Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:27, курсовая работа
Термин "культура" в переводе с латинского языка означает "обработка, возделывание, совершенствование, воспитание, образование". Культура характеризует степень развития той или иной сферы жизнедеятельности человека и самого человека.
Именно культуре свойственно определять, насколько реализуются творческие возможности каждого члена общества и насколько его поведение соответствует общепринятым нормам морали. Различают культуру материальную и духовную.
Тот, кто живёт в современном обществе, усвоил уникальный набор ценностей, верований, отношений, навыков, обычаев, традиций и других элементов, из которых складывается культура страны. Кроме основных культур, называемых в честь континентов, где они распространены (африканский, азиатский, европейский и т.п.), существуют их варианты, представляющие собой смесь культур, такие, как латиноамериканская, франко-канадская, славянская и другие.
1. Культура сервиса как часть культуры общества. 3
2. Этикет в гостиницах. 8
2.1. Первые дни, месяцы, и ... годы работы в гостинице. 10
2.2. Этикет в отношениях с клиентами. 10
2.3. Деловое общение и этикет. 11
2.4. Телефонный этикет. 12
2.5. Служба, дружба и... любовь. 13
2.6. Этика и этикет руководителя. 14
3. Стиль обслуживания клиентов в гостинице. 16
3.1. Правила поведения персонала гостиницы. 18
Список литературы 21
2. Этикет в гостиницах
С древних времен этику (от греч. Ethos - привычка, нрав) определяют как систему норм нравственного поведения человека в быту, в общественной жизни и профессиональной среде. Этикет составляет совокупность норм и правил, регламентирующих внешнее проявление человека по отношению к окружающим. В свою очередь служебный этикет представляет собой систему межличностных отношений в трудовом коллективе, взаимоотношений сотрудников друг с другом, руководителя с подчиненными, с партнерами, заказчиками и клиентами. Этичное отношение обслуживающего персонала к проживающим гостям и посетителям гостиницы положительно влияет в целом на качество обслуживания, надолго запоминается клиентам и является одним из решающих факторов в формировании имиджа гостиничного предприятия. Служебный или корпоративный этикет: - определяет и обеспечивает высокий профессиональный уровень приема и обслуживания клиентов в гостиницах; - содействует решению производственных вопросов предприятия; - формирует морально-психологический
климат в коллективе; Вопросы служебного этикета, на наш взгляд, возникают у каждого работника уже на стадии устройства и приема на работу. 1. Устройство на работу в гостиницу До начала устройства на работу попробуйте ответить для себя хотя бы на три основных вопроса: - причины и основания моего желания работать в гостинице; - мои реальные возможности для работы в гостинице, связанные с интенсивным, круглосуточным режимом работы гостиничных предприятий; - какие цели, задачи и перспективы я вижу для себя в случае устройства на работу в гостиницу. Кроме того, для устройства на любую работу, как правило, необходимы следующие условия: - профессиональная подготовка; - подходящий, соответствующий возраст и здоровье; - умение "преподнести", показать себя "во всей красе" и привлекательности. С третьим условием наиболее тесно и связан деловой этикет. Готовясь к собеседованию с кадровиком либо иным представителем администрации гостиницы, тщательно продумывайте свой внешний вид, приготовьтесь к деловой беседе. Первое впечатление о любом из нас всегда начинается с внешнего вида, поэтому оденьтесь и обуйтесь "подобающе": строгий деловой костюм, чистая обувь, ничего "броского", раздражающего; женщинам минимум "аксессуаров" (колец, брошек, заколок, бижутерии и т.п.), лучше воздержаться от слишком яркого макияжа, от экстравагантных причесок и "боевого раскраса". Перед беседой не поливайте себя духами, парфюмом, это раздражает и отвлекает интервьюера. На деловую беседу в отдел кадров никогда не опаздывайте, но и не приходите слишком рано. Приготовьте и возьмите с собой все необходимые документы: паспорт, дипломы и свидетельства об образовании, резюме либо анкету, трудовую книжку, страховой и медицинский полисы, фотографии, очки, авторучку и+ носовой платок, на случай "слез радости или печали". Во время интервью очень важное значение имеет ваше психо-эмоциональное состояние. В ходе беседы ведите себя спокойно, уверенно, не нервничайте. На поставленные вопросы отвечайте кратко и четко. Положительное впечатление на интервьюера обычно производит выражение вашего лица, спокойный тембр и тон вашего голоса. Во время беседы сидите прямо, не "ерзайте" на стуле, ничего не теребите в руках, не трогайте лицо, нос, уши, подбородок и т.п. Смотрите собеседнику прямо в глаза либо в точку между бровями, не отводите взгляда от собеседника! Ни в коем случае не заглядывайте в бумаги, записи, заметки интервьюера, ничего не трогайте у него на столе! Отвечая на вопросы, говорите только о том, что касается вашей будущей работы, не старайтесь перевести беседу к неформальному разговору, не жалуйтесь на "трудности жизни" и личные проблемы. В заключение беседы выскажите свое желание работать именно в этой гостинице, назовите ее "самой лучшей, самой красивой и самой желанной". Поинтересуйтесь у кадровика, когда и куда вам нужно вновь позвонить или прийти за результатом. Из кабинета выходите не спеша, поблагодарив и попрощавшись с интервьюером. Еще раз, при устройстве на работу ведите себя скромно, но с достоинством, вежливо, но уверенно, соблюдайте этикет и правила хорошего тона. В этом случае, при прочих благоприятных обстоятельствах, вы вполне можете рассчитывать на положительный результат. 2.1. Первые дни, месяцы, и ... годы работы в гостинице. На новой работе, как правило,
действуют следующие нормы и требования
этикета: 6) Чтобы не вызвать сплетни
и зависть, постарайтесь не устанавливать
на работе близкие отношения с лицами
противоположного пола. 8) Не занимайтесь в рабочее
время посторонними делами ("задушевными"
разговорами, болтовней по телефону и
т.п.), не слоняйтесь по гостинице! 10) Если на ваше рабочее место
приходит гость или начальник, всегда
вставайте! 12) К своим коллегам, а тем более к клиентам, относитесь с уважением и тактом. Всегда ведите себя этично! 2.2. Этикет в отношениях с клиентами. 1) По отношению к проживающим
гостям и посетителям любой сотрудник
гостиницы должен быть внимательным, вежливым
и дружелюбным. 5) Обязательно встречайте
и провожайте своего гостя, хотя бы до
двери кабинета, а лучше до лифта или выхода
из гостиницы. 7) Свою непосредственную
работу выполняйте "без шума и пыли",
красиво и с настроением! 2.3. Деловое общение и этикет. От умения общаться с клиентами и друг с другом зависят наши успехи в работе и дальнейшее продвижение по службе. Служебный этикет устанавливает следующие принципы делового общения: 1) Умейте слушать других! В гостинице это в первую очередь касается клиентов и начальников. Не перебивайте их, дослушайте до конца. 2) В любых разговорах избегайте двузначных, обидных выражений, ни при каких обстоятельствах не допускайте оскорблений и брани! 3) Правильно произносите
имена и фамилии людей, с которыми общаетесь.
Если не знаете точно имени и отчества
собеседника, извинитесь и уточните. 5) В телефонных разговорах и в присутствии посторонних лиц избегайте конкретных фактов и цифр, касающихся вашего предприятия. 6) Представляясь клиентам и посетителям, называйте свое имя, фамилию, должность. Приветствуйте гостя и коллегу по работе словами "доброе утро", "добрый день или вечер". 7) Никогда ни у кого не спрашивайте: "Вы меня помните?". Этим вы можете поставить собеседника в неловкое положение. Лучше представьтесь еще раз. 8) Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, признайтесь в этом и направьте к сведующему специалисту, либо дайте телефон соответствующей службы.
2.4. Телефонный этикет. В общении по телефону надо
говорить прямо в трубку, достаточно громко,
четко и внятно, не допуская фамильярности
и не употребляя слов типа: "дорогая",
"солнце мое", "милочка", "угу",
"клево", "круто" и других жаргонных
выражений. Никогда не говорите по телефону с набитым ртом! Во время разговора не жуйте и не пейте чай, кофе и другие напитки, тем самым вы показываете крайнее неуважение к собеседнику. Если в ходе разговора с клиентом пропала связь или вас разъединили, перезванивать должен позвонивший. Однако в гостинице это лучше сделать сотруднику отеля. Кто и как должен заканчивать
разговор по телефону? Однозначно позвонивший,
за исключением, когда он "заболтался"
и говорит не по существу. - "А в чем проблема? Мы так всегда делаем!" - "Я этим не занимаюсь" - "Вы сами виноваты" - "А у нас завис компьютер!" - "Мы старались, как могли..." - "Срок истек вчера" - "Это вообще не моя обязанность" - "Перезвоните человеку, который этим занимается!" - "Почему бы вам не побеспокоиться раньше?!" - "Можете звонить моему начальнику, но он вам скажет тоже самое" Голос автоответчика: "Я говорю по телефону или не нахожусь на рабочем месте". - "Что вы хотите, чтобы я сделал?!"- "Придется доплатить..." - "Я сомневаюсь, что так можно" - "Ну, что еще?!" - "У меня не было времени!" - "Вот, если бы вы..." - "Извините, но меня уволят, если я..." - "Наш начальник никогда никому не позволяет" - "Я не должен брать это на себя" - "Не надо мне грубить!" - "Вы не единственная!" - "Мне слишком мало платят, чтобы я..." - "Извините, это не входит в мои служебные обязанности" - "Дама, не кричите на меня!" - "Молодой человек, вы могли бы не выражаться!" - "Если будете продолжать в таком тоне, я повешу трубку!" - "Вы по какому вопросу, дедуля?" - "Извините, бабуля, у нас нет свободных мест". Используя такие фразы и разговаривая в таком тоне, мы не только вызываем раздражение и возмущение наших клиентов, но и можем потерять их навсегда. 2.5. Служба, дружба и... любовь. Можно ли дружить с сослуживцем?
Да, можно, но до тех пор, пока это не мешает
работе. С кем дружить на работе? Лучше
с себе подобными, т.е. с равными по служебному
статусу. Если навязываться с дружбой
к начальству, прослывешь карьеристом
и подхалимом. 2.6. Этика и этикет руководителя Руководитель любого предприятия, в том числе и гостиничного, с первых дней своей работы находится под пристальным вниманием своих сотрудников. Их интересует и волнует в начальнике буквально все: во сколько и в каком настроении он приходит на работу, как он одет, как выглядит, с кем и как здоровается при встрече, как организует свой рабочий день, с кем общается в первую очередь и с кем не общается вообще, есть ли у него "человеческие слабости", его пристрастия и интересы, черты характера и т.д. и т.п. В связи с этим этические нормы и соблюдение служебного этикета необходимы руководителю в первую очередь. Прибыв на работу, уже на входе
в гостиницу руководитель должен забыть
о своих личных проблемах, настроиться
на рабочий лад и создать хорошее рабочее
настроение подчинённым. Очень распространённая "слабость" руководителей по отношению к подчинённым - это обращение на "ты". В каких ситуациях начальник
может "тыкать" подчинённым? На наш
взгляд, ни в каких. Кроме того, если подчинённый,
руководствуясь "западным стандартом",
перейдёт на "ты" с начальником, последнему
это вряд ли понравится. В связи с этим руководитель
не должен, хотя бы внешне, приближать
к себе, демонстрировать предпочтение
своим "избранным". Это ведёт к сплетням,
раздражению и будоражит коллектив. Необходимо
помнить, что умиление и восхищение, восторг
и комплименты в адрес руководителя со
стороны "прекрасной половины" очень
часто носят прагматичный, чётко рассчитанный
характер и длятся ровно столько, сколько
вы находитесь "у руля". Таким образом, служебный
этикет и деловая культура в гостинице
- это система ценностей, определяющих
поведение руководителей и рядовых сотрудников
в ходе приема и обслуживания гостей, существенно
влияющих на взаимоотношения работников
внутри коллектива, на репутацию гостиничных
предприятий. |
3. Стиль обслуживания клиентов в гостинице.
Очень важное значение при приеме клиентов в гостиницу имеет соблюдение определенного стиля обслуживания, то есть совокупности определенных правил и норм поведения персонала при обслуживании гостей гостиницы [16; 110].
Каждый из сотрудников гостиницы вносит свой вклад в создание у гостя хорошего впечатления о гостинице. Поэтому, разговаривая по телефону, общаясь лично или в письменной форме, мы обязаны вести себя "стильно" как с гостями, так и с коллегами. Говоря о культуре поведения работников сферы гостиничного сервиса, можно выделить две стороны: контакты с клиентом и контакты с персоналом. Независимо от интерьера и условий проживания в гостинице крайне важным остаются уровень обслуживания и общение с клиентом [25; 75].
Гостиница является предприятием, деятельность которого направлена на обслуживание отечественных и иностранных гостей. Поэтому неукоснительным правилом для персонала является уважительное отношение к любым культурным традициям и образу мышления, а также готовность к общению без предрассудков со всеми. Гордость любой гостиницы - это персонал, который может говорить на разных языках и производить хорошее впечатление на гостей уровнем своих знаний и гибкостью общения.
Целью обслуживающего персонала является создание открытой, дружелюбной атмосферы, поэтому, обращаясь к гостю по имени или фамилии, любой работник сможет добиться расположения гостя [33; 13].
Необходимо, чтобы каждый гость мог обратиться к сотруднику гостиницы со своими проблемами и заботами, и его ожидания оправдались - это и является гарантией успеха и конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг.
Необходимо постоянно проявлять заботу о гостях, потому что гость - это самая важная персона, независимо от того, позвонил ли он, написал письмо и пришел лично. Гость - это не кто - то, кто мешает работе персонала, напротив, он - главная причина, по которой трудится весь персонал.
Обслуживание гостей не должно выглядеть как одолжение. Наоборот, это гости оказывают любезность, давая возможность каждому сотруднику проявить себя и заработать. Гость - не тот человек, с которым следует спорить или которому следует доказывать, кто сильнее. Гость всегда прав! [30; 75]
Каждый сотрудник гостиницы должен понимать, что качество - это недоступная роскошь, а неусыпное внимание к потребностям гостей. Персонал любой гостиницы должен быть открыт для перемен и новых путей постоянного совершенствования обслуживания гостей.
Персонал гостиницы должен быть открыт для перемен и новых путей постоянного совершенствования обслуживания гостей. Каждый член коллектива становиться единым целым с теми товарами и услугами, которые предоставляет гостиница.
Культура поведения гостиничного работника включает в себя все стороны внешней и внутренней культуры человека: правила обхождения и обращения, умение правильно выражать свои мысли, соблюдать речевой этикет. Очень важно также, чтобы персонал следил за своим внешним видом.
Вежливость свидетельствует о культуре человека, его отношении к работе и к коллективу. Очень важно быть тактичным во взаимоотношениях с гостями. Г.А. Папирян выделяет ряд факторов тактичного поведения гостиничных работников.
Главный из них - это умение не замечать ошибок и недостатков в поведении гостей, не акцентировать на них внимание, не проявлять излишнего любопытства к их одежде, обычаям, традициям.
Нельзя задавать ненужных вопросов, рассказывать о своих делах, проявлять назойливость.
Нельзя показывать гостю, нравится он тебе или нет, делать ненужные замечания, читать нравоучения, высказывать различные претензии, расспрашивать гостей об их личной жизни.
Необходимо вести себя тактично и по отношению к посетителям гостей - нельзя расспрашивать их о цели визита, а также заходить в номер без разрешения проживающего. Тактичность проявляется и во внимании к гостю.
Если гость заболел, нужно помочь ему достать лекарство, позвонить по телефону. Особенно внимательным и тактичным надо быть к пожилым людям, прощать их слабости.
Достоинство и скромность - обязательные для гостиничного работника черты человеческого характера.
Если скромность требует сдержанности и такта в общении, то дисциплина - чувство ответственности за порученный участок работы.
Обслуживающий персонал должен помнить всегда, что этаж или комната горничных - это прежде всего служебные помещения, а персонал, занятый в смене, находится при исполнении служебных обязанностей [33; 108].
Культура поведения и общения связаны и с понятием культуры речи.
Гостиничному работнику необходимо грамотно, ясно излагать свои мысли.
Язык персонала должен быть красивым как при общении с клиентом лично, так и в письмах и по телефону. И.Ю.Ляпина рассматривает следующие правила, которые персонал гостиницы должен учитывать при обслуживании своих клиентов:
- нет лучшего рекламного агента, чем довольный гость;
- гость никогда не замечает, что вы для него сделали, но прекрасно
видит, что вы не сделали для него;
- нужно много времени, чтобы завоевать доверие гостя, но очень мало,
чтобы его потерять;
- нет значительных гостей, хорошее обслуживание учитывает интересы
каждого;
- не гость должен приспосабливаться к персоналу, а персонал гостиницы к
нему;
- гость не может вам мешать, он - цель вашей работы. Не вы оказываете
услугу, давая разъяснения, а он вам тем, что обратился к вам;
- ваша работа заключается в удовлетворении желаний гостя;
- не делайте различий по внешнему виду и одежде гостей;
- обслуживание гостя - дело каждого сотрудника гостиницы;
- вы не должны показывать разочарования, если гость не остановился в
вашей гостинице: вы должны быть к нему вежливым в любом случае, чтобы в будущем он захотел к вам вернуться.
3.1. Правила поведения персонала гостиницы
Гостиничный этикет - это установленный порядок поведения обслуживающего персонала гостиниц по отношению к клиентуре и основы взаимоотношений между собой всего обслуживающего персонала: начальников и подчинённых, а также и равных по занимаемым должностям.[1]
Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их достаточными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию, или смысл этикета обслуживающего персонала гостиниц, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию нужд и потребностей гостиничной клиентуры и каждого члена трудового коллектива.
Нормы этикета, принятого в гостинице, способствуют отработке трудовым коллективом основ корпоративной культуры, без чего жизнь в третьем тысячелетии немыслима.
Однако этикет не должен быть самоцелью или являться ценностью как таковой, сам по себе. Он ценен ровно настолько, насколько помогает человеку. Если этикет помеха, то это уже не этикет, т.е. не система помощи в общении, а "антиэтикет", система вреда.
Второй по значению функцией этикета является функция удобства, т.е. целесообразность и практичность. Многие считают, что этикет - игра в вежливость, условность. В какой-то мере это справедливо, если не принимать в расчёт того, что в большинстве случаев это очень практическая условность.
Правила служебного этикета предписывают работнику контактной зоны встречать клиента с приветливой улыбкой - как внешней формой проявления доброжелательности. Улыбка при встрече служит важным аргументом того, что клиент в конкретной гостинице желаем и его появлению рады.
Этикет является одним из главных аргументов в формировании имиджа любой гостиницы. В современном бизнесе лицу гостиницы отводится немалая роль. Так, к примеру, во многих странах считается, что по первому телефонному звонку в гостиницу у клиента создãтся самое стойкое впечатление об уровне оказания ею услуг, о порядке и правилах, установленных в ней, и т.д.
Этикет же телефонного разговора достаточно прост, однако довольно действенен. Для его соблюдения достаточно знать всего несколько основных правил.
Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира, - хорошие манеры прибыльны.
В гостиничном деле этикет составляют всевозможные правила, регламентирующие этот вид деятельности: международные стандарты сферы услуг, а также аналогичные нормативные акты РФ, национальные обычаи и закономерности.
В гостиничной отрасли нормативными документами, частично определяющими основы служебного этикета, являются: "Правила внутреннего трудового распорядка и должностные инструкции", "Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации", "Порядок проживания в гостинице" и "Порядок оплаты услуг (основных и дополнительных)", "Технология производства гостиничного продукта", "Инструкция по санитарному содержанию помещений гостиницы", "Порядок меблирования и оснащения номерного фонда и мест общего пользования мягким и твёрдым инвентарём" и т.д.[2]
Руководством предприятия разрабатываются для служб (отделов) специальные инструкции, содержащие важные элементы корпоративной культуры.[3]
Так, Положение о службе размещения гостиниц содержит важные напоминания: хорошо встреченный клиент - это клиент ожидаемый (подготовлены списки прибытия, анкеты клиентов и другие необходимые меры). Клиент по прибытии должен быть встречен доброжелательно и с улыбкой, нельзя его заставлять ждать, он не прерывает работу сотрудника службы приёма - он его работа.
Приветствие, улыбка, предупредительность, радушный приём - это основа приёма клиента. Достаточно лишь не обеспечить нормального бронирования (всех пожеланий клиента), и приём его уже испорчен. Беседа при встрече, не претендуя быть типовой, может включать следующее: как прошло путешествие, условия бронирования номера (тип номера, условия, тариф, сроки пребывания, дата отъезда и прочие элементы), пожелания приятного пребывания, информация по гостинице, возможность сопровождения.
Информация о работе Культура сервиса и этика обслуживания в гостиницах