Использования анимационно-игровых методик в организации туристского досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучение возможности использования анимационно-игровых методик в организации туристского досуга.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «анимация», « игровые методики»
Рассмотреть классификацию анимационных программ
Выявить особенности проведение анимационно-игровых программ
Раскрыть понятия «игра» и «игровые методики».

Работа состоит из  1 файл

анимация-.docx

— 55.45 Кб (Скачать документ)

Классификация по этнической принадлежности. При составлении анимационных программ для представителей различных наций  и народностей надо быть особенно внимательными к национальным традициям  проведения досуга, чтобы ненароком  не обидеть гостей.

Классификация по половому признаку. Различные программы можно предлагать туристам по половому признаку. Могут  быть разработаны чисто женские  и мужские досуговые программы.

 

При организации анимации на туристских объектах различными возрастным категориям отдыхающих следует предлагать разные формы досуговой деятельности.

Детям дошкольного возраста ( любознательным, активным, непосредственным), ведущим  типом  деятельности которых является  игра,  можно предложить игротеки, утренники, сказочные путешествия, конкурсы рисунков, прогулки.

Подросткам-школьникам к перечисленным  формам целесообразно  добавить и  другие. Дети этого возраста активны,  требовательны и даже придирчивы по отношению не только к себе, но  и к  окружающим их людям,  отличаются широким кругом интересов. Это возраст  романтики и мечты, поэтому для  данной категории отдыхающих особенно привлекательны походы, романтические встречи и  путешествия. Чем насыщеннее жизнь ребят в этом возрасте, тем она им больше нравится. Им можно предлагать  экскурсии и беседы, спортивные соревнование и состязания юных туристов, конкурсы и дискотеки, «живые газеты» и викторины,  эстафеты  и кольцовки ( песен, стихов, загадок), школу  вежливости и рыцарские турниры, веселые часы и праздники.

Для молодежи программы несколько  меняются. К этому периоду жизни  юноши и девушки становятся физически  зрелыми,  формируются их характер и мировоззрение. Основные виды деятельности молодых людей – учеба и  производительный труд, что требует  большого напряжения сил.  Но энергии  и задора в этом возрасте не занимать,  поэтому в досуговую программу  для них можно включать: КВНы, вечера и дискотеки, аукционы, ярмарки  и театральные представления, фестивали  и шоу, спартакиады, олимпиады и  диспуты, походы, а также игры по типу телевизионных: « Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Умники и умницы», «Колесо истории» и др.

На туристском рынке  преобладают  две подгруппы молодых людей: одиночки и семьи без детей. Большинство  одиночек – это молодые люди, не обремененные заботами и затратами  на воспитание и образование детей, предпочитающие тратить деньги на отдых, путешествия, обеды в ресторанах и на веселую жизнь. Одиночкам, как  правило, свойственны высокий уровень  образования, стремление к успеху в  профессиональной деятельности, повышение  требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они много  внимания уделяют организации свободного времени, стремясь в полной мере наслаждаться жизнью. Молодые одинокие люди больше путешествуют по сравнению со своими ровесниками, состоящими в браке, и  с людьми среднего возраста. Они  предпочитают активный отдых за пределами своей страны или региона проживания и пользуется для этого услугами авиатранспорта.

Для людей среднего возраста, трудоспособных, стремящихся отдохнуть от повседневной работы, подойдут более спокойные  мероприятия: светские салоны и конкурсы, литературные гостиные и творческие вечера, банкеты, презентации  и концерты.

Для пожилых людей, которым все  чаще хочется  вспомнить молодые  годы и все, что с ними связано, неплохо предложить такие формы  проведения досуга, как посиделки, чаепитие, вечера (старинной музыки, романса, воспоминаний). В этом возрасте  накоплен  уже большой жизненный опыт, приобретены  бесценные навыки, которыми старшее  поколение стремится поделиться с молодежью, поэтому представляется уместным предложить им показать свое мастерство, например на выставках  рукоделий.

Гостям отелей могут быть как  мужчины, так и женщины. Причем планированием  отдыха в любой семье, как правило, занимаются женщины, поэтому заинтересовать женскую половину особенно важно.

С каждым  годом современные  женщины становятся все более  важным сегментом туристского рынка, так как они  имеют приличные  доходы, работу, ранее занимаемую только мужчинами, а следовательно и  потребность в полноценном и  качественном отдыхе.

 Дамы стараются активно заниматься  различного рода гимнастикой.  Мужчин же больше привлекают  соревнования – спортивные (футбол, настольный теннис) или интеллектуальные (шахматы).

Особое внимание  необходимо уделить  семейному досугу, который выполняет  восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Семейные пары ( люди в возрасте от 35  до 54 лет) предпочитают тратить деньги на путешествия и развлечения. Большинство людей этого возраста хорошо образованы. Приоритетным для них является самосовершенствование.  Получение новой  информации они считают необходимым средством расширения кругозора. Удовлетворение нужд этой группы – важный фактор успешного развития туристского комплекса.

Часто родители выезжают  на отдых  вместе с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Большой  наплыв семейных туристов приходится на летний период и на время школьных каникул. И здесь для аниматора  главной задачей является  максимально  занять ребенка, чтобы дать родителям  возможность спокойно отдохнуть, не заботясь о нем. Для этого в  отелях имеются детские клубы, в  которых работают аниматоры, говорящие  на всех необходимых языках, имеющие  педагогическое образование или  опыт работы с детьми.  В детских  клубах  предусмотрена своя программа,  занимающая детей с утра до вечера. После ужина, перед вечерним шоу, для них проводится специальная  детская дискотека. Для определения  полноценности семейного досуга используются два основных критерия: объем свободного времени и содержание досуга. Оба  показателя определяются уровнем развития духовного мира родителей,  финансовыми возможностями  семьи, а также всем укладом жизни. Поэтому очень важно, чтобы у  семьи была возможность  высвободить  время для совместного досуга.

Содержание  семейного досуга определяется интересами каждого члена. В семье, где все увлекаются туризмом или  являются  заядлыми театралами, гораздо  проще организовать совместный досуг, чем в семьях, где существуют разные интересы. Однако внешне разные интересы и потребности детей и взрослых можно объединить и реализовать  во время совместного отдыха.

 

Выводы.

Интересы туристов  зависят от множества факторов: возраста, пола. Национальности, образовательного уровня доходов, профессии, хобби и т.д.

Очевидно, что с ростом благосостояния величина расходов на отдых увеличивается. Чем выше доход той или иной семьи, тем больше у нее возможностей для качественного и интересного  отдыха. Туристская активность находится  также в прямой зависимости от уровня образования потребителей. Люди со средним образованием предпочитают увеселительные поездки; с высшим образованием – склонны к интеллектуальному  отдыху. Конечно, деление потребителей анимационных услуг по категориям дохода, возраста, пола и рода  занятий  весьма условно. Например, некоторые  рабочие могут иметь высокие  доходы, но их досуговые потребности  будут резко отличаться от потребностей административных работников или крупных  бизнесменов. Однако аниматорам, которые  должны планировать свои программы  с учетом интересов клиентов, важно  уметь правильно классифицировать гостей и туристов, чтобы составить  программы на любой вкус.

 

1.4. Сущность и виды  игры в структуре анимационной  программы. Цели и задачи туристских  игровых программ.

Сущность игры.

 Для того,  чтобы обратиться  к игре в структуре анимационной  программы, необходимо оговорить  ряд связанных с этим понятием  моментов. Сущность игры является  то, что она есть не  обычная,  реальная жизнь, в представляет  собой условность, выход  в   сферу деятельности совершенно  специфического характера. Игра -  это своеобразное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывает и не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, не может называться игрой. Потребность в игре  возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на такой, например, как обряд, ритуал, церемония, так как в этом случае она окажется в ситуации долженствования, обязанности. Даже дети, для которых игра – основной вид деятельности, прекрасно осознают ее условность.

