Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:04, курсовая работа
Главной задачей является изучение истории возникновения корпоративной культуры, определение механизмов, влияющих на ее формирование.
Цель работы - рассмотреть корпоративную культуру в индустрии гостеприимства, её виды и типы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬ-ТУРЫ………………………………………………………………..……………..5
1.1 История возникновения и развития корпоративной культуры…………..5
1.2 Типы корпоративной культуры……………………………………………...8
1.3 Виды современной корпоративной культуры……………………………..10
1.3.1 Культура власти……………………………….…………………………..10
1.3.2 Ролевая…………………………………………………………….……….10
1.3.3 Культура задачи……………………………………………………………11
1.3.4 Культура личности…………………………………………………...……11
1.4 Доминирующие культуры и субкультуры………………………………..12
1.5. Сильная и слабая культуры……………………………………………..…14
1.6 Структура и содержание корпоративной культуры…………………..….15
1.7. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации………………………………………………………………………16
2. ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОСТЕПРИИМ-СТВЕ…………………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
24
Федеральное агентство по образованию
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организационная структура в гостиницах и туристских комплексах»
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
специальность «Гостиничный сервис»
Житейная Анна
Васильева А.В.
Петрозаводск, 2011
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………
1.1 История возникновения и развития корпоративной культуры…………..5
1.2 Типы корпоративной культуры……………………………………………...8
1.3 Виды современной корпоративной культуры……………………………..10
1.3.1 Культура власти……………………………….………………………….
1.3.2 Ролевая……………………………………………………………
1.3.3 Культура задачи……………………………………………………………
1.3.4 Культура личности…………………………………………………...
1.4 Доминирующие культуры и субкультуры………………………………..12
1.5. Сильная и слабая культуры……………………………………………..…
1.6 Структура и содержание корпоративной культуры…………………..….15
1.7. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации…………………………………………………
2. ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОСТЕПРИИМСТВЕ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
За последние несколько десятилетий индустрия гостеприимства изменилась до неузнаваемости. Сегодня мировая сеть отелей может удовлетворить любой, даже самый взыскательный, вкус. Клиенты ожидают от гостиничного предприятия высоких стандартов обслуживания. В связи с этим руководители отелей, чье основное внимание до недавнего времени было сосредоточено на оперативном управлении производством, должны решать новые задачи, по-иному подходить к разработке и поддержанию в конкурентоспособном состоянии гостиничной инфраструктуры, поскольку на нее ложится основная ответственность за создание эффективного бизнеса. Доход и успех отеля напрямую связан с его корпоративной культурой.
Корпоративная культура компании дает возможность достижения поставленных ранее стратегических целей и актуальных задач, является основой сплоченности всего коллектива. Именно корпоративная культура является той «изюминкой», которая обуславливает различие между компаниями и приносит успех в конкурентной борьбе.
Сегодня большинство практиков разделяют мнение, что стратегия гостиничного предприятия, его миссия и цели, структура, тип людей, принимающих решения и исполняющих их, принятые стандарты поведения, ценности и идеалы, разделяемые всеми работниками предприятия, как правило, отражают корпоративную культуру отеля.
Корпоративная культура гостиничного предприятия непосредственно влияет на конкурентоспособность, ускоряет и увеличивает объемы продаж. Это инструмент достижения стратегических целей отеля, ориентированных на перспективу, что особенно важно в условиях существующего экономического кризиса. В связи с этим данная тема будет актуальной.
Объектом работы является корпоративная культура в индустрии гостеприимства.
Предмет работы - формирование и развитие корпоративной культуры, её влияние на деятельность предприятия гостеприимства.
Главной задачей является изучение истории возникновения корпоративной культуры, определение механизмов, влияющих на ее формирование.
Цель работы - рассмотреть корпоративную культуру в индустрии гостеприимства, её виды и типы.
1. ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 История возникновения и развития корпоративной культуры
Явление корпоративной культуры существовало всегда, независимо от того, осознавали это ее носители или нет. Несмотря на то, что проблема корпоративной культуры поставлена относительно недавно, истоки ее привлекают внимание исследователей уже давно. Причины этого лежат в некотором несоответствии ожидаемых результатов, заложенных в стратегии и тактике изменений, и получаемых в реальности в организации.
Понятие культуры организации является одним из базовых понятий в менеджменте. Однако только в последние годы корпоративную (организационную) культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания и управления организационным поведением.
Корпоративная культура - новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась из относительно новой области знаний - организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, закономерности в следующих направлениях: личность в организации; групповое поведение в организации; поведение руководителя в организации; адаптация организации к внутренней и внешней среде, повышение организационной эффективности в деятельности организации.
Корпоративную культуру (используются также термины «организационная культура», «фирменная культура», «культура предпринимательства», «культура организации») в современном понимании можно определить как вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» [2;c.515]. Также корпоративная культура может быть определена как система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [12].
Исследования в области культуры организации имеют довольно длительную историю. Профессор Харрисон Трайс склонен считать первой попыткой исследования деятельности корпорации в культурном аспекте работу группы американских учёных во главе с Э. Мэйо в начале 30-х годов при проведении известного Хоуторнского эксперимента в копании Western Electric в Чикаго. Этот эксперимент проводился в 4 этапа в течение пяти лет и имел целью выяснение влияния на производительность труда отобранных для исследования работников компании самых разных факторов. Результаты первых двух этапов поставили вопрос о несостоятельности некоторых посылок “классической” теории менеджмента, и “виноваты” в этом были ранее не оценивавшиеся, “скрытые” психологические и социальные факторы.
Выводы авторов исследования о необходимости “осмысленной жизни для индивидуума в компании”, развития “чувства групповой сопричастности” на основе общих групповых ценностей явились своеобразным толчком для дальнейших попыток изучения потребностей и поведения работников с точки зрения культуры их организации.
На рубеже 80-90 годов феномен организационной культуры оказался в центре внимания большого круга исследователей - были изданы известные книги-бестселлеры: “Теория Z” Оучи и “В поисках эффективного управления” (Питерс и Уотерман). В них среди прочих присутствовали и тезисы о том, что корпоративная культура является важным фактором экономической эффективности фирмы, а также её адаптации к внешней среде.
В 1982 г. увидела свет ставшая популярной книга экспертов Бостонской консультационной группы Теренса Дила и Алана Кеннеди “Корпоративные культуры”. Именно они создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на организационное поведение и корпоративное развитие. С этого момента началось систематическое изучение проблемы корпоративной культуры.
Только в период с марта 1983 г. по октябрь 1984 г. в Канаде и Европе были проведены пять значительных конференций по проблемам организационной культуры, организационного фольклора и символизма.
Ученые сформулировали сущность корпоративной культуры несколько по-иному. Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются членам организации через символические средства духовного и материального окружения организации [13].
Новые условия хозяйствования, динамизм и неопределенность внешних условий, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной культуры во всем ее многообразии и потребовали от менеджмента пересмотра отношения к ней.
На сегодняшний день достаточно много публикаций, в которых тем или иным образом освещается проблема корпоративной культуры, однако до настоящего времени нет работ, в которых бы специально разрабатывались достаточно надежные методы диагностики корпоративной культуры и обобщались результаты их эмпирической апробации. Связано это в первую очередь с отсутствием понятийной разработки явления корпоративной культуры [2; c.516].
В последние годы управленческие службы заняли активную позицию в использовании культуры организации как фактора повышения конкурентоспособности, адаптивности, эффективности производства и управления. Его наличие общепризнанно, так же как и влияние организационной культуры на работу предприятия. Чем выше уровень корпоративной культуры, тем в меньшей степени персонал нуждается в директивах, наставлениях, детальных схемах и подробных инструкциях. Кроме того, чем выше уровень культуры организации, тем выше ее престиж и конкурентоспособность. Корпоративная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность предприятию, облегчать общение. Целью корпоративной культуры любой организации является выведение ценностной сферы руководства и сотрудников компании на осознанный уровень.
С развитием общества, его потребностей, меняется политика организации и, следовательно, вместе с ней меняется корпоративная культура. Как любое управленческое решение она имеет свою историю, свое настоящее и будущее, которые неотделимы друг от друга. Поэтому при формировании новой культуры корпорации всегда необходимо изучать историю данного вопроса, чтобы учесть опыт предшествующих поколений.
1.2. Типы корпоративной культуры
Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура. Обычно корпоративная культура возникает спонтанно, «снизу», и передается «из уст в уста», с помощью личного примера и устных наставлений старожилов. Наибольший вклад вносят наиболее харизматические личности. Именно их привычки и правила поведения начинают, пусть неосознанно, копировать другие сотрудники. Естественно, если во главе организации стоит сильный харизматический лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры окажет именно он. И корпоративная культура начнет работать на своего создателя. Некоторые руководители рассматривают свою корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
Специфические культурные ценности организации могут касаться следующих вопросов:
· предназначение организации и ее «лицо»;
· старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу,
уважение старшинства и власти);
· значение различных руководящих должностей;
· обращение с людьми (забота о людях и их нуждах, уважение к индивидуальным правам, обучение и возможности повышения квалификации, справедливость при оплате, мотивация людей);
· роль женщин в управлении и на других должностях;
· критерии выбора на руководящие и контролирующие должности;
· организация работы и дисциплина;
· стиль руководства и управления;
· процессы принятия решений;
· распространение и обмен информацией;
· характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам,
возможность контактов с высшим руководством);
· характер социализации (кто общается с кем во время, и после работы,
особые условия, такие как отдельная столовая и др.);
· пути решения конфликтов (желание избежать конфликта или идти на
Информация о работе Корпоративная культура на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства