Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:43, курсовая работа
В настоящее время в связи с усиленным антропогенным влиянием на природу большое значение имеет развитие таких видов деятельности, которые не только не наносят ущерба окружающей среде, но и способствуют ее сохранению и реабилитации. Одним из таких видов человеческой деятельности является экологический туризм.
Таблица 3. Положительные и отрицательные стороны развития сельского экотуризма23
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
экономическое развитие региона за счет привлечения денежных средств |
нестабильность получения доходов из-за политических решений, природных катаклизмов, колебаний курсов валют и т.п.; |
повышение благосостояния местного населения |
сезонный характер, вследствие чего персонал может оказаться не у дел часть года |
создание новых рабочих мест для высвобождаемых из основного производства работников, занятость пенсионеров, инвалидов, молодежи |
возможен отток валюты из хозяйства при значительном использовании импортных материалов и продуктов |
рост национального |
слабые возможности
использования |
стимулирование производства экологически чистых продуктов |
вероятность разрушения устоявшейся местной культурной среды |
развитие местного самоуправления |
негативное отношение части деревенского населения к приему туристов |
содействие охране природы | |
сближение жителей города и села |
традиционная
сельская культура не выдерживает давления
городской субкультуры и |
Следует отметить, что негативные последствия возможно устранить главным образом посредством качественной организации туристских услуг и эффективного управления туристской деятельностью.
Факторы, тормозящие развитие туризма в республике. Основные факторы, отрицательно влияющие на развитие туризма в Беларуси, представлены в виде таблицы 4. Одним из факторов, препятствующих развитию белорусского экотуризма, является образ Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма. Такой имидж нашей страны создается отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации. Вносит свой вклад и загрязнение 20 % территории вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, из-за чего многие иностранные туристы считают загрязненной всю территорию Беларуси и боятся проводить здесь свой отдых.
Таблица 4. Факторы, отрицательно влияющие на развитие туризма в Республике Беларусь
Проблема |
Пути решения проблемы |
Недостаточная известность страны как возможного места для туризма на мировом рынке, отсутствие Беларуси в Европейском туристском справочнике |
Совершенствование пропаганды Беларуси на мировом рынке: регулярное участие в туристских ярмарках и слетах, издание путеводителей на иностранных языках, активное использование возможностей сети Интернет, открытие белорусских туристических представительств в других странах. |
Имидж Беларуси как страны, неблагоприятной для туризма |
Акцентирование внимания к позитивным сторонам развития туризма: уникальности природных ландшафтов, наличием заповедников, заказников и национальных парков, гостеприимству населения, памятникам культуры и архитектуры. Преобразование недостатков страны в ее достоинства (экстремальный туризм в зоне, зараженной Чернобылем) |
Недостаточно развита |
Государственное субсидирование инфраструктуры, система льгот и поддержки для индивидуальных предпринимателей, частных лиц, в том числе и иностранных, желающих вкладывать денежные средства в развитие инфраструктуры |
Не применяется метод комплексной застройки туристско-рекреационных зон |
Объединение территорий отдельных туристско-рекреационных образований системой центров и маршрутов в единую планировочную систему |
Недостаточная обес-печенность квалифици-рованными кадрами туризма |
Проблему решают 15 вузов, готовящих специалистов и проводящих переквалификацию людей, желающих оказывать туристские услуги |
Недостаточная пропускная способностью, несовер-шенство работы контрольно-пропускных пунктов |
Строительство новых контрольно-пропускных пунктов, модернизация и автоматизация уже существующих, введение режима «зеленого коридора» для групп туристов |
Трудность получения белорусской визы и ее дороговизна |
Упрощение получения визы, снижение ее стоимости до минимальной для туристов, введение безвизового режима для представителей ряда высокоразвитых стран (ЕС, Япония) |
Дискриминационная ценовая политика в отношении иностранцев в средствах размещения и развлечения |
Установление единых цен на туристские услуги как для резидентов, так и для нерезидентов Республики Беларусь |
Отсутствие экономических стимулов для развития въездного и внутреннего туризма |
Разработка мер стимулирования и мотивации туристских организаций для организации инкаминга и внутреннего туризма, совершенствование инфраструктуры белорусских санаториев и домов отдыха, развитие новых видов туризма (экотуризм, агротуризм, водный и экстремальный туризм) |
Малое количество иностранных туроператоров, готовых предлагать туры в Беларусь |
Расширение сотрудничества белорусских туроператоров с иностранными на взаимовыгодной основе |
Нереализованный потенциал жителей деревень, желающих оказывать услуги эко- и агротуризма |
Проведение тренингов и переподготовки людей, организация обмена опытом в Польше, Литве и др. странах, имеющих подобный опят, предоставление льготных кредитов и налоговых льгот |
Важной причиной немногочисленности иностранных туристов в стране является весьма низкая известность страны на мировых рынках. В целях продвижения туристского продукта Беларуси на мировых рынках в настоящее время ежегодно проводятся весенняя ярмарка туристских услуг "Отдых" (в апреле) и международная туристская биржа "Турбизнес" (в ноябре). Ежегодно Министерство спорта и туризма организует работу единого национального стенда на ведущих международных туристических выставках (ITB в г. Берлине, MITT - в г. Москве, VIVATTOUR - в г. Вильнюсе, Т&Т - в г. Варшаве, WTM - в г. Лондоне), а также на национальных выставках Республики Беларусь за рубежом [44, с. 81]. Однако бюджетное финансирование подобных мероприятий находится на очень низком уровне.
Большинство проблем белорусского туризма связаны с недостаточной обеспеченностью туристского рынка квалифицированными кадрами и отсутствием опыта приема туристов. Эту проблему в последнее время решают 15 вузов, готовящих специалистов туристского профиля. И если в 90-х годах прошлого века стояла задача подготовить специалиста по туризму в целом, то на современном этапе белорусскому туризму необходимы специалисты по организации экологического, санаторно-оздоровительного, сельского, делового и других видов туризма, а также по экскурсионному, анимационному обслуживанию и иным направлениям туристической деятельности [44, с. 81]. Также уделяется внимание и переподготовке специалистов, уже работающих в туризме, но не имеющих специального образования. Для них регулярно проводятся тренинги и семинары.
Достоверной оценке развития туризма в стране мешает отсутствие рекомендованной Всемирной туристской организацией системы статистики, позволяющей реально оценивать доходы, получаемые от приема и обслуживания иностранных туристов на территории Республики Беларусь. Следствием этого является неадекватный анализ развития туризма в стране и невозможность точного прогноза. В настоящее время активно прорабатывается система подсчета туристов аналогичная той, которая используется ВТО. Это связано с тем, что многие иностранные граждане пересекают белорусскую границу и посещают объекты туристического показа, не пользуясь услугами турфирм. Большое количество интуристов совмещают это, находясь в гостях у родственников, друзей. Отличие новой системы от действующей в том, что будут подсчитываться не только туристы, прибывшие через туристические компании, но и все посетители Беларуси, за исключением тех, кто приезжает на работу либо учебу и в связи с постоянным местом жительства.
Для дальнейшего развития экотуризма в Беларуси необходима разработка комплексной системы управления экотуризмом, учитывающей мировой опыт и базирующейся на ряде нормативно-методических документов юридического и экономического плана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В настоящее
время экологический туризм
2. Анализ зарубежного опыта развития и систем управления экотуризмом позволяет сделать вывод о необходимости формирования комплексной системы управления экологическим туризмом, которая будет ориентироваться как на обеспечение экономической выгоды от туризма, так и на соблюдение экологического баланса природно-рекреационных территорий.
3. Оценка факторов аттрактивности Республики Беларусь показала, что наша страна обладает значительным природным потенциалом для развития экотуризма. Значителен список памятников истории и культуры, а четыре объекта включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Фактором аттрактивности могут стать места, связанные с историческими местами и знаменитыми людьми. Для привлечения как иностранных, так и местных туристов необходима эффективная туристская политика, учитывающая все аспекты деятельности рынка туруслуг. Туристская инфраструктура Беларуси является неудовлетворительной для приема международных туристов, хотя и необходимо отметить позитивные шаги в этом направлении. Наблюдается недостаток средств размещения, также многие из них не имеют никакой категории. Придорожный сервис развит неравномерно и хаотично, практически отсутствует сектор туристских услуг. Ценовая политика в отношении гостей страны не способствует их привлечению. Все это ведет к снижению продолжительности пребывания в стране иностранных туристов. Современное состояние развития туризма в Беларуси пока не приносит желаемой экономической выгоды. Также существует необходимость разработки единой системы статистической отчетности с учетом опыта ВТО.
4. Одним из приоритетных видов туризма в стране является экотуризм. Для дальнейшего развития экотуризма в республике необходима разработка стратегии и конкретных планов развития. Стратегия должна учитывать мировой опыт и базироваться на ряде нормативно-методических документов юридического и экономического плана. Методами решения проблем, связанных с развитием экотуризма в Республике Беларусь, могли бы быть: совершенствование пропаганды туристских возможностей Беларуси на мировом рынке туристских услуг, государственное субсидирование инфраструктуры туризма, установление единых цен на услуги туристских объектов как для резидентов, так и для нерезидентов нашей страны, организация эффективной системы подготовки и переподготовки туристских кадров, строительство новых контрольно-пропускных пунктов, модернизация и автоматизация уже существующих, введение, проведение тренингов и переподготовки людей, желающих оказывать услуги эко- и агротуризма.
1 Тарасенок А.И. Понятие экологического туризма с точки зрения концепции устойчивого развития Матэрыялы VI з’езда Беларускага геаграфичнага таварыства. Могилев, 27 сент. – 1 окт. 1999 / Бел. Географич. общ-во, Бл. гос. ун-т, Могилевский гос. ун-т. Мн. 1999.
2 Квебекская декларация по экотуризму / Программа ООН по окружающей среде, Всемирная туристская организация. – Квебек, 2002. – 7 с.
3 Dictionary of Travel. Tourism and Hospitality / Ed. S. Medlik. - London: Butterworth-Heinemann Etd., 1993. – 721р.
4 Семьдесят два процента минчан готовы принимать экотуристов у себя в Беларуси // Бюллетень ООН / Представительство ООН в РБ, 2002. - №3. - С. 12-13.
5 Ледовских Э.Ю. Экотуризм на пути в Россию: принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. - Тула: Гриф и К, 2002. - С. 324.
6 Организация туризма: учебное пособие / Дурович А.П., Бондаренко Г.А., Сергеева Т.М. и др. - Минск: Новое знание, 2005. - С. 640.
7 О развитии туризма, деятельности туристских организаций, средствах размещения туристов и других лиц за 2006 год. Министерство статистики и анализа. - Минск, 2007. - С. 37.
8 Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 288.
9 Чиянова Э.В. Устойчивое развитие социально-экономической системы общества: принципы и факторы. - Воронеж. гос. университет. - Воронеж, 2004. - С. 24.
10 Дроздов А.В. Основы экологического туризма: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - С. 271.
11 Природные ресурсы Республики Беларусь, их использование и охрана / Министерство природы Республики Беларусь. - Минск: Арт-Пресс, 2003. - С. 30.
12 Природные ресурсы Республики Беларусь, их использование и охрана / Министерство природы Республики Беларусь. - Минск: Арт-Пресс, 2003. - С. 44.
13 Дроздов А.В. Основы экологического туризма: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. С. 162.
14 Шульга Ч.К. Беларусь - республика туризма // Проблемы управления. - 2004. - №4 (13). - С. 104-111.
15 Гайдукевич Л.М., Хомич А. География международного туризма. - Минск: БГУ, 2003. - С. 93.
16
http://naviny.by/rubrics/
17 Григоров А.В. Беларусь туристская // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. - 2006. - №6. С.79-84.
18 Ивлечев В.П. Стратегия устойчивого туризма в Беларуси // Архитектура и строительство. - 2003. - №3. - С. 7-10.
19 Бобков В.А. Туризм в городе Минске: состояние и перспективы // Минский НИИ социально-экономических и политических проблем. - Минск, 2003. - С. 184.
20 Решетников Д.Г. Комплекс международного туризма в системе внешнеторговой деятельности Республики Беларусь // Бел. гос. университет. - Минск, 2005. - С. 88.
21 Гончарук Н.А. Развитие нормативно-правовой базы экологического туризма в Республике Беларусь // Вестник молодежного научного общества. - 2004. - №4 (21). - С. 19-22.
22
http://delo.by/news/shownes/
23 Лесков А.С. Концепция эффективного развития малых предпринимательских структур в сфере туризма. - Минск: БелСоЭС "Чернобыль", 2000. - С. 27-28.