Корпоративная культура на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание

Главной задачей является изучение истории возникновения корпоративной культуры, определение механизмов, влияющих на ее формирование.
Цель работы - рассмотреть корпоративную культуру в индустрии гостеприимства, её виды и типы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬ-ТУРЫ………………………………………………………………..……………..5
1.1 История возникновения и развития корпоративной культуры…………..5
1.2 Типы корпоративной культуры……………………………………………...8
1.3 Виды современной корпоративной культуры……………………………..10
1.3.1 Культура власти……………………………….…………………………..10
1.3.2 Ролевая…………………………………………………………….……….10
1.3.3 Культура задачи……………………………………………………………11
1.3.4 Культура личности…………………………………………………...……11
1.4 Доминирующие культуры и субкультуры………………………………..12
1.5. Сильная и слабая культуры……………………………………………..…14
1.6 Структура и содержание корпоративной культуры…………………..….15
1.7. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации………………………………………………………………………16
2. ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОСТЕПРИИМ-СТВЕ…………………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

компромисс, участие высшего руководства);

·    оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты);

·    отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух единства, удовольствие от работы в организации) [5;с.98].

1.3. Виды корпоративных культур

 

1.3.1. «Культура власти» — в данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности. Такую структуру лучше всего представить в виде паутины. Власть исходит из центра, а распространяется в виде центральных волн. Организации с таким типом культуры могут быстро реагировать на события, но сильно зависят от принятия решений людьми из центра. Чтобы хорошо уживаться с культурой власти, служащий должен быть сориентирован на власть (силу), интересоваться политикой, не бояться рисковать в небезопасных ситуациях. Он должен быть уверен в себе, а не в других членах команды, сориентирован на результат, быть достаточно «толстокожим», чтобы выдержать жесткую конкуренцию.

 

    1.3.2. «Ролевая культура» — характеризуется строгим функциональным

распределением ролей и специализацией участков. Функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Этот тип организации характеризуется строгими функциональными и специализированными участками, такими, как финансовый отдел и торговый отдел (ее колонны), которые координируются узким связывающим звеном управления сверху. В ролевой культуре основным источником силы является сила положения. Эффективность этой культуры зависит от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей. Этот тип организации будет успешно действовать в стабильном окружении, но плохо адаптироваться к изменениям, плохо «осознавать» необходимость изменений и медленно на них реагировать. Ролевая культура подойдет менеджерам, которые любят безопасность и предсказуемость, которые хотят достигнуть цели, выполняя роль, а не делая выдающийся личный вклад.

 

     1.3.3. «Культура задачи» — данный вид культуры сориентирован на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации. Структуру этой культуры лучше всего представить в виде сетки, где некоторые нити толще и сильнее других, причем власть и влияние расположены в местах пересечения этой сетки, в узлах. Организация с «матричной структурой» является одним из примеров культуры задачи. Основное внимание уделяется скорому завершению работы. Это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей. Основной контроль остается за высшим руководством, которое распределяет проекты, людей и ресурсы. Менеджер в такой культуре должен быть гибким и уверенным. Он должен координировать работу коллег, каждый из которых, возможно, более компетентен, чем менеджер, в отдельных аспектах задачи. Этот тип культуры предпочитает большинство средних менеджеров [5;с.118].

     1.3.4. «Культура личности» — организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. Этот тип культуры обнаруживается не везде. В этой культуре личность находится в центре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели. Эту культуру лучше всего представить как пчелиный рой или «звездную галактику». Немногие организации могут существовать с таким видом культуры, т. к. организации склонны иметь некие корпоративные цели, возвышающиеся над личными целями участников организации. Более того, для этой культуры невозможен контроль или даже иерархия управления за исключением обоюдного согласия. Организация подчиняется личности и обязана своим существованием этой личности.

 

    Но нужно еще раз подчеркнуть, что две или более этих культур могут существовать в одной организации наряду с субкультурами, все они усложняют жизнь организации, является источниками тревог, радостей, разочарований и возможностей для тех, кто там работает. В организациях, где жизнь вошла в полосу кризисов, культура в значительной мере дискредитирована, она уже не может служить надежной  связью между людьми, которым необходимо думать и действовать вместе. Опрос сотрудников разных фирм показал, что высшее руководство этих организаций видит в корпоративном духе источник благосостояния фирмы [8; c. 352].

 

1.4. Доминирующие культуры и субкультуры

 

     Помимо прочего в организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры.

     Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре, который выражает отличительную характеристику организации.

     Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры и дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела (рис.1).

    

 

 


 

 

 

                            Рис.1 Разделение КК на субкультуры

 

 

 

 

 

 

     Очевидно, что различные субкультуры будут влиять друг на друга, на общую корпоративную культуру, обуславливая ее особенности (рис.2)

 

 

 

 

 

                  Рис.2 Влияние субкультур на КК предприятия

 

 

   1.5.  Сильная и слабая культура.

 

Необходимо различать сильную и слабую культуру. Сильная культура характеризуется главными (стержневыми) ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, признают степень их важности и привержены им, тем сильнее культура.

     Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений среди своих членов, имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не все зрелые организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной культурой: главные ценности организации должны постоянно поддерживаться.

 

 

1.6. Структура и содержание корпоративной культуры

 

    В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:

1) поверхностный (символический) уровень – видимая сторона корпоративной культуры: корпоративная символика, логотип, фирменные календари, флаг фирмы, гимн фирмы, особая архитектура здания и т. п. Также сюда относят мифы, легенды и истории, связанные с основанием фирмы, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах корпоративной культуры.

2) промежуточный уровень – объединяет ценности и нормы, сознательно

зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

3) базовый (глубинный) уровень – базовые предположения, возникающие у

членов организации на основании личных мнений, подкрепляемых или

изменяющихся успешным опытом совместных действий и в большинстве случаев неосознаваемые, некоторый «воздух» корпоративной культуры, который без запаха и вкуса, которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают. Эти базовые предположения трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпоративную культуру.

 

    

Понимание руководителем особенностей корпоративной культуры компании важно при принятии разного рода управленческих решений [5; c.317]. От этого будет зависеть насколько решения будут поддержаны персоналом компании, поскольку именно внутренняя среда является проводником всех изменений в организации, но также и основным препятствием для любого рода инноваций. Например, уже на этапе подбора персонала в компанию важно понимать реальные ценностные установки кандидата, т.е. те глубинные мотивы поведения, которые и будут проявляться в работе.

1.7. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации

 

     Каким образом корпоративная культура влияет на эффективность организации? Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.

    Таким образом, различные организации тяготеют к определенным приоритетам в корпоративной культуре. Культура может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе.

    Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности

деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) технологические процессы обеспечивают стабильность и эффективность организации, когда культура организации акцентирует внимание на централизации в принятии решений, и сдерживает (ограничивает) индивидуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу, и ослабляет контроль.

    Сильная культура определяет последовательность поведения работников.

Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой формализации. Сильная культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Более того, сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации. И все же, влияние культуры на организационную эффективность определяется, прежде всего, ее соответствием общей стратегии организации [6].

   

    В целом можно выделить два пути влияния корпоративной культуры на жизнь организации. Первый — культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второй — культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.

    Существуют различные подходы к выделению набора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию. Обычно эти переменные служат основой анкет и вопросников, которые используются для описания культуры той или иной организации. Набор переменных, выбираемых руководством для анализа организации, может быть связан непосредственно с уровнем организационного взаимодействия: организация— внешняя среда; группа — группа; индивид — организация. При этом для каждого уровня (индивид, группа, организация) могут измеряться как эффективность их функционирования с точки зрения интересов организации, так и удовлетворенность. Кроме того, каждая из указанных групп переменных может рассматриваться во временном аспекте, т. е. быть преимущественно ориентированной на краткосрочную или долгосрочную перспективу.

     Новому работнику, чтобы стать полноправным членом организации, недостаточно быть хорошим профессионалом -- он должен овладеть всеми принятыми нормами и правилами. При этом, как считают некоторые исследователи в области корпоративной культуры, отдельно взятому индивиду не обязательно искренне верить и по-настоящему принимать корпоративные ценности -- нужно просто вести себя в соответствии с ними [8; c.215].

Информация о работе Корпоративная культура на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства