Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширение горизонта знаний
Введение 3
1 Теоретические основы оценки культурно-исторического туристского
потенциала территории 5
1.1 Оценка культурно-исторических ресурсов 7
1.2 Особенности познавательного туризма 10
2 Культурно-исторический потенциал Приморского края 14
2.1 Характеристика Владивостока 14
2.2 Объекты культурного наследия 16
2.3 Учреждения культуры 17
2.4 Региональные праздники 17
2.5 Характеристика культурно-исторических ресурсов Владивостока 17
2.5.1 Памятник Г.И. Невельскому 18
2.5.2 Музей им. В.К. Арсеньева 18
2.5.3 Научный музей ДВФУ 18
2.5.4 Морская крепость Владивосток 18
2.5.5 Вход в Морскую крепость 18
2.5.6 Ворошиловская батарея 20
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Приложение 1 26
Приложение 2 28
Государственное
регулирование регионального
Разработаны и утверждены Концепция и основные направления развития туризма на Дальнем Востоке на период 2001 – 2010 годов. В этих документах первостепенное значение придается развитию внутреннего и въездного туризма [4, 211].
Ежедневно
во Владивосток приходят и уходят из него
несколько крупных судов под российским
и иностранными флагами. Географическое
положение города уникально. Здесь заканчивается
Транссибирская железнодорожная магистраль
- прямой путь в Европу. В полутора-двух
сутках судового хода - порты Китая, Кореи,
Японии. Немного дальше - города Юго-Восточной
Азии. И не так уж далеко Северо-западное
побережье Америки. Владивосток стоит
на перекрестке путей между Европой, Азией
и Америкой. Это накладывает свой отпечаток
на облик и жизнь города. Здесь продаются
бананы из Гондураса и киви из Новой Зеландии,
мясо из Австралии и яблоки из американского
штата Вашингтон.
2.2 Объекты культурного наследия
Число разнообразных памятников истории и культуры русской цивилизации достигает в Приморском крае двух тысяч. Монументы и исторические здания, корабли и мемориальные знаки, городские улицы и скверы носят имена людей, оставивших свой след в истории Владивостока и Приморья.
Главный исторический объект Приморского края, не имеющий аналогов в мире, - Владивостокская крепость [прил. 2 рис. 11]. На Морском кладбище захоронены известные государственные и общественные деятели. Здесь похоронен знаменитый исследователь дальневосточной тайги В.К. Арсеньев.
В предшествующие десятилетия почти все православные храмы в Приморье были уничтожены. Облик, близкий к первозданному, сохранили лишь три православных храма: церковь Святого Покрова в Уссурийске, церковь Святой Троицы в Дальнереченске и церковь Скорбящей Божьей Матери памяти русских воинов, погибших в русско-японскую войну 1904 – 1905 гг. Во Владивостоке сохранились католический костел Пресвятой Богородицы и лютеранская кирха Святого Павла. Костел сохраняет образ восточно-европейской готики XVI в., а кирха – стиль поздней готики Северной Европы, характерной для лютеранских храмов XVIII – XIX вв. В 2007 г. открыл двери вновь отстроенный Храм Покрова Пресвятой Богородицы – главная святыня православного Владивостока [прил. 2 рис. 5].
Оригинальные памятники, отражающие своеобразие крупнейшего международного порта России на Тихом океане, имеет сравнительно молодой город Находка. В 1978 году делегация японского города-побратима Майдзуру привезла в Находку «Камень дружбы». В городе воздвигнуты две мемориальные стены породненных городов с рельефами гербов японский городов-побратимов в Майдзуру и Отару.
В
городе Арсеньеве воздвигнут памятник
В.К. Арсеньеву.
2.3 Учреждения культуры
В
Приморском крае более 10 театров, главный
из которых – Приморский краевой драматический
театр им. М. Горького [прил. 2
рис. 7]. В России и за ее пределами широко
известен Ансамбль песни и пляски Тихоокеанского
флота.
2.4 Региональные праздники
Региональные
праздники в основном проходят в краевом
центре Владивостока. В начале июля жители
и гости Владивостока отмечают День города.
В последнее воскресение июля традиционно
широко празднуется День Военно-Морского
Флота. В акватории Амурского залива проходит
военизированное представление с участием
авиации и боевых кораблей Тихоокеанского
флота [прил. 2 рис. 8].. В сентябре –
ежегодный Международный кинофестиваль
стран Азиатско-Тихоокеанского региона
«Меридианы Тихого». В этом году был открыт
IX-ый Международный кинофестиваль «Меридианы
Тихого» и проведен в период с 10.09.2011 –
16.09.2011 гг. В последнее воскресенье сентября
– День тигра с театральным шествием и
гуляниями на центральной площади города.
