Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 04:21, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является организация и технология предоставления медицинских и спа услуг гостиницами Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Эту цель можно достичь с помощью:
o Изучения основных понятий Spa
o Рассмотрения процедур Spa
o Анализа Spa-отелей в Санкт-Петербурге
o Анализа и состояния Spa- рынка в России и Санкт-Петербурге
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ SPA 4
История развития и основные понятия Spa 4
Цель Spa процедур 7
Виды SPA-объектов 8
SPA-этикет 10
Потребители SPA-услуг 11
II.SPA-ОТЕЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 11
III.АНАЛИЗ И СОСТОЯНИЕ SPA-РЫНКА В РОССИИ И САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Задача персонала при этом – помочь клиенту достичь максимальной релаксации, на несколько часов погрузиться в мир спокойствия, умиротворения, гармонии.
Квалифицированный специалист салона способен понять состояние клиента и назначить ему индивидуальную симфонию звуков, запахов, прикосновений, зрительный образов и вкусовых ощущений. Еще одна очень важная составляющая успешности SPA-салона – это поддержание обратной связи с клиентами. Выяснить потребности, пойти на встречу клиенту, а в идеале предвосхитить его желания. При этом за один раз SPA этикету не научится. Здесь важно присутствие «первых», которые лично выстраивают SPA-отношения между салоном и клиентами. Почему необходимо присутствие «первых»? Потому что в этикете помимо ритуалов необходимо духовное начало.
Это действительно религия, в это надо истово верить. Без веры не вдохнешь жизнь в атрибуты SPA-центра. Без веры SPA-центр может превратиться в дорогой публичный дом или пространство для празднования юбилеев и торжеств.
Парадоксально, но если еще несколько лет назад считалось, что SPA – это удел в основном женщин, то «сильная» половина человечества нынче посещает такие центры с еще большим интересом, чем «слабая» – это прежде всего мужчины, связанные с миром бизнеса. Они ведут активную деятельность, связанную с повышенной ответственностью, живут в напряженном ритме, в условиях постоянных перегрузок. Поэтому быстро и без особенного напряжения поправить здоровье, обрести красоту и силы для бизнесменов становится очень важным.
В целом среди потребителей SPA-услуг условно можно выделить следующие сегменты:
Лавинообразно нарастает популярность отелей, расположенных в загородной зоне, модернизированных и переоснащенных санаториев и здравниц. Оздоровительный туризм является самым быстрорастущим сектором индустрии. Происходит зарождение новых для отечественного рынка форм бизнеса – СПА– и Велнес-отелей. В отличие от зарубежного опыта и стандартов, специфика России, в силу ее громадной территории, богатейших природных ресурсов, разнообразия природно-климатических факторов, этнического и культурологического наследия позволяет совместить, казалось бы, противоречащие друг другу альтернативы: вариативность и уникальность пакетного предложения у каждого отдельно взятого СПА или Велнес-отеля и универсальные стандарты по оказанию услуг.
Стимуляция развития новых форм предприятий индустрии гостеприимства связана, прежде всего, с развитием Адекватного туризма, ориентированного на использовании уникальных ресурсов местности. Речь идет о лечебном, познавательном и экологическом видах туризма.
Одним из характерных признаков динамики развития рынка услуг, является появление новых форм и моделей бизнеса, которые возникают на стыке различных направлений. Отельные технологии стали находить все большее практическое применение при строительстве и реконструкции санаторно-курортных и медицинских предприятий.
СПА в отеле, состоящих из бассейна с зоной отдыха, сауны и паровой бани с душевыми, тренажерного зала и салона красоты (стрижки, массаж, косметология, солярий, педикюр, маникюр). Что же касается более сложных форм, объединяющих технологии гостеприимства и здравоохранения, то их продвижение на отечественный рынок оказалось не столь активным по причине того, что принципы организации оздоровительного отдыха и лечения в России принципиально отличаются от европейских. В уже привычном понимании, основная функция здравоохранения — это лечение заболевания или «снижение уровня болезни». Для выполнения этой функции и была создана стройная система отечественного здравоохранения — поликлиника, больница, профилакторий, санаторий. Для европейской культуры главная функция здравоохранения — это профилактика и «повышение уровня здоровья». Такими центрами оздоровления являются СПА и Велнес Отели, Фермы красоты, Круизные СПА, Термы, Центры Талассотерапии, Клубные СПА т.д.
Это абсолютно не означает, что европейская культура здравоохранения идеальна, однако в части организации услуг по оздоровительному отдыху, профилактике старения, снятию эмоциональных перегрузок, коррекции фигуры, да и просто воспитанию культа красоты и здоровья, есть чему учиться. Наиболее удачно схемой взаимодействия Европейской и Российской культуры здравоохранения является взаимное обогащение, когда на наш рынок приходят новые формы современных по сути «Домов отдыха» и «Санаториев», а Европейские СПА с удовольствием перенимают богатый опыт Российской физиотерапии, бальнеологии, грязелечения и т.д.
Компания «АльфаСПА, группы компаний ВНИИМИ», одна из первых российских компаний на рынке красоты и здоровья, специализирующаяся на разработке объектов СПА любой сложности на любой стадии реализации. Комплексный подход включает все основные этапы цикла: формирование бизнес идеи, технологическое проектирование, оснащение эксклюзивным оборудованием, разработка меню услуг, обучение персонала, мастер-тренинги и последующее сопровождение объекта: сервисные услуги, информационно-методическую поддержку и консалтинг.
Объединив
опыт зарубежных партнеров и уникальные
разработки российских специалистов в
области курортологии, восстановительной
и профилактической медицины, косметологии,
компании удалось создать инвариантные
модели СПА, реализующие всю парадигму
СПА-услуг в рамках различных проектных
решений.
Примеры
Spa-отелей и комплексов:
Анализ
услуг, которые оказывают
Spa-отели.
Название отеля | Основные услуги |
Президент отель | Финская сауна,
турецкая и русская баня, соляная
пещера, закрытый бассейн, джакузи, солярий.
На территории отеля открытые теннисные корты , универсальная спортивная площадка (мини - футбол, баскетбол, волейбол), площадка для мини-гольфа и крикета, открытый бассейн и пляж. |
«Скандинавия» | Водные процедуры:
баня "по-черному", русская баня на дровах, 2 турецкие парные и финская сауна, бассейн с подогревом, ванны джакузи на открытом воздухе. Массаж: Общий, тайский. Дополнительные услуги: TV, комната отдыха с камином, живописный вид на бассейн, солярий , тренажерный зал, закрытый теннисный корт, бильярд (pool), настольный теннис, роликовые коньки, велосипеды, оборудование для игры в водное поло, дартс, бадминтон |
«Аквамарин» | Водные процедуры:
Души и ванны с различными добавками, банно-оздоровительный комплекс сауна, баня, соляные и ледяные гроты, криокамеры и термы. Массаж: все виды массажа. Дополнительные услуги: тренажерный зал, солярий. |
Отель Holiday Club St. Petersburg | Водные процедуры:
парная баня, финская сауна, русская парилка, калдариуме, снежный парадиз, сухая сауна, турецкий хамам, сауну-пещеру, бассейн: с минеральной водой, холодный и со стеклянными стенами, гидромассажные ванны, тропический душ. Массаж: все виды массажа. Дополнительные услуги: стильный салон красоты. |
«Marco Polo Saint-Petersburg» | Водные процедуры:
Сауна, бассейн. Массаж: Общий, релаксирующий, спортивный, спины, антицеллюлитный, аромамассаж, тайский. Дополнительные услуги: -Мед в подарочном
бочонке, с росписью под - Целебный пар - Положок - ароматические масла -чай -минеральная вода -квас |
«Гранд Отель Эмеральд» | Водные процедуры:
-Русская баня -Римские и турецкие парные - ледяная купель - бассейн-джакузи с противотоком, гейзером и подводным массажем. Массаж: -классический - мыльный - медовый - арома-массаж - парение вениками в русской бане - пилинги на натуральной основе. Дополнительные услуги: -проведение банкетов -бильярдная комната - Все виды парикмахерских услуг - Восстановление волос - Услуги визажиста - Маникюр, педикюр в четыре руки - Автозагар и солярий - омолаживающие уходы. |
«Игора» | Водные процедуры:
- душ Виши - душ Шарко - гидромассажная ванна - Ароматическая ванна - Жемчужная ванна "Джамбо" - Ванна "Казанова" - Молочная ванна "Клеопатра" Массаж: - Релаксирующий - Классический массаж лица - Хиромассаж лица на масле виноградной косточки - Общий - Антицеллюлитный - Подводный ручной массаж в гидромассажной ванне "Каракалла" - Грезы Амазонии Дополнительные услуги: - При приобретении SPA-пакета в подарок предоставляется 5 минут солярия в день и скидка в размере 10% на любые дополнительные SPA-процедуры |
«Гелиос отель» | Водные процндуры:
- Душ Шарко - Душ Виши - Шотландский душ - контрастный душ - ванны с гидромассажем - соляно-хвойные ванны - вынны с различными минеральными и ароматическими добавками - молочно-медовая ванна с мытой (ванна Клеопатры) - скипидарные ванны - жемчужные ванны - Бесконтактная гидромассажная ванна «Меди Стрим» - сухая сауна - туман-тропический дождь Дополнительные услуги: -цвето- и аудиотерапиея -гидромассаж ног |
«Нептун» | Водные процедуры:
- бассейн 25 метров - джакузи - Детский бассейн с водной горкой длиной 20 метров - сауны - турецкую баню Дополнительные услуги: - Бар с энергетическими напитками - Инфракрасную кабину - Вертикальный турбо солярий - занятия по аквааэробике - дайвинг - индивидуальные занятия по плаванию с инструкторами |
Почти треть опрошенных считают SPA безусловно полезной услугой. При этом, 40% респондентов воспринимают посещение SPA-салонов, в первую очередь, как способ поддержания красоты. Наиболее скептическое отношение к услугам SPA показала группа респондентов-мужчин 45-54 лет: 47% опрошенных представителей этой группы считают SPA-услуги бесполезной тратой денег.
Чаще всего респонденты, посещавшие SPA-салоны, обращаются к следующим услугам: обертывание (38%), сауна/баня/хамам (37%), косметологи и массаж (по 31%), гидромассажная ванна (29%), талассотерапия и солярий (по 25%). Таким образом, несмотря на высокую осведомленность об услугах, предлагаемых в SPA-салонах, большая часть обращающихся респондентов пользуется ограниченным набором предлагаемых услуг.
Основными причинами отказа от пользования услугами SPA являются следующие: предполагаемая некачественность российских SPA-услуг (21%), предпочтение пользоваться услугами SPA за границей (13%), высокая цена (11%). 22% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Рост ежедневных нагрузок на здоровье при постоянно ускоряющемся темпе городской жизни приводит в SPA-салоны новых клиентов во всем мире. Направление SPA – сегодня самый быстрорастущий сегмент рынка салонных услуг, что подтверждается данными недавнего (2006г.) исследования российского рынка SPA-услуг, проведенным маркетинговым агентством «Symbol Marketing», показывающим, что в столичных городах SPA-салоны завоевали уже от 7 до 17% рынка.
О динамике мировой SPA-индустрии можно судить по ежегодному 20% росту числа SPA- центров в США и 30-кратному увеличению количества SPA салонов в Тайланде (за последние 4 года). Рост всего мирового рынка SPA за 4 года составил 400%. Количество людей, открывающих для себя SPA-терапию в процессе поиска пути сохранения здоровья, красоты, молодости и бодрости стремительно растёт.
По
итогам 2003 года емкость российского
рынка салонов красоты
Конкуренция в секторе SPA на российском
рынке пока значительно меньше, чем среди
классических салонов красоты. Пока SPA-салонов
слишком мало, чтобы насытить рынок. По
оценкам маркетингового агентства «Symbol-Marketing»
в 2005 г., потенциальная емкость российского
рынка SPA-услуг оценивалась в $903,8 млн. в
год. По прогнозам инвестиционных аналитиков,
5–10% рост на рынке SPA-салонов продлится
10–15 лет, затем он достигнет точки насыщения.
При этом рост спроса будет опережать
рост предложения.
Рост интереса к сегменту SPA отмечают и специалисты по созданию салонного бизнеса, в пакете заказов на 2006 год более половины открываемых предприятий индустрии красоты составляют именно SPA-салоны. Тогда как еще два года назад такие заказы были единичными. Рынок требует SPA – владельцы будущих салонов красоты чутко реагируют на спрос, переориентируя свой бизнес на направление SPA.
Открывающимся SPA-салонам легче обрести клиентуру, чем классическим салонам красоты, так как салонов красоты с похожим набором услуг в Санкт-Петербурге достаточно, тогда как SPA-салоны – пока еще редкость. Их линейка услуг за счет «мокрой зоны» гораздо шире, чем у классического салона, а именно комплексность оказания услуг выходит в последнее время на первое место среди критериев при выборе салона красоты.
Клиентам хочется получить максимум услуг в одном предприятии индустрии красоты.
В представлении экспертов рынка, SPA-салоны должны предоставлять 80% услуг формата SPA, а остальные 20% услуг должны приходиться на парикмахерские и косметологические услуги. Но такое определение не соответствует современному формату SPA: большую часть услуг составляют косметологические и парикмахерские услуги, в то время как на долю SPA приходится лишь незначительная часть. Кроме того, на сегодняшний день в SPA-центрах почти не оказываются медицинские услуги.
Самыми
распространенными в Санкт-
Как уже упоминалось, российский рынок SPA-услуг является сравнительно молодым и слабо развитым сегментом рынка салонов красоты. В силу того, что этот сегмент рынка находится в стадии становления и развития, границы его не обозначены: не существует явных критериев разделения салона красоты и SPA-салона. Наблюдаются определенные трудности в идентификации такого понятия, как SPA-объект (SPA-салон, SPA-комплекс, SPA-клиника и т.д.).
Рынок SPA-услуг в Петербурге и пригородах находится в стадии становления и однообразен. Крупных SPA-центров в Петербурге около десяти, среди них «Аква-Марин» на пр. Энгельса, велнесс-центр «Римские каникулы» при аквапарке «Вотервиль», женский клуб «Body Tonus» и др. Остальные – SPA-кабинеты или салоны со стандартным набором оздоровительных процедур. Игроки рынка считают, что существует необходимость в расширении объема SPA-услуг: их популярность возрастает, а старая система оказания услуг себя изживает. Рынок SPA-услуг в Санкт-Петербурге перспективен для развития бизнеса.