Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 03:37, курсовая работа
Актуальность курсовой работы подтверждается тем фактом, что в последнее десятилетие туризм превратился в заметную составляющую экономики России, следовательно, чем более весомую роль начинает играть отрасль в экономике государства, тем большее количество людей вовлекается в ее функционирование и тем более усиленное внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности в этой отрасли. Туризм выступает важным фактором, стимулирующим рост занятости населения, производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах.
Введение 3
1. Теоретические основы обеспечения безопасности туризма 5
1.1 Понятие безопасности 5
1.2 Понятие, классификация и методы снижения факторов рисков 7
1.3 Виды опасностей в туризме 15
2. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма 19
2.1 Система права в области обеспечения безопасности туризма 19
2.2 Государственное регулирование безопасности туризма 28
3. Обеспечение безопасности 33
3.1 Обеспечение безопасности в различных секторах туризма 33
3.2 Страхование туристов 36
Заключение 42
Список использованных источников 45
Меньше всего несчастных
случаев зарегистрировано на Кольском
полуострове и Дальнем Востоке,
которым традиционно
Турфирме необходимо ознакомить “под роспись" туристов с правилами поведения не только на маршруте, но и в стране, районе, городе, гостинице пребывания. Высокой степени безопасности туризма можно достичь только при всесторонней профилактической работе всех задействованных лиц: от национальных туристских администраций до туроператоров и гидов.
2. Законодательство
в области обеспечения
2.1 Система права в области обеспечения безопасности туризма
Законодательство в области обеспечения безопасности туризма является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также законодательства в области обеспечения безопасности.
В соответствии со ст.2 Закона
о туристской деятельности и ст.6
Закона о безопасности правовое регулирование
отношений в области
Законодательство Российской
Федерации в области
В узком смысле оно состоит из пяти правовых актов (источников) законодательства о туристской деятельности федерального уровня:
Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму";
Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов";
Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 1424-IV ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории Российской Федерации".
Кроме того, к законодательству
о безопасности туризма в узком
смысле относятся также законы и
иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, регламентирующие
исключительно вопросы
В широком смысле - законодательство
в области обеспечения
Источники законодательства в области безопасности туризма можно группировать по различным критериям: по юридической силе (иерархии), по кругу актов, по предмету ведения, по территории, по предмету регулирования, по объектам безопасности и др [5].
По юридической силе выделяются:
-Конституция Российской Федерации;
-Федеральные конституционные законы ("О Правительстве Российской Федерации", "О чрезвычайном положении");
-Федеральные законы (Закон о туристской деятельности, Закон о безопасности);
-акты Президента Российской Федерации;
-акты Правительства Российской Федерации;
-акты палат Федерального Собрания Российской Федерации;
-акты федеральных органов исполнительной власти.
По кругу актов выделяются законодательные и иные (подзаконные) правовые акты.
По предмету ведения правовые акты относятся к федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.
По территории действия правовые акты могут быть национальные (Закон "О защите прав потребителей") и международные (Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).
По объектам безопасности
правовые акты подразделяются на акты,
регламентирующие общественные отношения
в сфере безопасности личности (Закон
“О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах
территории Российской Федерации”), акты
в области обеспечения
По предмету регулирования
выделяются специальные правовые акты
в области обеспечения
Согласно Закону о туристской деятельности государственное регулирование туристской деятельности наряду с прочим осуществляется путем защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма (ст.4).
Закон о туристской деятельности определяет понятие “безопасность туризма”, устанавливает права и обязанности туристов, туроператоров, турагентов, органов государственной власти, средств массовой информации в области обеспечения безопасности туризма (ст.14), определяет силы и средства обеспечения безопасности туризма - специализированные службы по обеспечению безопасности туристов (ст.15), устанавливает способы обеспечения безопасности туризма - страхование при осуществлении туристской деятельности (ст.17).
Согласно указанному закону
основными обязанностями
1) обязанности органов
государственной власти как
-специализированных служб по обеспечению безопасности туризма - оказывать необходимую помощь туристам, терпящим бедствие в пределах территории РФ;
-Российской Федерации - в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций принимать меры по защите интересов российских туристов за пределами РФ, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания; содействовать свободе передвижения туристов, обеспечивать их свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; содействовать в получении правовой и иных видов неотложной помощи, беспрепятственного доступа к средствам связи;
2) обязанности средств массовой информации (СМИ):
-обязанность государственных СМИ незамедлительно и безвозмездно предоставлять федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов;
3) обязанности туроператоров (турагентов):
-создавать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов, их потребительских прав и сохранности имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской помощи;
-возмещать убытки и компенсировать моральный вред в случае невыполнения условий договора с туристом;
-предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов;
-предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и нахождения там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
-незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах;
-предоставлять туристам гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления таких гарантий (страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий);
4) обязанности туристов:
-проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями в случае совершения путешествия в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний;
-соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
-сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
-соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и нахождения там, а также в странах транзитного проезда;
-соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
В Постановлении Правительства России о Федеральном агентстве по туризму к числу его полномочий в области безопасности туризма отнесено информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания (п.5.3.2) [6].
Постановлением Правительства
РФ “О специализированных службах
по обеспечению безопасности туристов”
рекомендовалось органам
Понимая значение надлежащей безопасности для развития туризма, органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти осуществляют различные меры, направленные на обеспечение безопасности туризма на своей территории.
Значительное внимание вопросам безопасности туризма уделено в документах Всемирной туристской организации, в том числе в Кодексе туриста, принятом в 1985 г. вместе с Хартией туризма на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, Гаагской декларации по туризму (1989), Глобальном этическом кодексе туризма (1999) и других документах.
Следует заметить, что акты
Всемирной туристской организации
с точки зрения их общеобязательности
относятся к нормативным
Гаагская декларация по туризму определяет, что безопасность и защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма.
В Декларации обращается внимание
государств на необходимость принятия
следующих мер в области
а) меры по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний должны сопровождаться мерами по обеспечению безопасности и защиты туристов и туристских объектов и достоинства туристов;
б) необходимо сформировать эффективную политику, направленную на обеспечение безопасности и защиту туристов и туристских объектов, а также уважение достоинства туристов;
в) точно определить туристские товары, объекты и оборудование, которые из-за того, что они используются туристами, требуют особого внимания;
г) подготовка соответствующей документации и информации, обеспечение доступа к ней в случае угрозы туристским объектам и/или туристским достопримечательностям;
д) выполнение в соответствии с процедурами, специфичными для систем законодательства в каждой отдельной стране, юридических положений в области защиты туристов, включая, в частности, правоспособность туристов добиваться эффективной судебной защиты в национальных судах в случае действий, наносящих вред им лично или их имуществу, и особенно при таких наиболее опасных актах, как терроризм;