Контроллинг в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание

Цель работы: определить какую роль играет контроллинг в системе управления предприятием.

Задачи:
1. Определить, что такое контроллинг.
2. Какие существуют виды затрат в контроллинге.
3. В чем заключается метод расчета сумм покрытия.
4. Что такое контроллинг инвестиций.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3
Вопрос №1 (4) …………………………………………………………….5
Вопрос №2 (26)……………………………………………………………14
Вопрос № 3(32)……………………………………………………………18
4 Решение сквозной задачи по теме «Бюджетирование»……21
Заключение …………………………………………………………….….37
Список использованной литературы…………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЛИНГ.docx

— 110.85 Кб (Скачать документ)

 

Степень регулируемости затрат полностью зависит от функциональных областей, в которых возникают  затраты.

Полностью регулируемые затраты  возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения продукции. Произвольные затраты имеют место главным  образом в НИОКР (научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты  возникают во всех функциональных областях. Сравнительная характеристика полностью  регулируемых и произвольных затрат представлена в табл. 3.

 

Таблица 3

Сравнение полностью  регулируемых и произвольных затрат

Параметры сравнения

Полностью регулируемые затраты

Произвольные затраты

Ресурсы

Материальные и трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы

Технология

Стандартный, хорошо изученный  процесс

Высокая повторяемость операций

«Черный ящик» (неполная информация о процессе)

Нестандартный, неповторяющийся  процесс

Основной результат

Продукция или количественно  измеримые услуги

Легко измерить величину

Легко проверить качество

Информация

Трудно измерить величину

Трудно проверить качество

Уровень неопределенности

Средний или небольшой

Высокий


 

Необходимость и классификация  затрат по степени регулируемости очевидна: любая другая классификация (переменные и постоянные, прямые и косвенные  и др.), предназначены именно для  выявления существенно значимых затрат, а данный подход позволяет  это установить сразу, без промежуточных  звеньев. Но единую жесткую методику классификации затрат по степени  регулируемости, которую можно использовать на любом предприятии, разработать  практически невозможно: существует лишь общая методология. Степень  регулируемости затрат (по определению) зависит от специфики каждого  предприятия, работающих на нем сотрудников (корпоративной культуры) и поэтому  всегда носит субъективный характер.

Классифицируя затраты по степени регулируемости, можно понять, кто и на сколько сильно может  воздействовать на затраты, но совершенно нет указаний каким образом это  можно сделать.

И поэтому эта классификация  применяется в сочетании с  другими способами классификации  затрат, например, относительно объема выпуска.

Очевидно, что степень  регулируемости затрат будет разной в зависимости от условий:

длительности периода  времени (в долгосрочных периодах существует возможность воздействовать на те затраты, которые в краткосрочном периоде  считаются заданными);

полномочий лица, принимающего решения (затраты, являющиеся заданными  на уровне начальника цеха, на уровне руководителя предприятия могут оказаться  регулируемыми).

А поэтому классификация  затрат по степени регулируемости на предприятиях должна применятся в сочетании  с делением на центры ответственности.

 

Вопрос №2 (26)   Метод расчета сумм покрытия.

Одним из самых распространенных и эффективных инструментов контроллинга является использование сумм покрытия.

Сумма покрытия – экономический  показатель, представляющий собой разницу  между выручкой от реализации продукции (ценой реализации) и прямыми (переменными, предельными, производственными) затратами.

Такое достаточно широкое  определение наиболее соответствует  целям финансового менеджмента, поскольку предполагает наиболее целесообразную альтернативу при организации и  проведении аналитических расчетов.

Сумма покрытия выступает  промежуточным показателем при  определении конечного финансового  результата, для установления которого необходимо вычесть еще постоянные расходы, которые в свою очередь  могут быть структурированы исходя из информационных потребностей.

Таким образом, использование  метода сумм покрытия в первую очередь  предполагает разделение затрат на переменные (пропорциональные уровню деловой активности – производства, реализации и т. п.) и постоянные.

Основан этот метод на системе  директ-костинга. Расчет прибыли начинается от имеющейся рыночной цены, из которой  последовательно вычитаются прямые, общепроизводственные и общехозяйственные  расходы, и соответственно формируются  «сумма покрытия 1», «сумма покрытия 2»  и «сумма покрытия 3» (это и есть наша прибыль). Метод представляет наиболее точный результат доходности или  убыточности изделия. Максимально  целесообразен для применения малым  бизнесом.

Расчет сумм покрытия производится с целью отразить вклад отдельных  сегментов рынка в успех или  неуспех предприятия.

Приближенно расчет сумм покрытия можно разделить на три части:

 

Расчет сумм покрытия 

 
 

Валовая выручка

 
 

 Уменьшения выручки   

 
 

= Чистая выручка 

 
 

- Пропорциональные издержки 

 
 

= Сумма покрытия 1

 

Расчет сумм покрытия по клиентам

Расчет сумм покрытия по продуктам

Расчет сумм покрытия по центрам прибыли

- Постоянные изд. по  клиентам

- Постоянные изд. по  продукту

- Постоянные издержки  центра

= Сумма покрытия 2

= Сумма покрытия 2

= Сумма покрытия 2

- Постоянные издержки  по группам клиентов

- Постоянные издержки  по группам продуктов

- Постоянные издержки  по группам центров прибыли

= Сумма покрытия 3

= Сумма покрытия 3

= Сумма покрытия 3

- Остальные постоянные  издер.

- Остальные постоянные  издер.

- Остальные постоянные  издер.

 

= Сметный результат деятельности

 
 

= Сметный результат деятельности

 
 

+/- Отклонения

 
 

+/- Разницы покрытия

 
 

= Текущий результат

 

 

Сначала из чистой прибыли  мы получаем сумму покрытия 1. Издержки, пропорциональные объему сбыта, можно  получить из счета-фактуры и напрямую отнести на источник дохода (товар, клиент).

Постоянные издержки вычитаются из суммы покрытия 1 поэтапно. При  этом их необходимо рассчитывать по многим направлениям, так как различным  пользователям информации о сбыте  нужны разные данные.

При расчете суммы покрытия 1 (сумма покрытия по продукту на одного клиента) сначала вычитаются издержки, которые можно прямо приписать  работе с клиентом. Таким образом  получается сумма покрытия 2. Вычтя  из нее постоянные издержки по группе клиентов (например, реклама, издержки организации сбыта), найдем сумму  покрытия 3 (на клиентскую группу).

При расчете сумм покрытия по продукту в первую очередь вычитаются постоянные издержки производства. Получаем сумму покрытия 2. В качестве постоянных издержек группы продуктов можно  назвать расходы на разработку, маркетинговые  затраты. Вычтем их и получим сумму  покрытия 3.

При расчете сумм покрытия по центрам прибыли сначала учитываются  общие издержки центра (результат - сумма покрытия 2). Затем находим  общие издержки стратегической управленческой единицы и получаем сумму покрытия 3.

Поскольку при любом методе расчета все постоянные издержки оказываются учтены, мы всегда получаем сметный результат деятельности, определенный на основе расчетных ставок. К ним относятся, с одной стороны, расчетные уменьшения прибыли и  специфические издержки сбыта, с  другой - издержки производства проданного продукта. Использование расчетных  ставок также и при расчете  реальных данных специфично для учета  сумм покрытия. Объясняется это рядом  моментов.

При работе с уменьшениями выручки и специфическими издержками сбыта невозможно получить их реальное значение при выписке счета (например, транспортная компания присылает счет позже). Поскольку при управлении сбытом нам особенно нужна оперативная информация, остается только работать с расчетными ставками.

С точки зрения затрат на производство, применение оценок вытекает из самой философии контроллинга: с помощью управления сбытом надо оценить функционирование службы сбыта. Отклонения в других областях (например, в производстве) не должны влиять на эту оценку. Служба сбыта выбрала  в качестве отчетного показателя сметный результат деятельности. Положительные или отрицательные  отклонения производства (отличающиеся от плановых реальные издержки) не учитываются  при расчете сумм покрытия.

В третьей части определения  сумм покрытия сметный результат  деятельности пересчитывается в  текущий. Это происходит на уровне всего  предприятия. На данном этапе распределение  отклонений по клиентам или продуктам  не улучшит процесс принятия управленческих решений. Здесь учитываются отклонения по потреблению материалов и загрузке производства, разница покрытий по центрам затрат, а также разница  между расчетными и реальными  уменьшениями выручки и специфическими издержками сбыта.

Расчет текущего результата деятельности представляет собой переход  от контроллинга к финансовому учету. Ни в коем случае не стоит отказываться от сравнения результата управленческого  учета с данными отчета о прибылях и убытках. Возникающие отклонения могут иметь три причины:

  1. заведомо разные ставки (например, расчетные проценты и износ);
  2. концептуальные ошибки в проведении управленческого и финансового учета;
  3. ошибки программного обеспечения.

 

Если мы откажемся от сравнения, то не сможем узнать причины появления  отклонений. Разницу между бухгалтерскими и управленческими ставками следует  накапливать на отдельном объекте  учета (центр затрат, заказ) и принимать  во внимание при определении результатов  деятельности.

 

Вопрос № 3 (32)  Контроллинг инвестиций.

1.Задачи.

Задачи – планирование и координация инвестиционной деятельности.

Разработка проекта –  контроллинга (стратегия реализации инвестиций).

Контроль за расходованием  бюджета инвестиционного проекта, контроль за реализацией проекта.

Основная задача – разработка методики инициирования новых инвестиционных проектов (открытие филиалов, слияние  с другими организациями).

Стратегический инвестиционный контроллинг предполагает использование  будущих шансов под инвестиции.

Инвестиционное планирование определяет долгосрочную концепцию  инвестирования. При решении задач  этого вида контроллинга необходимо провести следующую работу: методически  верный подбор кандидатов, ранг предприятия, определить приемлемою цену приобретения. Контроллинг инвестиций желательно проводить на этапе поиска и оценки по алгоритму:

-определить систему инвестиционного  планирования (показатели);

-сформировать методику  проведения инвестиционных расчетов;

-выбрать и дать понятие  что считать крупным проектом;

Определение эффективности  инвестиционных вложений.

Оперативный контроль осуществляется с целью выявления узких мест в реализации проекта и разработке мероприятий по их устранению.

2.Иснструменты.

Контроллинг использует методы: статические, динамические, функциональный стоимостной анализ.

Статический метод – сравнение  издержек и результатов. При это  делается в отношении 2,3 и более  вариантов. Выбирается с наименьшими  издержками. Сравнение получаемого  результата от инвестиций. Выбирается наиболее результативный.

Расчет стоимости машино-часа (инвестиции в оборудование). Рассчитывается для каждого проекта и выбирается с меньшей стоимостью.

Информация о работе Контроллинг в системе управления предприятием