Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 19:45, реферат
Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.
Введение………………………………………………………………………………………..2 стр.
1. Методика подготовки экскурсии…………………………………………………………..3 стр.
2. Методическая разработка обзорной экскурсии
по Санкт - Петербургу « Знакомство с Петербургом»……………………………………….5 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………...9 стр.
Список использованной литературы…………………………………………………………10 стр.
Приложение 1………………………………………………………………………………….11 стр.
Приложение 2………………………………………………………………………………….12 стр.
Основанный Петром в 1703 году, в качестве города-крепости и торгового пункта, он явился воплощением пророчества Нострадамуса, предсказавшего, что "Венеция поднимется на северном море".
Во времена правления Петра и его приемников в XVIII-ом и XIX-ом веках из лесов и болот вырос величественный город дворцов, парков, проспектов и каналов. Санкт-Петербург построен более чем на 40 маленьких островах.
Город развивался как центр русской нации, морской мощи и культуры. Технологический институт и другие учебные заведения воспитали не одно поколение знаменитых ученых, инженеров и исследователей. Эрмитаж - один из самых великих музеев мира, является ярким свидетельством богатства культуры, обладателями которой являются Санкт-Петербург и его жители.
Одновременно успешно развивалось и русское искусство. В 1757 году была основана Петербургская академия художеств, а вскоре открылся первый русских народный театр. Город вдохновлял таких великих поэтов и писателей как Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Лев Толстой и Федор Достоевский.
В июне в Санкт-Петербурге наступает пора белых ночей, сияние которых еще ярче подчеркивает классическую строгость архитектуры города.
Достаточно взглянуть на карту Санкт-Петербурга, чтобы понять, что узких и извилистых улочек, встречающихся во многих европейских городах, здесь не найти.
"…Люблю твой строгий, стройный вид", - писал А.С. Пушкин в поэме "Медный всадник". Именно "строгий, стройный вид" до сих пор остается главной приметой и самой характерной чертой Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург второй по величине город в России и бывшая столица Российской империи, расположенный в устье реки Невы и Финском заливе. В течение уже почти трех столетий этот город был "окном в Европу", а также началом торгового пути "из Варяг в Греки", связывающего запад с Византией.
Город
признают культурной столицей России,
так как здесь расположены такие всемирно
известные музеи как Эрмитаж, Русский
музей и многие другие, кроме того в городе
работает огромное количество театров,
выставочных залов и культурных центров.
Не лишним будет заметить, что именно в
Петербурге Петр I в 1714 году основал первый
в России музей – Кунсткамеру. Кроме того
в 1724 году была основана Академия Наук,
которая в последствии дала основу для
развития бурной научной деятельности
во всем городе.
Город расположен на приневской низменности. Около 10-12 тысяч лет назад на этом месте было море, которое покрывало весь север Европы после отступления ледника. Суша поднималась, море отступало, образовалось Балтийское море и Ладожское озеро, из которого течет Нева.
Средняя температура +4,2 градуса, климат морской. Площадь города – 600 квадратных километров. Население – около 5 миллионов. Город разделен на 16 административных районов.
О Санкт-Петербурге можно говорить бесконечно, но главным образом надо отметить, что коренным и самым главным периодом жизни нашего города стал период правления Петра I, это, конечно же, возникновение самого города, его подъем на мировом небосклоне и ношение титула города мирового класса.
Все великие города рождены реками. Каждая сообщает им свой характер, ритм волн, порывы ветров. Нева одарила Петербург особой мощью, широтой дыхания, пространственным размахом, гордой морской душой. Поэтому в любое время года, во всякий час дня и ночи, в дымке тумана, в снежных вихрях, в дождевых струях парит над Санкт-Петербургом его ангел-хранитель, вознесенный над шпилем Петропавловского собора, и золотой кораблик с вымпелами, прорезанными Андреевским крестом, поднятый иглой Адмиралтейства. Они долетели к нам в год 300-летия российского флота, одолев стихию природных и социальных катаклизмов, обстрелы и бомбежки блокадных дней. Петербург сохранил их как сокровенные символы своей души, исполненные веры и устремленности к вселенским просторам. Окрыленный парусами, адмиралтейский кораблик не случайная декоративная фантазия архитектора. Это отличительный знак, пожалованный Петром Великим Петербургу, как столице российского флота.
Нева – это главная водная артерия Петербурга, она несет свои воды из Ладожского озера в Финский залив, пронося их мимо нас и отражая в своих водах силуэты архитектурных доминант нашего города.
Длина – 74 километра, самое глубокое место – 24 метра (около Литейного моста), самое широкое место – 1250 метров (около стрелки Васильевского острова). Береговая линия – 35 километров в черте города.
В начале Северной войны шведский флот и пехота стояли на северных подступах к невской дельте, грозя вторжением в пределы территории, отвоеванной русскими войсками. Надо было срочно закрепиться на берегах Невы, создать здесь мощные укрепления.
И вот 16 мая 1703 года стук топоров возвестил об основании на Заячьем острове крепости Санкт-Питер-бурх. И под торжественный гром пушек 29 июня в крепости была заложена церковь святых Петра и Павла. Отсюда начинался город, на который перешло название крепости, Санкт-Петербурх – святого Петра город. А крепость стала именоваться по названию собора – Петропавловской.
Фортеция возводилась – сначала из дерева и земли – с «великим поспешанием». Ведь все происходило буквально на глазах у неприятеля, грозившего с моря и с суши. К осени крепость была почти готова: 120 орудий стояло на ее стенах. И надо сказать, место для нее было выбрано «крепкое от натуры». Заячий остров с одной стороны омывается полноводной Невой, с другой протокой, отделявшей его от Березового острова. Крепость таким образом была неприступна посуху. Исключался и десант: вытянутый шестиугольник крепости занимал почти всю площадь острова, чтобы «лишней земли не оставалось».
«Поспешание» сказывалось и в том, что уже в 1706 году началась перестройка крепости в камне. Велась она по частям – чтобы не утратить боеспособности. Эта «первейшая из главных» работ была поручена архитектору и фортификатору Доменико Трезини, который отдал строительству города более 30 лет жизни…
Нельзя не сказать о градостроительном значении крепости, так как именно отсюда стал разрастаться и застраиваться город. Главная высотная доминанта города – золоченый шпиль Петропавловского собора, стала как бы ориентиром в процессе планировки города. Петропавловский собор был и остается самым высоким архитектурным сооружением города: его высота – 122,5 метра. По замыслу Петра собор должен был быть выше, чем храм Василия Блаженного в Москве. Кто-то из вас может мне возразить, сказав, что телевизионная башня выше чем шпиль собора, но дело в том, что телебашня – это инженерное сооружение и она не несет архитектурной ценности для формирования облика города.
При строительстве города Петр издал ряд необычных указов. Например один из них гласил: «Всякий, кто въезжает в город, должен привезти с собой булыжник или камень».
Стремлением быстрее построить город, устремить его ввысь Петр I хотел показать значимость нового города перед Москвой и другими городами и уже в 1712 году молодой Санкт-Петербург становиться столицей Российской Империи. Сюда переезжают вельможи, правительство и многие знатные люди. Возводятся правительственные учреждения, учебные заведения и жилые дома.
От домика Петра I вверх по Неве на площади располагались дома вельмож, высших военных и гражданских чинов, духовенства. Адмиралтейская крепость стала вторым центром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц, расходившихся лучами, что легло в основу последующего плана. В 1706 году для руководства строительством была учреждена "Канцелярия городовых дел". В 1714 году для концентрации строительных усилий был принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве, кроме Петербурга. В 1715-17 гг. созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове: один с прямоугольной сетью улиц и каналов (арх. Д. Трезини; этот план лежит в основе существующей планировки), другой, основанный на абстрактной идеальной схеме овального в плане города-крепости (арх. Леблон; этот план был отвернут Петром). К 1725 году в застройке города, организации его пространственно-планировочной структуры, охватившей все основные острова и материковую часть, видную роль стали играть общественные здания. Кроме Петропавловской крепости и Адмиралтейства, которые явились доминантами в панораме новой столицы, привлекали внимание Меншиковский дворец и строившееся Кунсткамера - первое монументальное здание близ стрелки Васильевского острова, высотная композиция которой перекликалась со шпилями крепости и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось своими размерами и мерными композиционным ритмом повторяющихся секций здания Двенадцати коллегий.
Во процессе строительства города был заложен порт около домика Петра I, но с течением времени выяснилось, что это место неудобно для швартовки большого количества кораблей и тогда порт решают перевести на более удобное место – Стрелку Васильевского острова.
Более века формировался парадный центр Петербурга. Широкие просторы Невы с ее гранитными набережными неразрывно вошли в архитектурный пейзаж города, придав ему неповторимое своеобразие. В созвездии прекрасных площадей, определивших облик «Северной пальмиры», особое место занимает ансамбль Стрелки Васильевского острова.
В дельте Невы Васильевский остров самый большой – площадь его свыше 1600 га. Из переписной книги 1500 года известно, что здесь находились владения новгородского посадника Василия Селезня. Как полагают историки, в последствии его именем и назвали остров.
В 1709 году Петр подарил Васильевский остров Александру Меньшикову – генерал-губернатору Петербурга, чей дворец и стал первой жилой постройкой на острове.
Еще в 1781 году по проекту архитектора Д. Кваренги на Стрелке начали возводить специальное здание для Биржи, но так как проект оказался неудачным в 1803 году недостроенную Биржу разобрали.
Почетную задачу превратить Стрелку в стройную и симметричную композицию, где бы биржа занимала господствующее положение, выполнил талантливый архитектор из Швейцарии Тома де Томон.
Результат его работы перед вашими глазами: Биржа, напоминающая античный храм, две Ростральные колонны, как бы подчеркивающие центральное положение Биржи, пакгаузы и таможня.
Биржа была заложена 23 июня 1805 года. Последние работы окончены в 1810 году, но не смотря на это торжественное открытие состоялось только через 6 лет. Поставленное строго по оси Стрелки, здание заняло центральное положение в архитектурном облике ансамбля. Оно покоится на высоком цокольном этаже. Сорок четыре дорические колонны, ритмично опоясывая здание, образуют открытую террасу, на которую с восточной и западной сторон ведут широкие сорокаметровые марши парадных лестниц и пологие спуски-пандусы.
В оформлении фасадов Биржи большое место занимает скульптура. На аттике главного фасада – аллегорическая скульптурная группа: бог морей Нептун в сопровождении двух рек Невы и Волхва – на колеснице выезжает из морских волн.
Одновременно с Биржей в 1810 году по проекту Тома де Томона были воздвигнуты две 32-х метровые Ростральные колонны-маяки. Ростр – носовая часть корабля. По обычаям древнего Рима, отпиленными носами захваченных вражеских кораблей украшали колонны, которые служили памятниками морских побед.
У подножия колонн расположены высеченные из камня пятиметровые аллегорические фигуры, олицетворяющие четыре русские реки – Волхов, Неву, Днепр и Волгу. Окрашенные в краснокирпичный цвет они придали всей площади строгую парадность.
Воздвигая Биржу и Ростральные колонны, Тома де Томон вел работы по устройству Биржевой площади и набережных. С помощью подсыпки грунта берег отодвинули от Биржи на 120 метров. По рисункам зодчего созданы пандусы – пологие спуски к Неве. Охватывая с двух сторон мыс Стрелки, они переходят в ровную площадку у самой воды. Необычайно эффектны гранитные шары на массивных постаментах, замыкающие парапеты пандусов.
Завершил формирование ансамбля архитектор Лукини в 1820-х годах, построив по сторонам Биржи два пакгауза – склада для хранения товаров.