Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание

Посещение святых мест издавно представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Содержание

Введение
Основные формы религиозного туризма.
Паломнический туризм.
Религиозный туризм экскурсионной направленности и специализированные туры.
Особенности организации религиозного туризма в России
Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма.doc

— 1.72 Мб (Скачать документ)

По установившейся практике религиозные организации составляют и заверяют должным образом соответствующие  списки паломников, например при организации паломничества по случаю 2000-летия на св. Землю для оформления виз в Израиль, Санкт-Петербурская православная епархия направляла список паломников с надлежащими реквизитами. Если вернуться в XVIII в., то можно встретить практику выдачи паломникам специального паспорта паломника, который давал право посещения св. Земли. Одним из важных условий было наличие у просителя 100 руб. на дорожные расходы. Исходя из этих положений религиозные общины должны сами принять решение формализации процесса идентификации лиц, причастных к паломничеству. Это, несомненно, внутриконфессионное решение, религиозные формы и требования к паломникам достаточно жесткие. Поскольку все религиозные общины прямо или опосредовано финансируют паломничество, добиваются соответствующих скидок в цене на услуги для паломников, то они и должны контролировать состав паломничествующих. Любая конфессия заинтересована в пропаганде своих верований и привлечении новых сторонников. Посещение св. мест в познавательных целях при правильной организации дает определенный доход в пользу религиозной организации или общины по принадлежности. Для этих целей могут образовываться особые паломнические службы и предприятия на общих основаниях.

Религиозные общины при  надлежащей регистрации имеют право  на внешнеэкономическую деятельность и, следовательно, могут быть аккредитованы при консульствах.

Сегодня религиозный  туризм развивается на двух уровнях: турфирм, которые наряду со "светскими" поездками организуют и паломнические - например, турагентство "Престиж  Тур" (при ВАО "Интурист"). Правда, число последних сильно сократил августовский кризис: с "паломнического" рынка исчезли такие фирмы, как "Святоросс", "ЭЗА-тур" и др.), паломнические службы при крупных религиозных и светских организациях ("Радонеж" - Московская Патриархия, "Паломник" - Международный фонд единства православных народов), а также паломнические службы, которые существуют при многих храмах.    

 По географическому  признаку паломнические поездки  можно подразделить на три  направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, горы Афон, Италии - мощи Николая Мир Ликийского, Израиля)        

 Паломнические поездки  по России также можно условно  разбить на однодневные, 2-3-дневные и длительные. "Ближние", например, для Москвы - это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.). Стоимость таких поездок обычно колеблется от 50 до 100 руб. (у храмовых паломнических служб) до 150 руб.    

 Весьма популярны  у паломников 2-3-дневные поездки  в монастыри: в первую очередь  в Оптину пустынь ("Радонеж" - 195 руб., "Престиж-тур" - 460 руб.), к мощам Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевский монастырь (служба "Русь православная" - 220 руб., "Паломник" - 350 руб., "Радонеж" - 415-550 руб.), в Нилову пустынь на озере Селигер (около 300 руб.), в Псково-Печорский монастырь (от 200 руб. у храмовых паломнических служб до 840 руб. у "Радонежа").    

 Как утверждают  руководители ряда фирм ("Радонеж", "Китеж"), в последние полтора-два  года резко выросла популярность  дальних (недельных) паломнических  поездок в первую очередь на Соловецкие острова: у паломнической службы "Радонеж" (стоимость - около 2300 руб.) вместо 1-2 в месяц в нынешнем сезоне они стали проходить еженедельно. В связи с активным продвижением программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза" растет популярность города на Сухоне и его монастырей (стоимость 5-дневной поездки - от 900 до 1200 руб.). Несколько ниже цены на многодневные поездки у храмовых паломнических служб в провинции: так, в рязанских храмах недельная поездка в С.-Петербург и Коневецкий монастырь на Ладожском озере стоит чуть более 700 руб. Вместе с тем в регионах (в частности, в Вологодской области, где ранее активно работал в сотрудничестве с музеями в Кириллове и Белозерске молодежный паломнический центр при Московской Патриархии) активность паломнических служб резко снизилась.     

 Поездки в монастыри  Болгарии (Рильский, Роженский монастыри,  монастырь Аладжа и др.) носят  по преимуществу индивидуальный  характер. На болгарском направлении,  как утверждают менеджеры фирмы  "Адис-М", это связано с тем, что группу на 9-дневную поездку по Болгарии (с посещением Стамбула и Трои, $155 на 15 чел., $460 - на 20 чел.) можно собрать лишь в канун пасхальных празднеств. Поездки на Афон обходятся от $195 (2 недели, фирма "Афон").    

 Паломничества в Италию, в Бари (приуроченные обычно к "Николе Вешнему" и "Николе Зимнему" - 22 мая и 19 декабря) предлагаются в автобусном варианте (служба "Православный паломник" - $550) и в авиационном ("Радонеж" - $695).