Итак, с понятием «игра» связана  свобода жизнепроявления, потребность  в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех.  И все это  лишено внешнего названия и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с анимационной деятельностью, но тождественны ей.

Слово «играть» употребляется в  нескольких значениях: притворства  и раздражающего действия; занимать какое-либо положение или обращаться с чем-либо легкомысленно; проявляться  в особом блеске, т.е. слова «ирга» и «играть» употребляются в русском  языке в прямом и переносном смыслах.  Для понимания игры необходимо различать  ее субъективное и объективное значения. Игра – это школа общения, особая модель поведения, неотъемлемая часть  жизни, непринужденная деятельность в  воображаемой ситуации7.

Структуру игры составляют сюжет, содержание и мотивы игровой деятельности. Главное  назначение игры – развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное  поведение. В анимационной деятельности в структуре туристского продукта игра выполняет ряд функций.

 

Виды игры.

 Все игры можно  сгруппировать  по нескольким параметрам, создав  определенную систему классификации  игр. Классификация игр дает  основание уточнить системы совпадения  игр того или иного целевого  назначения, позволяет ориентироваться   в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Природа игры определяется по основным аспектам. Игра -  это условность, которая может проявляться как  условность состязаний, условность представлений. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, определяющих нормы. Игра как самостоятельное  явление культуры занимает определенное место, имеет особый механизм встраивания. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых  норм отношений между людьми.

В туристской деятельности игры выходят  на новый уровень, включая разнообразие использования и результативность. За  основу классификации игр  берется человеческая деятельность, отражающаяся в играх с ее вертикальными  и горизонтальными связями от досуговой до интеллектуальной деятельности,  взаимопроникая друг в друга, имея свои модели, структуры, функции, элементы и  результаты.

Игры  можно квалифицировать  по внешним признакам: содержание, форма, место  проведения, состав и число  участников, степень регулирования  и управления, наличие аксессуаров  игры.

Определяющей стороной игры как  таковой является  содержание, которое  может быть основанием для классификации  игр. Содержание дает основание подразделять игры на  самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного  вида.

Некоторые игры выделяются в самостоятельные  типовые группы: детские игры всех типов; игры- празднества; игровой  фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые  аукционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных  признаков, позволяющих объединить игры по определенным основаниям:

- по времени проведения игры  – сезонные (зимние, весенние, летние, осенние);

- по продолжительности – длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;

- по месту проведения – настольные (застольные), комнатные, уличные,  дворовые, на воздухе, на местности,  праздничные, эстрадные;

- по составу участников –  - для школьников и младших  школьников, для студентов, для  девочек и мальчиков, для мужчин  и женщин, молодежные;

- по числу участников – одиночные,  индивидуальные парные, групповые,  командные и массовые;

- по степени регулирования и  управления – плановые  (организованные  менеджером), стихийные, импровизированные  (организованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтанные);

- по наличию аксессуаров –  игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре ( воображение. Подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).

В системе классификации модельно-социальных форм различают игры состязательного, театрального, поэтического, дипломатичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е.  боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В  основе такой классификации лежит  идея состязательности.

Физические игры, построенные на движении, можно подразделить на две  группы: подвижные ( игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортивные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и  др.)

К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллектуальные игры, построенные на вопросах и ответах  и имеющие возрастную специфику  – для школьников, молодежи и  взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут  отвечать несколько человек –  команда; приэтом вопросы викторины  содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии  у участников определенной эрудиции.

Викторины различаются по составу  участников -  семейные, индивидуальные, групповые, а также по тематике –  музыкальные, литературные).

Игры являются самым популярным видом психологической работы как  с детским, так и со взрослым контингентом туристов.

В проведении праздников как анимационных программ большое значение имеет  использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного творчества.

Информация о работе Использования анимационно-игровых методик в организации туристского досуга