Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 03:37, курсовая работа
Актуальность курсовой работы подтверждается тем фактом, что в последнее десятилетие туризм превратился в заметную составляющую экономики России, следовательно, чем более весомую роль начинает играть отрасль в экономике государства, тем большее количество людей вовлекается в ее функционирование и тем более усиленное внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности в этой отрасли. Туризм выступает важным фактором, стимулирующим рост занятости населения, производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах.
Введение 3
1. Теоретические основы обеспечения безопасности туризма 5
1.1 Понятие безопасности 5
1.2 Понятие, классификация и методы снижения факторов рисков 7
1.3 Виды опасностей в туризме 15
2. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма 19
2.1 Система права в области обеспечения безопасности туризма 19
2.2 Государственное регулирование безопасности туризма 28
3. Обеспечение безопасности 33
3.1 Обеспечение безопасности в различных секторах туризма 33
3.2 Страхование туристов 36
Заключение 42
Список использованных источников 45
е) осуществление сотрудничества государств в рамках ВТО при подготовке программы рекомендуемых мер, регулирующих вопросы безопасности и защиты туристов;
ж) все страны - поставщики
туристов должны принять более эффективные
меры, направленные на равномерное
распределение отпусков трудящихся
и школьных каникул в течение
года, для того чтобы снять остроту
негативных последствий ярко выраженного
сезонного характера
з) к террористам необходимо
относиться как к любым другим
уголовным элементам, и их нужно
преследовать и наказывать без применения
по отношению к ним срока
Безопасность туристов и их благополучие, а также поддержание высокого уровня качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов, в частности принимающей страны, и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы [9].
Гаагская декларация по международному
туризму постановила, что в каждом
государстве должен быть назначен специализированный
центральный орган, которому поручались
бы вопросы продвижения и
Для упрощения и ускорения внесудебного разрешения споров, возникающих между туристами и физическими или юридическими лицами, должен быть создан соответствующий орган, как, например, служба защиты потребителей или посредник по жалобам, которые имели бы общие или специальные полномочия и в которые туристам разрешалось бы обращаться с целью разрешения их споров; эти просьбы должны быстро рассматриваться, а заинтересованным туристам следует сообщать о результатах.
В случае серьезных посягательств
на туриста, особенно когда он или
она пострадали в результате террористических
актов, принимающее государство
должно быстро предоставить в распоряжение
государства, откуда прибыл турист (если
это возможно, через дипломатические
или консульские
Глобальный этический
кодекс туризма (1999), принятый Всемирной
туристской организацией, провозглашает,
что государственные власти должны
обеспечивать защиту туристов и посетителей
и их имущества; они должны уделять
особое внимание безопасности иностранных
туристов, учитывая их особую потенциальную
уязвимость; они содействуют принятию
конкретных мер по информации, профилактике,
защите, страхованию и помощи, отвечающих
их потребностям. Необходимо строго осуждать
и подавлять в соответствии со
своим соответствующим
Со своей стороны туристы и посетители должны еще до выезда стараться ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить; они должны осознавать риски для здоровья и безопасности, которые неизбежно связаны с выездами за пределы своей обычной среды, и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. Во время путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения и которое может нанести ущерб местной среде; туристы и посетители не должны участвовать в обороте наркотиков, оружия, древностей, охраняемых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством [10].
Обеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделениями правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями.
2.2 Государственное
регулирование безопасности
Опасности угрожают не только человеку, но и обществу и государству в целом, так как каждый отдельный человек является жителем данного города и области, а также гражданином данной страны. Поэтому профилактика опасностей и обеспечение безопасности в туризме - приоритетная задача государства. Так как туризм, связанный с временными выездами (путешествиями) с постоянного места жительства и реализацией своих познавательных, профессионально-деловых, оздоровительно-спортивных и других целей с помощью разнообразных технических средств, относят к опасным путешествиям, то государство должно регулировать туристскую деятельность.
Туристская политика государства проявляется в разработке и реализации организационных мер по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), учитывающих сочетание безопасных условий оказания услуг и осуществления задач тура. Она сводится к совокупности форм, методов и направлений обеспечения качественного функционирования сферы туризма с целью сохранения и развития хозяйственного комплекса. Механизм реализации туристской политики включает:
Государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России. Регулирование упрощенного въезда и выезда на территорию посещаемых стран определено принятыми Указами Президентов многих стран мира. Менеджмент туризма ориентируется на нормативно-правые акты в области туризма, издаваемые государственными органами и субъектами Федерации [11].
В мае 2008 года была Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Стратегия была рассмотрена на заседании Правительства РФ и доработана с учетом состоявшегося на заседании обсуждения и предложений, поступивших от заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также некоторых отраслевых объединений [12].
С 2002 по 2005 гг. в России реализовывалась
Концепция развития туризма, одобренная
распоряжением правительства
Стратегия является логическим продолжением Концепции развития туризма, учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.
Согласно стратегии важное место в деятельности федеральных органов исполнительной власти уделяется вопросам безопасности туризма. В январе 2008 года вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания. В Стратегии определены актуальные вопросы правового регулирования регионального туризма в субъектах РФ, среди которых значатся в том числе и вопросы защиты прав и законных интересов туристов в субъекте РФ, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма.
Кроме того Стратегия признает
актуальным принятие комплекса мер,
направленных на повышение культуры
безопасности туризма и предполагающих
формирование у туристов и экскурсантов
сознательного отношения к
Стоит заметить, что, несмотря
на рекомендации Стратегии, органы власти
Приморского края до сих пор не
разработали и не приняли ни краевую
стратегию развития туризма, ни каких-либо
иных нормативно-правовых актов, регулирующих
вопросы обеспечения
Что касается самой Стратегии
развития туризма в Российской Федерации,
то, как отмечают эксперты, она не
дает ответов на многие вопросы организации
внутреннего и выездного
Основными целями государственного
регулирования в области
Приоритетными направлениями регулирования являются: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Основные пути регулирования:
3. Обеспечение безопасности
3.1 Обеспечение
безопасности в различных
Статья 14 Федерального закона № 132-ФЗ определяет безопасность туризма не только как безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, но и ненанесение ущерба материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.
Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать о чрезвычайных происшествиях с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации. Информировать нужно Федеральное агентство по туризму, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.
Туроператоры и турагенты при заключении договора о реализации туристского продукта обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий. В частности, турист должен быть проинформирован о правилах въезда в страну и выезда из страны, опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия; национальных и религиозных особенностях страны или места временного пребывания и иных особенностях путешествия.
Законом предусматривается право туриста и туроператора (турагента) требовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Но при условии возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а также опасности причинения вреда их имуществу. При этом наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Особо следует обратить внимание на то, что в вышеназванном случае при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта, туристу и (или) иному заказчику возвращается вся стоимость туристского продукта, а после начала путешествия - только ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Обязанностью туроператоров, турагентов и организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, является пользование услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов [13].