Маркетинг в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание

Цель работы - на основе теоретического изучения разработать основные направления совершенствования ценовой политики туристического предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
- рассмотреть место и роль международного туризма в мировой экономике;
- рассмотреть методы и стратегии ценообразования туристического предприятия;

Содержание

Введение
1. Общая характеристика ценовой политики туристической компании
2. Место и роль международного туризма в мировой экономике
3. Особенности ценообразования в туризме
4. Факторы ценообразования
5. Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики
6. Ценовые стратегии
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая по маркетинг в тур.docx

— 42.61 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

          Введение

1. Общая характеристика ценовой политики туристической компании

2. Место и роль международного туризма в мировой экономике

3. Особенности ценообразования в туризме

4. Факторы ценообразования

5. Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики

6. Ценовые стратегии

          Заключение

          Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туризм – это перспективная  отрасль экономики, приносящая все  больший доход, и одновременно потребность, которая проявляется даже в условиях нестабильности и кризиса. В Беларуси эта отрасль в основном связана  с малым и средним бизнесом, в то время как в развитых странах  наблюдается монополизация туристского  рынка крупными компаниями. Так, например, в Германии три фирмы контролируют 45% рынка туристских услуг.

Туризм как отрасль  экономики не может работать без  государственной поддержки. В России государство формирует инфраструктуру и занимается реставрацией огромного  числа разрушенных памятников культуры.

В нашей стране туризм очень  привлекателен как вид предпринимательской  деятельности, поскольку при минимальных  инвестициях отличается высокой  рентабельностью и короткими  сроками окупаемости затрат. При  высоком экономическом эффекте  туризм не связан с вывозом из страны невозобновляемых ресурсов. Туризм снижает межнациональные пороги и способствует восприятию других культур.

Охват населения планеты  международным туризмом все еще  не велик: международные туристские поездки в настоящее время  осуществляют только 3,5% населения мира (включая поездки в более чем  одну страну и многократных путешественников). Прогнозируется, что к 2020 году в международный  туризм будет вовлечено только 7% населения мира. Таким образом, международный  туризм находится еще на начальном  этапе своего развития.

Цель работы - на основе теоретического изучения разработать основные направления  совершенствования ценовой политики туристического предприятия.

В соответствии с поставленной целью в работе последовательно  решались следующие задачи:

- рассмотреть место и  роль международного туризма  в мировой экономике;

- рассмотреть методы и  стратегии ценообразования туристического  предприятия;

- рассмотреть возможные  пути совершенствования ценовой  политики туристического предприятия.

Методологическую и теоретическую  основу исследования в курсовой работе составили фундаментальные положения  современных концепций маркетинга, системный подход к изучению исследуемых  экономических явлений и процессов  в экономике, труды отечественных  и зарубежных экономистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  ценовой политики туристической  компании

 

Ценовая политика в сфере  туристического бизнеса является одним  из ключевых элементов общей системы  ценообразования и представляет собой деятельность организации, направленную на достижение собственных целей  и защиту интересов. Иначе говоря, цена - это количество денег, уплачиваемых за услугу, в данном случае, за предоставление отдыха на каком-либо курорте, пляже  и т.п., выражающаяся в виде турпутевки. Здесь очень важно понимание  цены. Если устанавливать слишком  высокую цену, то фирма может потерять клиентов. А если цена низкая, то не принесет никакого дохода. Если турфирма не производит достаточного дохода для  осуществления своей деятельности, то она должна будет покинуть бизнес.

Следовательно, политика цены на турпредприятии - важный факт, подчиненный определенной цели, то есть улучшению позиции на конкурирующем рынке, увеличивая при этом чистую прибыль. Любая цена устанавливается в зависимости от многих критериев, таких как географическое положение турфирмы, форма транспортного обслуживания, сезонность предоставления услуг и т.д. Для удобства существуют различные скидки, системы расчетов с клиентами. И лишь на основе этого проводить ценовую политику, завышая цену, либо понижая ее.

Установление цены и содержание турпродукта - непростая процедура, требующая изучения большого объема информации. Необходимо осознавать реальное положение фирмы на рынке в целом, угадывать реакцию потребителя на предполагаемую цену, поэтому цена должна быть динамичной.

Учитывая все вышеуказанное, можно сказать, что существуют различные  факторы, особенности ценообразования, помогающие в определении дальнейшего  положения турпредприятия на рынке. В данной работе отражаются все необходимые ответы на эти вопросы, дающие понимание того, что ценовая политика в современной экономике важная проблема. И успешное ее решение помогает в дальнейшей деятельности фирмы на долгое время.

 

 

 

2. Место и роль  международного туризма в мировой  экономике

 

В настоящее время международный  туризм является одной из наиболее динамично-развивающихся сфер внешнеэкономической  деятельности и занимает важное место  в современной мировой экономике, причем его роль постоянно возрастает. Однако термин «туризм» нельзя было найти  ни в одном языке мира до середины XIX века. Слово «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения, то есть постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий  путешествие для удовольствия или  из интереса», другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые  путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».

Одно из первоначальных и  наиболее точных определений туризма  дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.

Со временем базовая концепция  туризма расширилась и стала  включать различные виды деловых  путешествий, которые не приводят к  постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.

Для того чтобы выявить  особенности современного этапа  развития туризма, необходимо рассмотреть  историю его возникновения.

Современный туризм – явление, с одной стороны, молодое, так  как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.

Периодизация развития туризма  в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой. В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:

1. до начала XIX века – предыстория туризма;

2. начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

3. начало XX века – до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;

4. после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

Итак, на определенном этапе  развития экономики, когда потребность  в путешествиях резко возросла, появились  и производители услуг для  путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Таким  образом, туризм возник как товар, который  можно купить и продать на потребительском  рынке и который реализуется  в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что  значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте  и, как правило, без использования  иностранной валюты.

Туризм не является товаром  первой жизненной необходимости, поэтому  он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.

Существенное значение для  развития международного туризма имело  также стремление отдельных стран  к увеличению валютных поступлений  от туризма и создание с этой целью  целой отрасли хозяйства —  туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 214 млн. человек.

Изучение туризма с  научной точки зрения с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных и согласованных определений  и терминов. Этой проблемой ежегодно занимаются различные организации, включая Организацию Объединенных Наций, Всемирную Туристскую Организацию, Организацию Экономического Сотрудничества и Развития.

Международные организации  постоянно обращаются к теме туристской терминологии, в основном с целью  согласования принципов международной  статистики. Так, в 1937 году определение  «международный турист» было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 году International Union of Official Travel Organization(IUOTO) – Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 году во Всемирную Туристскую Организацию (ВТО), уточнил определение «турист», введя новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории «турист».

Приведем классическое определение  туризма, данное В.А. Квартальновым: «Туризм  – временное перемещение людей  с места своего постоянного проживания в другую страну или местность  в пределах своей страны в свободное  время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых  целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте».

Изучение туризма осуществляется с помощью различных подходов и методов, в выборе которых нет  единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуют следующие подходы:

1. Институциональный подход  к изучению туризма подразумевает  изучение разных туристских институтов  и посредников, таких, как отели,  рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этот метод требует исследования организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.

2. Подход, основанный на  изучении продукта, исследует различные  туристские продукты во взаимосвязи  с их производством, продвижением  на рынке и реализацией. Однако  этот подход требует много  времени для изучения и не  позволяет исследователям быстро  определить основы туризма.

3. Исторический подход  включает в себя анализ деятельности  туристских институтов в историческом  ракурсе и влияние инноваций  на их развитие. Такой эволюционный  подход не получил широкого  развития, поскольку туризм приобрел  массовый характер сравнительно  недавно.

4. Управленческий подход, по мнению специалистов, является  самым важным и перспективным,  так как ориентирован на отдельные  туристские фирмы, то есть имеет  микроэкономический характер. Этот подход сфокусирован на такие виды управленческой деятельности, необходимые для функционирования туристской организации, как планирование, контроль, ценообразование, реклама и др. Важность и перспективность данного подхода обусловлены тем, что институциональные изменения, изменения продукта и даже общества подразумевают, что именно управленческие цели и процедуры должны запустить механизм изменений с учетом перемен, происходящим в туристской среде.

5. Экономический подход из-за важности туризма, как для внутренней, так и для мировой экономики, активно изучается экономистами с точки зрения формирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс и обменный курс, занятость, экономическое развитие и другие экономические факторы. С помощью этого подхода можно разработать схему анализа туризма и его экономического воздействия на экономику страны. Однако он не уделяет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию.

6. Социологический подход  обусловлен тем, что туризм  представляет собой социальную  деятельность, поэтому внимание  социологов направлено на изучение  индивидуального и группового  поведения туристов и влияния  туризма на общество. При таком  подходе рассматривают социальные  группы, привычки и обычаи, как  гостей, так и жителей принимающей  стороны. Социальные аспекты туризма и отдыха пока недостаточно изучены, и это предсказывает более широкое применение социологического подхода.

Информация о работе Маркетинг в туризме