
в туризме представлен целый ряд разнообразных
скидок, применяемых комбинированно или
дифференцированно: на групповые туры,
за предварительное бронирование, повторное
обращение, а также для постоянных клиентов
и т. д.
Учет
данных факторов при планировании своей
деятельности позволяет туристскому
предприятию устойчиво
Согласно прогнозам специалистов темпы роста международного туризма в первые 10–20 лет XXI в. будут несколько снижаться. Если на уровне 1999 и 2000 гг. мировые темпы роста составляют чуть более 5 %, то в следующие пять лет ожидается их снижение до 4,4 % к 2005 г. и до 4,3 % к 2010 г.
Большие изменения прогнозируются и в структуре выезда. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния растет: в 1995 г. она составляла 15 %, а к 2010 г. предположительно увеличится до 25 %. Такая тенденция объясняется не только тем, что люди путешествуют все больше и больше, но и тем, что современная туристская индустрия может предложить туристам разнообразные возможности путешествий при довольно высоком уровне гарантий безопасности.
Специалисты
прогнозируют, что число зарубежных туристских
поездок к 2010 г. достигнет 964 млн человек
в сравнении с 657 млн в 1999 г., но расти оно
будет значительно меньшими темпами. К
2020 г. количество международных туристских
прибытий достигнет 1,6 млрд человек и в
три раза превысит показатели 1995 г.
ВТО прогнозирует бурное развитие выездного
туризма. Крупнейшими странами – поставщиками
туристов в 2020 г. будут: Германия (около
163 млн поездок), Япония (141 млн), США (123 млн),
Ки-тай (100 млн) и Великобритания (96 млн).
Россия, жители которой получили возможность
массовых выездов за рубеж только в 1991
г., поставит на международный рынок путешествий
к 2020 г. около 30 млн туристов.
Рост выездного туризма из стран Европы
и Средиземноморья будет замедляться,
тогда как темпы увеличения числа поездок
за границу в странах Юго-Восточной Азии
останутся довольно высокими, несмотря
на экономические трудности в регионе.
В прогнозе
развития туристских направлений, сделанном
ВТО по результатам исследования
«Tourism: 2020 Vision», определены самые перспективные направления
и виды туризма XXI столе-тия. Наиболее популярными
видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий,
экологический, культурно-познавательный,
тематический и круизы.
ВТО также прогнозирует, что время, которое
люди будут выделять на свой отдых, будет
сокращаться. Согласно исследованиям
путешественники XXI в. будут «богаты деньгами,
но бедны временем». В результате они будут
искать туристский продукт, включающий
в себя максимум удовольствий в минимальный
отрезок времени. Будут процветать тематические
парки и круизные путешествия, поскольку
люди смогут посетить несколько мест за
короткий срок.
Таблица 6. Самые популярные туристские направления мира в 2020 г., по прогнозу ВТО
В ближайшие десять лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах и в ряде стран других регионов. Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями. Например, есть немало людей, которым требуется отдых с полным отключением от каждодневных забот, поэтому возрастает популярность курортов, работающих по системе «all-inclusive». Прогнозируется дальнейший процесс концентрации капиталов, создание крупных интернациональных компаний и корпораций. Сохранится тенденция интеграционных процессов в сфере туризма. [27, с. 154]
Со временем туризм превратился
в самостоятельное
Сегодня туризм получил развитие на всей планете. Кроме Европы (традиционного туристического центра), активно посещаются страны Америки, Африки, Азии, Австралия и Океания.
Развитие эффективного туризма предусматривает разработку проектов и согласования их целей и задач в масштабах мировой экономики. Есть специфика в разработке таких проектов, поскольку привлекаются значительные средства не только туристических фирм, но и государственного бюджета.
По прогнозам ВТО, к 2010 г. число туристских прибытий превысит 1 млрд. человек, к 2020 г.- составит 1,6 млрд. человек; мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл. Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.
Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В туристской отрасли первичная занятость к 2000 г. составляла 212 млн. человек, или 10,6% общей численности занятых. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.
В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8%.. Следует отметить, что такой рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За последние 5 лет такая база удвоилась.
На основании темпов роста туристических маршрутов и желающих участвовать в этом процессе можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.