Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:50, курсовая работа
Цель данной работы – изучение экскурсионного потенциала Украины.
Для достижения целей были поставлены следующие
задачи :
- рассмотреть экскурсионный потенциал как фактор внешней среды туризма Украины;
- дать характеристику экскурсионного потенциала;
- изучить становление экскурсионного дела;
- дать характеристику туристско-экскурсионным центрам Украины, которые составляют потенциал страны;
- Выяснить проблемы возникающие в формировании проведения экскурсионной деятельности.
Введение.………………………………………………………………...….3
Глава 1. Экскурсионный потенциал как фактор внешней среды туризма в Украине…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и классификация экскурсионного потенциала….……..….6
1.2. Правовое регулирование экскурсионной деятельности в Украине…………………………………………………………………………….8
1.3.Становление экскурсионного дела………………………….…….…11
Глава 2. Характеристика экскурсионного потенциала Украины ……..14
2.1. Экскурсионные объекты - основа экскурсионного потенциала Украины………………………………………………………………….……….14
2.2. Общая характеристика туристско-экскурсионных центров Украины……………………………………………………………………….…19
Глава 3. Проблемы возникающие в формировании проведения экскурсионной деятельности………………………………………………...…31
Заключение……………………………………………………………….34
Литература……………………………………………………………...…36
Физические лица, которые не являются субъектами предпринима-тельской деятельности и предоставляют услуги по временному размещению (проживанию), питанию и т.п.
По
договору на экскурсионное обслуживание
одна сторона (субъект, осуществляющий
туристическую деятельность) за установленную
договором плату обязуется предоставить
по заказу другой стороны (экскурсанта)
обслуживание, существенной частью которого
являются услуги экскурсовода (гида-переводчика)
общей продолжительностью не более 24 часов,
не включающие в себя услуги по размещению.
Договор на экскурсионное обслуживание
заключается по правилам, определенным
гражданским законодательством, в том
числе путем выдачи ваучера. Лицо, предоставляющее
экскурсионные услуги, обязано до заключения
договора на экскурсионное обслуживание
предоставить экскурсанту необходимую
и достоверную информацию об экскурсионном
обслуживании, его видах и особенностях,
квалификации экскурсовода, о порядке
и сроках оплаты экскурсионных услуг,
а также предоставить экскурсанту по его
просьбе другую информацию по вопросам
экскурсионного обслуживания. Ответственность
сторон за неисполнение, ненадлежащее
исполнение обязательств в соответствии
с договором на экскурсионное обслуживание,
порядок прекращения договора на экскурсионное
обслуживание определяются согласно гражданскому
законодательству и законодательству
по вопросам защиты прав потребителей
[4].
1.3. Становление экскурсионного дела
Первые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д. Якушенко. Находясь в ссылке, он работал в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира.
Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам.
Активизация экскурсионной
деятельности в XIX в. была
связана с появлением ряда
организаций, практиковавших
Распространение экскурсий,
горных восхождений, пеших
походов и велосипедных прогулок,
путешествия, передвижения и
различные специализированные организации.
Популяризация экскурсий проводилась путём рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения крупных городов, публикации рекламных сообщений об экскурсиях, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принесли свои плоды.
История становления
Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-
просветительской
работы, формируя нравственные
качества и культуру человека.
Становление экскурсионного дела в советское время.
Октябрьская революция положила начало формированию новых потребностей экскурсантов, с другим мировоззрением и взглядами. Широкие народные массы, в основном не грамотные, проявили стремление к знаниям, истории, культуре. К осуществлению задач повышения культурного уровня граждан, были привлечены такие деятели культуры как: А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, Л.Р. Межинская, О.Ю. Шмидт, В.Д. Бон-Бруевич, П.И. Лебедев-Полянский и другие. В связи с этими задачами стали создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открывались новые учебные заведения по подготовке экскурсионных работников.
Большой
вклад в развитие советского экскурсионного
дела и его пропаганду внесли Н.К.
Крупская, П.П. Болонский, С.Т. Шацкий, А.П.
Пинкевич, А.Ф. Родин и многие другие передовые
педагоги и методисты.
Развитие и совершенствование экскурсионного дела в послевоенные годы.
После Великой Отечественной войны перед советским народом встали задачи восстановить разрушенное народное хозяйство на территориях, которые были оккупированы фашистами, и преодолеть последствия войны во всех областях жизни.
Этот период характеризуется дальнейшим расширением и усовершенствованием экскурсионной работы, укреплением связей экскурсионных учреждений с профсоюзными организациями промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, совхозов и колхозов, развитием различных форм обслуживания местного населения. Значительно расширилась экскурсионная тематика в 1975г. она насчитывала 13 тыс. тем.
В настоящее время экскурсия
2.Характеристика экскурсионного потенциала Украины 2.1.Экскурсионные объекты - основа экскурсионного потенциала Украины
Экскурсионно-
Объекты экскурсионного показа подразделяются на экстерьерные (осматриваемые снаружи) и интерьерные (изнутри). В оценке объектов учитывается их информационная ёмкость (соответствует времени осмотра или рассчитывается в специальных единицах информации); аттрактивность
(оценка экспертов
или опрос рекреантов); эстетическая
(и художественная) ценность; воспитательный
эффект.
По тематике экскурсии бывают:
По месту проведения :
По средствам передвижения:
В
Украине накоплен определённый опыт
и сложилась система изучения
и популяризации историко-культурного
наследия с помощью туризма и экскурсий.
Общая численность памятников истории
и культуры – 131293, в т.ч. национального
значения – 4145; 401 поселение имеет статус
исторического города; на территории многих
городов (Киев, Чернигов, Глухов, Луцк,
Острог, Чигерин и др.) создан 61 историко-культурный
и историко-литературный заповедник. Около
150 памятников археологии имеет мировое
и общеевропейское значение, в Список
мирового наследия ЮНЕСКО включено 47 наиболее
выдающихся историко-архитектурных памятников,
среди которых ансамбли Софиевского собора,
Киево-Печерской лавры, Херсонес и южнобережные
дворцово-парковые комплексы. Значительный
научно познавательный и художественно-эстетический
потенциал накоплен в музеях страны (324
музея разного профиля с общим фондом
20 млн. экспонатов). [12]
Культурно-исторические ресурсы туризма размещены по территории Украины неравномерно. Наибольшее количество памятников национального значения сосредоточенно в Львовской области (816), г. Киеве (447), АР Крым (227, а также г. Севастополь – 47), Волынской области (224) и Черниговской области (211). Во второй группе областей число колеблется от 100 до 200 – Винницкая, Закарпатска, Ивано-Франковская, Киевская, Ровенская, Сумская, Тернопольская и Черновицкая области. Третья группа областей имеет средние показатели обеспеченности культурно–историческими объектами (50-100 объектов) – Днепропетровская, Житомирская, Одесская, Полтавская, Харьковская, Херсонская и Черкасская области. Наименьшим количеством объектов (менее 50) располагают Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Луганская и Николаевская области. [Таблица.]
Кроме количественных параметров, культурно-исторические памятники Украины имеют региональную специфику. Центральная и восточная Украина богаты историческими памятниками, связанными с зарождением и развитием украинской истории и культуры, Юг является территорией, где выявлено большое количество объектов античной культуры, а Западная Украина выделяется этническим своеобразием, памятниками фольклора, богатством архитектуры. [12]
Объектами интереса туристов при посещении местности, обладающей горноклиматическими рекреационными ресурсами, прежде всего, выступают
горные пейзажи, посещение пещер, водопадов горных рек, возможность заняться некоторыми видами спорта (альпинизм, горные лыжи, сноуборд и т.д.). Вдобавок ко всему, посещение гор позволяет поправить здоровье, избежать лишних стрессов и получить заряд бодрости.
Можно отдельно выделить антропогенные (созданные руками человека) туристические ресурсы. К ним в настоящий момент относят социо-культурные, исторические и археологические, архитектурные, научные и промышленные, зрелищные и досуговые, культовые и религиозные объекты туристического интереса.
Социокультурные туристические ресурсы представляют собой имеющие культурную или познавательную ценность объекты (культурное наследие нации и территории, памятники, монументы, картины, скульптуры, гравюры, саму культуру народа или нации, язык, кухня, обычаи и традиции) либо объекты, непосредственно связанные с деятельностью общественных или культурных организаций (например, здание штаб-квартиры ООН или ЮНЕСКО).
Исторические или археологические объекты как разновидность объектов туристского интереса объекты, имеющие историческую или археологическую ценность, зачастую охраняемые властями (Киево-Печерская лавра, Каменец-Подольский замок, заповедник Аскания-Нова и т.д.), представляющие интерес для ограниченного контингента туристов. Архитектурными объектами являются памятники и шедевры.
Обычно архитектурные объекты классифицируют наимеющую историческую ценность (Мариинский дворец, Выдубицкий монастырь и т.д.) и не имеющие таковой (Киевский почтамт, мост Патона и др.).
Архитектурными объектами туристского интереса могут быть как отдельно стоящие здания (Оперный театр в Одессе, Владимирский собор в Севастополе и др.), так и ансамбли зданий (Михайловский златоверхий собор, Киево-Печерский монастырь и т.д. ), целые кварталы городов (исторический центр г.Севастополя), либо даже целые города (Херсонес, Ольвия и др.).
Научные и промышленные объекты туристского интереса, недавно вошедшие в состав туристических ресурсов, представляют собой ныне функционирующие предприятия и лаборатории, выставки и демонстрации достижений науки и техники. Например, в Новом Свете или Ялте экскурсия обычно заканчивается посещением заводов шампанских вин.
Объектами зрелищ и развлечений, способными привлечь к себе туристов, могут быть как концерты звезд, выступления политиков, спортивные соревнования, шоу (например, чемпионаты мира, карнавалы, олимпиады), так и парки развлечений и аттракционов, казино и знаменитые варьете, рестораны и аквапарки (Симеиз, Евпатория, Севастополь).