Мотивация потребителей в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание

Мотивов, которыми руководствуется турист, много. У туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определённые могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определённых обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности. Процесс мотивирования, есть воздействие на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём побуждения в нём определённых мотивов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)


Введение.

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или  поздно он ощущает потребность отправиться  в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает  четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.

Мотивация человека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих  человека к осуществлению определённых действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействие, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

   Мотивов, которыми руководствуется турист, много. У туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определённые могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определённых обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности. Процесс мотивирования, есть воздействие на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём побуждения в нём определённых мотивов.

Туристы отправляются в  путешествие, преследуя различные  цели. Обязательным условием каждой поездки  является наличие мотивов. Туристские мотивы – важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.

      Мотивы человека в определённой степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в туризме. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристского продукта. Это даёт возможность производить и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.

      Понимание туристских мотивов также позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и, как результат, повышение конкурентоспособности предприятия за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.

Практическая значимость мотивационных аспектов в туризме, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного  туристского продукта и принятия решения о путешествии, являются залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно выработать эффективные приёмы, способствующие привлечению туриста, что может повлиять на характер и объём спроса и сбыта.

Цель работы: изучить  мотивацию туристского путешествия.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  факторы, влияющие на мотивацию  при выборе туристского продукта.

2. Выявить мотивы, влияющие  на выбор турпродукта.

Квартальнов В.А. Туризм: Раскрываются основные понятия туризма, виды, средства, методы и формы туристской деятельности; анализируются различные аспекты туризма: мотивация туристских поездок, менеджмент и маркетинг туризма, его законодательная база, экономические аспекты, методика рекламно-информационной работы, информационные технологии в туризме, эволюция развития международного туристского рынка.

Биржаков М.Б. Введение в туризм: В книге изложены основы теории туризма, приведено толкование основных терминов и понятий в аспектах международных конвенций и рекомендаций ЮНВТО, национальных норм и законодательных актов, принципов и обычаев. Данная книга помогла мне в составлении анкеты. И в ней рассмотрены различные примеры видов туризма по цели путешествия.

Гостиничный и туристический  бизнес под ред. проф. Чудновского А.Д.: Чудновский в своей книге предлагает по видам отдыха составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия.

         Методы исследования данной работы:

  1. теоретические: сбор и анализ информации.
  2. практические: анкетирование.

      Данная  работа состоит из введения, трех  глав, заключения и список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Особенности мотивации в туризме.

Мотивы предопределяют поведение человека при покупке  турпродукта, влияя на выбор практически всех составных элементов.

Цели путешествия являются основой первоначального отличия  туристских мотивов. Среди целей  путешествия можно выделить следующие: отдых, досуг, развлечения; познание; спорт  и его сопровождение; лечение; паломничество; деловые цели; гостевые цели.

Виды отдыха позволяют  составить условную классификацию  туристских мотиваций при выборе путешествия [4, с. 8-19]:

  1. Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры курортно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры (например, для желающих бросить курить).
  2. Занятие спортом.
  3. Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой; туры, обучающие различным видам спорта; профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг,   экономика и др.).
  4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Здесь выделяются такие туры, как: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин и т. д.
  5. Возможность заняться любимым делом (хобби). Организуются специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, гурманов. Например, существует «сырный тур» по Швейцарии, «пивной тур» по Чехии.
  6. Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и другие. В частности - крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.
  7. Развлечение и потребность в общении с людьми.
  8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).

Также цели путешествия  позволяют классифицировать мотивационные  методы следующим образом:

  1. Отдых:

- снять стресс, накопленный за определённый период времени;

- сменить обстановку  и природно-климатические условия;

- побыть в окружении  других людей;

- познакомиться с другой  культурой, образом жизни других  людей, их бытом;

- сравнить чужой образ  жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;

- побыть в новой  для себя роли - получить на  определенный период времени  высокий уровень обслуживания  и ухода;

- ощутить волнующие  переживания, чтобы потом рассказать  об этом друзьям и знакомым;

- принять участие в  азартных играх;

- расслабиться вне  дома; потратить деньги, которые  независимо от уровня дохода  турист всегда копит на отдых.

2. Познание:

- увидеть достопримечательности  и явления природы, красивые  виды и пейзажи, национальные парки и другое; познакомиться с достопримечательностями региона, достижениями культуры, науки и техники (музей, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);

- посетить экологически  чистые или, наоборот, очень загрязнённые  объекты;

- увидеть экзотический  животный и растительный мир;

- посетить исторические  места и сооружения;

- сделать фотографии, снять видеофильм.

3. Развлечения:

- посетить аттракционы,  тематические и аквапарки;

- посетить известные  театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;

- посетить карнавалы,  фестивали, национальные праздники;

- посетить в качестве  зрителей или болельщиков крупные  спортивные состязания, игры.

4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, в зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

- оздоровительный - общая  цель всех туров (климат, отдых,  полезные для здоровья моральные  и физические воздействия);

- лечение в качестве  сопутствующей программы, т. е.  не как основная цель;

- лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиника и прочее).

5. Паломничество:

- празднование культовых  обрядов;

- самосовершенствование  и утверждение духовного состояния;

- достижение внутренних  конфессиональных целей;

- получение заряда  духовной энергии [7, с.62].

Соотношение главной  и вторичных целей отдыха, которые  определяют выбор туриста, позволяет  классифицировать мотивационные исходы следующим образом:

1. Единый, чётко преобладающий и обоснованный мотивационный исход оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например, горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет, предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащённой лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные, и не имеют решающего значения при выборе.

Группу мотивации при  выборе этой поездки составят следующие  мотивы:

- спортивный интерес  (катание на лыжах, участие  в спортивных соревнованиях и  т. д.);

- развлекательный интерес  (интересные знакомства, встречи,  общение, лыжные развлекательные супер-шоу и т. п.);

- оздоровительный интерес  (свежий воздух, хорошие условия  проживания, питания, интенсивные  нагрузки, весенний загар).

Положительный комплекс туристских впечатлений способен оказывать  влияние на выбор туристом данного  места отдыха в течение многих лет.

2. Один превалирующий  мотивационный исход и несколько  вторичных, или ожидаемых, исходов,  решение о выборе которых может  быть принято при соответствующем  стечении обстоятельств во время  поездки. Например, во Францию,  где набор экскурсий и развлечений часто отдаётся на выбор туристам: одни смогут выбрать Евро-Диснейленд, другие - Лувр и т. п.

Группу мотивации при  выборе этой поездки составят следующие  мотивы:

- познавательный (посещение  страны, достопримечательности которой  - Эйфелева башня, Сена и пр.);

- престижно-имиджевый  (популярные направления);

- культурно-развлекательный  – посещение Лувра, других  музеев, спектаклей Лидо и т.  д.

Несмотря на то, что  мотивы поездки чётко ограничиваются группой близких познавательных целей, возможны различные направления тура. На принятие решения о познавательной поездке в ту или иную страну могут повлиять различные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с чётко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.

3. Главный мотивационный исход и несколько чётко выделенных сопутствующих исходов, например, при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок. Для отдыха на пляже достаточно двух-трёх дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.

Группу мотивации составляют следующие мотивы:

- пляжно-оздоровительный  (море, морской воздух и т. д.);

- пляжно-активный и  спортивный (море располагает не  только к пассивному отдыху, но  и к активным развлечениям);

- покупательный (отдых  на море способствует проявлению  интереса к трате накопленных  средств);

-развлекательный (по  мере пресыщения процессом загара у туриста появляется интерес к различным видам развлечений) [5, с. 102].

Информация о работе Мотивация потребителей в туризме