Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание

Поход был организован и проведён любительской спортивной командой «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие также туристы из Подмосковья, Минска и Мончегорска. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна

Содержание

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1. Проводящая организация
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)
3. Общие справочные сведения о маршруте и группе
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута
6. Сведения о руководителе и участниках
II. Содержание отчета
1. Общая смысловая идея похода
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
9. Дополнительные сведения о походе
9.1. Перечень специального снаряжения
9.2. Особенности общественного и личного снаряжения
9.3. Характеристика средств передвижения
9.4. Особенности погодных условий
9.5. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
III. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
IV. Отчет подготовлен
V. Литература
VI. Фотографии к отчету
Приложение 1: Схема ручья Харбас
Приложение 2: Трек маршрута

Работа состоит из  1 файл

ОТЧЕТ ПО МАРШРУТУ.docx

— 2.75 Мб (Скачать документ)

Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка

Дата: 1-11 мая 2009 г.

Руководитель  группы: Фёдорова М.В. (Санкт-Петербург)

Оглавление

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода) 
1. Проводящая организация 
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения) 
3. Общие справочные сведения о маршруте и группе 
4. Подробная нитка маршрута 
5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута 
6. Сведения о руководителе и участниках 
II. Содержание отчета 
1. Общая смысловая идея похода 
2. Варианты подъезда и отъезда 
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 
4. Изменения маршрута и их причины 
5. График движения 
6. Техническое описание прохождения группой маршрута 
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте 
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте 
9. Дополнительные сведения о походе 
9.1. Перечень специального снаряжения 
9.2. Особенности общественного и личного снаряжения 
9.3. Характеристика средств передвижения 
9.4. Особенности погодных условий 
9.5. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения 
III. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута 
IV. Отчет подготовлен 
V. Литература 
VI. Фотографии к отчету 
Приложение 1: Схема ручья Харбас 
Приложение 2: Трек маршрута

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

(Паспорт спортивного  похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован  и проведён любительской спортивной командой «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие также туристы из Подмосковья, Минска и Мончегорска. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив

(место проведения)

Поход проходил по Северному  Кавказу в Приэльбрусье на территории республики Кабардино-Балкарии в Российской Федерации. Географический район – Приэльбрусье

3. Общие справочные сведения  о маршруте и группе:

Видтуризма

Категория сложности

Протяженность активной части  похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

пешком

сплав

всего

общая

ходовых дней

водный

н/к с элементами четвёртой к.с.

12 км

8 км

20 км

11 дней

5 дней

01.05 – 11.05 2009


Группа из двенадцати человек  на четырёх двухместных и одном  четырёхместном катамаране. Маршрутная книжка № 12/09

4. Подробная нитка маршрута

Санкт-Петербург - г. Кисловодск – ручей Харбас – река Средняя Малка - приток Первый селевой- кулуар Надежда – гора Харбас – г. Кисловодск – Санкт-Петербург

5. Определяющие препятствия  маршрута

Уровень воды в ручье Харбас – низкий, непроход, уровень воды в реке Средняя Малка – низкий, падающий

При определении категории  сложности (к.с.) водных и пеших препятствий использовался справочник «Русский турист». Пешие препятствия оценивались именно по пешей, а не по горной классификации

Водные препятствия

Вид

К.с.

Длина

Характеристика

Способ прохождения

Шиверы и пороги Харбаса

Непроход, проводка

4000 м

Нагромождение камней, большой  уклон, высокая скорость струи, несмотря на непроход, проводка затруднена и опасна

Проводка на чальных концах с постоянным проталкиванием, местами спуск на основной верёвке, местами обносы

Шиверы реки Средняя Малка

Третья- четвёртая

4000 м

Каскад слаломных малорасходных  шивер, большое количество камней, прижимов, ворот, острых зубьев, мели, навалы, частично перегораживающие русло деревья

Требуется беглый осмотр участка  с частыми чалками.

Порог «Первый селевой»

непроход

150 м

Череда сливов в очень  узких воротцах на левом повороте, затем на правом повороте

По нашей воде габаритный непроход

Пороги и шиверы до порога Второй селевой

непроход

2000 м

Негабаритные сливы в  узких воротцах, навалы, зубья в  струе, частичные завалы

По нашей воде весь участок  требовал проводки и частичного обноса, порог «Второй селевой» был габаритным непроходом


Пешие препятствия

Вид

К.с.

Длина

Характеристика

Способ прохождения

Осыпь крупная в русле  ручья Первый селевой

4000 м

Нагроможде-ние камней в русле старого селевого потока, угроза обвалов, уклон до 45 градусов, завалы из деревьев

Пройдено 3 раза: 1) налегке  в ходе разведки 2 мя членами группы. 2) первая ходка с водным снаряжением. 3) вторая ходка с основным снаряжением. Во всех случаях применялась страховка  альпенштоком, места с угрозой  обвалов проходились по одному, в  момент, когда не сыпались камни

Травянис-тый склон с крутизной 30-35 градусов

Высота 400 м

Крутой травянистый склон  с выходами отдельных скал и мелких живых осыпей, угроза обвала камней

Пройдено 3 раза: 1) налегке  в ходе разведки 2 мя членами группы. 2) первая ходка с водным снаряжением. 3) вторая ходка с основным снаряжением. Во всех случаях применялась страховка  альпенштоком и метод траверса. Места  с сыпухой проходились по одному, многие участники двигались в сплавных касках. Подъём по кулуару осложнялся негабаритным грузом – дюралевыми рамами от катамаранов

Каньон в верховьях  ручья Первый селевой радиально

700 м

Нагроможде-ние камней в скальных узостях, большой уклон до 45 градусов, водопады с участками 60 градусов

Пройден в ходе разведки выхода из ущелья ручья радиально без рюкзаков. При прохождении водопадов применялась страховка перилами из основной верёвки. Во время разведки 1м из участников совершён подъём в травянистый кулуар высотой 150 метров с уклоном до 30 градусов. Разведка сопровождалась фотосъёмкой, совершена 4мя участниками группы

Подъём по плато к горе Харбас

н/к

4000 м

Травянистый тягун с уклоном 15 градусов траверсом

Совершён всеми участниками группы со снаряжением: часть группы преодолела препятствие за одну ходку с водным и основным снаряжением, часть группы возвращалась за водным снаряжением во вторую ходку.

Движение вдоль ЛБ р. Малка  траверсом травянистых склонов  и осыпей радиально

н/к

2000 м

Травянистые склоны и отдельные  осыпи, завалы из деревьев

Совершено 3мя участниками  группы. Движение не потребовало страховки  альпенштоками


6. Сведения о руководителях  и участниках

№ п/п

Фамилия, Имя, Отчество

Туристическая подготовка

Обязанности в группе, средство сплава

1.

Фёдорова Мария Владимировна

Шавла-Аргут-Катунь(5У), Кучерла н/к с элементами 6 (Р), Худес-Кубань(4Р), Тохмайоки – Уксунйоки(3Р), Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3Р), Печа –Конья (3У)

руководитель, катамаран  двухместный «Светофор»

2.

Фёдоров Николай Васильевич

Шавла-Аргут-Катунь(5У), Худес-Кубань(4У), Тохмайоки – Уксунйоки(3У), Печа-Конья (3Р), Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У)

завхоз, помощник руководителя, катамаран двухместный «Светофор»

3.

Балакин Сергей Михайлович

Ака-алаха-Аргут (6У), Кекемерен, Обхингоу, Пскем и др. – всё 6У, Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У)

Фотограф, капитан К2 «Коцур»

4.

Смирнов Дмитрий Евгеньевич

Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У), Чирко-Кемь (1Р)

оператор, матрос К2 «Коцур»

5.

Романов Александр Анатольевич

Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (2У), а также незарегестрированный алтайский водный опыт (Мажой) и пеший опыт (перевал Кара-тюрек и др.)

Капитан К2 «Пчела», навигатор

6.

