Культурно-познавательный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:43, реферат

Описание

Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.
Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.

Работа состоит из  1 файл

1часть диплом.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

     В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист», что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель». До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов.

     К началу 30-х гг. познавательный и спортивный туризм становятся массовым явлением, в нем принимают участие около 500 тыс. граждан. В то же время в туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. Для успешного решения проблем при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936 г. Общества пролетарского туризма и экскурсий создается Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого находились материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения.

     К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санаториями и 1270 домами отдыха. В последующие годы число туристских баз увеличилось до 222. В послевоенные годы также получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. В 1950–60-е гг. проводились всесоюзные детские экспедиции по спортивному туризму. Начиная с 1960-х гг. получает распространение познавательно-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов. С целью развития международного молодежного туризма в июне 1958 г. создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник».

     Административно-нормативный  период (1970–1990 гг.)

     Развитие  туризма в этот период происходило  в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. Планы  разрабатывались на длительные сроки (5–10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю.

     Данный  период характеризуется дальнейшим развитием познавательного туризма. Туризм используется также как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий были воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка.

     Основные  черты административно-нормативного периода:

  • развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования;
  • расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);
  • концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах;
  • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
  • формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного туризма;
  • создание научной основы изучения туризма;
  • рост показателей иностранного туризма.

     Переходный период (с 1990 г.)

     Этот  период развития российского туризма  характеризуется переходом от административного  регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.

     С начала 90-х гг. в России начался новый этап развития познавательного туризма и туризма в целом. После распада СССР и «устаканившейся» ситуации начались массовые выезды как за рубеж, так и в страны образовавшегося СНГ. Российский турист как будто вырвался из-за железного занавеса с огромным желанием познания мира.

     К этому было много предпосылок:

  • тур предприятия становятся собственностью разных владельцев,
  • формирование тур рынка на основе новых законов,
  • использование тур ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений,
  • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов тур услуг (шоп-туры, развлекательные, приключенческие, образовательные),
  • возникновение большого числа малых и средних тур предприятий.1

     В настоящее время познавательная мотивация оказывает большое  влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн. чел. ежегодно совершают туристические  поездки с целью ознакомления с культурами других стран. Туристскими  предприятиями формируются специальные  туры, ориентируемые на ознакомление туристов с другими странами и  туристскими центрами: тур по «Золотому кольцу России», «Храмы Cанкт-Петербурга», «Жемчужина Балтики», «Французский калейдоскоп» (Париж – Замки Лувра – Эйфелева башня – Елисейские поля), «Каникулы в Париже» (детский развлекательно-познавательный отдых в Париже), «Замки тевтонских рыцарей» (Польша), «Старая Рига», «Прогулки по Риму» и др. 
 
 
 

     1.3 Особенности организации познавательного туризма 

     Наряду  с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм.

     Цель познавательного туризма - приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целью культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями.

     Познавательный  туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию – и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющее животное существо ориентироваться  в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной  природы и окружающей среды.

     Деятельность  познания состоит в том, что человек  целенаправленно воспринимает факты  внутреннего и внешнего мира, систематизирует  их, находит закономерности, которые  определяют последовательность явлений. В результате познания возникает  целостная модель явления, которая  позволяет человеку сознательно  подходить к внешней действительности и использовать ее в своих целях.

     Познание  – как специфический вид деятельности человека, приводит к теоретическому осмыслению действительности, составляет содержание научной деятельности ученого. Однако человек, который не занимается профессиональной научной деятельностью, также по-настоящему находит удовлетворение в своей работе и жизни только тогда, когда он может объяснить  многообразие окружающих его явлений, систематизировать их и в полой  мере понять.

     Стремление  к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она  проявила себя достаточно глубоко и  всесторонне, необходимо пробуждение  этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту  потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны  стал возможен массовый туризм, открывший  миллионам россиян культуру европейских  и азиатских народов.

     Познавая  окружающий мир, человек, соотносит  культуру своего народа с культурой  других народов для того, чтобы  удостовериться в значимости той  культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится  использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое  знакомство с культурой других народов  позволяет ему лично убедиться  в достоверности тех знаний, которые  он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают  одностороннее представление о  материальной и духовной культуре народов  мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление.

     Приобщение  к культурам и достижениям  других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось  на античное научное наследие, с  которым арабы познакомились  в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских  послов с архитектурой и культовой  жизнью Константинополя сыграло  исключительную роль в принятии православного  христианства на Руси.

     Многие  известные путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов. Эти  труды подготовили более тесные экономические и духовные связи  народов.

     Получая новые впечатления об известных  природных и культурных явлениях, человек удовлетворял одну из наиболее сильных своих потребностей –  потребность в познании.

     В познавательном туризме человек  в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что  видел по телевидению. Эта встреча  с реальностью оказывает гораздо  более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные  книги и увиденные фильмы. Новые  впечатления позволяют человеку заново осмыслить свой жизненный  путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого  самовыражения.

     Задачей является подготовка туристов к турам, направленная на предварительное знакомство их с духовной и материальной культурой  те стран, в которых им предстоит  побывать. Туристам следует рекомендовать  делать записи об увиденных известных  произведениях искусства (фиксировать  имена художников, наименование произведений, известных памятников архитектуры). Это позволит сохранить полученные впечатления на долгое время, а также  в случае необходимости обратиться к специальной литературе, чтобы  расширить свои знания о них.

     Экскурсия является неотъемлемой частью познавательного  тура.

     В процессе экскурсии участники имеют  возможность познавать окружающий мир, природные явления и образования, исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримечательности  местности, города, региона, парка и  др. Экскурсоведение – отдельная и серьезная наука, а первым экскурсоводом на Руси признан Петр I, обожавший водить иностранных гостей по строящемуся Санкт-Петербургу и хвалиться своими достижениями.

     Экскурсия имеет свои характерные признаки:

     – тематику,

     – упорядоченный маршрут,

     – протяженность во времени,

     – наличие экскурсовода или гида.

     Экскурсия должна предусматривать общее знакомство с городом пребывания, его основными  достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ансамблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны предупредить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся исторические памятники (например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шорты).1

     Специализированный  познавательный туризм предполагает знакомство с одним существенным для туриста  аспектом культуры. В случае специализированного  познавательного туризма подготавливается специальная программа, предусматривающая  осмотр музеев (собраний живописных коллекций, скульптуры, мелкой пластики, интерьеров), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.

     Задача  гида в одном и другом случае различна.

     В первом случае он должен рассказать и  показать те объекты, которые бросаются  в лицо, которые внешне определяют своеобразие данного города или  данной страны.

     Здесь гид – актер и конферансье  в одном лице. Он рассказывает не только о материальной культуре, но и жителях страны, их нравах и  обычаях, прибегая к занимательным  случаям из жизни известных людей  и даже анекдотам.

Информация о работе Культурно-познавательный туризм