Некоторые паломнические  службы организуют поездки для нерелигиозных или маловоцерковленных людей, желающих познакомиться с духовными и культурными традициями своей страны. Специфика таких поездок состоит в преобладании экскурсионной составляющей, а также в том, что посетителей селят в гостиницах, а не монастырях. По сути, такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя приходу людей в лоно Русской православной церкви.

Восемь лет на этом поприще трудится паломническая  служба „Монастыри России”, действующая  при храме Живоначальной Троицы на Грязях. Она делает редкие паломнические туры по российской глубинке, принципиально не включая в список своих поездок раскрученные Соловки и Валаам.

Маршруты по святым местам России (Санкт-Петербург – Вырица, Псков – Печеры, Дивеево –  Арзамас, Можайск) и Крыма („Благословенная Таврида”) предлагает служба „Ковчег”.

Служба „Паломник” Международного общественного фонда единства православных народов организует туры с посещением московских храмов и монастырей, однодневные  автобусные поездки в Серпухов, Новый  Иерусалим, Звенигород, Дмитров, Бородино, а также многодневные – в новгородские монастыри, в поселок Антушково Ивановской области – к Животворящему Кресту Господню, в Пещерный меловой скит Серафима Саровского.

Храм Живоначальной  Троицы в Старых Черемушках организует паломнические туры в Оптину пустынь, Тихонову пустынь, Давидову пустынь, Годеново, Троице-Сергиеву лавру и другие. Паломнический центр „Странник” предлагает не только маршруты по России, но и знакомство с христианскими святынями Греции, Финляндии, Египта. 
Экскурсионно-паломническая программа с ночлегом и питанием существует в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре. Паломнический тур „По святым местам Тверской области” (Нилова пустынь. Оковецкий святой источник) делает „Центр провинциальной культуры” при Комитете по туризму, курортам и международным связям администрации Тверской области.

ГУ „Калужский край”  – Козельское бюро путешествий и  экскурсий принимает желающих посетить Оптину пустынь.

В многодневные поездки  по монастырям Русского Севера и на Соловецкие острова приглашает туристско-экскурсионная компания „Помор-Тур”. Наиболее известна паломническая служба „Радонеж”. Вот уже более десяти лет здесь занимаются организацией и разработкой паломнических маршрутов в России и за рубежом. Каждый год предлагаются новые программы. Прошлым летом только в Санкт-Петербурге с помощью „Радонежа” побывали 1500 паломников.

Важно отметить, что при  организации поездок паломническими службами не ставится цель извлечения прибыли. Прибыль, безусловно, нужна для выдачи зарплаты сотрудникам, платы за аренду помещений (офисов), решения организационных вопросов и т.д. Но главное в их деятельности — служение людям (слово «служба» говорит само за себя). Туристские фирмы, например «Радонеж», предлагают достаточно стандартизированный туристский продукт. Фирма заключила договора со многими монастырями. Кстати, такие монастыри, как Валаамский, Соловецкий, требуют заключения договоров. Если при монастырях имеется своя паломническая служба, осуществляется взаимодействие с ней. При организации поездок по монастырям фирма берет в аренду автобус. Остальные услуги (размещение, питание) предоставляет сам монастырь. В монастыре паломники размещаются в общежитии. Общежития обычно рассчитаны на много мест. Возможности двухместного проживания почти отсутствуют. Паломнические туры достаточно дешевы, а расселение в гостинице приведет к удорожанию поездки на 30 — 50 %. Пребывание в монастыре сроком на 1 — 2 дня является коротким. Более длительное пребывание подразумевает послушания со стороны людей. В экскурсионных программах, разработанных турфирмой «Радонеж» основное внимание уделяется знакомству с православной культурой, в паломнических — богослужебным делам. Численность туристов в группе достигает 30 человек.

Фирма «Радонеж» предлагает паломникам и экскурсантам многочисленные одно- и двухдневные поездки по святым местам России (Москва, центр страны), поездки на несколько дней в Псковскую, Вологодскую, Нижегородскую области, Новгород, Кострому и т.д., на Украину (Киев, Чернигов, Почаев), в Эстонию, Латвию и многое другое. Фирма «Радонеж» организовала программы по странам дальнего зарубежья — «Италия. К мощам Святителя Николая», «Египет. Синай», «Святая земля. Иерусалим. Назарет», «Отдых на Кипре. Путешествие по святым местам», «Христианские святыни. Кипр —Синай», «Греция — Италия — Рождество в Бари», «К Святителю и Чудотворцу Николаю. Скандинавия—Италия», «Святые Вера, Надежда, Любовь и София.

