Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:26, курсовая работа
Целью работы является изучение развития конного туризма в Екатеринбурге и на территории Южного Урала.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты конного туризма
- провести анализ развития конного туризма на Урале
- составление маршрута путешествия на лошадях по территории Южного Урала
Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты конного туризма
1.1История развития конного тризма и его классификация. 5-6
1.2 Определения, необходимые навыки и снаряжения,
виды и классификация конного туризма. 7-33
1.3 Конный туризм в России. 34
Глава 2. Разработка проекта конного туризма по Белой реке.
2.1 Рекреационные ресурсы реки Белая. 35
2.2 Пространственно – временная часть разработанного тура. 36
2.3 Анализ программы. 37
2.4 Программный туроперейтинг 38-44
2.5 Потребители туристских услуг 45-48
Заключение 49
К
упряжной лошади в оглоблях может
быть припряжена пристяжная, и тогда одноконная
упряжка превратится в пароконную. Для
этого к экипажу (саням) с левой стороны
на кронштейне с тягой к кузову крепится
валек.
Сбруя для пристяжной лошади состоит из
следующих частей: шорка, пристяжная узда
с чумбуром, пристяжная шлея, трок, пристяжная
подпруга с кольцом, постромки, неободное
кольцо и привожжек.
Узда для пристяжной отличается расположением
пряжек подбородного ремня (с правой и
левой стороны) и способом крепления чумбура.
Кольцо чумбура свободно помещается на
ремне, соединяющем кольца удил. Чумбур
предназначен для привязывания пристяжной
к петлям гужей хомута коренника на расстоянии,
необходимом для бега пристяжной "наотлет".
Шорка у пристяжной лошади выполняет функции
хомута. Она состоит из двух широких ременных
полос с под кладками - нагрудной и настрочной,
соединенных двумя кольцами. Обе полосы
соединяются поддерживающим ремнем. К
кольцам шорки на пряжках пристегиваются
постромки - ременные ленты, через которые
передается тяговое усилие на валек повозки.
Шлея для пристяжной отличается от шлеи
для одиночной запряжки тем, что имеет
крестовиковый ремень с пристяжными карманами,
через которые проходят постромки (вместо
мочкового ремня для оглобель).
Пристяжной трок (пристяжная седелка)
крепится подпругой, имеющей кольцо, в
которое продевается привожек.
Постромки изготовляют из сыромятной кожи, простроченной в 3-4 слоя. Они пристегиваются к большим кольцам шорки, а концы их с петлями надеваются на валек.
Неободное кольцо поддерживает чумбур на определенной высоте. Ремень кольца пристегивают к большому кольцу шорки.
Привожжек
служит для управления пристяжной.
Это - половина вожжей, один конец которых
пристегивают к наружному кольцу
уздечки пристяжной.
При езде по глубокому рыхлому снегу парная
запряжка с пристяжной в необходимых случаях
может быть легко преобразована в парную
запряжку цугом (гусем). Такое изменение
требует включения в упряжь длинных и
легких вожжей, шлевки для них с двумя
кольцами, надеваемой на верхний горт
шорки. При таком способе запряжки пристяжную
лошадь помещают не сбоку коренника, а
перед ним. Вожжи пропускают через кольца
на гужах коренника между поперечными
ремнями шлеи передней лошади, через кольца
шлевки и пристегивают к кольцам удил
передней лошади. Постромки фиксируют
на гужи и оглобли коренника.
В сбруе пристяжных можно использовать и легкие хомуты вместо шорок, хотя это и менее желательно, так как из хомута приходится удалять гужи и заменять их ременным кольцом (мочкой), к которому пристегиваются постромки.
Принципы и техника управления лошадью в запряжке
Езда на лошади в упряжи значительно проще по сравнению с верховой ездой. Здесь отпадает необходимость сохранять равновесие, балансируя в седле. Вместо этого следует позаботиться об удобном месте в экипаже. Турист, управляющий лошадью, по традиции называемый ездовым, должен выбрать себе место справа.
Припомним, что в верховой езде все манипуляции с лошадью, включая посадку в седло, выполнялись с левой стороны, что сохранилось со времен основной функции лошади как боевого коня. Кавалерист с клинком на левом боку просто не смог бы сесть на лошадь с правой стороны, ему пришлось бы "карабкаться" на лошадь, держа в руках ножны с оружием. При езде же на лошади в упряжи сторона посадки не имела значения, а правая рука ездового должна была быть свободна для удобства действия кнутом. Эти традиции сохранились до настоящего времени. Поэтому чересседельник и подбрюшник подвязываются с правой стороны - это позволяет ездовому при необходимости быстро распустить узлы, не перебегая на другую сторону.
Место
для ездового должно отвечать трем
требованиям: иметь прочную опору для
ног, быть удобным и позволять быструю
эвакуацию, если это необходимо. Опора
для ног потребуется для управления лошадью.
Средства управления. Как вы помните, у
всадника четыре средства управления
- уклоны корпуса, шенкеля, поводья и хлыст.
У ездового их только два - вожжи и кнут.
Дополнительным средством управления
служит голос. В конном туризме кнут не
используют, в этом просто нет необходимости.
Для управления лошадью в упряжи вполне
достаточно вожжей и голоса. Вожжи, как
и повод, служат для указания направления
движения лошади, регулирования его темпа,
остановок, осаживания и поворотов. В отличие
от повода вожжи служат и средством посыла
- хлопком по крупу лошади и встряхиванием.
Вожжи нужно держать двумя руками раздельно
и, как говорили в старину ямщики, "взагреб",
т. е. вожжи должны проходить через всю
ладонь обязательно снизу, быть зажаты
в кулаке и прижаты большими пальцами.
Управление вожжами осуществляют движением
кистей рук, сгибанием в локтевых суставах,
и если это необходимо, то и напряжением
мускулатуры спины с упором ногами в повозку.
Такой
разбор вожжей поначалу кажется туристу
неудобным, и он предпочитает пропустить
вожжи через ла донь сверху и прижать
большими пальцами. Может быть, так держать
вожжи новичку и удобнее, если не нужно
управлять лошадью, а просто держать вожжи
в руках, "катаясь" на лошади. Но стоит
только лошади "лечь в вожжи", как
несостоятельность такого способа станет
очевидной. При этом разборе вожжей руки
поднимаются вверх, большие пальцы скоро
устают и руки начинают скользить по вожжам,
уступать лошади, она в этой ситуации еще
более "ляжет в вожжи" и ускорит движение.
При разборе вожжей через ладонь снизу,
"взагреб", они проходят через блок
ребра ладони, зажаты в кулаке, а большие
пальцы только фиксируют это положение
и меньше устают. Управление становится
надежным. Руки выдерживают большее напряжение.
Кроме того, создаются более выгодные
условия для включения в управление мускулатуры
спины с упором ногами. При втором способе
это включение просто невозможно, так
как фиксация вожжей за счет прижима большими
пальцами слабее усилия напряженной спины
с упором ногами в повозку.
При движении на маршруте, может быть, и не потребуется часто прилагать значительные усилия при управлении лошадью, но ситуации, требующие этого, не исключены, поэтому советуем вам прежде всего освоить и сделать привычным положением правильный разбор вожжей. Тогда управление лошадью не будет затруднительным.
Правила
и техника управления лошадью. Управление
лошадью в упряжи элементарно, для освоения
техни ки достаточно двух - трех тренировочных
занятий.
При страгивании с места нужно послать
лошадь голосом, встряхнуть вожжами, можно
хлопнуть ее вожжой по крупу. Было бы неправильно
дернуть вожжами. На вожжи лошадь нужно
мягко принять только после того, как она
тронется.
Для того чтобы остановить лошадь, следует
мягко набрать вожжи движением сверху
- вниз - на себя. Можно сделать при этом
перевод вожжами (справа - налево - направо).
