Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:35, реферат
Понятие туризма как системного объекта. Тенденции развития сферы туризма, его роль и место в экономике страны. Виды туристических услуг в Российской Федерации, состояние и перспективы их развития. Особенности туристической деятельности в РФ. Пути решения проблем в сфере туризма в России.
Туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму занято около 235,785 млн. человек, это составляет 3,3% от общей занятости населения всего земного шара. По уровню доходов мировой туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В доле мирового ВВП поступления от туристической деятельности составляют 2,8%. В 2010 году вложения в сферу туризма достигли 4,4% от общего объема инвестиций (652,249 млрд. долл.), 6,1% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. (Приложение А)[1, 19, 34]
В
настоящее время в
С
учетом существующих подходов к определению
туризма можно назвать
Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
Первым
субъектом являются туристы. Туристы
– это люди, которые испытывают
различные психические и
Следующим субъектом являются организации, предоставляющие услуги и товары туристам. Существуют три основные организационные формы международного туризма: туристические агентства, тур операторские фирмы и туристические корпорации. [19]
Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между тур операторскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой. Тур агентства либо организуют туры, предлагаемыми тур операторскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым тур операторами и указанным в их проспектах.
Тур операторские фирмы — это прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и тур агентствами. Они реализуют туры от своего имени через тур агентства либо непосредственно клиентам. В процессе организации поездок тур операторы устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно- просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро. Часто тур операторы арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолёты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.
Туристические корпорации — это крупные предприятия, которые путём участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть тур операторов и тур агентства в разных странах. Наибольшего развития подобные крупные компании достигли в развитых капиталистических странах. Во Франции, например, на долю 13 крупнейших туристических корпораций приходится 50% реализуемых туров, в Германии 3 крупнейшие туристические корпорации “TUI”, “Nekkerman” и “ITS” сосредоточили в своих руках 70% рынка. [18]
В России в сфере туризма сегодня существует два основных вида предприятий, которые занимаются организацией туризма — это туроператор и турагент. Примерами туроператоров на Дальнем Востоке являются такие компании как ООО «Гелиос Трэвел», «Межрегиотур» (Владивосток)[15]
Еще одним субъектом являются местные органы власти, они рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получить от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет. И последним субъектом является принимающая фирма, для нее важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными. [19]
Международный
туризм как форма международных
экономических отношений
Туризм в современном мире приобрел значение массового социального явления, стиля жизни. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного широкому слою потребителей. Значение туризма обусловлено теми преимуществами, которые получает экономика страны при его успешном развитии. Основными показателями состояния и развития международного туризма являются: 1) число туристов, посетивших зарубежные страны (туристические прибытия); 2) денежные поступления от туризма. Наиболее значительными туристическими организациями являются Всемирная туристская организация, Всемирный совет по туризму и путешествиям и Международная ассоциация воздушного транспорта. Они дают наиболее достоверные данные по статистике туризма, а также строят прогнозы и рекомендации по развитию мирового туризма. Россия является участником Всемирной туристической организации. Более того, с 2007 года Россия – член Исполнительного совета ЮНВТО. Это значит, что с 2007 по 2011 года она будет принимать участие в решении важнейших вопросов, связанных с развитием мировой туристической индустрии. Избрание Российской Федерации в Исполнительный совет ЮНВТО говорит об укрепившемся среди европейских государств имидже России как страны, привлекательной для туризма. [34,25,8]
О
доходности туризма как ячейки бизнеса
говорит тот факт, что основным
поступлением в ВВП многих стран
является предоставление туристических
услуг. Ключевой особенностью туристического
бизнеса относительно других сфер является
тенденция к значительному
Важнейшей особенность развития современного туризма является увеличение туристического трафика в крупные города. В 2006 г. 150 городов мира посетили 237 млн туристов, что составило 27% от всего туристического потока в мире. Нью-Йорк в 2009 г. посетили 45,2 млн чел., в том числе иностранные туристы составили 8,6 млн чел.; Париж в 2008 г. посетили 27 млн чел., Лондон – 25,5 млн чел. Москва и Санкт-Петербург остались в этом списке далеко позади. В 2009 г. Москву посетили всего 2,3 млн туристов, Санкт-Петербург – 1,4 млн.[5]
По числу прибытия иностранных туристов лидером все еще остается Европейский регион – 476,6 млн чел (2010 г.), второе место занимает Азиатско-Тихоокеанский – 203,8 млн чел (2010 г.), за ним следует Америка – 149,8 млн чел. (2010 г.), затем страны Ближнего Востока и Африка. В свою очередь наиболее динамично развивается Ближневосточный регион, темпы роста прибытий иностранных туристов составили 9,6% ежегодно за последнее десятилетие, Африканский регион – 6,4%, и Азиатско-Тихоокеанский – 6,3% ежегодно. Темпы роста в странах с развитой экономикой составили лишь 1,8% в период 2000-2010 гг., в то время как в развивающихся – 5,6%. (Приложение Г)[33]
Наиболее доходными регионами в 2010 г. остаются Европа – 406,2 млрд долл., Азиатско-Тихоокеанский регион – 248,7 млрд долл., и Америка – 182,2 млрд. долл. Такое положение вещей обусловлено рядом факторов природно-географических, социально-экономических, культурных и политических. (Приложение Д)[33]
Традиционно Европа была и остается регионом наибольшего притяжения туристов. Западная Европа отличается наиболее комфортной средой для туризма, что является одновременно и исключительно важной причиной, и следствием его развития. Успех Европы объясняется следующими факторами:
Информация о работе Международный туризм как фактор развития глобальной экономики