Методика подготовки и проведения историко-архитектурной экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание

Экскурсия - составная, неотъемлемая часть всякого похода и путешествия. Экскурсии определяют идейное и познавательное содержание туризма. По определению Большой Советской Энциклопедии экскурсия - это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Экскурсия проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ИЭДП.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

     Выбирая месторасположение группы, нужно  найти наиболее благоприятную точку, откуда объект зрительно воспринимается наиболее ярко и убедительно. При этом следует учитывать, что некоторые объекты требуют показа с двух или нескольких точек, которые нужно предварительно наметить. Вместе с тем при выборе месторасположения группы экскурсовод должен обеспечить безопасность и удобство экскурсантов. Это место должно быть достаточно удалено от проезжей части дорог, надежно защищено от движения транспорта и потока пешеходов, находиться в стороне от опасных зон строительных и реставрационных работ. Нужно внимательно следить за дорожно-указательными знаками и предупреждающими надписями и следовать их требованиям. Экскурсоводу следует позаботиться о том, чтобы ничто не отвлекало внимания экскурсантов от экскурсии, не мешало им. Нужно стремиться найти естественную или искусственную защиту от яркого солнца, дождя, ветра, изолировать группу от шума.

     В практике нередко случается, что  у одного и того же экскурсионного объекта располагается несколько  групп. В таком случае следует  ставить свою группу на некотором отдалении от других групп, чтобы не мешать другим экскурсоводам. Выбрав место для показа объекта, нужно правильно расставить экскурсантов. Важно проследить за тем, чтобы всем экскурсантам был хорошо виден как объект, так и экскурсовод. Наиболее удобным является расположение группы полукольцом.  В историко-архитектурных экскурсиях рассматривая здание с близких точек, экскурсант хорошо воспринимает его детали, но верхние части видит в перспективном сокращении. Вместе с тем он четко воспринимает и расстояние от этих частей и, таким образом, может с достаточной полнотой определить действительную высоту и размеры сооружения. Сбоку экскурсанты видят длину фасада сокращенной, а высоту зданий относительно правильной. Тем самым пропорции фасада кажутся иными. Также при оценке на глаз окружающего рельефа обычно он воспринимается более значительным и ярко выраженным, чем он есть в действительности. Показ объектов в историко-архитектурных экскурсиях должен быть целенаправленным, а следовательно, выборочным.

     Последовательность  показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение  основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления  экскурсантов о них. Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может  долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно. При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал). Показ объектов в историко-архитектурных экскурсиях должен быть конкретным. Экскурсанты ориентируются на объект экскурсоводом при помощи словесного описания и жеста. В описании-характеристике объекта - указываются его размеры, форма, цвет, особенности расположения, соседние предметы, ориентиры и т. д. Жесты должны быть прежде всего выразительны и скупы. Показ начинается обычно с жеста экскурсовода, направленного на объект, указывает его расположение, подчеркивает особенности объекта, его динамичность.

     В историко-архитектурных экскурсиях используются такие приемы: описание или характеристика объекта, прием объяснения, прием комментирования (репортажа), прием реконструкции, прием локализации событий, прием сравнения, прием литературного монтажа.

     Часто в историко-архитектурных экскурсиях используется цитата. Она обостряет интерес слушателей, помогает доказать какое-либо положение, придает большую авторитетность высказыванию экскурсовода, позволяет полнее представить колорит эпохи. Цитирование помогает лучше использовать в экскурсии накопленный человечеством богатый арсенал фактов и мыслей. При цитировании экскурсовод обязан следить за тем, чтобы цитата иллюстрировала или сопровождала его мысли, акцентировала внимание экскурсантов на нужном подтексте. Цитата должна быть краткой и возбуждать интерес экскурсантов к теме. 

3. Контрольный текст 

     Точка 1. Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Меня зовут Ксения и я сегодня буду вашим экскурсоводом. Я предлагаю посетить вам историко-архитектурную экскурсию «Круглое здание-памятник архитектуры XIX века» .Продолжительность экскурсии составит 2 часа часа. Прошу на время экскурсии отключить мобильные телефоны и соблюдать тишину.

     Точка 2. Слайд 2. Те, кто едет на Украину через пункт пропуска в Грайвороне, непременно проезжают через село Головчино, в котором можно уделить несколько минут на осмотр достаточно загадочного Круглого здания.

     Перед зданием находится камень с описанием  этой достопримечательности. Надпись  на камне: «Памятник архитектуры 18 века. Круглое здание. Построено в 1790 году в имении помещиков Хорватов потомков генерал поручика Ивана Хорвата. Оригинальное решение объемно-планировочной композиции здания «цилиндр в цилиндре» делает этот памятник уникальным не только для Белгородчины, России, но и всего мира. Первоначальное назначение здания не установлено. Существует несколько версий его предназначения. В 20 века использовалось под складские помещения. Второе рождение памятника произошло в 1999 г. когда был создан попечительский совет для проведения работ по реставрации, которые были завершены в 2006 году.»

     Точка 3. Слайд 3-4. Село Головчино было основано одним из сподвижников Петра I - графом Гаврилой Головкиным. Гаврила Головкин происходил из семьи, родственной царице Наталье Кирилловне. С 1677 года состоял при царевиче Петре Алексеевиче сначала стольником, а впоследствии верховным постельничим. При царевне Софии выказал особую приверженность Петру и с тех пор пользовался постоянным его доверием. Сопровождал царя в первом путешествии его в чужие края и вместе с ним работал на верфях в Саардаме. В 1709 года на Полтавском полецарь поздравил Головкина, который уже с 1706 года стоял во главе Посольского приказа, с присвоением нового для России титула канцлера. В этом звании, которое он сохранил до самой смерти, Головкин руководил дипломатией Российского государства и сопутствовал царю в его путешествиях и походах (между прочими, и в Прутском).

     Точка 4.Слайд 5. Потом он подвергся опале – и, как принято у нас со стародавних времен, его вотчина была отписана государству. Императрица Елизавета пожаловала бесхозное имение новому подданному России - сербу, генерал-майору Ивану Осиповичу Хорвату. И вот собственно Иван Осипович  это здание построил. Несмотря на то, что он был серб, душа у него, безусловно, была русская, загадочная. Потому что зачем он построил такое здание – не могут понять до сих пор.

     Точка 5. Слайд 6-10. Существует целый ряд версий о первоначальном назначении Круглого здания: хозяйственная постройка (хранилище, «гамазея», конный манеж и т.п.), промышленное – сахарный завод, культовое – храм масонов (или другого тайного общества), Храм Солнца, усыпальница и так далее. Изучению этого вопроса посвящены выступления:

  • В. Романенко «Об исследовательской работе Белгородского государственного историко-краеведческого музея по выявлению первоначального назначения Круглого здания»,
  • Н. Чуприны «О результатах анализа опубликованных документов при изучении первоначального назначения «Круглого здания»,
  • Т. Утениной «Архивные исследования по истории Круглого здания»
  • Г. Акапьевой «Круглое здание как объект культурного наследия Белгородской области».

     Первые  два автора, вместе с коллективами руководимых организаций, занимались поиском сведений о архитектурно схожих с Круглым зданием постройках  XVIII-XIX вв., как в России, так и  за рубежом. Выяснилось, что в интересующее исследователей время форму ротонды (круглую) могли иметь здания совершенно различного назначения: амбары, склады, беседки, храмы и др. Таким образом, назначение Круглого здания не исключает ни один из перечисленных вариантов. Наиболее схожи с Круглым Зданием изображение и план риги (хранящийся в музее архитектуры им. Щусева) – лестничная клетка круглая, находится в центре сооружения (как и в КЗ).  Год постройки здания был установлен по найденной при реставрации табличке с надписью «Аминь 1790 год».

     Точка 6. Слайд 11-13. Курский архитектор, исследователь памятников, Е.В. Холодова в своем научном труде «Головчино: история, архитектура, гипотезы» говорит: «С какой стороны ни посмотри на это сооружение, архитектурные формы не статичны, они как бы движутся, круглятся».  Исследуя памятник, Холодова побывала внутри здания и почувствовала, что ее «…охватывают незабываемые эмоции – вспышки радости и восторга, ощущение чего-то неземного, космического, инопланетного, состояние, схожее с медитацией. … В эзотерическом и философском воззрении такое состоянии называется катарсисом, — пишет исследователь. — Понятие катарсиса восходит к учению Пифагора, который рекомендует слушать музыку для очищения души. Здесь и вспомнятся рассказы старожилов о музыке, звучавшей в Круглом здании». Есть несколько версий назначения Круглого здания. Хорваты были прогрессивными, увлекающимися, восторженными людьми, держали крепостной театр, входивший в тройку лучших в России. С этим связано первое предположение: постройка им понадобилась для организации представлений. Но второй цилиндр здания мешает нормальному устройству сцены и зрительного зала.

     Вторая  версия довольно часто встречается  у исследователей: здание предназначалось  для хозяйственных нужд. Здесь, возможно, что-то сушили или хранили. Еще одна из гипотез говорит об устройстве здесь сахарного завода огневой системы. Может, и так, но Холодова отметает этот вариант: где выходы печных труб? По результатам комплексной биолокации и натурного исследования выявлено, что место выбрано не случайно. Это так называемое «место силы» — энергетически мощный участок. «Центр и ниши на всех уровнях малого круга имеют сильную положительную энергетику, вызывающее особое психическое состояние и оказывающее оздоровительный эффект» — пишет Елена Холодова. А теперь подумаем: необходимо ли было такое место для склада, сушилки, сахарного завода или зернохранилища? И даже театра?

     Точка 7. Слайд 14-16. Есть еще одна версия. На семейном гербе рода Хорватов изображен пеликан на гнезде. Расправив крылья, он выдирает клювом из своей груди куски мяса и кормит ими детенышей. Этот образ встречался в масонской эмблеме шотландского устава 18 градуса — Рыцарь розы и Креста, сообщает Холодова и высказывает свое предположение: «12 ниш центрального объема здания, который увенчан Чашей Грааля, — это ли не священный зал 12 рыцарей Круглого стола?». Вполне возможно, что Хорваты принадлежали к тайному обществу вольных каменщиков. Церковь и государство запрещали подобные общества, и дома для масонских обрядов конспирировались. Для отвода глаз такие помещения выдавались за другие: театр, зернохранилище, завод или еще что-нибудь. «И если бы можно было найти документ, подтверждающий, что Хорваты были последователями тайного общества, можно было бы утверждать, что Круглое здание в Головчино – храм масонов».

     Точка 8. Слайд 17. Открытие подтверждается еще таким фактом. До реконструкции, а еще раньше до замены кровли в 1989 году, купол украшала форма, похожая на Чашу Грааля, часто изображаемая на древних гравюрах, — это сосуд, в который была собрана кровь Иисуса Христа. Считается, что он исторически существовал и был утрачен. Потеря Чаши означает потерю внутренней устойчивости мира, утрату памяти, утрату райского состояния души. Воображение рисует, как по подземному ходу от барской усадьбы в здание на масонские «сеансы» провожали гостей — посвященных. Таким же путем могли идти и артисты крепостного театра, которые, оставаясь невидимыми в одном из цилиндров или подвале, исполняли для вольных каменщиков музыку. Она и мощные энергетические потоки, закручивающиеся в каменных сводах, игра света из оконных проемов, таинственность обстановки и делали свое дело – очищали душу…

     Точка 9. Слайд 18-29. Высотой «Круглое здание» в три этажа, на каждом из которых своя экспозиция. Также есть подвальное помещение, в котором размещено кафе «Кинь грусть». Первый этаж здания представляет собой, как нам показалось, помещение для проведения балов. Большей частью размещены манекены в народных костюмах, а также размещены картины (возможно репродукции или всё же фантазии художника) с пейзажами села Головчино, Грайворонского района, Белгородской области. Кстати, забавным являются бахилы, которые дают для посещения здания. Это безразмерные мешки-носки. На втором этаже размещены картины разных художников, а также портреты знаменитых на Белгородчине персон тех времён. Также есть портрет генерал-поручика Хорвата и изображение фамильного герба.  Третий этаж венчается большой люстрой и малым этажом, на котором рекомендуется смотреть вверх и загадывать желания.

     Точка 10. Слайд 30. Подвальное помещение состоит из своеобразного предбанника и непосредственно самого кафе «Кинь грусть». Т.к. в период этого поста решили ограничиться в еде и выпивке, то особого расстройства от того что оно было закрыто не испытали. Но место конечно, очень красивое и располагающее к душевным беседам и русской трапезе.

     Точка 11. Слайд 31. Сейчас здание отреставрировано и превращено в туристический объект. Сегодня в этом загадочном месте работает музей народной культуры, проходят выставки картин местных художников и принимает гостей кафе «Кинь-Грусть». Но до сих пор не утихают страсти и разговоры, споры археологов, историков и краеведов о том, в каком веке, кто и для чего возвел это удивительное здание, не имеющее аналогов в русской архитектуре.

     Точка 12. Слайд 32-33. В своей работе «Золотое кольцо Белогорья» Наталья Шакалова  упоминает о Круглом здании: «Мы познакомились с великим актёром, а теперь отправляемся по золотому кольцу на земли Грайворонского района — на родину замечательного инженера Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939 гг.). Творением Шухова является знаменитая радиобашня на Шаболовке в Москве. Она была построена в 1921 году. Её высота 148,3 м (16 этажей). На башне установили антенны, откуда велось транслирование программ радиовещания, а с 1945 г. — телевидения. Под началом Шухова построено 500 мостов, в том числе через Волгу, Оку, Енисей. Им разработаны проекты элеваторов, доменных печей, пристаней, плавающих доков. Владимир Григорьевич Шухов — почётный член Академии наук, заслуженный деятель науки и техники, Герой Труда, лауреат Ленинской премии. Грайворонская земля таит в себе немало загадок. «Что здесь будет происходить — никогда не должно выйти наружу». Так хотел хозяин этой загадочной башни — помещик с. Головчино граф Хорват. Здесь речь идёт о так называемом «Круглом здании». Кстати, ещё при своей жизни он сделал всё возможное, чтобы потомки не смогли докопаться до истины. В России аналогов этому зданию не существует.Подобные строения встречаются в Индии и служат центрами энергетической чистки. Такое уникальное здание не числится ни в одном справочном издании. Заместитель главы администрации Грайворонского района Т.С. Вакуленко семь лет пытается найти разгадку. Она отыскала правнука Ивана Осиповича, проживающего за рубежом, и пригласила его на родину. И получила вежливый ответ, что он по возвращении из Индии заедет в Россию. Так второй раз, разгадывая тайну белого здания, она натолкнулась на Индию. Существует гипотеза — по всей вероятности близкая к истине: в этом доме происходили собрания масонов. Если это церковь — то зачем господа заходят к Богу с заднего крыльца? — недоумевали местные жители. Само здание построено с таким расчётом, что люди, оказавшиеся здесь, невольно забывают о времени и пространстве. Это красивое сооружение очаровало нашего губернатора Е.С.Савченко, который более часа находился внутри помещения, наслаждаясь покоем, тишиной и сохранившимся здесь духом старины. Евгений Степанович поддержал идею о реставрации здания и дальнейшем создании в нём Центра славянской культуры.

Информация о работе Методика подготовки и проведения историко-архитектурной экскурсии