Обычно для остановки достаточно слегка
набрать вожжи. В некоторых случаях это
нужно сделать более твердо и энергично,
но без рывка; иногда же можно и нужно сильно
набрать вожжи, упираясь в переднюю часть
повозки (саней) и включая в управление
мускулатуру спины.
Для поворота в движении нужно набрать
вожжу стороны поворота, не ослабляя натяжения
второй; можно повторить набор вожжи поворота
несколько раз, "отзывая" лошадь во
время поворота.
При
изменении аллюра с шага на рысь
необходимо выслать лошадь вперед,
как при страгивании с места, а при
переходе с рыси на шаг действия вожжами
те же, что и при остановке, различна только
мера воздействия.
Техника безопасности
Уход
за лошадью, езда верхом и в экипаже
связаны с определенным риском. Лошадь
по своей природе животное стадное,
скорее пугливое, чем агрессивное, в природных
условиях при опасности чаще спасается
бегством. Тем не менее это живое существо,
а следовательно, воля туриста, даже при
умелом и правильном обращении и воздействии
на лошадь, не всегда может быть воспринята
ею, а требование безукоризненно исполнено.
В то же время лошадь в любое мгновение
может выполнить действия, нежелательные
для туриста, по собственному побуждению
либо под влиянием создавшейся обстановки.
Нежелательные действия - удары копытами
передних и задних конечностей, укусы
зубами, поднимание на дыбы, резкие броски
в сторону, вперед, резкие остановки на
резвых аллюрах и т. д. - совершают и спокойные,
хорошо выезженные лошади. Все это может
привести к травмированию.
Побудительными причинами нежелательных
действий лошадей могут быть испуг, движения
по инстинкту самосохранения и неумелые
приемы обращения, недостаточные навыки
управления лошадью при езде верхом и
в экипаже. Поэтому необходимо не только
безукоризненно знать требования по технике
безопасности и неуклонно следовать им,
но и выработать определенные, зачастую
шаблонные, совершаемые автоматически
движения и действия, привычные лошади;
не следует применять приемы и действия,
ей непонятные и пугающие ее. При этом
главным залогом безопасности путешествий
на лошадях становится самодисциплина,
самое серьезное отношение к действиям
по уходу за лошадью, при езде верхом и
в экипажах.
Требования по материально - техническому
обеспечению безопасности. Лошади, используемые
в конном туризме, должны быть здоровы,
спокойны, добронравны, доверчивы к человеку,
не пугливы. При обучении верхо вой езде
на корде необходимо, чтобы лошадь была
раскована на все четыре конечности.
Место для обучения верховой езде должно
быть огорожено, с мягким грунтом и не
иметь посторонних предметов, могущих
травмировать всадника как при езде, так
и при падении, не иметь впадин, на которых
в сырую погоду грунт может быть скользким.
Местность
с мягким, но не топким и скользким
грунтом, выделенная для занятий в поле,
не должна быть значи тельно удалена от
конюшни. Участок поля, предназначенный
для обучения, должен быть свободным от
камней и валунов, не быть сильно пересеченным.
Подъездные пути не должны проходить вдоль
автомагистралей с оживленным движением
и через железнодорожные переезды.
Трассы маршрутов должны быть маркированы.
Марки (указатели направления движения)
на летних маршрутах должны быть расположены
так, чтобы всякая развилка тропы сопровождалась
указателем направления движения. Желательно,
чтобы в непосредственной близости от
марки просматривалась следующая. На зимних
маршрутах от марки (вехи) должны просматриваться
две следующие. Это необходимо на случай
внезапного снегопада, ограничивающего
видимость.
Разрешается
использовать только исправные экипажи
(сани), упряжь и снаряжение для верховой
езды. С особой тщательностью нужно ежедневно
проверять исправность удил, поводьев,
вожжей, подпруг и приструг, путлищ и стремян.
Седло кавалерийского образца для езды
в гористой местности должно быть укомплектовано
подхвостьем. На трассах маршрутов не
следует использовать предохранительную
обувь (ногавки и др.) и бинтовать ноги
лошади. Нарушение целости обуви и бинтов
может быть причиной падения лошади, что
очень опасно для туриста, особенно при
движении с преодолением водных преград
и топких мест. Длина оглобель должна быть
такой, чтобы полностью исключать возможность
доставания задними ногами лошади передней
оси экипажа или передка саней. Экипажи
должны иметь тормозное устройство.
Турист, управляющий лошадью в упряжи,
должен оборудовать себе место для сидения
так, чтобы, не возвы шаясь излишне высоко,
хорошо видеть дорогу и возможные помехи
движению. Ноги при этом должны иметь возможность
упора в переднюю часть экипажа (саней),
но быть свободными, чтобы можно было в
любое время выйти из экипажа (саней).
Личная
экипировка туриста может быть произвольной,
но удобной для верховой езды. Во
избежание потер тостей брюки
и нижнее белье не должны иметь
грубых швов с внутренней стороны. Разрешается
езда только в сапогах.
Сапоги должны свободно входить и выходить
из стремени. Запрещается езда в обуви
с рифленой подошвой, препятствующей немедленному
освобождению ноги из стремени в необходимых
случаях (. Запрещается езда в мягкой обуви,
позволяющей прохождение ступни через
стремя вперед (рис. 9).
Желательно, чтобы ногти рук туриста были коротко острижены. Длинные ногти, запутываясь в гриве, обламываются, кроме того, они могут быть помехой при перехвате повода на более короткий.
Требования безопасности при уходе за лошадьми. Турист, которому поручается уход за лошадью, дол жен обращаться с ней ласково, не делать резких, порывистых движений, лакомство можно давать на открытой ладони с сомкнутыми пальцами.
К
лошади следует подходить, окликнув
ее, всегда с левой стороны. Если
лошадь стоит слева, нужно сказать:
"Прими" - и проходить в образовавшийся
проход; не следует подходить к
лошади сзади, протягивать руки и
касаться тела лошади. Лошадь обходят
спереди. Если необходимо поднять лежащую
лошадь, то нельзя ее пугать, а, окликнув,
надо дать ей возможность самой спокойно
подняться.
Прежде чем выполнять какие - либо действия
около лошади, нужно надеть на нее оголовье
и привязать. Лошади при чистке, осмотре
копыт и оседлывании должны быть привязаны
так, чтобы исключалась возможность удара
задними ногами другой лошади и человека,
обслуживающего ее.
Запрещается выполнение каких бы то ни было работ по уходу за лошадью во время кормления.
При
чистке следует стоять сбоку лошади
вполоборота к ней, следить за поведением
лошади и не применять грубых приемов
чистки, беспокоящих лошадь. Скребница
используется только для очистки щетки.
Для осмотра и очистки копыт лошадь следует
привязывать коротко и использовать только
рекомендованные приемы осмотра.
Оседлывают только коротко привязанную лошадь. При подтягивании подпруг даже очень добронравная лошадь, имеющая незамеченные наминки, часто выражает недовольство и может укусить седлающего, либо другую лошадь, либо находящегося поблизости другого человека.
Проводку лошадей в колонне по одному совершают при дистанции не менее двух корпусов лошади (4-5 м). В этот момент запрещается подгонять идущую впереди лошадь взмахом руки, повода или хлыста.
На кратковременных привалах турист может держать не более двух лошадей. Запрещается садиться и ложиться на землю, наматывать чумбур на руку и захлестывать его петлей.
Спутывание лошадей на пастбище производят с левой стороны, накладывая путо сначала на правую, а затем на левую ногу; оголовье снимают после окончания спутывания.
Стреноживание лошадей на пастбище производят с левой стороны, накладывая треногу сначала на правую переднюю, затем на левую переднюю и далее на левую заднюю ноги, после чего снимают оголовье.
На свободную пастьбу лошадь выпускают, предварительно повернув ее головой в сторону, противоположную той, где находятся лошади. При снятии оголовья следят, выпустила ли лошадь удила изо рта. Убедившись в последнем, снимают оголовье полностью, освобождают шею от чумбура и спокойно отходят от лошади.