Этика в туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 00:25, курсовая работа

Описание

Понятие о социальной ответственности организации, в общем случае, включает производство продукции и оказание услуг надлежащего качества, соблюдение прав персонала на труд, выполнение требований к безопасности и гигиене труда, участие в социальных мероприятиях, добросовестное ведение бизнеса.
Следование высоким стандартам социальной ответственности, не позволяющим неэтичного поведения, требует не только мужества отстаивать свои моральные принципы, но также и наличие таких принципов. Задача социальной ответственности - создать и поддержать в обществе благоприятное мнение о компании.
Цель работы - рассмотреть этику и социальную ответственность в деятельности специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма, выявить их влияние на деятельность организации в целом.

Содержание

Введение………3
Глава 1. Этика специалиста в сфере социально - культурного сервиса и туризма……..5
1.1 Особенности происхождения этики……….5
1.2 Основные принципы и нормы профессиональной этики……8
1.3 Кодексы профессиональной этики работников социально - культурного сервиса и туризма….13
Глава 2. Социальная ответственность специалиста в сфере социально - культурного сервиса и туризма…………21
2.1 Характеристика социальной ответственности……….21
2.2 Параметры социальной ответственности……27
Заключение……….30
Список литературы……….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая этика в тур. дея-ти.docx

— 51.02 Кб (Скачать документ)

СТАТЬЯ 10. Реализации принципов  Глобального этического кодекса  туризма

· Государственные и частные  участники туристского процесса должны сотрудничать в деле реализации настоящих принципов и должны контролировать их эффективное применение;

· Участники туристского  процесса должны признать роль, которую  играют международные организации, в первую очередь Всемирная туристская организация, и неправительственные  организации, которые занимаются вопросами  продвижения и развития туризма, защиты прав человека и охраны окружающей среды и здоровья, с учетом соблюдения основных принципов международного права;

· Те же участники туристского  процесса должны проявить намерение  передавать с целью примирения все  спорные вопросы, связанные с  применением или толкованием  Глобального этического кодекса  туризма, беспристрастному третьему органу, именуемому "Всемирный комитет по этике туризма".

Специалисты в сфере социально - культурного сервиса и туризма  должны следовать соответствующему кодексу этики и стандартам профессионального  поведения. В настоящее время  деловыми профессиональными ассоциациями принято значительное число этических  кодексов. Чтобы сделать этические  кодексы более действенными, в  организациях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные как  на наказание за нарушение кодекса, так и на поощрение поступков, совершенных в соответствии с  правилами этического кодекса. По содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны: это могут быть правила  деловой этики на одну страницу и  стандарты в несколько десятков страниц. Считается, что такие кодексы  должны быть основаны на стратегии  и видении руководства организации  и содержать модель желаемого  поведения ее сотрудников.

Принципы и правила, провозглашенные  в этических кодексах, могут активно  использоваться в рекламных целях  организации. Следует, однако, предостеречь от включения в кодексы слишком  расплывчатых формулировок, за которыми трудно разглядеть истинные этические  ценности, исповедуемые организацией. Кроме того, важно, чтобы в этических  кодексах закреплялась не только ответственность  сотрудников перед организацией, но и обязательства организации  перед сотрудниками и обществом  в целом.

Для поддержания высокого этического уровня в мировой практике наряду с созданием кодексов используются следующие подходы:

· Организация постоянно  действующего комитета по этике;

· Создание «горячей линии» для замечаний и жалоб;

· Проведение аудитов этики  поведения;

· Выражение благодарности  за образцовое этическое поведение сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социальная ответственность специалиста в  сфере социально - культурного сервиса  и туризма

 

2.1 Характеристика  социальной ответственности

 

Международные этические  принципы стали «идеологической  базой» для формулирования такого понятия, как «социальная ответственность».

Социальная ответственность  является свойством (чертой) характера  личности, наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью и т.д.

Формальное определение  социальной ответственности предполагает обязанность руководства организации  принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень  благосостояния и отвечают интересам, как общества, так и самой компании.

Заинтересованной группой  является любое сообщество внутри организации  или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности компании. Наиболее важные заинтересованные группы крупной компании, ее основные (без которых не может существовать) заинтересованные группы - инвесторы, акционеры, работники, покупатели и  поставщики.

Существуют различные  подходы к тому, как следует  соотноситься организациям в отношении  с их общественной средой, чтобы  считаться социально ответственными. Многие полагают, что организация  считается социально ответственной, если она увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. Следовательно, организация  должна преследовать только экономические  цели. Но имеет место и иная точка  зрения: что организация в дополнение к ответственности экономического характера призвана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия  своего бизнеса на работников, потребителей и местные общины, в которых  происходит ее деятельность, а также  вносить определенный позитивный вклад  в решение социальных проблем  в обществе в целом. Общественность обычно ожидает от бизнеса не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.

Противоположные по своему характеру выводы из исследования проблемы, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождены  спорами о целях организаций. Можно, конечно, рассматривать организацию  как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности  использования своих ресурсов. В  этом случае организация выполняет  экономическую функцию производства продукции и услуг.

Но имеется и другое мнение, согласно которому организация - это намного больше, чем экономическая  целостность. Современная организация - сложная часть окружения, включающего  множество составляющих, от которых  зависит самое существование  организации. К таким компонентам  относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или  объединения, а также работники  фирмы и держатели ее акций. Эта  многоплановая общественная среда  способна активно влиять на достижение организацией ее целей. Отсюда организации  приходится уравновешивать свои экономические  цели с экономическими и социальными  интересами тех, кто составляет среду.

Организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют. Они обязаны направлять часть  своих ресурсов и усилий по социальным каналам, жертвовать на благо общества. Сейчас уже сложились определенные представления о том, как обязана  вести себя организация, чтобы быть добропорядочным членом обслуживаемых  сообществ. Организации должны активно  действовать в таких сферах, как  защита среды обитания, здравоохранение  и общественная безопасность, гражданские  права, защита интересов потребителя  и т. п. Бизнес обязан быть социально  ответственным.

Концепции социальной роли бизнеса постепенно начали изменяться в 50-х гг. Именно тогда появился первый основательный труд на темы социальной ответственности. В книге "Социальная ответственность бизнесмена" Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция  социальной ответственности может  быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений способно приносить социальные и экономические выгоды обществу.

Важно сделать различие между  юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам  и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. Как известно, существуют тысячи законов и нормативов. Организация, подчиняющаяся этим законам и  нормативам, ведет себя юридически ответственным образом. Но это не означает, что она будет считаться  и социально ответственной.

Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает  определенный уровень добровольного  отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет  место по отношению к тому, что  лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К  проявлениям социально ответственного поведения относятся: благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх  предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции  компании; добровольное снятие своей  продукции в случае ее возможной  опасности для потребителя и  др.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

· Благоприятные для бизнеса  долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь  местного сообщества или устраняющие  необходимость государственного регулирования  в этой сфере, могут быть в собственных  интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых самим участием в жизни общества. В обществе благополучном, с социальной точки зрения, благоприятнее  условия для деятельности бизнеса. Даже если краткосрочные издержки в  связи с социальными действиями высоки, в долгосрочной перспективе  они способны стимулировать рост прибыли, так как у потребителей, поставщиков и местного населения формируется более привлекательный образ предприятия.

· Изменение потребностей и ожиданий широкой общественности. Связанные с бизнесом социальные ожидания ныне радикально изменились. Вовлеченность компаний в решение  социальных проблем становится и  ожидаемой, и необходимой.

· Наличие серьезных ресурсов для оказания помощи в решении  социальных проблем. Бизнес располагает  значительными людскими и финансовыми  ресурсами, что обеспечивает предпосылки  для передачи части их на социальные нужды.

· Моральное обязательство  социального ответственного поведения. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали должны управлять  его поведением. Подобно индивидуальным членам общества компания должна действовать  социально ответственным образом  и способствовать укреплению моральных  основ общества. Поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из правил социально ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности. Несмотря на все вышесказанное, многие выступают против социальной ответственности, ссылаясь на следующие обстоятельства:

· Нарушается принцип максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды уменьшает влияние  принципа максимизации прибыли. Предприятие  ведет себя социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических  интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям  и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

· Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия  дополнительными издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся  на потребителей в виде повышения  цен. Фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с другими фирмами, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкурентной борьбе. В результате снижается их сбыт на внутренних и международных рынках, что ведет к ухудшению их экономического положения.

· Недостаточный уровень  отчетности для широкой общественности. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели деятельности предприятий и плохо - их социальную вовлеченность. Пока общество не разработает  порядок прямой отчетности перед  предприятием, последние не будут  участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

· Недостаток умения разрешать  социальные проблемы. Персонал любого предприятия подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он в то же время не имеет опыта, позволяющего вносить вклад в  решение проблем социального  характера. Решению социальных проблем  обязаны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных  учреждениях и в благотворительных  организациях.

На разных этапах развития организации ее социальная ответственность  выражается по-разному. На этапе начального становления, когда организация  вынуждена решать такие задачи, как  выживание и адаптация к изменяющимся внешним условиям, ее социальная ответственность  сводится, прежде всего, к сохранению рабочих мест. С наступлением более  благоприятного с позиций экономики  периода развития у организации  появляется возможность повысить свою социальную ответственность путем  вложения части средств в социальные программы, учитывающие потребности  и ожидания различных общественных групп как внутри организации, так и за ее пределами.

Деятельность организации  в области социальной ответственности  должна быть направлена на достижение следующих целей:

· Соблюдение трудовых и  социальных прав человека;

· Производство продукции  и оказание услуг надлежащего  качества;

· Исключение несчастных случаев  в производстве;

· Защита жизни, здоровья и  имущества потребителей продукции  или услуг организации;

· Оказание помощи малоимущим группам населения.

Успешное достижение этих целей должно способствовать:

· Повышению качества жизни  и персонала, местного населения  и общества в целом;

· Повышению авторитета организации  у потребителей, партнеров по бизнесу  и других заинтересованных сторон;

· Улучшению отношений  с центральными и местными органами власти;

· Улучшению отношений  с населением, общественностью и  средствами массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Параметры социальной ответственности

Информация о работе Этика в туристической деятельности