В ноябре проходят Дни немецкой культуры.
2.5 Характеристика культурно-исторических
ресурсов города Владивостока
Архитектурный облик Владивостока – неиссякаемый источник организации экскурсий. Имена и события в названиях улиц, чередование восточноевропейских и западноевропейских образцов архитектуры, переплетение старого и нового стилей. За последние годы город заметно изменился к лучшему: реставрируются здания, восстанавливаются памятники истории и культуры.
На
улицах Владивостока есть площади с
монументами в честь людей, игравших
видную роль в его истории. В сквере ул.
Светланской в 1897 г. открыт памятник адмиралу
Г. И. Невельскому [прил.
2 рис 6]. Он был одним из первых в городе
и сооружен на общественные средства.
Памятник изготовлен из светлого гранита
с о-ва Русский по проекту инженера флота
А. Н. Антипова. Скульптурная часть выполнена
Р. Бахом и отлита из бронзы в Санкт-Петербурге.
2.5.1 Памятник Г. И. Невельскому
Памятник представляет собой четырехгранный обелиск, увенчанный двуглавым орлом. В лицевой нише установлен бронзовый бюст адмирала. На трех других гранях помещены бронзовые плиты с текстом о значении открытий Г. И. Невельского и о деятельности руководимой им Амурской экспедиции.
В 1909 г. гимназистки и учащиеся городского училища высадили в сквере у памятника около тысячи деревьев.
В
1961 г. скульптором В. Е. Гриневой при
реставрации памятника была выполнена
скульптура орла, снятая в 1924 г.
2.5.2 Музей им В.К. Арсеньева
Приморский государственный объединенный музей им. В. К. Арсеньева [прил. 2 рис. 10] (основан в 1890 г.) осуществляет экскурсионное обслуживание туристов на базе экспозиций выставок. В музейное объединение входят 4 музея во Владивостоке и 5 музеев в городах Арсеньеве, Партизанске, Лесозаводске, Дальнереченске и пос. Чугуевка. Коллекция музея насчитывает 427 тыс. единиц хранения.
В
главном здании – ул. Светланская,
20 – экскурсанты могут увидеть
обитателей Уссурийской тайги, флору и
фауну Японского моря, изучить экспонаты
государства Бохай и империи Цзинь. Они
имеют возможность ознакомиться с предметами
быта и элементами традиционной культуры
русских и украинских переселенцев, а
также коренных народов Приморья.
2.5.3 Научный музей ДВФУ
Научный
музей ДВФУ (открыт к 100-летию высшего
образования на Дальнем Востоке). В состав
Научного музея ДВФУ входят 4 музея различных
профилей: Зоологический музей (основан
в 1958 г.), Музей редкой книги, Музей археологии
и этнографии, Музей истории ДВФУ. Гордость
фондовых коллекций – раритеты флоры
и фауны, редкие книги, предметы истории
древних цивилизаций, собранные несколькими
поколениями преподавателей и студентов
в Приморье или привезенные ими из разных
стран мира.
2.5.4 Морская крепость Владивосток
Один из важнейших объектов туризма – Морская крепость Владивосток. Она представляет собой систему взаимосвязанных фортификационных сооружений, оснащенных артиллерией и другой военно-оборонительной техникой. Особую ценность имеют Безымянная батарея № 11, Токаревская батарея, Форт № 2 длиной 2 км подземных железобетонных галерей, форты № 11 и №12 [прил. 2, рис. 4], предвосхитившие фортификационные решения второй мировой войны.
Все,
кто был во Владивостоке, вероятно,
обратили внимание, что на вершинах сопок,
у основания скал вдоль дорог, на морском
побережье, здесь находятся какие-то бетонные
сооружения. Внимательный взгляд въезжающего
в город по автомобильной дороге также
может заметить, что в районе Седанки на
вершине очередной сопки проглядываются
прямые линии бетонных брустверов. Все
эти фортификационные сооружения можно
объединить одним словом – крепость.
2.5.5 Вход в Морскую крепость Владивосток
С момента своего рождения Владивостоку была уготована роль форпоста России на Тихоокеанском побережье, роль ее береговой крепости. Об этом говорит и само название города – Владей востоком. Представьте себе, что уже в первый год своего существования форпост Владивосток уже подвергся вторжению иностранного крейсера. Поэтому с момента основания поста началось его укрепление в военном отношении. Понятно, что первоначальные сооружения были деревянно-земляными и в настоящее время сохранились плохо, в виде понижений в рельефе верхних частей сопок. Первые батареи, защищавшие порт, были построены в 1878 г. на м. Голдобина, Эгершельда и Бурном. Первый план укреплений обеспечивающих круговую оборону Владивостока был разработан в 1878–1879 гг. полковником П. Ф. Унтербергером и осуществлен в 80-е гг. XIX столетия под руководством военного инженера капитана В. П. Широкова. В 1889 г.
Владивосток был официально объявлен крепостью. Это решение было обусловлено построенными в 80-е гг. XIX столетия береговыми батареями на побережье Амурского залива, мысе Голдобина, Назимовском полуострове и в северной части о. Русский и сухопутных укреплений, прикрывавших подступы к главной базе Сибирской военной флотилии. Одним из элементов крепости явился канал через Саперный полуостров о. Русский, в результате которого образовался остров Елены. Он был прорыт в 1889 г.
Из сооружений хорошо сохранились и легко доступные, располагающиеся в районе ул. Днепровская. В тоже время на о. Русский строился форт Русских на г. Русских, а также временное укрепление № 4 , впоследствии ставшее фортом Поспелова.
У фортов, помимо номеров, имелись личные наименования: форты Русского острова были названы в честь выдающихся князей Киевской Руси и Московского царства, а северные форты №1–7 [прил. 2, рис. 3] именовались в честь царей и императоров из династии Романовых.
Строительством
этих сооружений руководил начальник
инженеров крепости генерал-майор А. П.
Шошин. На строительстве широко применялась
самая современная строительная техника
– механические перфораторы, электрические
бетономешалки, переносные узкоколейные
железные дороги. Для доставки многих
десятков тысяч тонн цемента, щебня, песка
и других грузов на форты была устроена
система подвесных канатных дорог, связавшая
все форты северного отдела обороны с
железной дорогой на паровой тяге, специально
проложенной по долине Второй речки. Канатные
дороги применялись и на Русском острове.
На постройке работали более 8 тыс. вольнонаемных
рабочих, специально законтрактованных
в Европейской части России. Китайские
рабочие в постройке крепости не участвовали.
2.5.6 Ворошиловская батарея
Батарея располагается в южной части острова Русский, в 400 м от юго-западного берега кутовой части бухты Новик. Батарея состоит из двух башен с тремя орудиями каждая.
История создания батареи весьма интересна. В 1931 г. нарком обороны К. Е. Ворошилов одобрил проект ее создания, и всего через два года она была построена. До настоящего времени на стенах красуются значки коммунистического интернационала молодежи – знак того, что в ее строительстве принимали участие комсомольцы. В 1934 г. батарея была принята на вооружение. При этом впечатляет объем произведенных работ.
Каждая башня венчает бетонное сооружение глубиной 15 м, разделенное на 5 этажей. Толщина бетонного свода – 3,5 м. Он рассчитан на прямое попадание авиабомбы весом 1 тонна. Второй этаж является зарядным погребом, где хранились в цинковых тубусах, обеспечивающих герметичность и теплоизоляцию, 1200 зарядов. Для одного выстрела требовалось два полузаряда весом 76 и 32 кг. Здесь была предусмотрена эффективная система пожаротушения. На третьем этаже располагался снарядный погреб, где хранились 600 снарядов. Их подача осуществлялась по монорельсу, прикрепленному к потолку, а подъем – при помощи талей. Башни соединялись между собой на глубине 25 м подземным ходом длиной 21 7 м. Башни и стволы двигались от электромоторов. Батарея соединялась ЛЭП с энергосистемой острова, но имела и свою силовую дизельную установку, расположенную на глубине 25 м и обеспечивающую, в случае необходимости, электропитанием. В крайнем случае 10 человек могли вращать башню вручную. Под батареей была пробурена артезианская скважина глубиной 25 м, обеспечивающая батарею водой.
При строительстве батареи и
для подвоза снарядов
Орудия были сняты с линкора Полтава и после ремонта на Обуховском заводе, на котором были изготовлены еще до первой мировой войны, привезены, подняты и установлены на башни. Вес каждого ствола – 51 т. Диаметр – 350 мм. Вес вращающейся части каждой башни – 900 т, весь вес башни – 1200 т. На башнях установлена броня толщиной 300 мм. Вращение башен круговое. Углы наклона стволов от –5° до +25°. Максимальная дальность стрельбы 35 км. При этом высота полета снаряда на максимальной траектории составляла 11 км. Снаряды с дистанционным взрывателем позволяли стрелять и по воздушным целям. Скорострельность для одного орудия – 1,5 выстрела в минуту. И это притом, что вес снаряда 470 кг (самый легкий – дальнобойный – 314 кг). Снаряды по типам разделялись на дальнобойные, полубронебойные и бронебойные, которые могли пробить броню толщиной 350 мм. Стрелять можно было 1 стволом, двумя, тремя стволами и всеми орудиями (6 стволов).