Методика подготовки и проведения экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:50, реферат

Описание

Цель курсовой: изучение методики подготовки и проведения экскурсии. Задачи:
изучение материала по данной теме (литература, источники Internet, СМИ);
рассмотрение основных понятий;
изучение задач, функций и предмета экскурсионной методики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.2 РАЗВИТИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА
2.2 ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
2.3 СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ
2.4 ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА
2.5 ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ
2.6 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА
2.7 КОМПЛЕКТОВАНИЕ "ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА"
2.8 СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ
2.9 ПРИЕМ ЭКСКУРСИИ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
3.1 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
3.2 ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

экскурсия методика.docx

— 96.60 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика подготовки и проведения экскурсии

 

Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Основные понятия

1.2 Развитие экскурсионной методики

Глава 2. Методическая часть

2.1 Экскурсионная методика

2.2 Отбор и изучение экскурсионных объектов

2.3 Составление маршрута экскурсии

2.4 Объезд (обход) маршрута

2.5 Подготовка контрольного текста экскурсии

2.6 Методические приемы показа

2.7 Комплектование "портфеля экскурсовода"

2.8 Составление методической разработки экскурсии

2.9 Прием экскурсии

Глава 3. Методика проведения экскурсий

3.1 Классификация методических приемов

3.2 Техника проведения экскурсии

Заключение

Литература

Приложение

 

Введение

 

     Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта. Для этого необходимо тщательно проработать методику подготовки и проведения экскурсии.

     Цель курсовой: изучение методики подготовки и проведения экскурсии.

     Задачи:

  1. изучение материала по данной теме (литература, источники Internet, СМИ);
  2. рассмотрение основных понятий;
  3. изучение задач, функций и предмета экскурсионной методики.

 

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Основные понятия

 

     Свое название методика получила от греческого слова "метод", что в буквальном переводе означает: "путь к чему-либо", а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

     Методику разделяют на общую и частную.

     Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории).

     Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

     Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

     Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах:

  • как основа профессионального мастерства экскурсоводов;
  • как механизм, совершенствующий "подачу" материала;
  • как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

     Экскурсионная методика выполняет функцию рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

     Любая методика - это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике - это сумма определенных умений и навыков проводить работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.1

     Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

     1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

     2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

     3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

     4. Как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?

     Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

  1. методики разработки новой для данного бюро темы;
  2. методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
  3. методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
  4. методики проведения экскурсии;
  5. методики после экскурсионной работы.2

     1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело.

     2. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу.

1.2 Развитие экскурсионной методики

 

     Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы.

     В истории экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного обслуживания населения.

     Большое значение для развития туризма в СССР имело постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР ВЦСПС "О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране". В нем подчеркивалось, что "в результате принятых за годы девятой и десятой пятилеток мер туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей, стало действенной формой пропаганды завоеваний Великого Октября, успехов коммунистического строительства, важным средством воспитания трудящихся, укрепления их здоровья".

     Отметив ряд недостатков в организации туризма и экскурсий в стране, ЦК КПСС, Совет Министров и ВЦСПС наметили широкую программу мер по их дальнейшему развитию и совершенствованию.1

     Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Ведущую роль в этом сыграли Главное экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ - крупнейшая в СССР туристско-экскурсионная организация, созданная в 1969 при ВЦСПС на базе Центрального совета по туризму (1962) и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ныне Российская международная академия туризма).2

     1. Немоляева М.Э., Ходорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня.

     2. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу

     После двадцати лет работы, в которой приняла участие экскурсионная кафедра Института повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов - показа и рассказа - экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

     Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий. Одна из главных задач экскурсионной методики: помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.

     Предмет экскурсионной методики - целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскурсионные работники осуществляют свою деятельность.

     Не менее важным для развития экскурсионного дела было отражение проблем экскурсионной методики в специальных изданиях. Эта методика, в основном ее раздел "Проведение экскурсий", в прошлые годы была принята на вооружение всеми организациями, которые в течение длительного периода вели экскурсионную работу (БММТ "Спутник", "Интурист", Центральная детская туристско-экскурсионная станция, Туристско-экскурсионное управление Министерства обороны, государственный музей, ВДНХ (в настоящее время Всероссийский выставочный центр).1

 

Глава 2. Методическая часть

2.1 Экскурсионная методика

     Требования экскурсионной методики.

     Во всей своей многогранной работе методисты и экскурсоводы руководствуются требованиями экскурсионной методики.

     Эффективность экскурсии при достаточно высоком уровне ее содержания, в конечном счете, определяются методикой ее проведения, а также уровнем организации экскурсии как педагогического процесса.

     Экскурсионная методика состоит из нескольких частей: методики разработки новой для данного бюро темы, методики разработки экскурсоводом новой для него темы, методики подготовки экскурсоводов к проведению очередной экскурсии, методики послеэкскурсионной работы с ее участниками и др.

     Следует заметить, что наиболее глубокую разработку к настоящему времени получила методика проведения экскурсий.

     В экскурсионной методике различают два вида приемов: одни из них применяются, как правило, ко всем без исключения экскурсиям независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ (приемы сравнения, локализации событий, реконструкции, предварительного осмотра и др.); другие приемы применимы при показе только данного объекта, как правило, такие приемы являются находкой одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии.

     Определение цели и задач экскурсии

     Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

     Выбор темы экскурсии

     Тематика экскурсионных учреждений и музеев постоянно расширяется. Практика показывает, как важно обеспечить правильный выбор темы экскурсии. Четкая формулировка темы определяет содержание экскурсии.

Информация о работе Методика подготовки и проведения экскурсии