Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:50, реферат
Цель курсовой: изучение методики подготовки и проведения экскурсии. Задачи:
изучение материала по данной теме (литература, источники Internet, СМИ);
рассмотрение основных понятий;
изучение задач, функций и предмета экскурсионной методики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.2 РАЗВИТИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА
2.2 ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
2.3 СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ
2.4 ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА
2.5 ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ
2.6 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА
2.7 КОМПЛЕКТОВАНИЕ "ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА"
2.8 СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ
2.9 ПРИЕМ ЭКСКУРСИИ
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
3.1 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
3.2 ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
После вступления следует основная часть - то, что составляет основу экскурсии, - показ и рассказ, раскрывающие тему. Структура этой части более сложна, в нее входит несколько подтем. Каждая из них раскрывается на одном или нескольких объектах.
Экскурсия имеет заключительную часть, которая подводит итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии. В заключительной части экскурсовод в краткой форме излагает выводы по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.
В основе проведения экскурсии лежит правило "от показа к рассказу", которое принято как аксиома экскурсионного дела.
Среди основных методических приемов экскурсионного показа следующие: прием предварительного осмотра, зрительного анализа, зрительной реконструкции, локализации событий, зрительного сравнения.
Прием предварительного осмотра. Этот методический прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника, когда они уже увидели его. Экскурсовод называет памятник, например: "Перед вами находятся "Тарские ворота". Тем самым он приглашает экскурсантов самих провести наблюдение конкретного объекта, познакомиться с его внешним видом, выделить наиболее интересные детали.
экскурсия экскурсовод маршрут показ
Прием зрительного анализа. Анализ в любой экскурсии всегда связан с показом объектов. При этом анализируется тот объект, который участники экскурсии осматривают в данный момент.
В основе экскурсионного анализа лежат различные стороны объекта - памятника истории и культуры. Среди видов такого анализа в первую очередь называют: искусствоведческий, в основу которого положены, например, приемы показа произведений изобразительного искусства и архитектуры; исторический - основан на приемах показа объекта (здания, сооружения, где происходили исторические события); естественнонаучный анализ используется при показе природоведческих объектов; производственно-технический анализ используется в основном при проведении экскурсий на промышленные предприятия, при показе станков и механизмов. Каждый из видов анализа может быть отдельно использован при показе объекта. Кроме того, они применяются и вместе при анализа одного объекта, особенно комплекса объектов, например архитектурного ансамбля. При этом экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется экскурсоводом на составные части (элементы). Затем каждый из этих элементов подвергается одному из видов анализа.
Прием зрительной реконструкции. Термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида, облика чего-либо по вещественным остаткам или описаниям. Сущность этого методического приема состоит в том, что экскурсовод словесным путем реконструирует образ (облик), например, здания, опираясь при этом на зрительные впечатления.
Данный методический прием обычно используется при показе тех памятных мест, где проходили военные действия, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги, исторические встречи и другие знаменательные события. Сюда же следует отнести места, связанные с жизнью и деятельностью общественных и государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.
Используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительного изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события.
В тех случаях, когда здания и сооружения, раскрывающие тему, превратились в руины (следы войны, землетрясений, просто времени), экскурсовод производит зрительную реконструкцию, опираясь на их уцелевшие части, детали, фрагменты.
Успех проведения экскурсии в целом и в особенности применение такого сложного методического приема, как зрительная реконструкция, во многом зависят от подготовительной работы. В ходе подготовки к проведению экскурсии каждый экскурсовод должен хорошо изучить местность, где происходили события, нашедшие отражение в экскурсии. Точное знание всех обстоятельств и деталей помогает экскурсоводу стать как бы очевидцем исторических событий. Компетентность экскурсовода, его знания, владение методикой позволяют ему убедительно рассказать участникам экскурсии о событии, дать им зрительное представление о нем.
Прием зрительной реконструкции используется экскурсоводом также при раскрытии подтемы, связанной с будущим города, одной из его улиц, площадей, промышленного предприятия. Здесь с помощью схемы, фотографий, макетов, пояснений экскурсовода воссоздается внешний облик будущего города.
Прием локализации событий. Успех экскурсии во многом зависит от того, насколько конкретен показ, получат ли экскурсанты ясное представление о том, где и как происходило событие, о котором идет речь. Важную роль в подобной конкретизации событий играет методический прием локализации.
Данный прием получил свое название от термина "локализация", который означает связь события с конкретным местом, ограничение действия, явления сравнительно небольшим пространством. "Локальный" означает: местный, свойственный определенному месту. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному.
Прием зрительного сравнения. Этот методический прием построен на сравнении различных явлений, предметов, объектов или сопоставлении разных признаков, элементов одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: сравнение демонстрируемого объекта с объектом, который известен всем экскурсантам, но находится в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии или на другой экскурсии, проведенной до этого. Такое сравнение получило название приема зрительной аналогии.
Использование приема сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, количество выпускаемой предприятием продукции, скорость движения. Это позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов.
"Портфель экскурсовода" - условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции промышленных предприятий (если они невелики по размеру), гербарии, коллекции минералов. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным.
В "портфель" включаются наглядные пособия, которые удобны для использования. Количество их должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов - памятников истории и культуры, рассеивать их внимание.
К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснение приклеивается об обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе данного экспоната экскурсантам.
Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.
Оформление методической разработки происходит следующим образом:
Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Прежде всего, необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет предоставлено для этого время. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, т.е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.
Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
Пример методической разработки см. в Приложении.
При положительной оценке контрольного текста экскурсии и методической разработки заведующим отделом или методистом при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута администрацией бюро назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии.
В приеме экскурсии принимают участие руководитель экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы, члены методической секции экскурсоводов, где готовилась данная экскурсия, руководители других методических секций.
Процесс сдачи новой экскурсии творческой группой носит деловой характер. Этот этап подготовки новой экскурсии важен потому, что дает возможность обнаружить и своевременно устранить недостатки в отборе экскурсионных объектов, в направлении маршрута, в содержании экскурсии, использовании методических приемов проведения экскурсии.
Прием (сдача) экскурсии проводится в форме товарищеской дискуссии, открытого обмена мнениями, обсуждения выявленных недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с контрольным текстом и методической разработкой, картой-схемой маршрута экскурсии, карточками (паспортами) объектов, содержанием "портфеля экскурсовода", списком (а при необходимости и содержанием) использованной литературы, материалами к экскурсии (справками, рефератами, фотографиями, статистическими данными).
Методика проведения экскурсий охватывает целый ряд вопросов. Это, прежде всего умение показать объекты и рассказать о самих объектах и связанных с ними событиях. Методика предполагает умение правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства на пути достижения поставленной экскурсией цели и, в конечном счете, наиболее убедительно раскрыть тему экскурсии.
Назначение методики состоит в том, чтобы помочь экскурсантам легче и прочнее усвоить содержание экскурсии. Задача методических приемов - обеспечить наибольшую действенность в использовании экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.
Экскурсовод, который выходит на маршрут, должен знать маршрут в целом, каждый объект в отдельности, четко знать содержание текста экскурсии, хорошо представлять, что нужно сказать по данной теме и когда именно это надо сделать, какова роль в этом экскурсионного объекта - памятника истории и культуры, как его наилучшим образом продемонстрировать экскурсантам.
Информация о работе Методика подготовки и проведения экскурсии