Методика подготовки и проведения историко-архитектурной экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание

Экскурсия - составная, неотъемлемая часть всякого похода и путешествия. Экскурсии определяют идейное и познавательное содержание туризма. По определению Большой Советской Энциклопедии экскурсия - это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Экскурсия проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ИЭДП.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

     ...А  однажды в Головчино приехал  московский гость. Гость появился  после полудня. И хоть устал  порядком — был он уже немолод,  но непременно хотел побывать  в театре, где в тот вечер  давалось представление. Зрителей  собралось изрядно. Всем хотелось  поглядеть и на московскую знаменитость. От кресла к креслу шепотком передавалась история о том, как выбился он из крепостного состояния, странствовал с бродячими труппами по ярмаркам и вдруг волею фортуны стал первым актером Императорского театра, и об его игре изволил благосклонно отозваться сам государь. Раздвинулся занавес. И представление началось. Гость был поглощён происходящим на сцене и, глубоко взволнованный достал, из кармана клетчатый платок. Иван Осипович Хорват сохранял свой уверенный вид. Спектакль окончился. Московский гость, сославшись на дорожную усталость, прямо из театра удалился в отведённую ему комнату. Наутро за столом только и разговоров было, что о вчерашнем представлении. Не было лишь хозяина и гостя. «Может, Иван Осипович отправился с артистом осмотреть имение?». Вскоре слуга доложил, что гость находится у актёров во флигеле. За столом стало тихо. 90-летняя мать Ивана Осиповича произнесла с упреком: «Ах, сколько раз просила тебя, Ваня, быть поразборчивей» и вышла. Вскоре появился виновник всех треволнений. Коротко извинившись, прошёл к свободному месту. Сидел за столом сосредоточенным, ушедшим в себя. Хорват спросил гостя о вчерашнем спектакле. Тот похвалил театр: декорации, костюмы. И оживляясь, заговорил об артистах и деликатно, но настойчиво просил Хорвата ценить их дарование, быть внимательным и добросердечным к этим людям, которые, играя вельмож и лордов, остаются в зависимом состоянии. «Именно вы, Иван Осипович, определили их на актёрское поприще. Кому же, если не вам, и позаботиться об их судьбе». 
 

Заключение 

     Историко-архитектурные  экскурсии занимают важное место  в жизни человека. Такие экскурсии  оставляют в душах людей неизгладимое впечатление. На человека оказывает  эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, те или иные предметы, люди,

     Цель  историко-архитектурных экскурсий  состоит в том, чтобы научить  человека жить в гармонии с природой, самим собой и другими людьми, развить кругозор людей и открыть  какие-то новые, неизведанные, интересные факты, которые способствуют развитию человека как личности и просто интересного собеседника.

       Своей экскурсией я хотела показать, что  в нашем мире очень много неизведанного и неопознанного. Нас окружает много вещей о истории и судьбе, которых мы ничего не знаем. Все что было в прошлом неразрывно связано с настоящим и бедующем. Не знав прошлого нельзя познать настоящие.

     Моя экскурсия расширила знания экскурсантов как о архитектуре, так и о  знаменитом памятнике архитектуры  «Круглом здании». Экскурсанты воочию увидели архитектурный мир и прикоснулись к истории. Они смогли погрузиться во времена строительства необыкновенного здания, узнать об историях жизни людей непосредственно связанных с этой постройкой. Все это способствовало повышению нравственности, эстетики, познанию красоты образа жизни, расширению знаний.  
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

     1. Александров, Ю. Н. Подготовка  и проведение экскурсий [Текст]: методические рекомендации / Ю. Н.  Александров;  - М.: ЦРИБ Турист, 2007. - 252 с.

     2. Белогорье: Краеведческий альманах [Текст]. / Управление культурой администрации Белгорода, НИИ краеведенья: БелГУ, 2003 - №4 – 168 с.

     3. Большая Российская Энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.greatbook.ru.

     4. География Белгородской области [Текст]: учеб.пособие в 2-х частях. Ч. 1. Природа. / Ф.Н. Лисецкий, А.Н. Петин, П.В. Голеусов, Г.Н. Григорьев, А.В. Гусев  и др: под ред. Ю.Г. Чендева,О.В. Гаврилова.-  М.: МГУ, 2006.- 72 с.

     5. Гейнике, Н.А. Культурно-исторические  экскурсии [Текст]: учебное пособие  / Н.А.Гейнике. – М.:Наука, 2003 –  412 с.

     6. Гецевич, Н. А. Основы экскурсоведения  [Текст]: учеб. пособие / Н. А. Гецевич.  – М.: Изд-во МГУ, 2007. - 265 с.

     7. Гринченко, Л.С. Белгородчина - экскурсионная [Текст] / Л.С.Гринченко // Общество, личность и культура: сб. научных трудов преподавателей и студентов БФ СПбГИЭУ. - Белгород, 2004. Вып - 2. – 323 с.- С. 268-276

     8. Довженко, Г. П. Экскурсионное  дело [Текст]: учебное пособие./ Г.  П. Довженко.- М.- Ростов Н /Д: МарТ, 2006.- 304 с.

     9. Дьякова, Р. А. Основы экскурсоведения  [Текст]: учеб. пособие / Р. А. Дьякова. - М.: Просвещение, 2008. - 235 с.

     10. Емельянов, Б. В. В помощь  экскурсоводу [Текст]: учеб. пособие  / Б. В. Емельянов. - М.: Профиздат, 2008. - 158 с.

     11. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения  [Текст]: учеб. пособие / Б. В. Емельянов. - М.: ЦРИБ Турист, 2007. - 235 с.

     12. Кулаев, К. В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические  основы [Текст]: учеб. пособие / К.В. Кулаев. - М.: Турист, 2004. - 96 с.

     13. Парк усадьбы Хорватов Головчино.  Грайворонский район, Белгородская  область [Текст] // Паспорт на памятник  садово-паркового искусства / Сост. инженер Б.Б. Ясюнас. Белгород, 1993 – 238 с.

     14.  Пилявский, В.И. История русской архитектуры [Текст] / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. – М.:Финансы и статистика, 1996 – 312с.

     15. Савина, Н. В. Экскурсоведение [Текст]: учебно-практич. пособие / Н. В. Савина. - Минск, 2001. - 210 с.

     16. Сахаров, В.И. Иероглифы вольных  каменщиков [Текст] / В.И. Сахаров. – М. : Просвещение, 2000 – 456 с.

     17. Фадеева, Г.И. Памятник архитектуры  XVIII – XIX вв. «Круглое здание», с. Головчино, Грайворонский район,  Белгородская область. Историческая записка [Текст] / Г.И. Фадеева // Научно-проектная документация. Кооператив «Свод». Кн. 2. Ч.1. – М. : ЮНИТИ,  1991 – 120 с.

     18. Холодова, Е.В. Головчино [Текст] / Е.В. Холодова. – Белгород : Везелица, 2003 – 56 с.

     19. Хохлов, А. И. Особенности рынка  туристских услуг [Текст]: учеб. пособие  / А.И. Хохлов. - М.: Просвещение, 2004. - 135 с.

     20. Цапенко, М.П. Село Головчино  его памятники [Текст] / М.П. Цапенко  // По западным землям курским  и белгородским. 1976 – 58 с.

     21. Белгородская государственная универсальная  научная библиотека. Памятник архитектуры XIX века «Круглое здание». Режим доступа: http://www.bgunb.ru/bgunb/oldbelgorod/roundbild.asp

     22. Энциклопедия «Кругосвет» Хорват, Иван Осипович  Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/92/1009271/1009271a1.htm 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

     Титульный лист методической разработки экскурсии  

      Тема: «Круглое Здание. Загадка века»

      Вид экскурсии: историко-архитектурная 

      Цель: повысить культуру экскурсантов, расширить их кругозор 

      Задачи: Рассказать экскурсантам об истории «Круглого здания», показать основные объекты экскурсии

     Продолжительность: 30-35 минут

     Для каких групп экскурсантов предназначена – студенты группы 171006

     Автор-разработчик – Жерлицына Ксения

      Содержание  экскурсии. Круглое здание, винтовая лестница, кафе «Кинь-Грусть», костюмы XIX века, выставка картин белгородских художников.

      Маршрут: Экскурсия проводится в аудитории с использованием мультимедийного проектора.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема маршрута

Точка 1. Слайд № 1. Круглое здание. Вступительное слово экскурсовода         (1 мин.).

Точка 2. Слайд № 2. Камень с описанием Круглого здания. Рассказ о надписи на камне (3 мин.).

Точка 3. Слайд № 3-4. Село Головино и Гаврила Головин. Рассказ о создании села (2 мин.).

Точка 4. Слайд № 5. Иван Осипович Хорват. Рассказ о владельце Круглого Здания (2 мин.).

Точка 5. Слайд № 6-10. Круглое Здание до реконструкции. Рассказ версий о первоначальном назначении Круглого здания (3 мин.).

Точка 6. Слайд № 11-13. Круглое Здание с разных ракурсов.  Выдержки из научного труда Е.В. Холодовой  (3 мин.).

Точка 7. Слайд № 14-16. Изображения гербов. Рассказывается о возможном назначении здания (3мин.).

Точка 8. Слайд № 17. Чаша Грааля. Рассказ о чаше (2 мин.).

Точка 9. Слайд № 18-29. Фотографии помещений Круглого Здания. Рассказ о каждом из этажей (4мин.).

Точка 10. Слайд № 30. Кафе «Кинь-Грусть». Рассказ о подвальном помещении (1 мин.).

Точка 11. Слайд № 31. Изображение Круглого Здания. Рассказ о реконструкции (2 мин.).

Точка 12. Слайд № 32-33. Фотография Натальи Шакаловой. Выдержки из «Золотого кольца Белогорья» (4 мин.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточка  экскурсионного объекта 

     1. Круглое здание

     2. Адрес: Россия, Белгородская область, Граворонский р-н, с. Головчино

     3.  Построено в 1790 году

     4. Автор не известен. Находится  под охраной государства.

     5. Здание круглой формы, из кирпича,  без фундамента.

     6. Памятник архитектуры регионального  значения.

      1. Круглое здание было построено на территории усадьбы представителями одной из ветвей дворянского рода Хорватов, владевших (с небольшим перерывом) селом Головчино с 1755-го по 1889-й годы. Возведенное из кирпича сооружение состоит из двух цилиндров – большого, диаметром 26 м., и малого внутри него, диаметром ок. 10 м. Внутренний цилиндр возвышается над внешним в виде барабана на 4 м. и завершается куполом, который венчает небольшая главка. В Круглом здании – 3 этажа и один цокольный. Внутри малого цилиндра устроена винтовая лестница.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Технологическая карта экскурсии 
 

Места остановок Объект показа Продолжительность Основное содержание информации
Круглое здание Винтовая лестница, кафе «Кинь-Грусть», костюмы XIX века, выставка картин белгородских художников. 30 минут История возникновения здания. Возможные варианты предназначения Круглого здания. Биография Хорвата И.О. Рассказ о внутреннем помещении. Кафе «Кинь-Грусть».

Информация о работе Методика подготовки и проведения историко-архитектурной экскурсии