Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:43, курсовая работа
В настоящее время в связи с усиленным антропогенным влиянием на природу большое значение имеет развитие таких видов деятельности, которые не только не наносят ущерба окружающей среде, но и способствуют ее сохранению и реабилитации. Одним из таких видов человеческой деятельности является экологический туризм.
Вместе с тем центральная роль в продвижении Италии на иностранных рынках принадлежит Национальному управлению Италии по туризму (ЕМIТ), созданному еще в 1919 г. В 1999 г. бюджет ЕМ1Т составил около 30 млн. долларов. В штате Управления 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 16 странах. В ближайшее время в Италии должен быть принят закон о трансформации ЕМ1Т в государственное акционерное общество. Предполагается, что эта реформа позволит управлению заняться коммерцией и привлечет частные капиталы в работу по продвижению итальянского турпродукта на мировом рынке. Контрольный пакет акций в любом случае останется у центральных и местных органов государственной власти.
Германия. Немецкая концепция экотуризма немного отличается от распространенной в Великобритании и англоязычном мире. Немецкое понятие «природный туризм» включает все формы туризма в природе, а не только путешествия в дикую природу. Особенностью Германии можно считать и то обстоятельство, что около 50 % немецких туристов четко ориентированы на природный туризм. Кроме того, около трети туристов, т.е. почти 14,5 млн. человек, интересуются экотуризмом в его строгом понимании. Этот значительный потенциал почти на 20 % уже используется – в экотуризм в настоящее время вовлечены от 1 до 3 млн. человек. В ближайшие 5 – 10 лет ожидается рост числа экотуристов13.
Предпочтения немецких экотуристов таковы: небольшие отели, управляемые местными хозяевами, местная кухня, путешествие без постоянного обязательного сопровождения гидами, знакомство с местными культурами, комбинированные программы, включающие не только пребывание в природе, но и объекты культуры, а также спортивные занятия. Предпочитаемые направления – страны Европы (почти 50 % туров), из далеких стран классического экотуризма выделяются Коста-Рика, Галапагосские острова и Непал, спросом пользуются также другие страны Азии и Южной Америки. Внутри Германии наиболее популярны Мекленбург-Передняя Померания и «Баварский лес».
Исключительно на экотуризме специализируются 6 – 8 % всех туроператоров Германии. Среди этих 122 преимущественно небольших туристских фирм следует отметить две ассоциации – Форум «Путешествуем иначе» (в нее входит 51 компания) и Объединение «Пеший и приключенческий туризм» (13 компаний).
Главная целевая группа для большинства немецких туроператоров – учителя, причем преимущественно женщины, средний возраст 30 – 59 лет, это люди с высшим образованием, средним или более высоким доходом. Цены на экотуры в Германии несколько выше, чем на обычные туры. Многие экотуристские программы включают предложения участвовать в социальных или экологических проектах, но в целом стратегии и практика маркетинга в немецком экотуризме не всегда достаточно совершенны и нуждаются в улучшении.
Европейское Сообщество. Во многих европейских странах применяются различные системы эко-маркировки гостиниц и средств размещения, и их количество ежегодно увеличивается. Все программы разрешают использование выбранной эмблемы, ярлыка или маркировки для того, чтобы выделить продукт на рынке и сделать его узнаваемым для посетителей. В большинстве случаев использование эмблем разрешено только после проведения сертификации. Многие программы дают эмблемы для разных достигнутых уровней, например от одного до пять солнц, глобусов, или листьев (примеры экомаркировок – в Приложении А).
На всей территории Европы с 2004 года действует система экологической маркировки туристских гостиниц Ecolabel. Знаком Ecolabel (в виде зеленого цветка с буквой «Э» в центре) маркируются гостиницы, которые осуществляют ограниченное потребление энергии и воды, сокращают отходы производства, пользуются преимущественно возобновляемыми ресурсами и веществами, менее опасными для окружающей среды, содействуют экологическому образованию и коммуникации.
Международные туристские организации. Рост значения туризма в деятельности многих государств привел к тому, что ООН, ее специализированные органы, другие международные организации стали все больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Появился целый ряд специализированных международных организаций по туризму. В настоящее время в мире существует приблизительно 70 международных организаций, в той или иной степени занимающиеся проблемами развития туризма.
Несомненно, одной из основных является Всемирная туристская организация (ВТО). Она является межправительственной организацией и в настоящее время включает в себя более 105 действительных членов, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные организации). Данная организация вносит большой вклад в учет экологических последствий развития индустрии туризма.
Среди международных
Более чем в 80 странах существуют национальные ассоциации турагенств. Основной их задачей является соблюдение интересов турагентств во взаимоотношениях с правительственными организациями, изучение туристского рынка, обмен опытом и установление деловых контактов. Крупнейшими национальными ассоциациями турагентств являются: Американское общество туристских агентов (АСТА), Ассоциация британских туристских агентов (АБТА), Союз канадских туристских ассоциаций (АКТА).
Анализ опыта развития и управления экотуризмом в различных странах позволяет сделать вывод о необходимости формирования комплексной национальной системы устойчивого экотуризма, ориентированной на экономическое развитие территорий в сочетании с охраной окружающей среды и учетом интересов будущих поколений. Что касается способа организации туристской отрасли, Беларусь гораздо ближе к европейским странам, где преобладает третья модель организации государственной турадминистрации - туризм на уровне центральных органов исполнительной власти входит в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства.
