Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:43, реферат
Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.
Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.
В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист», что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель». До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов.
К началу 30-х гг. познавательный и спортивный туризм становятся массовым явлением, в нем принимают участие около 500 тыс. граждан. В то же время в туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. Для успешного решения проблем при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936 г. Общества пролетарского туризма и экскурсий создается Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого находились материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения.
К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санаториями и 1270 домами отдыха. В последующие годы число туристских баз увеличилось до 222. В послевоенные годы также получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. В 1950–60-е гг. проводились всесоюзные детские экспедиции по спортивному туризму. Начиная с 1960-х гг. получает распространение познавательно-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов. С целью развития международного молодежного туризма в июне 1958 г. создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник».
Административно-
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. Планы разрабатывались на длительные сроки (5–10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю.
Данный
период характеризуется дальнейшим
развитием познавательного
Основные
черты административно-
Переходный период (с 1990 г.)
Этот
период развития российского туризма
характеризуется переходом от административного
регулирования туризма к
С начала 90-х гг. в России начался новый этап развития познавательного туризма и туризма в целом. После распада СССР и «устаканившейся» ситуации начались массовые выезды как за рубеж, так и в страны образовавшегося СНГ. Российский турист как будто вырвался из-за железного занавеса с огромным желанием познания мира.
К этому было много предпосылок:
В
настоящее время познавательная
мотивация оказывает большое
влияние на развитие туризма. Свыше
200 млн. чел. ежегодно совершают туристические
поездки с целью ознакомления
с культурами других стран. Туристскими
предприятиями формируются
1.3
Особенности организации
познавательного туризма
Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм.
Цель познавательного туризма - приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целью культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями.
Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию – и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющее животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающей среды.
Деятельность
познания состоит в том, что человек
целенаправленно воспринимает факты
внутреннего и внешнего мира, систематизирует
их, находит закономерности, которые
определяют последовательность явлений.
В результате познания возникает
целостная модель явления, которая
позволяет человеку сознательно
подходить к внешней
Познание
– как специфический вид
Стремление к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов.
Познавая
окружающий мир, человек, соотносит
культуру своего народа с культурой
других народов для того, чтобы
удостовериться в значимости той
культурной традиции, к которой он
принадлежит. Он также стремится
использовать культурные достижения других
народов для улучшения своего
уклада жизни. Кроме того, близкое
знакомство с культурой других народов
позволяет ему лично убедиться
в достоверности тех знаний, которые
он почерпнул из книг. Книжные знания
в значительной степени создают
одностороннее представление о
материальной и духовной культуре народов
мира. Необходимо личное восприятие их
образа жизни, чтобы составить об
этом самое достоверное
Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси.
Многие
известные путешественники
Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворял одну из наиболее сильных своих потребностей – потребность в познании.
В
познавательном туризме человек
в реальности встречается с тем,
о чем он только читал или что
видел по телевидению. Эта встреча
с реальностью оказывает
Задачей является подготовка туристов к турам, направленная на предварительное знакомство их с духовной и материальной культурой те стран, в которых им предстоит побывать. Туристам следует рекомендовать делать записи об увиденных известных произведениях искусства (фиксировать имена художников, наименование произведений, известных памятников архитектуры). Это позволит сохранить полученные впечатления на долгое время, а также в случае необходимости обратиться к специальной литературе, чтобы расширить свои знания о них.
Экскурсия является неотъемлемой частью познавательного тура.
В
процессе экскурсии участники имеют
возможность познавать
Экскурсия имеет свои характерные признаки:
– тематику,
– упорядоченный маршрут,
– протяженность во времени,
– наличие экскурсовода или гида.
Экскурсия
должна предусматривать общее
Специализированный
познавательный туризм предполагает знакомство
с одним существенным для туриста
аспектом культуры. В случае специализированного
познавательного туризма
Задача гида в одном и другом случае различна.
В первом случае он должен рассказать и показать те объекты, которые бросаются в лицо, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны.
Здесь гид – актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной культуре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже анекдотам.