Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание

Посещение святых мест издавно представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Содержание

Введение
Основные формы религиозного туризма.
Паломнический туризм.
Религиозный туризм экскурсионной направленности и специализированные туры.
Особенности организации религиозного туризма в России
Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма.doc

— 1.72 Мб (Скачать документ)

Российские туристы отправляются в паломнические и экскурсионные поездки в страны Востока. У них вызывает интерес духовное, культурное и религиозное наследие Индии, Тибета, Непала, Шри-Ланки, Китая и т.д. В Индии, Непале и Тибете жизнь очень религиозна, поэтому многие поездки будут обязательно иметь религиозную составляющую. Растет число россиян, так же как и выходцев из западных стран, являющихся последователями духовных учителей, различных школ и направлений, посетителями семинаров и тренингов, направленных на духовное развитие и самопознание человека. Это йога, цигун, различные медитативные практики и школы и т.д. Большинство туристов отправляется в поездки, организованные ими самими без посредничества турфирм. Такие туристы отправляются в самостоятельную поездку часто на несколько месяцев с довольно длительным пребыванием в одном или нескольких монастырях, ашрамах и т.д. Часто в их программе происходят спонтанные изменения, когда на месте меняются планы, и это влияет на маршрут поездки и длительность пребывания в тех или иных местах. Если такие туристы отправились в поездку с помощью российской туристской фирмы «Према» (Москва), то она оказывает им поддержку во время их пребывания в Индии и помогает преодолевать трудности и решать проблемы, если они возникают.

Как мы помним, туристские предприятия — косвенные посредники в продвижении первичных туристских услуг к потребителям и выполняют своеобразную производственную функцию, заключающуюся в создании туристского продукта. Когда российские туристы обращаются в туристскую фирму, они получают возможность выбрать себе подходящий тур.

С одной стороны, туристские фирмы могут продавать уже  созданные туры, выполняя, таким образом, услуги турагента. Скажем, при поездках из России в Индию туристам могут предлагаться туры, разработанные крупной индийской фирмой «Minar travels» («Минар»). «Минар» предлагает достаточно большое количество туров, один из них — паломническая поездка к Учителю Сатья Саи Баба.

Выбор партнеров в  Индии — дело непростое. Многие туристские фирмы бывают крайне ненадежными и могут легко нарушать условия договора и не выполнять взятых на себя обязательств. Поэтому лучше сотрудничать с надежными фирмами, с которыми уже налажены контакты, и направлять с группой российских туристов сопровождающего из России.

С другой стороны, российские турфирмы сами создают и реализуют турпродукт. Это происходит следующим образом. Возникает идея о посещении тех или иных мест. Иногда это может быть связано также с желанием самих сотрудников фирмы побывать в недостаточно хорошо изученных ими частях той или иной страны или территории. После этого изучается информация о местах, по которым пройдет создаваемый маршрут. Исследуются объекты предполагаемых посещений, ситуация в туристских секторах — размещение, питание, транспорт. Рассматриваются религиозные объекты, ашрамы, центры, которые могут представлять интерес для туристов. Информация может быть почерпнута как из научной литературы, путеводителей, сети Интернет и т.д.. так и по отзывам специалистов, людей, уже посетивших эти места. Далее рабочий проект (вербальная модель) тура направляется партнерам в принимающей стране в лице туристских предприятий.

Принимающая сторона  рассматривает рабочий проект тура и вносит свои коррективы и предложения. Она соглашается с теми элементами тура, которые не вызывают у нее возражений и замечаний. В то же время указываются недостатки. Тот или иной культовый объект может не представлять особого интереса для туристов, находиться в запустении, в разрушенном или полуразрушенном состоянии или вообще отсутствовать (если о нем узнали по книге, изданной 50, 100, 200 лет назад и более). Также указывается на то, что те или иные пункты могут не иметь нормального сообщения между собой. Лучше по-другому связать между собой пункты будущего маршрута. Где-то может не быть нормальных средств размещения и объектов питания.

Принимающая сторона  рассчитывает приблизительную цену тура из расчета на разное количество людей в группе. Так, на группы в  составе 2 — 4, 4 — 8, 8—14 человек указываются  разные цены. Стоимость поездки в более многочисленной группе из расчета на одного человека будет дешевле, так как гостиницы дают скидки и меньше расходуется на трансферы. Турфирмы часто устанавливают цену продажи тура в расчете на группу, состоящую из 2 человек. Соответственно прибыль будет минимальна, если поедут 2 человека, но будет большей от более многочисленной группы. Четко прописывается, что входит в тур, а что нет. В тур могут входить переезды, встреча в аэропорту, размещение, питание. Питание может быть полупансионом — завтрак и ужин, полным — завтрак, обед и ужин или all inclusive, куда входят полное питание, а также местные напитки. Также туристу дается ваучер, содержащий полную информацию о туре.

Туризм в Тибет в  любом случае имеет сильную религиозную  составляющую, даже если цели туристских прибытий не являются религиозными. Дело в том, что в Тибете религиозность пронизывает все стороны жизни людей. Сакральными являются все праздники, а также обычаи людей. Следует сразу отметить, что поездки в Тибет и Непал довольно дороги. Их делают таковыми перелеты из Дели в Катманду и обратно, из Катманду в Лхасу и обратно, аренда джипов в Тибете. Стоимость пребывания в Тибете от 2 недель и более для российских туристов составит минимум 2500— 3000 доллалов США. Пребывание неделю в Тибете плюс неделю в Непале будет стоить около 2500 долларов, 4 дня в Непале и 10 дней в Тибете — 2700 — 2800 долларов.

Сатьялока и Немам  в настоящее время принимают  в основном индийских последователей Кальки Бхагавана. Однако в Немам  уже прибывали на очень короткое время и духовные искатели, паломники и из других стран, например России. Золотой Город принимает как индийских, так и иностранных учеников. С открытием Дхъяна Мандира и после завершения строительства новых мест для размещения число посетителей Золотого Города возрастет.

В быстро растущем движении Золотой Век происходят постоянные перемены и усовершенствования в работе. Изменения касаются и вопросов организации поездок. На начало 2003 г. существовала следующая схема. После того как в России и странах СНГ люди прошли семинары первой, второй и третьей ступеней, они имеют возможность отправиться в поездку в Индию в Золотой Город.

Поездки организуются следующим  образом. За 2 — 3 месяца до предполагаемой поездки уже известны сроки прибытия групп российских туристов в Золотой Город и отбытия. Организаторы поездки собирают информацию обо всех желающих и формируют группы. Через посредничество турфирм бронируются и выкупаются авиабилеты от Москвы до Дели и обратно, а также железнодорожные билеты от Дели до Ченнаи (Мадраса) и обратно. Обычно пользуются услугами авиакомпаний среднеазиатских республик СНГ «Туркменские авиалинии», «Узбекские авиалинии». Билеты этих авиакомпаний дешевле, чем «Аэрофлота» и «Air India». Поездки групп туристов из России и стран СНГ могут быть комбинированными, когда наряду с духовно-паломнической составляющей имеются экскурсионная составляющая (посещение Дели, Агры с ее знаменитым Тадж-Махалом, Джайпура) и (или) пляжный отдых на Индийском океане (в районе Махабалипурама, недалеко от Ченнаи). Ряд последователей Бхагавана до или после посещения Золотого Города совершают поездки в храмовые города юга Индии, например Махабалипурам, Канчипурам, Чидамбарам и другие, посещают Ауровиль. Для поездок в Золотой Город заказывается автотранспорт (миниавтобусы, джипы и т.д)

Религиозный тур, в отличие  от познавательного, обязывает участвовать  в богослужениях, разделять монастырскую трапезу. Он предполагает не всегда комфортный ночлег и помощь монахам в хозяйственных  работах. Возможно и индивидуальное посещение монастыря, однако, в большинстве случаев, необходимо заранее получить разрешение настоятеля. Сейчас это можно сделать, списавшись по электронной почте.

Туристские фирмы при  организации подобных программ нередко  пытаются сотрудничать с церковью. К сожалению, по словам иерея Михаила, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы, не всегда удачно, поскольку «подготовкой таких поездок занимаются не только обретшие веру бывшие работники турфирм, но и те, кто просто хочет на этом заработать»14. Туризм явно не успевает за развитием религиозности в стране. А неуважительное отношение к соблюдению канонических законов, незнание церковного календаря и правил поведения в храме или монастыре по-прежнему приводят к конфликтам и взаимному недовольству между служителями церкви и сотрудниками светских турфирм. Фирмы, предлагающие паломнические программы, чаще всего делают обычные турпоездки. На вопрос о количестве компаний, которые продают сегодня такие туры, затрудняются ответить даже профессионалы. Самостоятельной организацией путешествий занимаются также специальные службы при храмах и монастырях.

Стремительному развитию паломнического туризма в нашей  стране способствует наличие множества  православных святынь, низкая стоимость  таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке. Возрождаемая традиция паломничества к туризму как таковому имеет достаточно косвенное отношение. Скорее, возникший спрос породил предложение. Большинство туркомпаний реализует некий аттракцион под названием паломнический туризм. Службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской, так как группа паломников оказывает посильную помощь посещаемому храму или монастырю – привозит в глубинку православную литературу, помогает в реконструкции храмов и благоустройстве территории. На вопрос, есть ли проблемы, например, с принимающей стороной (конкуренция и прочее) сотрудники удивленно улыбаются. К тому, что не сумели набрать иной раз положенное число в группе, относятся философски: значит, Богу не было угодно. На рекламные кампании денег не изыскивают. Большинство паломников – люди пожилого и среднего возраста. Реже – молодежь и дети

Православное паломничество от туризма существенно отличается тем, что главным для паломников является поклонение православной святыне, а не только осмотр исторических достопримечательностей в храме или в том или ином монастыре. Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции православного богомолья, как правило, игнорируются коммерческими фирмами. Паломники принимают осмысленное участие в богослужениях, причащаются, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам. Соблюсти такие высокие требования к паломнической поездке коммерческие турфирмы не могут. Православное паломничество должно является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви. РПЦ необходимо постоянно проводить целенаправленную работу по дальнейшему возрождению и развитию паломничества, для чего целесообразно создавать у себя соответствующие паломнические структуры. Тогда как религиозный туризм,  как    разновидность светского туризма, ставит своей целью ознакомление с традициями и историей Православия, религиозными памятниками архитектуры, представляет собой составную часть познавательного туризма и не является паломничеством, так как не имеет прямого отношения к жизни Церкви.

Нужно сказать, что паломничество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жизни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с одной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику организации туризма.

Все шире распространяется подход, согласно которому вся жизнь рассматривается, исходя из принципов рынка. Под это прокрустово ложе подгоняются и проявления религиозной жизни. Подобное утверждение справедливо и в отношении темы паломничества. В законодательствах самых разных стран нет понятия паломничества. Все перемещения, имеющие религиозную мотивацию, объявляются сферой интересов туризма. А туризм в наше время все чаще рассматривается через призму экономической точки зрения. Нет нужды говорить, что такой подход является разрушительным для паломничества. Очень часто приходится встречаться с непониманием сути паломничества. Причем это бывает не только у людей светских. Причина притяжения многих светских людей к теме паломничества понятна. Мотивы этого интереса коренятся в желании извлечь материальную выгоду.

Непонимание сути паломничества можно обнаружить и среди организаторов паломничества, занимающихся этой деятельностью в ограде Церкви. Проявлением такого непонимания является употребление названий из мира туристского бизнеса, которые вообще не имеют никакого отношения к теме паломничества.

К их числу  относятся такие выражения как: паломнический тур, экскурсия по монастырю, экскурсионная служба монастыря, гид. Конечно, можно приехать в монастырь для поклонения его святыням, а можно приехать и на экскурсию. И ничего плохого в том, что человек приезжает в монастырь на экскурсию, нет. Хорошо, что люди интересуются храмами, монастырями. Но нужно понимать, что паломничество и туризм разные понятия, разные проявления жизни. Паломничество - проявление религиозной жизни, экскурсия - проявление жизни культурной. И понимая это различие, следует называть вещи своими именами.

 

 

 

III. КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК ОБЪКТ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА.

На территориях современных  России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы  как центры религиозной жизни  населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Христа Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей РПЦ оказались закрытыми. Часть из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в 20 — 30-е гт. XX в. существовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

Информация о работе Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма