Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание

Посещение святых мест издавно представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Содержание

Введение
Основные формы религиозного туризма.
Паломнический туризм.
Религиозный туризм экскурсионной направленности и специализированные туры.
Особенности организации религиозного туризма в России
Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма.doc

— 1.72 Мб (Скачать документ)

Паломники обычно выдвигают  гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они  останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

Паломничества связаны  с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь Папы римского.

Паломничество на Руси можно  разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком.  Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных — со сменной одеждой) и сосуд для воды.

XX век — время массовых  паломничеств по святым местам  России. Так, после 1910г. московский  священник храма Воскресения  в Кадашах отец Николай (Смирнов) начал приходские паломничества по окрестностям Москвы и по дальним обителям. Его примеру последовали и другие. Известно, например, что и после революции, в 1920-е годы, приход храма святого Митрофания Воронежского под руководством своего настоятеля отца Владимира Медведюка (новомученика) совершал ближние и дальние паломничества (в том числе в Саров).

Сегодня возродилась  традиция паломничества. По благословению  Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням: это Троицкий храм в Останкине, Храм апостола Филиппа, Церковь Вознесения («Малая») и другие приходы. В Санкт-Петербурге имеет свою паломническую службу Валаамский монастырь, который организует паломнические путешествия на остров Валаам и Коневиц. В июне 1997г. глава Православной Церкви России патриарх Алексий II совершил паломничество в Иерусалим.

Не смотря на достигнутые успехи в церковной организации паломничества, значительная часть как зарубежных, так и внутрироссийских паломнических поездок в настоящее время по-прежнему организуется коммерческими туристическими фирмами, репутация которых зачастую неоднозначна. Не все из них отвечают даже названию туристическая, и есть случаи, когда пользовавшиеся их услугами люди считали, что они побывали не в паломнической и даже не в туристической поездке, а участвовали в каком-то низкопробном развлекательном мероприятии. В некоторых епархиях вопросы паломничества передаются коммерческим организациям. Делается это из-за отсутствия собственной структуры. Развитие этой тенденции может привести к ситуации, которая сложилась в Элладской Православной Церкви. Как известно, Элладская Православная Церковь вовремя не озаботилась созданием собственной паломнической службы и передавала организацию паломничеств туристическим фирмам, монополизировавшим в итоге все паломническое дело в Греции. Тоже самое можно сказать о Святой Земле, где организация паломнических поездок находится в руках нескольких израильских фирм, о Малой Азии и Константинополе - там все паломнические маршруты и всю паломническую инициативу взяли в свои руки несколько турецких фирм. Российский туристический бизнес также организует поездки, в т.ч. и к православным святыням зарубежья, но его удельный вес значительно меньше, чем у зарубежных турфирм.

Православное паломничество  подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Юрий Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины.6 

Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся информации, в год внутреннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Возможно, эти данные требуют уточнения. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика.7

Одним из возможных  путей развития современного паломничества являются молодежные мобильные лагеря паломнической направленности. Эта форма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи. Возможно именно молодежь та целевая группа на которую необходимо направить свои усилия паломническим службам РПЦ. В Богородском благочинии Московской епархии есть определенные наработки в этой сфере, о которых хотелось бы рассказать.

 

Одной из оптимальных форм досуга для молодежи и подростков является организация православных молодежных миссионерских мобильных лагерей паломнической направленности. Они проходят по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В такие лагеря берут ребят, начиная с 7-го класса.

Православный  миссионерский мобильный лагерь паломнической направленности состоит из нескольких элементов: туристический поход - пеший, лыжный или байдарочный - к определенной цели (какому-либо святому месту); общее православное делание - сооружение Поклонного креста, трудовое послушание в монастыре, миссионерские беседы с местными жителями, общая молитва (в т.ч. молебны, панихиды) по пути и в святых местах. Участвуя в таком лагере, подростки приобретают опыт молитвы и созидания, навыки жизни в гармонии с природой, познают окружающий мир, глубже узнают историю и культуру своей Родины.

За последние  пять лет были проведен целый ряд  подобных миссионерско-паломнических лагерей: в Карелии, на Кавказе, в Новгородской области, на Вламимиро-Суздальской земле.

 

Важно, что  в мобильном миссионерском паломническом лагере подростки не соревнуются, а вместе созидают, сообща проходят путь и преодолевают трудности

Участники мобильных  паломнических лагерей имеют возможность познакомиться с различными жизненными укладами, убедиться, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России и за границей и, что он является членом единой Церкви.

Еще одно преимущество - материальное. Мобильный лагерь не требует ежегодных затрат на поддержание материальной базы, ремонт и профилактику, стройматериалы и т.п. Основная статья расходов - приобретение палаток и спальных мешков, которых при аккуратной эксплуатации хватит на много лет.

Но главное, конечно - это та духовная польза, которую  подростки, чаще всего сами того не сознавая, получают в подобных лагерях, навыкая любви, терпению, послушанию, молитве и упованию на помощь Божию.

Паломничество тщательно продумывается и планируется заранее, разрабатывается подробный маршрут. Подготовка начинается заранее, и большое воспитательное значение имеет то, что ребята задолго до лагеря начинают трудиться вместе. Необходимым условием безопасности лагеря является участие в нем профессионального инструктора.

История паломничества  русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это  история стремления к святости, история  подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской  газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество – это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

1.2. Религиозные  туры экскурсионной направленности.

В рамках религиозного туризма  экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозных  центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.8

В экскурсионно-познавательных используются имеющиеся элементы туристской инфраструктуры —гостиницы и т.д. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвовуют как паломники, так и экскурсанты.

С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. В России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка.

Экскурсионные туры религиозной  направленности рассчитаны как минимум  на три дня с посещением религиозных  святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок  и религиозных туров экскурсионной направленности  заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного  тура размещение в гостинице с  обилием увеселительных заведений  и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного  включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения.  Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.

Пребывание в монастырях действует  благотворно. На человека оказывает  эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное  песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию  ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый  и открытый , так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету.  Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.

Религиозный туризм является составной  частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туроператором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.9 Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора.

  1. «Размещение». Это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.
  2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

    3. «Транспорт»  — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

  • культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;
  • природные объекты — святые источники, колодцы, горы, 
    водоемы (реки, пруды), рощи;
  • небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Информация о работе Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма