Обеспечение безопасности туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы подтверждается тем фактом, что в последнее десятилетие туризм превратился в заметную составляющую экономики России, следовательно, чем более весомую роль начинает играть отрасль в экономике государства, тем большее количество людей вовлекается в ее функционирование и тем более усиленное внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности в этой отрасли. Туризм выступает важным фактором, стимулирующим рост занятости населения, производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы обеспечения безопасности туризма 5
1.1 Понятие безопасности 5
1.2 Понятие, классификация и методы снижения факторов рисков 7
1.3 Виды опасностей в туризме 15
2. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма 19
2.1 Система права в области обеспечения безопасности туризма 19
2.2 Государственное регулирование безопасности туризма 28
3. Обеспечение безопасности 33
3.1 Обеспечение безопасности в различных секторах туризма 33
3.2 Страхование туристов 36
Заключение 42
Список использованных источников 45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.46 Кб (Скачать документ)

 

Меньше всего несчастных случаев зарегистрировано на Кольском полуострове и Дальнем Востоке, которым традиционно приписывают  повышенную опасность. Такая ситуация обусловлена не только прямой связью между высокой посещаемостью  районов и количеством несчастных случаев, но и на первый взгляд парадоксальной, прямой связью между транспортной доступностью района и количеством несчастных случаев. Это обусловлено опять-таки психологией и поведением туристов. Как следствие развития туристской инфраструктуры формируется ложное чувство защищенности и безопасности у отдыхающих. Они становятся беспечными, доверчивыми, склонными к спонтанным и рискованным поступкам. В то же время, находясь в труднодоступных районах и зная, что помощь может прийти не скоро, туристы всегда настороже, тщательно обдумывают каждый шаг. Кроме того, подготовка к путешествиям ведется более тщательно и длительно.

Турфирме необходимо ознакомить “под роспись" туристов с правилами  поведения не только на маршруте, но и в стране, районе, городе, гостинице  пребывания. Высокой степени безопасности туризма можно достичь только при всесторонней профилактической работе всех задействованных лиц: от национальных туристских администраций  до туроператоров и гидов.

 

2. Законодательство  в области обеспечения безопасности  туризма

 

2.1 Система  права в области обеспечения  безопасности туризма

 

Законодательство в области  обеспечения безопасности туризма  является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также  законодательства в области обеспечения  безопасности.

В соответствии со ст.2 Закона о туристской деятельности и ст.6 Закона о безопасности правовое регулирование  отношений в области безопасности туризма относится к совместному  ведению Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации в области обеспечения  безопасности туризма можно рассматривать  как в узком, так и в широком  смысле.

В узком смысле оно состоит  из пяти правовых актов (источников) законодательства о туристской деятельности федерального уровня:

Федерального закона "Об основах туристской деятельности в  Российской Федерации";

Постановления Правительства  Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму";

Постановления Правительства  Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов";

Постановления Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 1424-IV ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории Российской Федерации".

Кроме того, к законодательству о безопасности туризма в узком  смысле относятся также законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации, регламентирующие исключительно вопросы безопасности туризма.

В широком смысле - законодательство в области обеспечения безопасности туризма включает в себя значительный массив нормативных правовых актов  в области обеспечения безопасности общего характера, в которых содержатся отдельные правовые нормы и в  области безопасности туризма.

Источники законодательства в области безопасности туризма  можно группировать по различным  критериям: по юридической силе (иерархии), по кругу актов, по предмету ведения, по территории, по предмету регулирования, по объектам безопасности и др [5].

По юридической силе выделяются:

-Конституция Российской Федерации;

-Федеральные конституционные законы ("О Правительстве Российской Федерации", "О чрезвычайном положении");

-Федеральные законы (Закон о туристской деятельности, Закон о безопасности);

-акты Президента Российской Федерации;

-акты Правительства Российской Федерации;

-акты палат Федерального Собрания Российской Федерации;

-акты федеральных органов исполнительной власти.

По кругу актов выделяются законодательные и иные (подзаконные) правовые акты.

По предмету ведения правовые акты относятся к федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.

По территории действия правовые акты могут быть национальные (Закон "О защите прав потребителей") и международные (Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

По объектам безопасности правовые акты подразделяются на акты, регламентирующие общественные отношения  в сфере безопасности личности (Закон  “О праве граждан Российской Федерации  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации”), акты в области обеспечения безопасности общества (Закон “Об объектах культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”), акты в области безопасности государства (Закон “О борьбе с терроризмом”), а также комплексные (универсальные) правовые акты (Закон о безопасности, Концепция национальной безопасности).

По предмету регулирования  выделяются специальные правовые акты в области обеспечения безопасности туризма, а также все иные правовые акты в области безопасности, в  которых содержатся отдельные нормы  о безопасности туризма.

Согласно Закону о туристской деятельности государственное регулирование  туристской деятельности наряду с прочим осуществляется путем защиты прав и  интересов туристов, обеспечения  их безопасности, установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации  с учетом интересов развития туризма (ст.4).

Закон о туристской деятельности определяет понятие “безопасность  туризма”, устанавливает права и  обязанности туристов, туроператоров, турагентов, органов государственной власти, средств массовой информации в области обеспечения безопасности туризма (ст.14), определяет силы и средства обеспечения безопасности туризма - специализированные службы по обеспечению безопасности туристов (ст.15), устанавливает способы обеспечения безопасности туризма - страхование при осуществлении туристской деятельности (ст.17).

Согласно указанному закону основными обязанностями участников туристского процесса в области  обеспечения безопасности относятся:

1) обязанности органов  государственной власти как субъектов  обеспечения безопасности:

-специализированных служб по обеспечению безопасности туризма - оказывать необходимую помощь туристам, терпящим бедствие в пределах территории РФ;

-Российской Федерации - в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций принимать меры по защите интересов российских туристов за пределами РФ, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания; содействовать свободе передвижения туристов, обеспечивать их свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; содействовать в получении правовой и иных видов неотложной помощи, беспрепятственного доступа к средствам связи;

2) обязанности средств  массовой информации (СМИ):

-обязанность государственных СМИ незамедлительно и безвозмездно предоставлять федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов;

3) обязанности туроператоров  (турагентов):

-создавать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов, их потребительских прав и сохранности имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской помощи;

-возмещать убытки и компенсировать моральный вред в случае невыполнения условий договора с туристом;

-предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов;

-предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и нахождения там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;

-незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах;

-предоставлять туристам гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления таких гарантий (страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий);

4) обязанности туристов:

-проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями в случае совершения путешествия в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;

-соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

-сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

-соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и нахождения там, а также в странах транзитного проезда;

-соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

В Постановлении Правительства  России о Федеральном агентстве  по туризму к числу его полномочий в области безопасности туризма отнесено информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания (п.5.3.2) [6].

Постановлением Правительства  РФ “О специализированных службах  по обеспечению безопасности туристов”  рекомендовалось органам исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма и Министерством  Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий определить состав сил и  средств постоянной готовности территориальных  подсистем единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемых при оказании необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации [7].

Понимая значение надлежащей безопасности для развития туризма, органы исполнительной власти некоторых  субъектов Российской Федерации  наряду с федеральными органами государственной  власти осуществляют различные меры, направленные на обеспечение безопасности туризма на своей территории.

Значительное внимание вопросам безопасности туризма уделено в  документах Всемирной туристской организации, в том числе в Кодексе туриста, принятом в 1985 г. вместе с Хартией  туризма на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, Гаагской декларации по туризму (1989), Глобальном этическом кодексе туризма (1999) и других документах.

Следует заметить, что акты Всемирной туристской организации  с точки зрения их общеобязательности относятся к нормативным правовым актам весьма условно [8]. Это, скорее, рекомендации авторитетной международной организации, являющейся специализированным учреждением ООН, исполнение которых является доброй волей государств - ее членов. Тем не менее игнорирование данных рекомендаций цивилизованными государствами также не принято, как и несоблюдение принципов и норм международного права, которые являются составной частью правовой системы нашей страны.

Гаагская декларация по туризму  определяет, что безопасность и защита туристов и уважение их достоинства  являются непременным условием развития туризма.

В Декларации обращается внимание государств на необходимость принятия следующих мер в области безопасности туризма:

а) меры по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний должны сопровождаться мерами по обеспечению  безопасности и защиты туристов и  туристских объектов и достоинства  туристов;

б) необходимо сформировать эффективную политику, направленную на обеспечение безопасности и защиту туристов и туристских объектов, а  также уважение достоинства туристов;

в) точно определить туристские товары, объекты и оборудование, которые из-за того, что они используются туристами, требуют особого внимания;

г) подготовка соответствующей  документации и информации, обеспечение  доступа к ней в случае угрозы туристским объектам и/или туристским достопримечательностям;

д) выполнение в соответствии с процедурами, специфичными для  систем законодательства в каждой отдельной  стране, юридических положений в  области защиты туристов, включая, в  частности, правоспособность туристов добиваться эффективной судебной защиты в национальных судах в случае действий, наносящих вред им лично  или их имуществу, и особенно при  таких наиболее опасных актах, как  терроризм;

Информация о работе Обеспечение безопасности туризма