Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:28, контрольная работа
Поход был организован и проведён любительской спортивной командой «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие также туристы из Подмосковья, Минска и Мончегорска. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна
I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1. Проводящая организация
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)
3. Общие справочные сведения о маршруте и группе
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута
6. Сведения о руководителе и участниках
II. Содержание отчета
1. Общая смысловая идея похода
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
9. Дополнительные сведения о походе
9.1. Перечень специального снаряжения
9.2. Особенности общественного и личного снаряжения
9.3. Характеристика средств передвижения
9.4. Особенности погодных условий
9.5. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
III. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
IV. Отчет подготовлен
V. Литература
VI. Фотографии к отчету
Приложение 1: Схема ручья Харбас
Приложение 2: Трек маршрута
Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка
Дата: 1-11 мая 2009 г.
Руководитель группы: Фёдорова М.В. (Санкт-Петербург)
Оглавление
I. Справочные
сведения (паспорт спортивного похода)
1. Проводящая
организация
2. Страна,
республика, край, область, район, подрайон,
массив (место проведения)
3. Общие
справочные сведения о маршруте и группе
4. Подробная
нитка маршрута
5. Определяющие
и предопределяющие препятствия маршрута
6. Сведения
о руководителе и участниках
II. Содержание
отчета
1. Общая
смысловая идея похода
2. Варианты
подъезда и отъезда
3. Аварийные
выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения
маршрута и их причины
5. График
движения
6. Техническое
описание прохождения группой маршрута
7. Потенциально
опасные участки (препятствия, явления)
на маршруте
8. Перечень
наиболее интересных природных, исторических
и других объектов (занятий) на маршруте
9. Дополнительные
сведения о походе
9.1. Перечень
специального снаряжения
9.2. Особенности
общественного и личного снаряжения
9.3. Характеристика
средств передвижения
9.4. Особенности
погодных условий
9.5. Стоимость
проживания, питания, снаряжения, средств
передвижения
III. Итоги,
выводы и рекомендации по прохождению
маршрута
IV. Отчет
подготовлен
V. Литература
VI. Фотографии
к отчету
Приложение 1: Схема
ручья Харбас
Приложение 2: Трек
маршрута
I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
(Паспорт спортивного похода / путешествия)
1. Проводящая организация
Поход был организован и проведён любительской спортивной командой «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие также туристы из Подмосковья, Минска и Мончегорска. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив
(место проведения)
Поход проходил по Северному Кавказу в Приэльбрусье на территории республики Кабардино-Балкарии в Российской Федерации. Географический район – Приэльбрусье
3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:
Видтуризма |
Категория сложности |
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения | |||
пешком |
сплав |
всего |
общая |
ходовых дней | |||
водный |
н/к с элементами четвёртой к.с. |
12 км |
8 км |
20 км |
11 дней |
5 дней |
01.05 – 11.05 2009 |
Группа из двенадцати человек на четырёх двухместных и одном четырёхместном катамаране. Маршрутная книжка № 12/09
4. Подробная нитка маршрута
Санкт-Петербург - г. Кисловодск – ручей Харбас – река Средняя Малка - приток Первый селевой- кулуар Надежда – гора Харбас – г. Кисловодск – Санкт-Петербург
5. Определяющие препятствия маршрута
Уровень воды в ручье Харбас – низкий, непроход, уровень воды в реке Средняя Малка – низкий, падающий
При определении категории сложности (к.с.) водных и пеших препятствий использовался справочник «Русский турист». Пешие препятствия оценивались именно по пешей, а не по горной классификации
Водные препятствия
Вид |
К.с. |
Длина |
Характеристика |
Способ прохождения |
Шиверы и пороги Харбаса |
Непроход, проводка |
4000 м |
Нагромождение камней, большой уклон, высокая скорость струи, несмотря на непроход, проводка затруднена и опасна |
Проводка на чальных концах с постоянным проталкиванием, местами спуск на основной верёвке, местами обносы |
Шиверы реки Средняя Малка |
Третья- четвёртая |
4000 м |
Каскад слаломных |
Требуется беглый осмотр участка с частыми чалками. |
Порог «Первый селевой» |
непроход |
150 м |
Череда сливов в очень узких воротцах на левом повороте, затем на правом повороте |
По нашей воде габаритный непроход |
Пороги и шиверы до порога Второй селевой |
непроход |
2000 м |
Негабаритные сливы в узких воротцах, навалы, зубья в струе, частичные завалы |
По нашей воде весь участок требовал проводки и частичного обноса, порог «Второй селевой» был габаритным непроходом |
Пешие препятствия
Вид |
К.с. |
Длина |
Характеристика |
Способ прохождения |
Осыпь крупная в русле ручья Первый селевой |
1Б |
4000 м |
Нагроможде-ние камней в русле старого селевого потока, угроза обвалов, уклон до 45 градусов, завалы из деревьев |
Пройдено 3 раза: 1) налегке в ходе разведки 2 мя членами группы. 2) первая ходка с водным снаряжением. 3) вторая ходка с основным снаряжением. Во всех случаях применялась страховка альпенштоком, места с угрозой обвалов проходились по одному, в момент, когда не сыпались камни |
Травянис-тый склон с крутизной 30-35 градусов |
1А |
Высота 400 м |
Крутой травянистый склон с выходами отдельных скал и мелких живых осыпей, угроза обвала камней |
Пройдено 3 раза: 1) налегке в ходе разведки 2 мя членами группы. 2) первая ходка с водным снаряжением. 3) вторая ходка с основным снаряжением. Во всех случаях применялась страховка альпенштоком и метод траверса. Места с сыпухой проходились по одному, многие участники двигались в сплавных касках. Подъём по кулуару осложнялся негабаритным грузом – дюралевыми рамами от катамаранов |
Каньон в верховьях ручья Первый селевой радиально |
1Б |
700 м |
Нагроможде-ние камней в скальных узостях, большой уклон до 45 градусов, водопады с участками 60 градусов |
Пройден в ходе разведки выхода из ущелья ручья радиально без рюкзаков. При прохождении водопадов применялась страховка перилами из основной верёвки. Во время разведки 1м из участников совершён подъём в травянистый кулуар высотой 150 метров с уклоном до 30 градусов. Разведка сопровождалась фотосъёмкой, совершена 4мя участниками группы |
Подъём по плато к горе Харбас |
н/к |
4000 м |
Травянистый тягун с уклоном 15 градусов траверсом |
Совершён всеми участниками группы со снаряжением: часть группы преодолела препятствие за одну ходку с водным и основным снаряжением, часть группы возвращалась за водным снаряжением во вторую ходку. |
Движение вдоль ЛБ р. Малка траверсом травянистых склонов и осыпей радиально |
н/к |
2000 м |
Травянистые склоны и отдельные осыпи, завалы из деревьев |
Совершено 3мя участниками группы. Движение не потребовало страховки альпенштоками |
6. Сведения о руководителях и участниках
№ п/п |
Фамилия, Имя, Отчество |
Туристическая подготовка |
Обязанности в группе, средство сплава |
1. |
Фёдорова Мария Владимировна |
Шавла-Аргут-Катунь(5У), Кучерла
н/к с элементами 6 (Р), Худес-Кубань(4Р),
Тохмайоки – Уксунйоки(3Р), Лоймоланйоки-Коласйоки- |
руководитель, катамаран двухместный «Светофор» |
2. |
Фёдоров Николай Васильевич |
Шавла-Аргут-Катунь(5У), Худес-Кубань(4У),
Тохмайоки – Уксунйоки(3У), Печа-Конья
(3Р), Лоймоланйоки-Коласйоки- |
завхоз, помощник руководителя,
катамаран двухместный « |
3. |
Балакин Сергей Михайлович |
Ака-алаха-Аргут (6У), Кекемерен,
Обхингоу, Пскем и др. – всё 6У, Лоймоланйоки-Коласйоки- |
Фотограф, капитан К2 «Коцур» |
4. |
Смирнов Дмитрий Евгеньевич |
Лоймоланйоки-Коласйоки- |
оператор, матрос К2 «Коцур» |
5. |
Романов Александр Анатольевич |
Лоймоланйоки-Коласйоки- |
Капитан К2 «Пчела», навигатор |
6. |
Друговина Дмитрий Витальевич |
Кутсайоки-Тунтсайоки (3У), Кучерла пешая часть (перевал Кара-тюрек), Винча (2У) |
Матрос К2 «Пчела», начсвязь |
7. |
Иваненко Иван Вячеславович |
Худес-Кубань(4У), Тохмайоки
– Уксунйоки(3У), Печа-Конья (3У), Лоймоланйоки-Коласйоки- |
Капитан К4 «Сварог» |
8. |
Савкин Дмитрий Юрьевич |
Суна (2У) |
Матрос К4 «Сварог», реммастер |
9. |
Фёдоров Роман Валентинович |
Лоймоланйоки-Коласйоки- |
Главный по верёвочной страховке, матрос К4 «Сварог» |
10. |
Яковлева Галина Викторовна |
Винча (2У), Лоймоланйоки-Коласйоки- |
Медсестра, матрос К4 «Сварог» |
11. |
Гончаров Станислав Викторович |
Лоймоланйоки –Уксунйоки (2У), Умба (3У), а также другой кольский незаявленный опыт |
Капитан К2 «Рафтмастер» |
12. |
Смирнова Екатерина Николаевна |
Лоймоланйоки –Уксунйоки (2У), Умба (3У), а также другой кольский незаявленный опыт |
Матрос К2 «Рафтмастер» |
II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Общая смысловая идея похода
К выбираемому маршруту для весеннего водного похода были предъявлены следующие требования:
Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут по реке Средняя Малка с заброской по ручью Харбас. Но по нашей воде ситуация оказалась совершенно иной, маршрут был серьёзно изменён
2. Варианты подъезда и отъезда
Для путешествий по Приэльбрусью можно доехать на поезде до города Кисловодск или Пятегорск из Санкт-Петербурга и Москвы. Далее на машине путь ведёт через базу «Долина нарзанов» по дороге на Джилысу. Дорога пересекает ручей Харбас, здесь можно начинать активную часть маршрута
Выброска может быть осуществлена в зависимости от времени и количества воды как от турбазы «Долина нарзанов», так и от посёлка Харбаз. В случае выброски от турбазы «Долина нарзанов» придётся около 5 км подниматься вверх по левому притоку Малки ручью Хасаут до турбазы по тропе. Этот же способ является одним из аварийных выходов с маршрута. В любом случае выброска может быть осуществлена только на заранее заказанной машине
Телефоны водителей в г. Кисловодск:
1) Руслан и Владимир, г. Кисловодск (2 УАЗа, 2 ГАЗЕЛи): 8 (928) 346 93 93, 8 (962) 496 35 10, 8 (918) 869 64 86
2) фирма «ТАНЕКС» (автобус на 20 мест), г.Кисловодск, ул.Шаляпина 17, оф.№1, Остановка Железно-Дорожный Вокзал. Тел./факс: (87937) 6 17 53. Тел.: 8 (928) 305 24 07, www.tanex.ru, E-mail: info@tanex.ru, taneks@yandex.ru
3) Мурат, г. Кисловодск (красный Мерседес на 16 мест): 8 (928) 635 00 04, 8 (928) 264 04 43
3. Аварийные выходы с
маршрута и его запасные
Аварийный выход возможен по доступным лоциям либо обратно 4 км по ручью Харбас, либо уже по ручью Хасаут к турбазе «Долина нарзанов»
Однако наша группа разведала и использовала новый аварийный выход – левый приток у порога Первый селевой к горе Харбас. На триангуляционном знаке брал местный «Мегафон». От вершины – 200м до дороги к турбазе «Долина нарзанов». Этот аварийный выход будет описан подробно в пункте «Техническое описание прохождения группой маршрута»
Также существуют непроверенные сведения о том, что в 2007 году группа водников, собиравшаяся спуститься по р. Харбас, не доехала до него на машине из-за снежных мостов на плато и от горы Джугутюрлютюбе спускалась в долину ручья Харбас по нижнему левому притоку напротив пещеры в скале ПБ с координатами N 43*34`715 E 42*36`3. От пещеры до стрелки с Малкой около 500 м по прямой. Для выхода по этому ручью от стрелки с Малкой потребуется совершить брод Харбаса 2 раза, затем для выхода на дорогу набрать высоту около 800 м. Более детальных сведений об этом аварийном выходе нет
4. Изменения маршрута и их причины
Мы предполагали за 1 день спуститься по ручью Харбас 4 км до реки Малка, пройти Среднюю Малку и Нижнюю Малку
Однако неожиданно для всех к майским праздникам уровень воды в реке Малка и в ручье Харбас сильно упал и продолжал падать. Снеговой паводок к майским праздникам в отличие от предыдущих лет успел пройти, а таяние ледников не началось из-за постоянной пасмурной и прохладной погоды. В связи с этим нам пришлось проводить и буквально протаскивать суда по ручью Харбас, что заняло 2 дня. В отдельных случаях проводка достигала сложности 5 к.с. Если бы уровень воды в ручье был ещё ниже, можно было бы спуститься к реке Малка пешком. Наш уровень воды не позволял идти пешком (очень сильная струя с большим уклоном не позволяла постоянно бродить ручей в местах пересечения ручья слабой тропкой), но при этом сплав был тоже невозможен из-за постоянного негабарита. Проводка из-за большого уклона ручья была очень опасной и потребовала применения на отдельных участках основной верёвки. Некоторые участки пришлось обнести. Также проводку осложняли встречавшиеся завалы. Характер ручья Харбас не описан подробно ни в одном из доступных отчётов. Немногочисленные группы, использовавшие этот ручей как способ заброски на Малку, либо сплавлялись по нему, либо шли пешком, в обоих случаях уровень воды отличался от нашего
В Средней Малке вода была низкая и продолжала падать. Из-за этого шиверы потребовали более детального осмотра и постоянных чалок - возможности прохода между торчащими зубьями в большинстве случаев не читались с воды. Порог Первый селевой оказался непроходим. Вниз по реке была выслана разведка, доложившая, что и основные пороги ниже, включая Второй селевой тоже оказались габаритным непроходом по нашей воде
Было принято решение выходить с реки, чтобы не опоздать на поезд, после чего нашей группой был разведан и пройден не описанный нигде аварийный выход на дорогу к турбазе «Долина нарзанов» в районе горы Харбас (8 км, набор высоты 800 м)
5. График движения
Дни пути |
Участок пути (от – до) |
Прот. в м |
Ходовое время |
Определяющие препятствия на участке |
Метеоусловия днём (ночью всё время не выше + 5) |
1 - 3 |
Санкт-Петербург – Кисловодск (поезд), автозаброска до р. Харбас, стапель |
------ |
----- |
----------------- |
---------- |
4 |
Мост через р. Харбас – 150 м выше пор. Жёлоб |
2000м |
6 ч |
Негабаритные сливы с завалами, навалы, прижимы к скальным стенкам. |
Переменная облач-ность t воздуха = +16 - +18 C. |
5 |
150 м выше пор. Жёлоб ручей – стрелка р. Малка |
2000м |
7 ч |
Спуск на верёвках пор. Жёлоб, обнос пор. ок. пещеры, прижимы, навалы, непроходы |
Переменная облачность, град, t = +16 C |
6 |
Стрелка р. Малка – пор. Первый селевой, Радиальная разведка пешком |
4000м 2500м + 2000м |
5 ч 3 ч |
Слаломные шиверы 3-4 к.с, воротца, навалы, высокая скорость струи. Крупная осыпь с угрозой обвалов 1Б у 1группы в русле ручья Первый селевой. Н/к движение траверсом ЛБ р. Малка у второй группы |
Кратковременные осадки, облачность, небольшая гроза, t = +12 - +14 C |
7 |
Пеший выход с водным снаряжением по ручью Первый селевой до выхода на плато и возвращение на стрелку р. Малка. Радиальные разведки выхода из ущелья |
4000м 700 м + 1000 м |
9 ч |
Крупная осыпь с угрозой обвалов 1Б, подъём по травянистому склону кулуара Надежда крутизной 30-35 градусов с осыпями высотой 400 м,1А. Каньон верховий р. Первый селевой с преодолением водопадов с уклоном до 60 градусов путём навешивания перил, 1 Б - 1 группа. Подъём по описанному выше склону кулуара Надежда 1А – 2 группа |
Ясно, затем переменная облачность и град, t = +14 - +16 C |
8 |
Вторая ходка по ручью Первый селевой с подъёмом по кулуару Надежда, затем траверс гребня для выхода на плато к горе Харбас |
8000м |
8 ч |
Крупная осыпь с угрозой обвалов 1Б, подъём по травянистому склону кулуара Надежда крутизной 30-35 градусов с осыпями высотой 400 м,1А Траверс травянистого гребня с уклоном 15 градусов н/к, одна часть группы прошла в две ходки из-за веса водного снаряжения |
Переменная облачность, сильный ветер, t = +15 C |
9 - 10 |
Автотранспорт до города Кисловодск, поезд до г. Москва |
---- |
------- |
-------- |
------ |
10 - 11 |
Поезд Москва – Санкт-Петербург |
------ |
-------- |
---------- |
------- |