Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:43, курсовая работа
В настоящее время в связи с усиленным антропогенным влиянием на природу большое значение имеет развитие таких видов деятельности, которые не только не наносят ущерба окружающей среде, но и способствуют ее сохранению и реабилитации. Одним из таких видов человеческой деятельности является экологический туризм.
Таким образом, не смотря на то, что на сегодняшний день специалисты так и не пришли к единому мнению - что такое экологический туризм, можно сказать, что экотуризм представляет собой комплексное, междисциплинарное направление, обеспечивающее взаимосвязь интересов туризма, охраны природы и культуры, интенсивно развивающееся во всем мире.
1.2. Международный опыт развития и управления экотуризмом
География экологического туризма своеобразна. Основные потоки направлены противоположно основным традиционным международным потокам. Так, если традиционные потоки туристов направлены из развитых стран в развитые, а среди принимающих стран лидируют Франция, США, Испания, Италия, то экотуристы направляются главным образом из развитых стран в развивающиеся, находящиеся преимущественно в тропиках, природа которых экзотична и интересна для обитателей северных стран. Среди лидеров принимающих стран Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.
Путешествуют экотуристы и по своим странам. Так, очень популярен экотуризм в США, Германии и других развитых странах Европы. Экотуристами переполнены национальные парки США, а посещение некоторых парков даже приходится заказывать заранее. Экотуристы стремятся в места с нетронутой природой, которых на нашей планете остается все меньше.
Проведенный анализ мирового опыта развития и систем управления экологическим туризмом в различных странах показал, что практически во всех случаях экотуризмом в стране занимается тот же орган управления, что и всей туристской отраслью в целом. Регулирование туристской деятельности осуществляется на основе трех основных моделей управления (Рис. 2).
Рисунок 2 - Три модели государственного управления туризмом
США является основным примером первой модели управления (отсутствие центральной администрации). Ликвидация государственной структуры, ведавшей туризмом (USTTA), в 1997 г. была вызвана целым рядом причин, среди которых сокращение расходов федерального бюджета, прочные позиции США на международном туррынке, уверенность в привлекательности страны для зарубежных туристов, а также наличие сильных частных компаний в сфере туризма, способных на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка7.
Вторая модель (сильное и авторитетное министерство) распространена в целом ряде стран, успешно развивающих прием иностранных туристов: в Турции, Египте, Тунисе и других. В первую очередь правительства перечисленных стран ежегодно выделяют из своих бюджетов десятки миллионов долларов на рекламу и маркетинг, занимаются государственным инвестированием в туристическую инфраструктуру (так, египетская государственная турадминистрация только в Италии потратила в 1999 г. на рекламу около 3 млн. долларов)8. С учетом того, что эти страны никак нельзя назвать очень богатыми, подобные финансовые вложения — результат по-настоящему серьезного внимания государства к туризму, который служит одним из основных источников валютных поступлений.
Варианты реализации третьей модели управления туристским сектором представлены на примере четырех европейских стран: Франции, Испании, Великобритании и Италии, на долю которых приходится; по данным Всемирной туристской организации, около '/3 мировых туристских прибытий.
Рассмотрим более подробно системы государственного управления туристской отраслью на примере ряда стран.
Франция. Во Франции туризм на уровне исполнительной власти входит в компетенцию министерства транспорта и общественных работ. В структуре министерства предусмотрены Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Именно эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений в сфере туризма. Кроме того, существует еще целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом, но в основном с правом совещательного голоса: Совет по туризму при министерстве транспорта и общественных работ (консультативный орган), Французское агентство туристического инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму (занимается маркетинговыми исследованиями и статистикой в туризме), Национальное агентство по отпускным чекам (занимается социальным туризмом), Национальный комитет по процветанию Франции (занимается вопросами экологии и озеленением городов).
На региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти (так называемые делегаты), курирующие вопросы развития турсферы и подчиняющиеся непосредственно префектам. Деятельность делегатов направлена на координацию местных и национальных инициатив, так как в соответствии с административной реформой 1992 г. полномочия местных властей в области туризма достаточно велики.
Очень
важную роль в этой сложной
и многоступенчатой системе
Что же касается непосредственно экотуризма, из 77 действующих туроператоров 25 используют в своих рекламных буклетах концепции экотуризма, 40% туроператоров сообщают о разработанных и применяемых ими кодексах поведения, побуждающих клиентов к сохранению местной природы и культуры. Все туроператоры полагают, что природный туризм и экотуризм будут успешно развиваться в ближайшие годы.
Французские экотуристы предпочитают не покупать пакетные экотуры, 70% из них сами формируют программы своих путешествий, консультируясь с профессиональными организаторами экотуризма. Средний возраст французских экотуристов 35 - 50 лет, женщин среди них несколько больше, чем мужчин, большинство направляется в страны Европы (в Австрию, Ирландию, Швейцарию, Скандинавию) или не выезжает за пределы Франции. Продолжительность туров по Европе не превышает двух недель, а по Франции поездки занимают два дня в конце недели. Из других континентов более всего посещаемы Африка — Марокко, Маврикий, Мадагаскар (суммарно 34%), Южная Америка (28%) и Азия (24%)10.
Цены на экотуры во Франции не выше, чем на другие туры, или даже ниже. При выборе маршрута и туроператора французские экотуристы руководствуются в большей мере культурными интересами, чем экологическими. При этом около 60 % из них полагают, что не находят в материалах турфирм достаточной информации о возможностях познакомиться с природой тех стран, куда им предлагают поехать.
Таким образом, развитием туризма в стране занимается как государственный аппарат, так и независимая ассоциация. Развитие экотуристской деятельности на высшем уровне не осуществляется, этим занимаются отдельные турагенты и туроператоры, при этом экотуристы больше полагаются на свои возможности, не доверяя фирмам. Можно сделать вывод, что во Франции организации экотуристской деятельности уделяется небольшое значение и не ведется пропаганда экотуристской деятельности на уровне руководства страны.
Испания. В Испании вопросы туристической политики курирует министерство экономики (через Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу). Кроме госсекретариата министерству подчиняются Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и общее направление политики), так называемые Paradores (83 гостиницы, размещенные в зданиях, представляющих историко-архитектурный интерес), два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге), а также Испанский институт туризма (Tutespana).
Tutespana, созданный в 1996 г., занимается деятельностью по привлечению иностранных туристов и имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране. Институт полностью финансируется из госбюджета (более 71 млн. долларов в 1997 г.), во всех его офисах работает около 600 человек. Организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира11.
Одна из серьезных проблем испанского туризма - взаимодействие с местными администрациями. Несмотря на достаточно четкую структуру центральной туристической администрации в рамках министерства экономики, ее полномочия ограничены. Вопросы лицензирования, сертификации услуг, стратегии развития турсферы переданы местным властям. С целью координации их деятельности и деятельности центральных органов создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственных органов власти разных уровней и частного бизнеса. Но, несмотря на свой представительный характер, совет принимает решения, которые носят исключительно рекомендательный характер.
Вместе с тем испанским
местным администрациям
Великобритания. Можно считать, что современная политика Великобритании в области туризма берет начало в 1969 г. с принятием Development of Tourism Act. В том же году был создан British Tourist Authority (ВТА) - орган, курирующий привлечение иностранных туристов в Великобританию и развитие внутреннего туризма. Одновременно были образованы Tourist Boards в Англии, Шотландии и Уэльсе.
ВТА подчиняется в своей деятельности министерству культуры, зрелищ и спорта и обязан консультировать правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. ВТА – институт частного права, что дает ему в отличие от аналогичных органов в других странах большую коммерческую свободу внутри самой Великобритании. Наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (информация и реклама, участие в выставках), ВТА занимается предоставлением платных консалтинговых и маркетинговых услуг, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием частного капитала, издает и продает путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию. Деятельность ВТА строится на основе трехлетних планов работы, которые разбиваются на годовые программы и подпрограммы по отдельным отраслям и сегментам рынка. Во главе организации - совет директоров из пяти человек и президент. В штате ВТА - более 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные на местах и за рубежом в 26 странах мира.
Среди 200 туроператоров, предлагающих различные природно-ориенти-рованные туры, только 3,5 % упоминают в своей рекламе собственно экотуризм, 7,5 % упоминают ответственный туризм, 11 % – устойчивый туризм и 12 % туризм, заботящийся об окружающей среде (environmental tourism) Из этих туроператоров 37,5 % используют некоторые элементы представлений об экотуризме в маркетинге своего турпродукта.
На туристский рынок Великобритании заметное влияние оказывают крупные неправительственные природоохранные организации, побуждающие и клиентов, и туристскую индустрию в целом уделять больше внимания проблемам сохранения окружающей среды. Так, Британская ассоциация туристских агентств (Association of British Travel Agents) сообщает, что британские туристы готовы платить за тур на 5 % больше при условии, что организаторы тура будут содействовать охране природы, поддерживать бизнес местных товаропроизводителей и т.п.
По данным Ассоциации независимых туроператоров (АIТО), 26 % британских туристов, приобретающих пакетные туры, руководствуются при выборе программы тура стремлением посетить различные ландшафты, познакомиться с новыми культурами, насладиться пребыванием в дикой природе.
Возраст британских экотуристов, как правило, превышает 35 лет, это люди с высоким уровнем образования и средним достатком, женщин среди них несколько больше, чем мужчин. Продолжительность предлагаемых экотуров по Европе составляет в среднем от 3 до 14 дней, за пределами Европы 8 – 21 день. Предпочтительных сезонов в течение года нет. Наиболее популярные направления – Непал, Перу, Галапагосские острова. Внутри страны – графства Корнуолл, Норфолк.
В октябре 2007 года была реализована программа «экологический туризм в Лондоне». Компании, принимающие участие в программе, получили рекомендации по поводу того, как сократить расход энергии и воды, утилизировать отходы и предоставить наиболее экологичную продукцию и услуги. На основании успехов и прогресса компании-участника программы, ей присуждалась бронзовая, серебряная или золотая награда, благодаря чему туристы могут выбирать, услугами какой из компаний воспользоваться.
Италия. Государственная турадминистрация Италии переживает в настоящее время длительный и сложный процесс реформирования, который начался с упразднения в результате референдума 1993 г. Министерства туризма. Преемником министерства стал Департамент по туризму, который первоначально подчинялся непосредственно президиуму совета министров. Затем этот департамент вошел в состав министерства промышленности, ремесел и торговли, а в скором времени будет переведен в качестве самостоятельного директората в новое министерство производственной деятельности, которое поглотит все отраслевые экономические ведомства12.
Основные функции департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистики, а также международной деятельности. С ликвидацией Министерства туризма значительно расширились полномочия местных турадминистраций, существующих в составе исполнительной власти на всех уровнях в виде ассесоратов (министерств). Они ведают всеми вопросами лицензирования турдеятельности, включая классификацию гостиниц, а также имеют право представлять и продвигать свои регионы внутри страны и за рубежом (реклама, участие в выставках и т.п.).