Культурно-познавательный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:43, реферат

Описание

Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.
Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.

Работа состоит из  1 файл

1часть диплом.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, в средние века, как европейцами, так и жителями азиатских стран  совершалось множество путешествий  с целью посещения неизвестных  земель. В результате было освоено  множество территорий, проложены  новые пути. Характер путешествий  изменился, хотя некоторые из мотивов  остались прежними (обучение, познание нового, деловые поездки). Особую актуальность в странах Европы приобрели паломничество  к христианским святыням и путешествия  с образовательной целью.

     Развитие  мирового туризма  в XVIII–XIX вв.

     К концу XVIII в. благодаря смелым экспедициям путешественников многих стран были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и океаны, проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой.

     Со  второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения. В Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных сословий с целью получения образования. В XVIII – начале XIX в. среди молодых людей европейских стран получили распространение «гран-туры» по крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения определенного престижа. Владельцы частных воспитательных пансионов зачастую включали в программу обучения путешествие по Европе для совершенствования в языках и приобретения жизненного опыта.

     Наибольшее  число путешествий в XVIII в. совершалось жителями Англии. Основные направления туристских потоков Европы были связаны с Италией и Швейцарией. Туристские ресурсы, привлекавшие путешественников в эти страны, были разными: в Италии – памятники античности и средневековья, в Швейцарии – сказочная природа. Обе страны по тем временам предоставляли туристам услуги высокого уровня.

     С течением времени получают все большее  распространение путешествия с  познавательной целью для осмотра  произведений искусства. К середине XIX в. контингент туристов расширился за счет интеллигенции и студентов, располагавших определенным достатком.

     Вторая  половина XIX в. характеризуется началом развития массового туризма для всех сословий. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.) и Стефенсоном паровоза (1814 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их более комфортными и безопасными.

     Переселение европейцев в Америку также способствовало развитию массового международного туризма. В результате научно-технического прогресса увеличивалась производительность труда, а борьба трудящихся за социальные права привела к повышению  их благосостояния и появлению свободного времени (выходные дни, оплачиваемые отпуска), что способствовало еще большему развитию туризма с познавательными  целями. Это дало возможность включиться в туризм людям среднего класса.

     Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись: образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода. Формируются международные туристские центры: Франция, Италии, Швейцария, морские курорты.

     Исторические  вехи туризма XX в.

     Начало  XX в. связано с возникновением и развитием разных видов транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателями Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомобили и автобусы в европейских странах и США становятся распространенным видом транспорта.

     В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время появляются первые самолеты в Европе.

     Исходя  из тенденций развития туризма за период 50–90-х гг., сделанного Всемирной туристской организацией, можно выделить следующие причины, определившие основные направления в истории развития международного туризма:

  • 50-е гг. – период восстановления послевоенной Европы и Юго-Восточной Азии, развития авто- и авиатранспорта, начала систематизации сбора данных по туризму в мировом масштабе;
  • 70-е гг. – период устоявшихся тенденций к миру и стабильности в большей части государств, разрешения социально-политических конфликтов, поисков новых форм взаимоотношений стран социалистической и капиталистической направленности, начала неуклонного развития туристских контактов этих стран;
  • 90-е гг. – период высоких технологий индустрии туризма, развития крупных транснациональных корпораций, гостиничных цепей и предприятий питания в странах с благоприятной для развития туризма обстановкой.

     Таким образом, развитию международного туризма  XX в. способствовали политические, экономические, технические, культурологические и социальные факторы (как внутренние, так и внешние). Интенсивное развитие туризма отмечалось в странах с благоприятной внутренней и внешней политикой, устойчивым экономическим потенциалом, достаточным уровнем культуры и социальной поддержки граждан. Следует отметить, что существенное положительное влияние на рост международных туристских обменов оказали развитие транспорта, повышение его комфортабельности при доступных ценах, а 'также развитие средств информации и коммуникации.

     История туризма в России до 1917 г.

     Просветительский  период (до 90-х гг. XIX в.)

     В Русском государстве первые путешествия  были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, важнейшими причинами, побудившими ее совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, так как «возвышался тот, кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за ее пределами (Константинополь, Астраханское государство, Византия, Великий шелковый путь).

     Вместе  с христианством на Русь пришла традиция паломничества. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал все, что видел своими глазами. Несмотря на то, что подобные путешествия имели преимущественно религиозную цель, они несли в себе большой познавательный потенциал. Рассказы, описания религиозных путешествий содержали в себе сведения о природе, культуре и быте разных стран и народов.

     В конце XVII в., начиная с правления Петра I, практикуются поездки за границу с целью приобретения знаний, для расширения своего познавательного кругозора. Пример показал сам царь Петр I, совершив путешествие в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. Это произошло в 1697–1699 гг. С тех пор путешествия познавательного характера становятся одним из распространенных видов туризма в России. Путешествия, связанные с изучением разных сторон жизни Западно-европейских стран, оказали значительное влияние на развитие русской культуры. Одним из результатов этого влияния стало обязательное изучение дворянами иностранных языков: при Петре I – немецкого, голландского; позже – французского.

     Большой любительницей путешествий была Екатерина II. В сопровождении свиты, вместе с иностранными послами она пересекла всю Западную часть империи, проплыла по Днепру, осмотрела города Херсон и Севастополь. Совершали путешествия и другие представители царской фамилии. Каждый дворянин также имел право уехать за границу и вернуться в любое время. Павел I вместе с супругой под именем графов Северных путешествовали в течение года и двух месяцев, побывали во многих немецких городах, посетили Австрию, Нидерланды, Францию, Италию.

     Таким образом, первые путешествия, совершаемые  в основном с утилитарными, познавательными  и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, а также знакомству с достижениями культуры разных народов.

     Уже в XVIII в. были предприняты первые попытки организации путешествий за границу для всех желающих. Иностранец Вениамин Генш в 1777 г. выпустил несколько страниц приложения к газете «Московские ведомости», в которых представил «План предпринимаемого путешествия в чужие края». Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы, организацию которой брал на себя составитель плана. В. Генш принадлежал к числу хорошо образованных людей своего времени, неоднократно сам совершал путешествия в европейские государства и понял их важную познавательную ценность. В соответствии с Планом предусматривалась поездка группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, затем проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом.

     Со  второй половины XVIII в. используются экскурсии в школьном обучении педагогами Н.И. Новиковым, Ф.И. Янковичем, В.Ф. Зуевым и др.

     В начале XX в. стоимость путешествий становится гораздо меньше, что расширяет круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего. В конце XIX – начале XX в. русские составляли значительную часть отдыхающих на французских морских курортах (Лазурный берег и побережье Атлантики.

     Развитие  науки, изобретения в области  техники, появление железных дорог, пароходов – все это способствовало быстрому распространению как внутренних, так и внешних поездок с разными целями.

     Таким образом, туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:

     • паломнические путешествия;

     • поездки с целью лечения и  оздоровления;

     • индивидуальные путешествия познавательного  характера;

     • путешествия экскурсионного характера  с просветительско-познавательной целью для учащихся начальной, средне-специальной и высшей школ.

     Основные  направления развития туризма носили познавательно-рекреационный характер; в значительной мере содействовали  просвещению и духовному обогащению разных слоев российского населения, способствовали познанию отечества  и формированию национального самосознания.

     Предпринимательский период (1890–1917 гг.)

     Зарождение  организованного туризма относится  к началу 1890-х гг. Именно тогда появляются общества туристской направленности: Общество любителей естествознания (ОЛЕ), Крымский горный клуб, Кавказский горный клуб, Кружок любителей горного спорта и крымских гор, Предприятие для общественных путешествий во все страны света Липсона и др. В курортных местах Крыма и Кавказа за небольшую плату членам обществ и клубов стали предлагаться непродолжительные путешествия познавательного характера. Основатели обществ заложили прочный фундамент развития туризма в России. Сначала это были пешеходные экскурсии, а затем экскурсии с использованием транспорта.

     Таким образом, предпринимательский период в истории российского туризма  характеризовался, с одной стороны, познавательно-экскурсионной направленностью, а с другой – становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Туризм как сфера обслуживания и отрасль экономики только начинал формироваться и носил в основном либо элитный характер, либо просветительско-пропагандистский. Главной целью туризма было просвещение широких масс российского населения с помощью экскурсий и путешествий. Этот период охватывает и 1922–1928 гг. когда в Советской России была введена новая экономическая политика – НЭП. В это время создаются организации коммерческого характера, предлагающие для платежеспособного населения Москвы, Петербурга и других крупных городов России путешествия и экскурсии познавательной направленности а также отдых в Крыму и на Кавказе. В 1925–1928 гг. функционировало государственное акционерное общество «Советский турист», которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путевкам.

     Короткий  период предпринимательства характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности. Туристский продукт носил в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер.

     Особенности развития туризма  в России (советский  и переходный период)

     В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество пролетарского туризма, а в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму, объединившие в своих рядах около 75 тыс. чел. Таким образом была установлена государственная монополия в российском туризме. Общество имело четкую организационную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, в учебных организациях, колхозах. Во всех республиках работали филиалы общества. В Красной Армии туризм использовался как средство воспитания патриотизма и в качестве военно-спортивной подготовки. Особое распространение получил пешеходный и лыжный туризм. Для военнослужащих также организовывались поездки познавательного характера по местам гражданской войны, в Крым, на Кавказ, в Москву и Ленинград.

Информация о работе Культурно-познавательный туризм