Международный туризм как фактор развития глобальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:35, реферат

Описание

Понятие туризма как системного объекта. Тенденции развития сферы туризма, его роль и место в экономике страны. Виды туристических услуг в Российской Федерации, состояние и перспективы их развития. Особенности туристической деятельности в РФ. Пути решения проблем в сфере туризма в России.

Работа состоит из  1 файл

Полная версия.docx

— 61.56 Кб (Скачать документ)

1 Международный  туризм как фактор развития  глобальной экономики

1.1 Понятие туризма как системного  объекта изучения, организационные  формы туризма

 

     Туризм  является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму  занято около 235,785 млн. человек, это составляет 3,3% от общей занятости населения всего земного шара. По уровню доходов мировой туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В доле мирового ВВП поступления от туристической деятельности составляют 2,8%. В 2010 году вложения в сферу туризма достигли 4,4% от общего объема инвестиций (652,249 млрд. долл.), 6,1% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. (Приложение А)[1, 19, 34]

     В настоящее время в международной  практике используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Туризм – временные перемещения людей, которые путешествуют и остаются в местах вне их обычной окружающей среды в течение не больше, чем одного года для досуга, бизнеса и других целей, не связанных с осуществлением деятельности, которая вознаграждается со стороны посещенного места. В настоящее время в международной практике используется определение, выработанное. [19,15]

     С учетом существующих подходов к определению  туризма можно назвать несколько  отличительных особенностей этой услуги:

  1. Цель туризма состоит в удовлетворении комплекса потребностей индивида;
  2. Ограничение времени поездки. Срок туристической поездки составляет от 24 часов до одного года подряд или ограничивается не менее чем одной ночевкой в стране временного пребывания;
  3. Перемещение в пространстве;
  4. Отсутствие занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания;
  5. Совершение поездки в свободное время.

     Для того чтобы установить значение туризма  и полнее описать сферу его  деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют  в туризме.

   Первым  субъектом являются туристы. Туристы  – это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристической деятельности. Они совершают поездки с различной целью, на разный срок, выбирают разные транспортные средства и принципы оплаты услуг. Следовательно, туризм классифицируют по следующим признакам:

  1. Цель поездки: рекреационный, событийный, развлекательный, паломнический, деловой, пляжный, этнический, познавательный.
  2. Способ организации поездки: организованный, неорганизованный.
  3. Демографический признак: детский, школьный, молодежный, семейный, туризм «третьего возраста», смешанный.
  4. Направленность туристических потоков: въездной, выездной, внутренний.
  5. Время года, в которое осуществляется поездка: зимний, летний, «межсезонный».
  6. Интенсивность туристских потоков: постоянный, сезонный.
  7. Использование транспортных средств: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный.
  8. Принцип оплаты: коммерческий, социальный, интенсив-туризм.
  9. Цена туристических услуг: малобюджетный, туризм эконом-класса, VIP-туризм.
  10. Продолжительность поездки: однодневный, многодневный, транзитный.[26,2]

     Следующим субъектом являются организации, предоставляющие  услуги и товары туристам. Существуют три основные организационные формы  международного туризма: туристические  агентства, тур операторские фирмы  и туристические корпорации. [19]

     Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между тур операторскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой. Тур агентства либо организуют туры, предлагаемыми тур операторскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым тур операторами и указанным в их проспектах.

     Тур операторские фирмы — это прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и тур агентствами. Они реализуют туры от своего имени через тур агентства либо непосредственно клиентам. В процессе организации поездок тур операторы устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно- просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро. Часто тур операторы арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолёты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.

     Туристические корпорации — это крупные предприятия, которые путём участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть тур операторов и тур агентства в разных странах. Наибольшего развития подобные крупные компании достигли в развитых капиталистических странах. Во Франции, например, на долю 13 крупнейших туристических корпораций приходится 50% реализуемых туров, в Германии 3 крупнейшие туристические корпорации “TUI”, “Nekkerman” и “ITS” сосредоточили в своих руках 70% рынка. [18]

     В России в сфере туризма сегодня существует два основных вида предприятий, которые занимаются организацией туризма — это туроператор и турагент. Примерами туроператоров на Дальнем Востоке являются такие компании как ООО «Гелиос Трэвел», «Межрегиотур» (Владивосток)[15]

     Еще одним субъектом являются местные  органы власти, они рассматривают  туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые  местные граждане могут получить от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет. И последним субъектом является принимающая фирма, для нее важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными. [19]

     Международный туризм как форма международных  экономических отношений реализуется  в простой схеме обмена услугами. В свою очередь постоянные изменения  в желаниях и возможностях потребителей туристических услуг породили различные  виды и формы туризма. Каждый из них  имеет свои индивидуальные черты  и особенности и  в той или  иной степени способен удовлетворить  безграничные потребности человека. [4]

1.2 Тенденции развития сферы туризма, его роль и место в экономике страны

 

     Туризм  в современном мире приобрел значение массового социального явления, стиля жизни. Он перешел из категории  элитного продукта в категорию продукта, доступного широкому слою потребителей. Значение туризма обусловлено теми преимуществами, которые получает экономика  страны при его успешном развитии. Основными показателями состояния и развития международного туризма являются: 1) число туристов, посетивших зарубежные страны (туристические прибытия); 2) денежные поступления от туризма. Наиболее значительными туристическими организациями являются Всемирная туристская организация, Всемирный совет по туризму и путешествиям и Международная ассоциация воздушного транспорта. Они дают наиболее достоверные данные по статистике туризма, а также строят прогнозы и рекомендации по развитию мирового туризма. Россия является участником Всемирной туристической организации. Более того, с 2007 года Россия – член Исполнительного совета ЮНВТО. Это значит, что с 2007 по 2011 года она будет принимать участие в решении важнейших вопросов, связанных с развитием мировой туристической индустрии. Избрание Российской Федерации в Исполнительный совет ЮНВТО говорит об укрепившемся среди европейских государств имидже России как страны, привлекательной для туризма. [34,25,8]

     О доходности туризма как ячейки бизнеса  говорит тот факт, что основным поступлением в ВВП многих стран  является предоставление туристических  услуг. Ключевой особенностью туристического бизнеса относительно других сфер является тенденция к значительному росту: по данным UNWTO, за последние 10 лет объем туристического рынка достиг 900млрд долл. в 2010 г. (2000 г. – 490 млрд долл.). Конечно, мировой кризис значительно повлиял на динамику роста поступлений от туризма, уменьшив их в 2009г. до 850 млрд долл. (2008г. – 930 млрд долл.). Интересно заметить, что число туристов за тот же год значительно не изменилось 890 млн чел в 2009 г к 910 млн чел в 2008. В 2010 г. начался постепенный рост мирового туризма (на 4% относительно 2009 г.). С точки зрения числа прибытия иностранных туристов в целом за последнее десятилетие сохранялась положительная динамика. Темпы прибытия туристов в (6,6%) все еще превышают темпы роста доходов от туризма (4,7%). Наиболее актины туристы в период с июня по сентябрь. Основными целями поездок являются развлечения и отдых, более 51% населения земного шара путешествуют с этой целью, 27% - религиозные и оздоровительные, 15% - деловые поездки. Самый распространенный вид транспорта в 2010 г. – воздушный (51%), остальные 49% предпочли сухопутный: 41% - автомобильный, 2% - железнодорожный, 6% - водный. (Приложение Б,В) [5,33]

     Важнейшей особенность развития современного туризма является увеличение туристического трафика в крупные города. В 2006 г. 150 городов мира посетили 237 млн туристов, что составило 27% от всего туристического потока в мире. Нью-Йорк в 2009 г. посетили 45,2 млн чел., в том числе иностранные туристы составили 8,6 млн чел.; Париж в 2008 г. посетили 27 млн чел., Лондон – 25,5 млн чел. Москва и Санкт-Петербург остались в этом списке далеко позади. В 2009 г. Москву посетили всего 2,3 млн туристов, Санкт-Петербург – 1,4 млн.[5]

     По  числу прибытия иностранных туристов лидером все еще остается Европейский  регион – 476,6 млн чел (2010 г.), второе место занимает Азиатско-Тихоокеанский – 203,8 млн чел (2010 г.), за ним следует Америка – 149,8 млн чел. (2010 г.), затем страны Ближнего Востока и Африка. В свою очередь наиболее динамично развивается Ближневосточный регион, темпы роста прибытий иностранных туристов составили 9,6% ежегодно за последнее десятилетие, Африканский регион – 6,4%, и Азиатско-Тихоокеанский – 6,3% ежегодно. Темпы роста в странах с развитой экономикой составили лишь 1,8% в период 2000-2010 гг., в то время как в развивающихся – 5,6%. (Приложение Г)[33]

     Наиболее  доходными регионами в 2010 г. остаются Европа – 406,2 млрд долл., Азиатско-Тихоокеанский регион – 248,7 млрд долл., и Америка – 182,2 млрд. долл. Такое положение вещей обусловлено рядом факторов природно-географических, социально-экономических, культурных и политических. (Приложение Д)[33]

     Традиционно Европа была и остается регионом наибольшего  притяжения туристов. Западная Европа отличается наиболее комфортной средой для туризма, что является одновременно и исключительно важной причиной, и следствием его развития. Успех Европы объясняется следующими факторами:

  1. высокий уровень экономического развития большинства стран, доходы населения и его социальная структура (преобладание среднего класса), позволяющие реализовать потребность в отдыхе за пределами своих стран;
  2. ограниченность территории — фактор способствующий росту интенсивности туристских убытий;
  3. высокий уровень урбанизации, плотности и образованности населения — факторы влияющие на туристскую активность населения;
  4. географическая близость стран;
  5. густая сеть коммуникаций;
  6. наличие множества культурно-исторических памятников разных эпох - неолита, Древнего Мира, Эпохи Возрождения, Эпохи Великих географических открытий, Промышленных переворотов и революций.
  7. спрос на международные путешествия удовлетворяется крупной индустрией туризма и необходимой инфраструктурой;
  8. большой опыт в организации туризма. Именно в Европе в середине ХIХ в. туризм становится зоной предпринимательства, превращаясь постепенно из элитного в занятие широких масс населения.[17,21,9]

Информация о работе Международный туризм как фактор развития глобальной экономики