Методика подготовки и проведения историко-архитектурной экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание

Экскурсия - составная, неотъемлемая часть всякого похода и путешествия. Экскурсии определяют идейное и познавательное содержание туризма. По определению Большой Советской Энциклопедии экскурсия - это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Экскурсия проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ИЭДП.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)
 

Введение 

        Экскурсия - составная, неотъемлемая часть всякого похода и путешествия. Экскурсии определяют идейное и познавательное содержание туризма. По определению Большой Советской Энциклопедии экскурсия - это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Экскурсия проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

     Экскурсионная деятельность - деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по заранее составленным маршрутам, с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами т.д. 
Во время экскурсии участники имеют возможность познавать окружающий мир, природные явления и образования, исторические ситуации, бытовые элементы, достояния и достижения местности и др.

     Моя экскурсия связана с историко-архитектурными памятниками. Сейчас молодежь имеет  достаточно мало знаний об истории, об архитектуре и о личностях причастных к тому или иному памятнику.  Цель моей экскурсии – рассказать об архитектуре, об истории возникновения «Круглого здания», о  том,  чем  оно  так  знаменито  и  необычно. Архитектура и история занимает важное место в жизни каждого человека. Мало кто из нас хорошо разбирается в архитектуре, а там более в истории. Моя экскурсия помогает углубить знания и развить кругозор людей. 
 
 
 
 

  1.   Методика подготовки экскурсий по историко-архитектурной тематике
 

     Разработка  новых экскурсионных тем по историко-архитектурным экскурсиям является одним из важных показателей деятельности бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и эффективности развития краеведения в городе или области, уровне работы бюро с местным населением, учете интересов и запросов трудящихся и учащейся молодежи. С глубокого и всестороннего изучения этих интересов и следует начинать работу по разработке новых тем. Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать экскурсионную тему на определенную аудиторию.

     От  того, насколько глубоко изучен материал и методически правильно подготовлена историко-архитектурная экскурсия, зависит ее воспитательное и познавательное значение. «... историко-архитектурные экскурсии имеют громадное значение, - писала Н. К. Крупская, - но только в том случае, если они хорошо подготовлены, а не выражаются в простом времяпрепровождении и просто в увеселительной прогулке».Подготовка любой историко-архитектурной экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района края, области.

     Для разработки новой историко-архитектурной  экскурсии темы рекомендуется создать  творческую группу экскурсоводов в  составе 3-6 человек. Наиболее опытный  и знающий среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое значение имеют правильные взаимоотношения методистов и экскурсоводов в процессе подготовки экскурсии. Эти отношения, определяющие «психологический климат» в бюро, должны носить творческий характер.

     Наиболее  целесообразно распределять обязанности  по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными  подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который  объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов.

     Подготовка  новой темы включается в план методического, экскурсионно-методического или  организационно-методического отдела бюро путешествий и экскурсий, экскурсионного бюро, в планы секций, личные планы экскурсоводов и ведется в соответствии с указанными в них сроками.

     Последовательность  подготовки новой темы для историко-архитектурной  экскурсии:

     - определение целей и темы экскурсии;

       - изучение и накопление материалов по теме;

       - организация консультаций;

       - выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;

       - составление маршрута экскурсии;

       - объезд или обход маршрута;

       - составление текста экскурсии;

       - составление «портфеля экскурсовода»;

       - составление карточек экскурсионных объектов;

       - составление методической разработки;

       - рецензирование текста и методической разработки;

       - проведение пробной экскурсии и утверждение экскурсии.

     Каждая  историко-архитектурная экскурсия должна иметь целевую установку в тему. Правильная формулировка целей экскурсии имеет большое значение. Она определяет идейную направленность экскурсии, помогает в отборе и освещении материала. Определяя цель экскурсии, следует, прежде всего, указать на ее роль в процессе коммунистического воспитания. Например, воспитание советского патриотизма, трудовое, эстетическое воспитание в ходе раскрытия данной экскурсионной темы.

     Кроме того, следует определить конкретные задачи экскурсии. Содержание экскурсии  складывается из отдельных взаимосвязанных подтем, которые подчинены, основной теме и раскрываются в ходе экскурсии. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе экскурсионной классификации.

     Название  экскурсионной темы должно конкретизировать ее, раскрывать содержание экскурсии. Вместе с тем оно должно вызвать интерес, быть ярким, запоминающимся, а иногда содержать элемент рекламы. Например, экскурсии на темы: «Были седого Урала», «История и тайны Черного моря». Удачны многие названия, в основу которых положен образ: Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в

     Следует знать справочную и краеведческую  литературу, которая лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и связь событий, происходящих в данной местности, с общеисторическим процессом - с другой.

     Чрезвычайно много полезных сведений по истории  края, области или города можно  почерпнуть в периодической прессе. В ходе подготовки новой темы экскурсоводам  нередко приходится работать в архивах  с целью уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д. Работе в архиве должно предшествовать изучение литературы по теме и опубликованных источников. Научно-справочные пособия к документальным материалам отдельных архивов (путеводители по архивам, списки фондов и картотечные указатели фондов) позволяют определить необходимые для работы фонды. Работа в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости и активности. Вместе с тем она вносит в подготовку экскурсии элемент научного поиска, сближая ее с работой исследователя, ученого. Рассказ о том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях может чрезвычайно обогатить содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное звучание.

     Каждая  область науки и искусства  имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка историко-архитектурной экскурсии. Поэтому с самого начала следует овладеть основными терминами. В этом специалисты также могут оказать помощь. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов. Выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов. Собранный материал экскурсовод должен анализировать не только с точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу историко-архитектурной экскурсии.

     Экскурсионные объекты классифицируются:

     1. По содержанию на:

     а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);

       б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).

       2. По функциональному значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.

       3. По степени сохранности.

     Наряду  с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами экскурсии могут служить перестроенные и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная среда. Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы.

     Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом  числе экскурсионных объектов. При  этом, естественно, о большинстве  объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно  меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов. Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов. Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический). Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д. Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов. Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения. При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

     Объезд  или обход маршрута проводится в  целях ознакомления с трассой  движения, изучения и уточнения экскурсионных  объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии. Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа. Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию. Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим. Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методика  проведения экскурсий  по историко-архитектурной тематике.
 

     Приемы  проведения экскурсий составляют специфическую  форму работы экскурсоводов, «оболочку» экскурсии, в которой они раскрывают ее содержание экскурсантам. Эти приемы и способы вытекают из специфики  историко-архитектурных экскурсий - сочетания показа с рассказом и передвижением экскурсантов от объекта к объекту. Знания, которые получают участники экскурсий, базируются на непосредственном восприятии ими изучаемых предметов и явлений объективного мира. Поэтому историко-архитектурная экскурсия занимает важное место в системе наглядного обучения, в основе которого лежит марксистско-ленинская теория отражения.

     Существует  несколько видов наглядности, в  том числе изобразительная (картины, модели, фотографии и т. д.), предметная. Экскурсии относятся к этим двум видам, так как их зрительный ряд составляют как предметы и явления, так и их изображения средствами искусства (искусствоведческие экскурсии). Однако, как правило, экскурсовод использует в своей работе все виды наглядности. Главной составляющей частью историко-архитектурной экскурсии, которая обуславливает наглядность экскурсии, является показ. С его помощью экскурсовод руководит процессом восприятия экскурсантов, направляет их внимание на основные черты и стороны предметов, явлений, которые помогают осветить экскурсионную тему. При этом он должен учитывать физиологические основы зрительного восприятия. В работе руки и глаза есть много общего. Глаза, как и руки, «ощупывают» контуры рисунка или предмета. И. М. Сеченов писал об этом: «..идет ли речь о контурах и величине или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаз при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу...».

Информация о работе Методика подготовки и проведения историко-архитектурной экскурсии