Мотивация потребителей в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание

Мотивов, которыми руководствуется турист, много. У туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определённые могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определённых обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности. Процесс мотивирования, есть воздействие на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём побуждения в нём определённых мотивов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Туристы считают питание  важным элементом поездки, поэтому  особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество оставляют след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных  туристов сильнейший побудительный  мотив к путешествию. Поэтому  сохранение культурного наследия и  его рациональное использование имеют определённое значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

3. Экономические мотивы. Охватывают стоимость пребывания  в месте туристского назначения, стоимость путешествия; играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.

Каждый туристский регион, каждая страна, каждый город и местность  стремятся рационально использовать имеющиеся туристские ресурсы для получения экономических выгод и доходов. Для привлечения туристов необходима туристская индустрия и инфраструктура, способная предоставить туристу соответствующий уровень обслуживания, безопасность, гармоничное удовлетворение туристского интереса и потребностей [12, с.80].

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется  системой определённых экономических  показателей, которые отражают количественный объём реализации туристских услуг, экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности хозяйственных туристских субъектов.

Система показателей  развития туризма включает: объём  туристского потока, состояние и  развитие материально-технической  базы, показатели финансово-экономической  деятельности туристской фирмы, показатели развития международного туризма, ценообразование и т. д.

Показатели финансово-экономической  деятельности туристской фирмы включают: объём реализации туристских услуг, показатели использования рабочей  силы, показатели использования производственных фондов, себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и другое) [15, с.45].

Многие компании индустрии гостеприимства периодически испытывают трудности в экономической среде и встречаются с неопределённостью в будущем. В постоянно меняющейся конкурентной среде бизнеса возрастает необходимость планирования в компаниях, в связи, с чем прогнозирование спроса является основой эффективного планирования.

Компаниям туристской индустрии  мало знать, сколько у фирмы потенциальных  клиентов. Важно определить, сколько  и какие услуги они захотят  приобрести. На платежеспособность населения  оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристские услуги и уровень дохода.

Немаловажно знать структуру  распределения доходов между различными группами населения. Поэтому при выборе для обслуживания определённого сегмента рынка фирма должна исходить из материального положения своих клиентов [3, с. 120].

Туризм для каждого  региона имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества проявляются в следующем: увеличивается денежный поток в регионе, в том числе приток иностранной валюты; растёт валовый национальный продукт; появляются новые рабочие места; реформируется структура отдыха, привлекается капитал. Недостатки проявляются в том, что туризм влияет на рост цен на местные товары и услуги, способствует оттоку денег за границу, вызывает, экологические и социальные проблемы.

Цена является механизмом коммерческой политики и имеет два  предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость производственного товара; верхний предел определяется спросом на данный товар. Уровень цен влияет на объём реализации туристского продукта [1, с.26].

Определение рынка услуг  и товаров рассматривается с  точки зрения спроса и предложения. Спрос включает в себя внутренние и международные туристские рынки. Предложение состоит из транспорта, туристских достопримечательностей и форм досуга, туристских объектов, системы обслуживания, а также рекламно-информационной деятельности.

4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что немногие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив [6, с.92].

При выборе туристского  продукта турист, как правило, руководствуется  целой гаммой мотивов, из которых  лишь определённые имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы  ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих своё влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.

Туризм охватывает многие области жизнедеятельности человека, и поэтому изучение туризма тесно  связано с изучением психологии. Туристские ресурсы присутствуют практически  во всех уголках Земли, на всех континентах  и во всех странах. На условиях свободы выбора направления и вида туризма организаторам туризма важно знать и прогнозировать туристские потоки и даже управлять ими [14, с.89].

Без изучения и понимания  мотивации желаний клиента невозможно правильно построить тур и  предложить его на рынке потребителя, а главное, удовлетворить желание клиента, обеспечить ему положительную гамму туристских впечатлений и эмоций. Закон «ложка дёгтя в бочке мёда» безукоризненно действует в туризме и достаточно малейшего срыва, чтобы положительное впечатление от тщательно подготовленного и организованного путешествия было утрачено.

При организации необходимо тщательное изучение моделей поведения  человека в различных ситуациях, мотивации принятия решений, выбора вида отдыха, главных целей, направления  путешествия, выбора партнёров и туристской фирмы.

Мотивы совершения путешествий  самые различные и существенным образом зависят от возраста, уровня интеллекта, состоятельности (наличия  финансовых средств), принадлежности к  тому или иному сословию или кругу  общества, а также многие другие факторы, влияющие на выбор.

Туристом становятся по различным мотивам: в целях  отдыха и досуга, расширения кругозора  и познания неизведанного, для развлечения, по религиозным мотивам, в целях  лечения, посещения родственников  и по многим другим [17, с.208].

Психология занимается, широким спектром знаний в этой области  и её методы широко используются, в  маркетинге туризма.

Изменения в мотивациях при выборе путешествия влекут за собой весьма негативные последствия  для туристской фирмы, предлагающей туристский продукт на рынке потребителя.  Проявление невнимания к настроениям, моде, общей политико-экономической ситуации и множеству других факторов, существенным образом влияющих на мотивационный исход, определяющий направление туристских потоков, влечёт за собой потерю клиентов и экономические трудности в туристской деятельности.

Проектирование туристского  продукта начинается за два года до представления его на оптовую  продажу на туристских выставках  или ярмарках. Необходимо иметь профессиональное понимание, чутьё и глубокий опыт прогнозирования туристского платежеспособного спроса, который в значительной мере зависит от факторов и событий, определяющих бытие человека и сообщества.

Понятие мотива действия выступает значимой категорией среди тех психологических понятий, которые нужны для того, чтобы раскрыть, в чём заключается сущность сложного человеческого действия, поскольку мотив является реальным компонентом прогресса, приводящего к осуществлению человеком целенаправленного действия, и без понятия мотива нельзя раскрыть психологическую природу человеческих действий.

В основе мотивации поведения  лежат психические процессы и  образования, которые возникли в  ходе социального развития человека, трансформировавшись из первичных  социальных стремлений и потребностей, заставляющие расширить область мотивации и круг явлений, связанных с нею.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Анализ результатов социологического исследования туристской мотивации.

         Для проведения социологического исследования была разработана анкета (приложение А), по которой было опрошено 30 человек. Проанализировав анкетные данные, мною были сделаны следующие выводы.

Первый вопрос анкеты несёт демографический характер. Определяется соотношение женского и мужского пола.

73,4 % опрошенных составляют женщины и 26,6% - мужчины. Отсюда можно сделать следующие выводы, что наиболее активное участие в опросе принимали женщины, так как женщины более требовательны и любознательны, чем мужчины, легче идут на контакт и располагают временем для участия в опросе.

Данный вопрос анкеты является стандартным и выявляет соотношение женского и мужского пола к туристской среде, следующий вопрос также носит демографический характер, где указывается возрастной критерий опрошенных.

Из 30 человек опрошенных 17 составляют люди менее 35 лет, а более 35 лет составляют 13 человек, что соответствует 56,6% и 43,4% соответственно.

          Из полученных данных по этому вопросу, так же проанализировав остальные результаты, можно сделать следующие выводы: мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста. Люди до 35 лет предпочитают более активный вид отдыха, весёлый вечерний отдых (дискотеки, бары, встречи по интересам, праздничные развлекательные программы, и так далее). На туристическом рынке преобладает много предложений, связанных с молодёжным отдыхом, что вызывает спрос. Люди старше 35 лет предпочитают менее активный отдых, более спокойный (курортно-пляжный отдых, экскурсии по историческим местам), знают цену деньгам и развлечениям. Основной мотив этой группы - за свои деньги получить отличный отдых и провести весело время.

Третий вопрос позволяет определить насколько опрошенные нуждаются в организации своего отдыха. Предпочитают ли пользоваться уже готовыми предложениями, либо же способны самостоятельно организовывать свой отдых, независимо ни от кого.

Можно сделать вывод  об уровне спроса на услуги туристических фирм. Показано, что из 30 опрошенных готовы доверить организацию своего отдыха туристическим агентам 77,5%, то есть 24 человек, а оставшиеся 7 человека, то есть 22,5%, предпочли самостоятельно организовать свой отдых.

Из результатов опроса видно, что уровень спроса на услуги туристических фирм довольно велик, однако, при правильном мотивировании  населения, он может быть больше.

         Четвертый вопрос анкеты определяет предпочтение туриста в выборе компании для отдыха.

Из всех потенциальных клиентов(мною опрошенных) предпочли бы отдых с семьей 57,5% (19 человек), 33,3% (11 человек) отдают своё предпочтение отдыху с друзьями, только 9,2% (3 человек) из опрошенных 30 выбирают самостоятельный отдых.

Из этих данных можно  сделать следующие выводы: Одним  из важных мотивов при выборе путешествия  является окружение туриста.

По данным анкеты наибольшее предпочтение отдается отдыху с семьей, что характеризует мотивационный исход: семья является наиболее важной потребительско-покупательской организацией общества. Как правило, люди путешествующие семьей располагают достаточными средствами для предпочтительного им вида отдыха, стремятся обеспечить отдых ребёнка. Также они относительно ограничены в возможности выбора вида отдыха и развлечений. Отдых с друзьями – связан, как правило, с подавлением негативных моментов, возможностью приобретения новых интересов, приятным времяпрепровождением отдыха, наличием компаньона при путешествии.

Самое наименьшее количество опрошенных предпочитают самостоятельный  отдых. Для туриста этой группы предполагается наибольшая степень учета его  потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность.

         Пятым вопросом анкеты является выбор страны для проведения летнего отдыха.

Исследования показали, что 33,3% (13 человек) опрошенных клиентов предпочли бы провести отпуск в Европе, 30,7% (12 человек) в теплых странах (Египет, Турция), 10,4% (4 человек) выбрали страны Востока (Индия, Китай) и 25,6% (10 человека) в России.

Большинство из опрашиваемых на этот вопрос давали несколько вариантов  ответа (например, Европа и Россия). И анализируя анкетные данные, можно  сделать вывод, что Европа предпочтительнее других направлений, но всего на 2,6%. В Европе много известных и интересных памятников, она привлекательна с точки зрения познавательного туризма. На втором месте находятся Турция и Египет. Они привлекают туристов, прежде всего сочетанием невысокой цены и неплохого качества.

Информация о работе Мотивация потребителей в туризме