Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:01, реферат
Начало современного туризма было заложено в 40-е годы XIX века, когда английский предприниматель Т. Кук организовал внутри страны несколько экскурсий и путешествий, а затем в 1885 году и первую зарубежную поездку в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а в 1868 году – в США. В 1882 году организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Международный туризм: понятие и классификация 5
1.2 Этапы развития международного туризма 6
1.3 Анализ теоретических идей международного туризма 8
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 16
2.1 Развитие международного туризма в отдельных регионах 16
2.2 Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли 24
2.3 Прогнозы и перспективы развития мирового туризма 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В этих странах Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий.
Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.
Африканский регион стабильно развивается с ростом в 5%. Таким образом, рост числа международных туристских прибытий в 2003 году увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое прибытие.
Туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион – Европа.
Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 35% прибытий в Африку. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию.
Ближний Восток не пострадал из-за неблагоприятной ситуации в мире и показал наилучшие результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам Всемирной туристской организации 10%. Число международных туристских прибытий составило 28 миллионов человек. Ведущие страны данного региона увеличили показали почти в два раза, так рост туристских прибытий в Иордании составил 10%, Объединенных Арабских Эмиратов 32%. Саудовская Аравия стала одной из ключевых стран ближневосточного региона, не только по прибытиям, но и по доходам от международного туризма. (Таблица 4).
Таблица 4. Международные прибытия и доходы от туризма на Ближнем Востоке
Страна |
Международные туристские прибытия |
Доходы от международного туризма | ||||||
1000 |
Изменение, % |
Доля, % |
Млн. долл. |
Изменение, % |
Доля, % | |||
2002 |
01/00 |
02/01 |
2002 |
01/00 |
02/01 |
2002 | ||
Ближний Восток |
27,594 |
-1,3 |
16,7 |
100 |
12,963 |
-5,2 |
10,0 |
100 |
Бахрейн |
3,167 |
15.2 |
13.6 |
11.5 |
– |
9.9 |
– |
– |
Египет |
4,906 |
-14.8 |
12.6 |
17.8 |
3,764 |
-12.5 |
-0.9 |
29.0 |
Иордания |
1,622 |
3.6 |
9.8 |
5.9 |
786 |
-3.0 |
12.3 |
6.1 |
Ливан |
956 |
12.9 |
14.2 |
3.5 |
956 |
12.8 |
14.2 |
7.4 |
Саудовская Аравия |
7,511 |
2.1 |
11.7 |
27.2 |
– |
– |
– |
– |
Сирия |
2,809 |
-6.9 |
– |
10.2 |
1,366 |
– |
– |
10.5 |
ОАЭ |
5,445 |
5.8 |
31.7 |
19.7 |
1,328 |
5.1 |
24.8 |
10.2 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) |
Сентябрь 2003г. |
В целом регион в 2002 году получил 13 миллиардов долларов от международного туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие.
Постоянные колебания в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны. [4, с. 75]
Рассматривая страны
с переходной экономикой можно отметить,
что в настоящее время
Страны с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для развития данной отрасли экономики.
В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отделили его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.
Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма, как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. В 1986 г., уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г., из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было в 1989 г.
Вместе с тем ухудшение взаимодействия в области туризма вследствие общих дезинтеграционных процессов стало определенным стимулятором для возобновления и дальнейшего развития сотрудничества в данной сфере. У него появились определенные перспективы.
В 2003 году прибытие туристов из-за границы в страны с переходной экономикой составило 76,8 млн. человек, причем в государства СНГ составило более 21 млн. человек. Этот показатель заметно вырос с 2004 г., когда он составлял 43,8 млн. человек (в 1,7 раза) в странах с переходной экономикой и 5,9 млн. (в 3,4 раза) в странах СНГ соответственно (Таблица 5).
Таблица 5 Международные туристские прибытия. | |||||||||
Международные туристские прибытия (миллионов человек) |
Рост (%) |
Среднего-довой рост (%) | |||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
00/99 |
01/00 |
02/01 |
90-00 | |
В мире |
456,8 |
551,7 |
696,1 |
692,9 |
702,6 |
6,8 |
-0,5 |
3,1 |
4,3 |
Страны с переходной экономикой |
43,8 |
67,1 |
76,8 |
78,0 |
81,1 |
4,1 |
1,6 |
3,9 |
5,8 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) Данные по состоянию на январь 2003г. |
Международные туристские прибытия по странам с переходной экономикой, в период с 2002 года по 2004 год, характеризуют значительный рост в индустрии туризма. [10, с. 176]
Во
многих странах сложилась и стабильно
развивается индустрия туризма,
располагающая огромной материальной
базой, обеспечивающая занятость миллионов
людей и взаимодействующая почти со всеми
отраслями хозяйства. Сегодня туризм
по валовому доходу занимает второе место
в мире после нефти и первое место в мире
– по предоставлению рабочих мест.
Основные причины бурного развития туризма во второй половине XX в. и в настоящий период:
Политические. На основной части планеты присутствовали мирные взаимоотношения, а мир – необходимое условие развития туризма.
Экономические.
Рост доходов населения в
Социальные. Возрастает психологическая нагрузка на работающих в связи с интенсификацией трудовых процессов, а также на всех людей по причине урбанизации и технического прогресса. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность отпускных и каникулярных периодов, увеличивается средняя продолжительность жизни человека. Все это вместе дает возможность удовлетворить возрастающие потребности в отдыхе и путешествиях.
Распространение культуры и образования. Повышение культурного уровня всегда порождает и повышает интерес к познанию своего края и отечества, а также других народов и цивилизаций.
Успехи
в развитии транспорта. Увеличились возможности кратковременных
поездок на дальние расстояния. Совершенствуются
стандарты сервисного обслуживания на
транспорте, который становится все более
комфортным для пассажиров и туристов.
Развитие средств информации. В силу своих
особенностей развитие туризма серьезно
зависит от возможностей информации туристов
о местах отдыха и путешествий. Развитие
печатных средств массовой информации,
радио, телевидения, компьютерных систем
значительно расширило возможности предложения
в туризме, а также повысило оперативность
решения вопросов организации путешествий.
Кроме того, рекламные технологии, совершенствующиеся
на основе маркетинга, также оказывают
положительное влияние на развитие туризма.
В настоящее время специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей, а значит, и на успешное функционирование туристского центра и туристского предпринимательства:
1. Природные
факторы – природные богатства,
2. Социально-экономические
факторы – развитие места
3. Материальная
база туристской индустрии – ос
и т. д.).