Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:45, реферат
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Введение………………………………………………………………………………………..2 стр.
1. Методика подготовки экскурсии…………………………………………………………..3 стр.
2. Методическая разработка обзорной экскурсии
по Санкт - Петербургу « Знакомство с Петербургом»……………………………………….5 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………...9 стр.
Список использованной литературы…………………………………………………………10 стр.
Приложение 1………………………………………………………………………………….11 стр.
Приложение 2………………………………………………………………………………….12 стр.
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать с высоты вид местности, например, со смотровой площадки Исаакиевского собора, стрелки васильевского острова. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывшейся перед ними, необходимо выявить композиционный центр и обратить на него внимание.
Прием зрительной реконструкции состоит в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик (образ) здания или памятных мест, где проходили события, связанные с историей нашего города. Например, обзор Петропавловской крепости с Дворцовой набережной.
Экскурсовод, используя прием зрительной конструкции, должен "нарисовать" такую картину, чтобы экскурсант мог получить зрительное образное представление о местности в том виде, какой она была в прошлом, об историческом событии, которое произошло на данном месте.
Прием локализации событий. "Локальный" означает "местный, свойственный определенному месту". Этот прием дает возможность сосредоточить внимание участников экскурсии на конкретной территории, где произошло событие, о котором идет речь на экскурсии. Этот прием способствует появлению у экскурсантов чувства сопричастности к историческим событиям.
Прием абстрагирования построен на наблюдении одной из частей здания при отвлечении от его других частей, которые менее существенны для рассмотрения данной темы. "Абстрагирование"- мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств конкретного предмета и мысленное отвлечение от других свойств признаков того же предмета. Использованию приема абстрагирования предшествует объяснение экскурсовода, какие части здания более существенны. Действие этого приема построено на способности человеческой мысли абстрагироваться от того, что менее существенно в наблюдаемом объекте.
Прием зрительного сравнения построен на визуальном сопоставлении различных объектов или частей одного объекта. В обзорной экскурсии "Знакомство с Петербургом" используют сравнение зрительно воспринимаемого объекта. Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам, представив характерные черты одной из площадей города в прошлом, сопоставить ее с современной.
Движение в обзорной экскурсии осуществляется от одного объекта к другому на автобусе по заранее составленному маршруту. Различают два понятия: движение как признак экскурсии и движение как методический прием. Движение как методический прием представляет собой перемещение вблизи объекта с целью его лучшего наблюдения. Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют варианты движения в экскурсии, добиваясь этим более эффективного усвоения наглядного материала.
Задачей методических приемов рассказа является преподнесения фактов, событий так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Методические приемы рассказа не используются самостоятельно, они являются необходимым логическим дополнением к показу объектов. В обзорной экскурсии "Знакомство с Петербургом" используют различные методические приемы рассказа.
Прием экскурсионной справки используется при показе основных объектов в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.
Прием описания помогает правильному отображению объектов в сознании экскурсантов. Описание объекта характеризует точность, конкретность, фотографичность изображения. Экскурсовод в определенной последовательности излагает характерные черты, приметы, особенности внешнего вида, которые, возможно, не сразу будут выявлены самими экскурсантами в силу их кратковременного знакомства с объектом. Данный прием используется при описании исторических событий, но в отличие от описания объектов носит образный характер, тем самым создавая у экскурсантов зрительные образы.
Важнейшей задачей
совершенствования
Вариант методической разработки обзорной экскурсии "Знакомство с Петербургом"
Содержание экскурсии:
1. Санкт - Петербург - экономический, научный и культурный центр России.
2. Санкт - Петербург - город величайших исторических, культурных, боевых, трудовых, интернациональных традиций, символ мира и дружбы народов.
3. Территория, население, административная структура Санкт - Петербурга.
4. Маршрут и продолжительность экскурсии.
Цель экскурсии: знакомство экскурсантов с историей Санкт - Петербурга, с бывшей столицей Российской империи.
Задачи экскурсии: показать многогранную жизнь Санкт - Петербурга - города-героя; познакомить экскурсантов с памятниками великого исторического прошлого, рассказывающими о Санкт - Петербурге как историческом и культурном центре государства.
Маршрут экскурсии: Дворцовая набережная – Ансамбль Стрелки Васильевского острова – Университетская набережная –Английская набережная – Исаакиевский собор (с посещением).
Общие методические указания. Экскурсия на тему "Знакомство с Петербургом" - многоплановая, одна из самых сложных по методике проведения, требующая строгого отбора объектов показа и материала рассказа, раскрывающих основные положения подтем. Необходимо постоянное обновление практического материала, характеризующего жизнь города сегодня. Основное требование к экскурсии - ее особая актуальность.
В рассказе следует
учитывать, что экскурсанты, ранее
никогда не бывавшие в Санкт - Петербурге,
многое о ней знают по книгам, кинофильмам,
фотографиям поэтому, показывая наиболее
известные места и объекты, следует находить
яркие, точные, но не шаблонные слова для
их характеристики.
Маршрут | Объекты показа | Продолжительность экскурсии | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Методические и организационные указания |
Дворцовая
набережная – Ансамбль Стрелки Васильевского
острова – Университетская |
Петропавловская крепость, река Нева, Биржа, Ростральные колонны – маяки, Зоологический музей, Кунсткамера, Академия Наук, Дворец Меньшикова, Здание Двенадцати коллегий, «Царь Плотник», Медный всадник, Исаакиевский собор. | 4 академических часа | 1.История возникновения
Петербурга.
2.Город-крепость. 3.Петр I – основатель города. 4.Нева – главная водная артерия Петербурга. 5.Значимость застройки города при Петре. 6. Петербург - культурная столица. 7. Архитектурный ансамбль стрелки В.О. 8.История памятника «Царь-Плотник». |
1.Рассказать
историю возникновения 2.История создания Петропавловской крепости и Петропавловского собора. 3.Роль Петра Первого в основании города. 4.Роль Невы в городе. 5.Выдающиеся архитекторы, работающие в Петербурге. 6. Строгое соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. |
Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы:
Список
использованной литературы.
Приложение 1.
Образец оформления титульного листа
Фирма
" ______________________________
(наименование экскурсионного учреждения)
"Утверждаю"
(директор туристской
фирмы) ____________________(__
2007 г.
М.п.
Методическая разработка экскурсии по теме " Знакомство с Петербургом "
Вид экскурсии: автобусная, пешеходная, городская. Протяженность: 30 км.
Состав экскурсантов: взрослые/школьники старших классов; приезжие. Продолжительность ведения экскурсии: - 4 акад. часа.
Составители
методической разработки: ______________________________
Приложение 2.
Индивидуальный текст экскурсовода, обзорная экскурсия «Знакомство с Петербургом».
Вступление.
Добрый
день, уважаемые туристы. Разрешите
приветствовать вас в одном из
самых красивых городов Санкт - Петербурге.
Зовут меня ____________, я ваш экскурсовод,
мы с вами отправляемся на обзорную экскурсию
«Знакомство с Петербургом», а поможет
нам наш водитель____________. Во время экскурсии
прошу вас соблюдать технику безопасности.
Основная часть.
Нет лучше места для первой встречи с Санкт-Петербургом, чем Нева, на набережной которой мы и находимся. Почему именно Дворцовая набережная. Ответ очевиден – потому что именно отсюда открывается неповторимая панорама реки и города. Особо величавую ширь Невы слева от нас рассекает Стрелка Васильевского острова с ее всемирно известным ансамблем, с раскинутыми по сторонам мостами-крыльями. Справа от нас более чем на полкилометра протянулся Троицкий мост, начинающийся на Троицкой площади – первой площади нашего города. Прямо перед нами – Петропавловская крепость. Вот она, совсем рядом, суровая и непреступная, словно вжалась в землю, будто выросла из воды, и только золоченый шпиль собора взмывает в небо…
Санкт-Петербург
– один из красивейших городов
мира. Строгая планировка сети прямых
улиц, просторные площади, величественный
облик зданий, зелень многочисленных парков
и садов, гладь рек и каналов, гранитные
набережные и мосты, узорчатые ограды,
выдающиеся произведения монументальной
скульптуры придают Санкт-Петербургу
уникальный характер целостного архитектурно-