2 Анализ и оценка
современного состояния
Развитие туризма как
Рисунок 3 - Факторы туристской аттрактивности Республики Беларусь
Республика Беларусь располагает значительным природным потенциалом и у зарубежных туристов в первую очередь ассоциируется с огромным разнообразием природных ландшафтов, экосистем, которые, в основном, и формируют привлекательную основу экотуризма14. На территории Беларуси находятся крупные особо охраняемые природные территории (ООПТ), такие, как национальные парки «Беловежская пуща», «Нарочанский», «Припятский», «Браславские озера», «Березинский биосферный заповедник», Полесский радиационно-экологический заповедник, 94 заказника и 542 памятника природы республиканского значения, 458 заказников и 333 памятника природы местного значения. В ближайшие годы планируется создание ряда национальных парков: «Логойский» («Белая Русь»), «Суражский», «Свислочско-Березинский», «Налибокский»15. Общая площадь особо охраняемых природных территорий страны составляет 8 % территории страны, а к 2020 г. ожидается увеличение площади ООПТ до 9–10 % территории страны.
На территории страны находятся около 20 тыс. рек и 10 тыс. озер. Особой туристской привлекательностью обладают озерные группы - Браславская, Нарочанская, Ушачская, Лепельская, Голубые озера и др. Крупнейшими озерами страны являются Нарочь (79,6 км2), Освейское, Червоное, Лукомское, Дривяты, Выгонощанское, Нещердо, Свирь, Снуды. Беларусь достаточно обеспечена и лесными ресурсами. За последний период с 1 января 1994 г. по 1 января 2001 г. общая площадь лесов увеличилась на 6,9 % и составила 9,24 млн. га16. С уверенностью можно утверждать, что Беларусь является лесной страной. Об этом свидетельствует также комплексный показатель лесных ресурсов, по которому Беларусь входит в шестую (самую высокую) группу стран. Леса также составляют существенную часть рекреационных ресурсов страны.
Биологическое
разнообразие Беларуси имеет не только
большое национальное, но и международное
значение, поскольку обеспечивает поддержание
глобального экологического равновесия
и сохранение генофонда биосферы.
Природные и социально-
Республика имеет богатый историко-культурный потенциал, сформировавшийся на протяжении тысячелетней истории становления белорусской государственности. На территории Беларуси учтено свыше 17,5 тыс. памятников истории и культуры, из числа которых более 2,5 тыс. объектов имеют национальное значение. В качестве экскурсионных объектов при организации туристских маршрутов используются свыше 1,5 тыс.17. На территории Беларуси расположено 129 городов и поселков, представляющих наибольший интерес для туристов, где сохранились храмы и монастыри, дворцы и замки, ценные архитектурные, исторические и культурные памятники.
Четыре памятника, расположенные на территории Республики Беларусь, включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: Беловежская пуща; архитектурно-культурный комплекс Радзивиллов в городе Несвиже (Минская обл.); Замковый комплекс в городском поселке Мир (Гродненская обл.); пункты Геодезической дуги Струве на территории Гродненской и Брестской областей.
Среди архитектурных памятников следует отметить шедевры древних школ зодчества Х1-ХП вв. (Софийский собор и Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, Благовещенская церковь в Витебске), средневековые памятники военно-оборонительной архитектуры (Каменецкая башня-донжон XIII в., руины замков в Новогрудке, Гродно, Лиде (восстановлен), Крево, Гольшанах, дворцово-замковые комплексы в Мире и Несвиже), уникальные храмы оборонного типа в Сынковичах (Зельвенский район), Мурованке (Щучинский район), Комаях (Поставский район), богатое наследие барокко (Гродно, Пинск, Несвиж, Слоним, Минск и др.), памятники эпохи классицизма (дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, руины дворцов в Коссово и Ружанах) и др.
Проведенный
анализ культурно-исторического
Что касается туристкой инфраструктуры, то можно отметить, что в последние годы в Республике Беларусь произошли значительные позитивные перемены в данной области. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
Беларусь обладает значительно
развитой транспортной сетью. По территории
страны проходят трансъевропейские транспортные
коридоры № 2 (Париж — Берлин - Варшава
- Брест - Минск - Орша - Москва) и № 9 Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–
Основными требованиями к развитию транспортной сети Беларуси со стороны туристов являются: свободное движение транспорта; легкое пересечение границы; высокий стандарт железнодорожных и автомобильных пассажироперевозок; удобно расположенные и хорошо оборудованные остановочные пункты для ночлега, питания, заправки топлива и покупок; удобно расположенная информация о возможности отдыха на территории города19.
Стоит отметить, что размещение объектов придорожного сервиса вдоль автомагистралей крайне неравномерно, зачастую хаотично и сосредоточено в основном вблизи городов. Таким образом, сервиса на дорогах не хватает, а тот, который имеется, зачастую осуществляется с нарушениями гигиены и законодательства.
Таким образом, Беларусь обладает значительными факторами туристкой и экотуристкой привлекательности, однако в настоящее время сектор туристских услуг Беларуси развит недостаточно полно, что ведет к снижению продолжительности пребывания в стране иностранных туристов. Одна из важных задач белорусского туризма на сегодняшний день – максимальное использование имеющихся в стране природных и культурных ресурсов и развитие туристской инфраструктуры.