Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширение горизонта знаний
Введение 3
1 Теоретические основы оценки культурно-исторического туристского
потенциала территории 5
1.1 Оценка культурно-исторических ресурсов 7
1.2 Особенности познавательного туризма 10
2 Культурно-исторический потенциал Приморского края 14
2.1 Характеристика Владивостока 14
2.2 Объекты культурного наследия 16
2.3 Учреждения культуры 17
2.4 Региональные праздники 17
2.5 Характеристика культурно-исторических ресурсов Владивостока 17
2.5.1 Памятник Г.И. Невельскому 18
2.5.2 Музей им. В.К. Арсеньева 18
2.5.3 Научный музей ДВФУ 18
2.5.4 Морская крепость Владивосток 18
2.5.5 Вход в Морскую крепость 18
2.5.6 Ворошиловская батарея 20
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Приложение 1 26
Приложение 2 28
В
итоге наибольшей привлекательностью
обладают территории с максимально широкими
возможностями развития рекреационных
услуг, которые оставляют право выбора
отдыха за человеком. Рекреационная ценность
территории снижается по мере уменьшения
разнообразия компонентов ландшафта и
имеет наименьшую значимость при монотонном
рельефе, суровом климате, длительно ограничивающем
пребывание на открытом воздухе, при дефиците
воды, скудно представленных флоре, фауне
и отсутствии объектов культурно-исторического
наследия. Суммарная качественная оценка
(в баллах) изменяется в пяти диапазонах:
до 50; 51 – 150; 151 – 300; 301 – 600 и более 600, что
соответствует вариациям коэффициента
привлекательности от очень низкого (0,2)
до очень высокого (1,0) и отражает степень
существующих различий типичности ландшафта,
биоразнообразия, благоприятности климата,
памятников природы и культурно-исторического
наследия, благоприятности климата и вод
для отдыха человека.
1.1 Оценка
культурно-исторических
В
комплексе рекреационных
Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, труде и быте.
К культурно-историческим ресурсам относят не все наследия прошлого, а только те объекты, которые исследовании научными методами и оценены как имеющие общественное значение и, которые могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационных потребностей некоторого множества людей в течение определенного времени.
Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:
К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т.д.
Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на две группы – движимые и недвижимые.
Группу
движимых объектов составляют памятники
искусства, археологические находки,
минералогические, ботанические и зоологические
коллекции, документальные памятники
и другие вещи, предметы и документы,
которые можно легко
К недвижимым объектам относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиции познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.
Анализ
огромного количества разнообразных
объектов, составляющих культурно-исторические
рекреационные ресурсы, с позиций
рекреационной отрасли
Следующим, более важным этапом оценки культурно-исторических объектов является их типология по их рекреационной значимости. За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность (внешняя привлекательность).
Информативность
культурно-исторических объектов для
рекреационных целей может быть
измерена количеством необходимого
и достаточного времени на их осмотр.
Для определения времени
По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и не организованные для показа. Организованные объекты требуют больше времени для осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывает одним взглядом без детального рассмотрения.
По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.
Культурное наследие – наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:
1.2 Особенности познавательного туризма
Наряду
с развлекательным, ознакомительным,
оздоровительным туризмом значительное
число людей привлекает познавательный
туризм. Его целью является приобщение
к материальным и духовным ценностям различных
стран и народов. В отличие от развлекательного
познавательный туризм позволяет участникам
туров более глубоко ознакомиться как
L целой культурой отдельных народов, так
и с отдельными ее проявлениями. Познавательный
туризм является выражением стремления
человека расширить свой кругозор, составить
представление о том, как живут другие
страны и народы, каковы их достижения
в науке, искусстве, технике и быте. Стремление
к познанию – и содержание, и мощный стимул
человеческой деятельности. Этот стимул
проявляется уже на стадии инстинкта,
заставляющего животное существо ориентироваться
в окружающей среде. У человека познание
становится основным способом развития
и овладения силами своей собственной
природы и окружающего мира. Деятельность
познания состоит в том, что человек целенаправленно
воспринимает факты внутреннего и внешнего
мира, систематизирует их, находит закономерности,
которые определяют последовательность
явлений. В результате познания возникает
целостная модель явления, которая позволяет
человеку сознательно подходить к внешней
действительности и использовать ее в
своих целях. Познание – как специфический
вид деятельности человека, приводит к
теоретическому осмыслению действительности,
составляет содержание научной деятельности
ученого. Однако человек, который не занимается
профессиональной научной деятельностью,
также по-настоящему находит удовлетворение
в своей работе и жизни только тогда, когда
он может объяснить многообразие окружающих
его явлений, систематизировать их и в
полной мере понять. Стремление к познанию
является мощной потребностью человека.
Но для того, чтобы она проявила себя достаточно
глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение
этой потребности в процессе формирования
человека, его воспитания и образования.
Для того чтобы осуществить эту потребность,
необходимы и определенные социальные
условия. Например, только после завершения
холодной войны стал возможен массовый
туризм, открывший миллионам россиян культуру
европейских и азиатских народов. Познавая
окружающий мир, человек, соотносит культуру
своего народа с культурой других народов
для того, чтобы удостовериться в значимости
той культурной традиции, к которой он
принадлежит. Он также стремится использовать
культурные достижения других народов
для улучшения своего уклада жизни. Кроме
того, близкое знакомство с культурой
других народов позволяет ему лично убедиться
в достоверности тех знаний, которые он
почерпнул из книг. Книжные знания в значительной
степени создают одностороннее представление
о материальной и духовной культуре народов
мира. Необходимо личное восприятие их
образа жизни, чтобы составить об этом
самое достоверное представление. Таким
образом, для большинства людей смысл
жизни заключается не только в достижении
определенного материального благополучия
и продвижения по профессиональной лестнице,
но и в познании мировой культуры, в осознании
себя частью глобального человечества,
сравнении образа жизни и достигнутого
уровня развития материальной культуры
своего народа с материальной и духовной
культурой других народов. Такое сравнение
позволяет человеку осмыслить позитивные
и отрицательные особенности своего жизненного
уклада, найти возможности для более полного
проявления своей индивидуальности. Приобщение
к культурам и достижениям других народов
является мощным стимулом развития мировой
культуры. Достаточно вспомнить, что развитие
арабской культуры в значительной степени
опиралось на античное научное наследие,
с которым арабы познакомились в ходе
завоеваний стран Ближнего Востока и Византии.
Знакомство русских послов с архитектурой
и культовой жизнью Константинополя сыграло
исключительную роль в принятии православного
христианства на Руси. Многие известные
путешественники оставили ценные описания
образа жизни и материальной культуры
различных народов. Эти труды подготовили
более тесные экономические и духовные
связи народов. Получая новые впечатления
об известных природных и культурных явлениях,
человек удовлетворяет одну из наиболее
сильных своих потребностей – потребность
в познании. В познавательном туризме
человек в реальности встречается с тем,
о чем он только читал или что видел по
телевидению. Эта встреча с реальностью
оказывается гораздо более запоминающейся
и воздействующей на его воображение,
чем прочитанные книги и увиденные фильмы.
Новые впечатления позволяет человеку
заново осмыслить свой жизненный путь,
увидеть новые горизонты, получить новые
стимулы для творческого самовыражения.
Познавательный туризм может быть более
или менее специализирован. В первом случае
туристов привлекают известные архитектурные
памятники, особенности городских ландшафтов
и образа жизни наиболее известных мегаполисов.
Ознакомительные поездки в другие страны
совершают десятки миллионов людей. Так,
Нью-Йорк посещают в год более 32 млн. человек.
Миллионы туристов ежегодно знакомятся
с достопримечательностями Парижа, Рима,
Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт-Петербурга,
Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило,
ограничивается наиболее известными памятниками
архитектуры, архитектурными ансамблями,
крупнейшими музеями, парками, природными
ландшафтами, инженерными сооружениями,
развлекательными комплексами, супермаркетами.
Более специализированный туризм предлагает
целенаправленное знакомство с отдельными
проявлениями материальной и духовной
культуры. Объектами, представляющими
интерес для туриста, являются природные
достопримечательности (животный и растительный
мир, природные ландшафты), материальные
памятники древнего искусства (культовые
сооружения, скульптура, фрески), современный
уклад жизни народов, современная архитектура
и скульптура, градостроительное искусство,
музеи и театры. Неспециализированный
познавательный туризм дает участникам
туров общие представления о культуре
и жизненном укладе других народов. Наибольший
интерес у туристов вызывают страны, достигшие
высокого уровня культуры и оказавшие
существенное влияние на ход мировой истории.
Это прежде всего страны Западной Европы,
в которых интенсивно развивались экономические
и социально-политические отношения, наука
и искусство, техника и быт. К этим странам
относятся Франция, Германия, Великобритания,
Нидерланды, Италия. Большинство туров
в эти страны являются ознакомительными.
Туристы узнают обо всем понемногу. Они
знакомятся с наиболее известными архитектурными
ансамблями, историческими местами, произведениями
искусства. Другим объектом интереса являются
страны, сохранившие памятники глубокой
древности. Наиболее популярен Египет
с его пирамидами и древними храмами. Египетские
пирамиды – первое чудо в списке чудес
света. Их величие и красота до сих пор
поражают людей самой разной культуры
и подготовленности. Не менее интересна
Греция, где сохранились архитектурные
памятники античного времени. Более позднее
искусство – эпохи Возрождения – прекрасно
представлено в Италии, этом настоящем
музее под открытым небом. Следует отметить,
что и в России располагаются памятники
архитектуры мирового значения. Это архитектурные
комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей,
и архитектурные ансамбли Москвы и ее
усадеб, а также зодчество городов так
называемого Золотого кольца. Знакомство
с этими памятниками позволяет увидеть
творческие возможности россиян и величие
исторического прошлого нашей страны.
Удовлетворенность участников туров познавательного
туризма будет тем выше, чем более они
готовы к восприятию открывающихся перед
ними культурных богатств. Если предварительно
намечена программа осмотра достопримечательностей,
если турист из книг достаточно хорошо
знает, что он хочет увидеть, отдача поездки
будет очень высокой. Если же турист нацелен
на общее знакомство с новой для него страной
и культурой, то в памяти у него останутся
наиболее сильные впечатления, прежде
всего о быте и внешней материальной культуре.
Задачей туристических агентств является
подготовка туристов к турам, направленная
на предварительное знакомство их с духовной
и материальной культурой тех стран, в
которых им предстоит побывать. Туристам
следует рекомендовать делать записи
об увиденных известных произведениях
искусства (фиксировать имена художников,
наименование произведений, известных
памятников архитектуры). Это позволит
сохранить полученные впечатления на
долгое время, а также в случае необходимости
обратиться к специальной литературе,
чтобы расширить свои знания о них. Главным
звеном познавательного неспециализированного
туризма является богатая экскурсионная
программа. Она должна предусматривать
общее знакомство с городом пребывания,
его основными достопримечательностями
и наиболее известными архитектурными
ансамблями, архитектурными древностями,
музеями (искусств, этнографическими),
объектами развлекательной индустрии
и крупнейших магазинов. Организаторы
экскурсий должны предупредить туристов
о тех правилах поведения, которые следует
соблюдать в общественных местах, и незнание
которых может лишить туриста возможности
осмотреть выдающиеся исторические памятники
(например, вход в Ватикан не разрешается
для туристов, одетых в шорты). Специализированный
познавательный туризм предполагает знакомство
с одним существенным для туриста аспектом
культуры. В случае специализированного
познавательного туризма подготавливается
специальная программа, предусматривающая
осмотр музеев (собраний живописных коллекций,
скульптуры, мелкой пластики, интерьеров),
исторических архитектурных ансамблей,
культовых памятников, инженерных сооружений
или природных ландшафтов. Задача гида
в одном и другом случае различна. В первом
случае он должен рассказать и показать
те объекты, которые бросаются в лицо,
которые внешне определяют своеобразие
данного города или данной страны. Здесь
гид — актер и конферансье в одном лице.
Он рассказывает не только о материальной
культуре, но и жителях страны, их нравах
и обычаях, прибегая к занимательным случаям
из жизни известных людей и даже к анекдотам.
В другом случае от гида требуются более
специальные знания отдельных видов искусств-
собраний крупнейших художественных музеев
или планировки известных архитектурных
ансамблей.
Раздел 2 Культурно-исторический потенциал Приморского края
Культура, искусство, история и этнография Приморского края представляют привлекательный с точки зрения туризма ресурс. На территории Приморского края известно более двух тысяч археологических и исторических памятников, имеющих большое культурное значение. Их них 875 относятся к эпохе первобытнообщинного строя (поселения палеолита, мезолита и неолита) и к средневековью (первые государственные образования - государство Бохай, государство Чжурчжэней и др.).
При
анализе распределения памятников
истории и древней культуры по краю определены
территории с наивысшей их концентрацией,
которые выделены в качестве культурно-исторических
зон. К таким территориям относятся бассейн
залива Посьета (около 120 памятников), окрестности
пос. Черниговки (около 180 памятников),
а также долина р. Раздольной, верховья
Уссури, бассейн р. Илистой, отдельные
участки побережья Японского моря, ряд
других участков. Включение культурно-исторических
зон в состав познавательных территориальных
рекреационных систем в сочетании с их
охраной будет способствовать распространению
знаний и утверждению нравственных ценностей.
2.1 Характеристика города Владивостока
Город Владивосток – административный центр Приморского края. Климат муссонный. Средние температуры января – от - 20˚С в центральных районах до -12˚С на морском побережье, июля – от 20˚С на равнинах до 12-16˚С на побережье; осадков 300-500 мм в год. Зима холодная и малоснежная. Первая половина лета дождливая. Климат Приморского края можно использовать в лечебных и профилактических целях, но не в качестве самостоятельного фактора, а как дополнение к другим видам рекреационных ресурсов.
Рельеф территории Приморского края большая часть занята горами Сихотэ-Алиня, высшая точка – гора Облачная (1855 м). Самая высокая точка исторической части города – сопка Орлиное Гнездо высотой 199 м над уровнем моря (по другим источникам 214 м). На территории города самой высокой точкой является сопка Холодильник – 257 м. В пригороде есть и более высокие сопки. Самая высокая из них – гора Варгина высотой 458 м. На этой сопке расположен самый крупный форт Владивостокской крепости – Форт № 2 Императора Петра Великого.
Во Владивостоке – международный аэропорт, сейчас ведется к 2012 году реконструкция международного пассажирского авиационного терминала и взлетно-посадочной полосы для приема дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров. Международный морской пассажирский терминал. Морской транспорт связывает край с Сахалином, Курилами, Камчаткой и Чукоткой, США, Японией, Кореей и т. д. Крупный железнодорожный узел – конечная точка Транссибирской магистрали. Главная автомагистраль Хабаровск – Владивосток. Автотранспортное сообщение со всеми районами Приморья.