В последние годы был  разработан ряд паломнических путешествий и экскурсий по религиозным центрам Подмосковья. Это: Боровск—Серпухов, Можайск—Верея — Боровск, Истра—Аносино —Звенигород, Филимонки—Аносино, Звенигород—Волоколамск—Теряево, Деденево—Дмитров—Луговой, Хотьково-Сергиев Посад—Дмитров, Солнечногорск—Клин, Каменское— Боровск— Спас— Косицы — Верея — Вышгород, Сидоровское — Звенигород—Руза и др.12

Русским православным туристам хорошо известен такой центр, как     п-ов Айон-Орос в Греции, называемый также «Святая гора Афон». В условиях возрождения православия в России на Афон возобновились поездки паломников-мужчин. Российским туристам в меньшей степени известны такие православные места Греции, как, например, о-в Патмос с пещерой Иоанна Богослова, и многие другие, о которых говорилось в главе

  На российском рынке действуют несколько туристских фирм, направляющих туристов в Грецию, в том числе и паломников на Афон («Афон» и др.). Менеджеры по туризму фирмы «Афон» признают, что на сегодняшний день основной поток туристов, едущих в Грецию, направляется на пляжно-купальный отдых на побережье континентальной части страны и многочисленные острова. Туроператор «Афон» направляет ежегодно в Грецию 2 — 3 тыс. туристов, и лишь 40 — 50 из них являются паломниками на Святую гору. Однако специалисты, работающие в этой турфирме, отмечают появление интереса к паломничествам и у состоятельной части российских граждан. Они утверждают, что жажду познания человека, жажду к очищению души и духовному самосовершенствованию не смогут полностью удовлетворить предметы материального мира. Они могут лишь на время приглушить ее.

При практической организации  поездок паломников-мусульман для  участия в хадже или умре следует  учитывать следующее. Каждая страна мира, где существуют организованные общины мусульман, имеет свою квоту на участие в хадже. Такую квоту имеют не только страны, в которых мусульмане составляют большинство, но и другие, например, Германия, Россия. Поэтому каждая страна сможет отправить лишь определенное количество паломников.

Причиной упорядочения (по сути — ограничения) числа участников хаджа является ограниченность пропускной способности Мекки. Правительство Саудовской Аравии также стремится не допустить разрастания города и увеличения числа его жителей.

Из России же на хадж направляется 50—70 % от разрешенного числа людей.13

В мечетях вывешиваются объявления о предстоящей поездке. При мечетях перед хаджем проводятся занятия, на которых паломникам объясняют правила и особенности организации предстоящей поездки: что можно, а что нельзя брать с собой, рассказывают о законах Саудовской Аравии, о том, как проходит хадж. Поездка на умру из России стоит около 1500 долларов, хадж — 2000 долларов. Саудовская Аравия стремится оказать помощь в участии в хадже для нуждающихся. В России 20 — 30 % поездок на хадж — бесплатные. Деньги берутся из специального фонда, при этом считается, что король Саудовской Аравии приглашает к себе в гости людей, едущих бесплатно. Поездка на хадж не должна проходить за счет других людей или организаций. В России бесплатные поездки распределяются следующим образом. Существуют благотворительные фонды, работающие с мусульманскими общинами и распределяющие эти поездки. Например, в мусульманском духовном учебном заведении могут предложить такую бесплатную поездку студентам, которые хорошо учатся, в качестве поощрения.

На российском рынке отсутствуют туроператоры, которые занимаются созданием туров в Мекку на хадж. Этим занимаются турагенты, причем сама реализация поездки становится возможной в зависимости от того, набирается ли достаточное количество людей в группу. Таким образом, отсутствует такая общепринятая в развитых западных странах практика, когда: 1) существуют турагентства, специализирующиеся на паломнических турах по местам разных религий, и 2) уже разработаны готовые туры, которые люди покупают и едут.

В стоимость паломнической поездки на хадж входит пакет услуг, включающий перелет, проживание, питание, трансферы на территории Саудовской Аравии, страховку. Оформление визы в посольстве Саудовской Аравии — бесплатно. Для доставки паломников на хадж из Москвы арендуются самолеты. Из Москвы паломники отправляются на самолетах Ту-154, Ил-86 из аэропорта Шереметьево-2. В Мекку также направляются самолеты из Казани, Уфы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Астрахани, Пензы, некоторых городов северокавказских республик России.

Группу паломников, в  которой может быть до сорока человек, сопровождает гид от турагентства. Паломники селятся в гостиницах ***. В отелях — минимум удобств, паломники даже могут спать прямо на полу. Сами по себе отели комфортны, в них имеется вода (омовения играют важную роль в исламе). Гостиницы Мекки расположены за пределами исторической части города. Небогатые посетители из бедных стран могут селиться в палаточном городке в палатках или просто под навесом. В палатках имеются кондиционеры. Властями Саудовской Аравии отслеживается соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Если во время хаджа человек умер, то его тело не отдают родным и близким, а во избежание эпидемий тут же кремируют. Посетителям не разрешают привозить собственную еду.

Информация о работе Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма