Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:32, дипломная работа
Посещение святых мест издавно представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.
Введение
Основные формы религиозного туризма.
Паломнический туризм.
Религиозный туризм экскурсионной направленности и специализированные туры.
Особенности организации религиозного туризма в России
Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма
Заключение.
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.
Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.
Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.
В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных — со сменной одеждой) и сосуд для воды.
XX век — время массовых
паломничеств по святым местам
России. Так, после 1910г. московский
священник храма Воскресения
в Кадашах отец Николай (
Сегодня возродилась традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням: это Троицкий храм в Останкине, Храм апостола Филиппа, Церковь Вознесения («Малая») и другие приходы. В Санкт-Петербурге имеет свою паломническую службу Валаамский монастырь, который организует паломнические путешествия на остров Валаам и Коневиц. В июне 1997г. глава Православной Церкви России патриарх Алексий II совершил паломничество в Иерусалим.
Не смотря на достигнутые успехи в церковной организации паломничества, значительная часть как зарубежных, так и внутрироссийских паломнических поездок в настоящее время по-прежнему организуется коммерческими туристическими фирмами, репутация которых зачастую неоднозначна. Не все из них отвечают даже названию туристическая, и есть случаи, когда пользовавшиеся их услугами люди считали, что они побывали не в паломнической и даже не в туристической поездке, а участвовали в каком-то низкопробном развлекательном мероприятии. В некоторых епархиях вопросы паломничества передаются коммерческим организациям. Делается это из-за отсутствия собственной структуры. Развитие этой тенденции может привести к ситуации, которая сложилась в Элладской Православной Церкви. Как известно, Элладская Православная Церковь вовремя не озаботилась созданием собственной паломнической службы и передавала организацию паломничеств туристическим фирмам, монополизировавшим в итоге все паломническое дело в Греции. Тоже самое можно сказать о Святой Земле, где организация паломнических поездок находится в руках нескольких израильских фирм, о Малой Азии и Константинополе - там все паломнические маршруты и всю паломническую инициативу взяли в свои руки несколько турецких фирм. Российский туристический бизнес также организует поездки, в т.ч. и к православным святыням зарубежья, но его удельный вес значительно меньше, чем у зарубежных турфирм.
Православное паломничество подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Юрий Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины.6
Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся информации, в год внутреннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Возможно, эти данные требуют уточнения. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика.7
Одним из возможных путей развития современного паломничества являются молодежные мобильные лагеря паломнической направленности. Эта форма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи. Возможно именно молодежь та целевая группа на которую необходимо направить свои усилия паломническим службам РПЦ. В Богородском благочинии Московской епархии есть определенные наработки в этой сфере, о которых хотелось бы рассказать.
Одной из оптимальных форм досуга для молодежи и подростков является организация православных молодежных миссионерских мобильных лагерей паломнической направленности. Они проходят по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В такие лагеря берут ребят, начиная с 7-го класса.
Православный миссионерский мобильный лагерь паломнической направленности состоит из нескольких элементов: туристический поход - пеший, лыжный или байдарочный - к определенной цели (какому-либо святому месту); общее православное делание - сооружение Поклонного креста, трудовое послушание в монастыре, миссионерские беседы с местными жителями, общая молитва (в т.ч. молебны, панихиды) по пути и в святых местах. Участвуя в таком лагере, подростки приобретают опыт молитвы и созидания, навыки жизни в гармонии с природой, познают окружающий мир, глубже узнают историю и культуру своей Родины.
За последние пять лет были проведен целый ряд подобных миссионерско-паломнических лагерей: в Карелии, на Кавказе, в Новгородской области, на Вламимиро-Суздальской земле.
Важно, что в мобильном миссионерском паломническом лагере подростки не соревнуются, а вместе созидают, сообща проходят путь и преодолевают трудности
Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность познакомиться с различными жизненными укладами, убедиться, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России и за границей и, что он является членом единой Церкви.
Еще одно преимущество - материальное. Мобильный лагерь не требует ежегодных затрат на поддержание материальной базы, ремонт и профилактику, стройматериалы и т.п. Основная статья расходов - приобретение палаток и спальных мешков, которых при аккуратной эксплуатации хватит на много лет.
Но главное, конечно - это та духовная польза, которую подростки, чаще всего сами того не сознавая, получают в подобных лагерях, навыкая любви, терпению, послушанию, молитве и упованию на помощь Божию.
Паломничество тщательно продумывается и планируется заранее, разрабатывается подробный маршрут. Подготовка начинается заранее, и большое воспитательное значение имеет то, что ребята задолго до лагеря начинают трудиться вместе. Необходимым условием безопасности лагеря является участие в нем профессионального инструктора.
История паломничества
русских людей к святым местам
имеет много ярких страниц. Это
история стремления к святости, история
подвижничества. В конце девятнадцатого
века корреспондент одной
1.2. Религиозные
туры экскурсионной
В рамках религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.8
В экскурсионно-познавательных используются имеющиеся элементы туристской инфраструктуры —гостиницы и т.д. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвовуют как паломники, так и экскурсанты.
С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. В России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка.
Экскурсионные туры религиозной
направленности рассчитаны как минимум
на три дня с посещением религиозных
святынь и архитектурных
Различие паломнических
Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.
Пребывание в монастырях действует
благотворно. На человека оказывает
эмоциональное влияние все
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.
Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туроператором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.
Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.9 Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора.
3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.
4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:
Информация о работе Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма