Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 09:28, курсовая работа
Цель работы - на основе теоретического изучения разработать основные направления совершенствования ценовой политики туристического предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
- рассмотреть место и роль международного туризма в мировой экономике;
- рассмотреть методы и стратегии ценообразования туристического предприятия;
Введение
1. Общая характеристика ценовой политики туристической компании
2. Место и роль международного туризма в мировой экономике
3. Особенности ценообразования в туризме
4. Факторы ценообразования
5. Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики
6. Ценовые стратегии
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Общая характеристика ценовой политики туристической компании
2. Место и роль международного туризма в мировой экономике
3. Особенности ценообразования в туризме
4. Факторы ценообразования
5. Цели фирмы как основа для формирования ценовой политики
6. Ценовые стратегии
Заключение
Список использованных
Введение
Туризм – это перспективная
отрасль экономики, приносящая все
больший доход, и одновременно потребность,
которая проявляется даже в условиях
нестабильности и кризиса. В Беларуси
эта отрасль в основном связана
с малым и средним бизнесом,
в то время как в развитых странах
наблюдается монополизация
Туризм как отрасль
экономики не может работать без
государственной поддержки. В России
государство формирует
В нашей стране туризм очень
привлекателен как вид
Охват населения планеты международным туризмом все еще не велик: международные туристские поездки в настоящее время осуществляют только 3,5% населения мира (включая поездки в более чем одну страну и многократных путешественников). Прогнозируется, что к 2020 году в международный туризм будет вовлечено только 7% населения мира. Таким образом, международный туризм находится еще на начальном этапе своего развития.
Цель работы - на основе теоретического
изучения разработать основные направления
совершенствования ценовой
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решались следующие задачи:
- рассмотреть место и роль международного туризма в мировой экономике;
- рассмотреть методы и
стратегии ценообразования
- рассмотреть возможные
пути совершенствования
Методологическую и
1. Общая характеристика
ценовой политики
Ценовая политика в сфере
туристического бизнеса является одним
из ключевых элементов общей системы
ценообразования и представляет
собой деятельность организации, направленную
на достижение собственных целей
и защиту интересов. Иначе говоря,
цена - это количество денег, уплачиваемых
за услугу, в данном случае, за предоставление
отдыха на каком-либо курорте, пляже
и т.п., выражающаяся в виде турпутевки.
Здесь очень важно понимание
цены. Если устанавливать слишком
высокую цену, то фирма может потерять
клиентов. А если цена низкая, то не
принесет никакого дохода. Если турфирма
не производит достаточного дохода для
осуществления своей
Следовательно, политика цены на турпредприятии - важный факт, подчиненный определенной цели, то есть улучшению позиции на конкурирующем рынке, увеличивая при этом чистую прибыль. Любая цена устанавливается в зависимости от многих критериев, таких как географическое положение турфирмы, форма транспортного обслуживания, сезонность предоставления услуг и т.д. Для удобства существуют различные скидки, системы расчетов с клиентами. И лишь на основе этого проводить ценовую политику, завышая цену, либо понижая ее.
Установление цены и содержание турпродукта - непростая процедура, требующая изучения большого объема информации. Необходимо осознавать реальное положение фирмы на рынке в целом, угадывать реакцию потребителя на предполагаемую цену, поэтому цена должна быть динамичной.
Учитывая все вышеуказанное, можно сказать, что существуют различные факторы, особенности ценообразования, помогающие в определении дальнейшего положения турпредприятия на рынке. В данной работе отражаются все необходимые ответы на эти вопросы, дающие понимание того, что ценовая политика в современной экономике важная проблема. И успешное ее решение помогает в дальнейшей деятельности фирмы на долгое время.
2. Место и роль
международного туризма в
В настоящее время международный
туризм является одной из наиболее
динамично-развивающихся сфер внешнеэкономической
деятельности и занимает важное место
в современной мировой
Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса», другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».
Одно из первоначальных и наиболее точных определений туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.
Со временем базовая концепция туризма расширилась и стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.
Для того чтобы выявить особенности современного этапа развития туризма, необходимо рассмотреть историю его возникновения.
Современный туризм – явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.
Периодизация развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой. В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:
1. до начала XIX века – предыстория туризма;
2. начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
3. начало XX века – до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;
4. после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
Итак, на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.
Существенное значение для
развития международного туризма имело
также стремление отдельных стран
к увеличению валютных поступлений
от туризма и создание с этой целью
целой отрасли хозяйства —
туристской индустрии. Под туристской
индустрией понимается совокупность производственных,
транспортных и торговых предприятий,
производящих и реализующих туристские
услуги и товары туристского спроса.
Сюда относятся гостиницы и другие
средства размещения, средства транспорта,
предприятия общественного
Изучение туризма с
научной точки зрения с недавних
пор привлекло внимание ученых многих
областей знаний. В связи с этим
возникла необходимость в разработке
точных и согласованных определений
и терминов. Этой проблемой ежегодно
занимаются различные организации,
включая Организацию
Международные организации постоянно обращаются к теме туристской терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937 году определение «международный турист» было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 году International Union of Official Travel Organization(IUOTO) – Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 году во Всемирную Туристскую Организацию (ВТО), уточнил определение «турист», введя новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории «турист».
Приведем классическое определение
туризма, данное В.А. Квартальновым: «Туризм
– временное перемещение людей
с места своего постоянного проживания
в другую страну или местность
в пределах своей страны в свободное
время в целях получения
Изучение туризма
1. Институциональный подход
к изучению туризма
2. Подход, основанный на
изучении продукта, исследует различные
туристские продукты во
3. Исторический подход
включает в себя анализ
4. Управленческий подход,
по мнению специалистов, является
самым важным и перспективным,
так как ориентирован на
5. Экономический подход из-за важности туризма, как для внутренней, так и для мировой экономики, активно изучается экономистами с точки зрения формирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс и обменный курс, занятость, экономическое развитие и другие экономические факторы. С помощью этого подхода можно разработать схему анализа туризма и его экономического воздействия на экономику страны. Однако он не уделяет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию.
6. Социологический подход
обусловлен тем, что туризм
представляет собой социальную
деятельность, поэтому внимание
социологов направлено на