Обеспечение безопасности туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы подтверждается тем фактом, что в последнее десятилетие туризм превратился в заметную составляющую экономики России, следовательно, чем более весомую роль начинает играть отрасль в экономике государства, тем большее количество людей вовлекается в ее функционирование и тем более усиленное внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности в этой отрасли. Туризм выступает важным фактором, стимулирующим рост занятости населения, производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы обеспечения безопасности туризма 5
1.1 Понятие безопасности 5
1.2 Понятие, классификация и методы снижения факторов рисков 7
1.3 Виды опасностей в туризме 15
2. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма 19
2.1 Система права в области обеспечения безопасности туризма 19
2.2 Государственное регулирование безопасности туризма 28
3. Обеспечение безопасности 33
3.1 Обеспечение безопасности в различных секторах туризма 33
3.2 Страхование туристов 36
Заключение 42
Список использованных источников 45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.46 Кб (Скачать документ)

е) осуществление сотрудничества государств в рамках ВТО при подготовке программы рекомендуемых мер, регулирующих вопросы безопасности и защиты туристов;

ж) все страны - поставщики туристов должны принять более эффективные  меры, направленные на равномерное  распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение  года, для того чтобы снять остроту  негативных последствий ярко выраженного  сезонного характера туристского  спроса (нехватка мест, задержки в аэропортах, пограничных пунктах и т.д.), а  также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области  туризма, упрощение туристских формальностей и безопасность (здоровье, эксплуатация);

з) к террористам необходимо относиться как к любым другим уголовным элементам, и их нужно  преследовать и наказывать без применения по отношению к ним срока давности; в этом случае ни одна страна не станет для террористов безопасным убежищем.

Безопасность туристов и  их благополучие, а также поддержание  высокого уровня качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов, в частности принимающей  страны, и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в  жизнь норм безопасности для сферы  туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы [9].

Гаагская декларация по международному туризму постановила, что в каждом государстве должен быть назначен специализированный центральный орган, которому поручались бы вопросы продвижения и проведения в жизнь, в качестве составной  части национальной политики в области  безопасности и защиты туристов, соответствующих  превентивных мер для обеспечения  защиты и безопасности туристов, особенно в районах туристских достопримечательностей и в случае эпидемий и угрозы проведения террористических актов, а также серьезных и многочисленных преступлений против туристов и их имущества.

Для упрощения и ускорения  внесудебного разрешения споров, возникающих  между туристами и физическими  или юридическими лицами, должен быть создан соответствующий орган, как, например, служба защиты потребителей или посредник по жалобам, которые  имели бы общие или специальные  полномочия и в которые туристам разрешалось бы обращаться с целью  разрешения их споров; эти просьбы  должны быстро рассматриваться, а заинтересованным туристам следует сообщать о результатах.

В случае серьезных посягательств  на туриста, особенно когда он или  она пострадали в результате террористических актов, принимающее государство  должно быстро предоставить в распоряжение государства, откуда прибыл турист (если это возможно, через дипломатические  или консульские представительства), всю необходимую информацию о  состоянии здоровья пострадавшего  и обстоятельствах, в которых  произошел вышеупомянутый акт.

Глобальный этический  кодекс туризма (1999), принятый Всемирной  туристской организацией, провозглашает, что государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей  и их имущества; они должны уделять  особое внимание безопасности иностранных  туристов, учитывая их особую потенциальную  уязвимость; они содействуют принятию конкретных мер по информации, профилактике, защите, страхованию и помощи, отвечающих их потребностям. Необходимо строго осуждать и подавлять в соответствии со своим соответствующим национальным законодательством покушения, нападения, ограбления и угрозы, касающиеся туристов.

Со своей стороны туристы  и посетители должны еще до выезда стараться ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить; они должны осознавать риски для  здоровья и безопасности, которые неизбежно связаны с выездами за пределы своей обычной среды, и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. Во время путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения и которое может нанести ущерб местной среде; туристы и посетители не должны участвовать в обороте наркотиков, оружия, древностей, охраняемых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством [10].

Обеспечение целостной и  высококачественной безопасности требует  широкого сотрудничества между различными подразделениями правительства  и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями.

 

2.2 Государственное  регулирование безопасности туризма

 

Опасности угрожают не только человеку, но и обществу и государству  в целом, так как каждый отдельный  человек является жителем данного  города и области, а также гражданином  данной страны. Поэтому профилактика опасностей и обеспечение безопасности в туризме - приоритетная задача государства. Так как туризм, связанный с временными выездами (путешествиями) с постоянного места жительства и реализацией своих познавательных, профессионально-деловых, оздоровительно-спортивных и других целей с помощью разнообразных технических средств, относят к опасным путешествиям, то государство должно регулировать туристскую деятельность.

Туристская политика государства  проявляется в разработке и реализации организационных мер по развитию туристской индустрии и субъектов  туристского рынка (туроператоров  и турагентов), учитывающих сочетание безопасных условий оказания услуг и осуществления задач тура. Она сводится к совокупности форм, методов и направлений обеспечения качественного функционирования сферы туризма с целью сохранения и развития хозяйственного комплекса. Механизм реализации туристской политики включает:

  • выработку концепций развития туризма;
  • составление целевых программ отдельных территорий и стран;
  • разработку мер по достижению поставленных целей.

Государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России. Регулирование  упрощенного въезда и выезда на территорию посещаемых стран определено принятыми  Указами Президентов многих стран  мира. Менеджмент туризма ориентируется  на нормативно-правые акты в области  туризма, издаваемые государственными органами и субъектами Федерации [11].

В мае 2008 года была Стратегия  развития туризма в Российской Федерации  на период до 2015 года. Стратегия была рассмотрена на заседании Правительства  РФ и доработана с учетом состоявшегося  на заседании обсуждения и предложений, поступивших от заинтересованных федеральных  и региональных органов исполнительной власти, а также некоторых отраслевых объединений [12].

С 2002 по 2005 гг. в России реализовывалась  Концепция развития туризма, одобренная распоряжением правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №954-р, которая  выполнила основные поставленные задачи.

Стратегия является логическим продолжением Концепции развития туризма, учитывает современные мировые  тенденции в сфере туризма  и текущий этап развития российской туристской индустрии.

Согласно стратегии важное место в деятельности федеральных  органов исполнительной власти уделяется  вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания. В Стратегии определены актуальные вопросы правового регулирования регионального туризма в субъектах РФ, среди которых значатся в том числе и вопросы защиты прав и законных интересов туристов в субъекте РФ, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма.

Кроме того Стратегия признает актуальным принятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению  личной безопасности, а также к  охране окружающей среды, культурно-историческому  и природному наследию. Отмечается необходимость реализация действующих  норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма  условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а  также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами  и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.

Стоит заметить, что, несмотря на рекомендации Стратегии, органы власти Приморского края до сих пор не разработали и не приняли ни краевую  стратегию развития туризма, ни каких-либо иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности туризма на территории края.

Что касается самой Стратегии  развития туризма в Российской Федерации, то, как отмечают эксперты, она не дает ответов на многие вопросы организации  внутреннего и выездного туризма  и нуждается в тщательной доработке.

Основными целями государственного регулирования в области обеспечения  безопасности туризма являются:

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и других прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • развитие туристской индустрии (средств размещения, транспорта, объектов общественного питания, развлекательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения), обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации;
  • развитие международных конкактов;
  • сохранение объектов туристского показа;
  • рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями  регулирования являются: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Основные пути регулирования:

  • создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
  • содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках (выполнение торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом обязательств рекламно-информационных офисов, организация пресс-туров по регионам Российской Федерации для иностранных журналистов, съемка телевизионных и документальных фильмов и т.д.);
  • защита прав и интересов туристов (ликвидировать дискриминационные тарифы на услуги для иностанцев), обеспечение их безопасности;
  • установление правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
  • создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию (ремонт и реставрация памятников истории, строительство гостиниц, разработка инвестиционных проектов и т.д.);
  • налоговое и таможенное регулирование;
  • предоставление льготных кредитов; установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
  • содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • развитие научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах.

 

3. Обеспечение  безопасности

 

3.1 Обеспечение  безопасности в различных секторах  туризма

 

Статья 14 Федерального закона № 132-ФЗ определяет безопасность туризма  не только как безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, но и ненанесение ущерба материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать о чрезвычайных происшествиях с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации. Информировать нужно Федеральное агентство по туризму, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.

Туроператоры и турагенты при заключении договора о реализации туристского продукта обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий. В частности, турист должен быть проинформирован о правилах въезда в страну и выезда из страны, опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия; национальных и религиозных особенностях страны или места временного пребывания и иных особенностях путешествия.

Законом предусматривается  право туриста и туроператора (турагента) требовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Но при условии возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а также опасности причинения вреда их имуществу. При этом наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Особо следует обратить внимание на то, что в вышеназванном случае при расторжении до начала путешествия  договора о реализации туристского  продукта, туристу и (или) иному заказчику  возвращается вся стоимость туристского  продукта, а после начала путешествия - только ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу  услуг.

Обязанностью туроператоров, турагентов и организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, является пользование услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов [13].

Информация о работе Обеспечение безопасности туризма