Друговина Дмитрий Витальевич

Кутсайоки-Тунтсайоки (3У), Кучерла пешая часть (перевал Кара-тюрек), Винча (2У)

Матрос К2 «Пчела», начсвязь

7.

Иваненко Иван Вячеславович

Худес-Кубань(4У), Тохмайоки – Уксунйоки(3У), Печа-Конья (3У), Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У), Кучерла пешая часть (перевал Кара-тюрек)

Капитан К4 «Сварог»

8.

Савкин Дмитрий Юрьевич

Суна (2У)

Матрос К4 «Сварог», реммастер

9.

Фёдоров Роман Валентинович

Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У), горный опыт 3У

Главный по верёвочной страховке, матрос К4 «Сварог»

10.

Яковлева Галина Викторовна

Винча (2У), Лоймоланйоки-Коласйоки-Уксунйоки (3У),

Медсестра, матрос К4 «Сварог»

11.

Гончаров Станислав Викторович

Лоймоланйоки –Уксунйоки (2У), Умба (3У), а также другой кольский незаявленный опыт

Капитан К2 «Рафтмастер»

12.

Смирнова Екатерина Николаевна

Лоймоланйоки –Уксунйоки (2У), Умба (3У), а также другой кольский незаявленный опыт

Матрос К2 «Рафтмастер»


II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея  похода

К выбираемому маршруту для  весеннего водного похода были предъявлены  следующие требования:

  • поход должен быть полноценным водным походом 4 категории сложности;
  • маршрут должен быть достаточно сложным, может содержать препятствия до 5 к.с.;
  • заброска должна осуществляться «колёсами в воду»;
  • поход должен быть проведён в сжатые сроки;
  • маршрут не должен пролегать в погранзоне;
  • маршрут должен пролегать по малопосещаемым местам, фактически не описанным в отчётах для детального изучения рек и составления технического описания;
  • река (реки), по которым будет проходить поход, должна иметь средний уровень воды в начале мая.

Всем этим требованиям  по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут  по реке Средняя Малка с заброской  по ручью Харбас. Но по нашей воде ситуация оказалась совершенно иной, маршрут был серьёзно изменён

2. Варианты подъезда и  отъезда

Для путешествий по Приэльбрусью можно доехать на поезде до города Кисловодск или Пятегорск из Санкт-Петербурга и Москвы. Далее на машине путь ведёт через базу «Долина нарзанов» по дороге на Джилысу. Дорога пересекает ручей Харбас, здесь можно начинать активную часть маршрута

Выброска может быть осуществлена в зависимости от времени и  количества воды как от турбазы «Долина  нарзанов», так и от посёлка Харбаз. В случае выброски от турбазы «Долина нарзанов» придётся около 5 км подниматься вверх по левому притоку Малки ручью Хасаут до турбазы по тропе. Этот же способ является одним из аварийных выходов с маршрута. В любом случае выброска может быть осуществлена только на заранее заказанной машине

Телефоны водителей в  г. Кисловодск:

1) Руслан и Владимир, г. Кисловодск (2 УАЗа, 2 ГАЗЕЛи): 8 (928) 346 93 93, 8 (962) 496 35 10, 8 (918) 869 64 86

2) фирма «ТАНЕКС» (автобус  на 20 мест), г.Кисловодск, ул.Шаляпина 17, оф.№1, Остановка Железно-Дорожный Вокзал. Тел./факс: (87937) 6 17 53. Тел.: 8 (928) 305 24 07, www.tanex.ru, E-mail: info@tanex.ru, taneks@yandex.ru

3) Мурат, г. Кисловодск (красный Мерседес на 16 мест): 8 (928) 635 00 04, 8 (928) 264 04 43

3. Аварийные выходы с  маршрута и его запасные варианты

Аварийный выход возможен по доступным лоциям либо обратно 4 км по ручью Харбас, либо уже по ручью Хасаут к турбазе «Долина нарзанов»

Однако наша группа разведала  и использовала новый аварийный  выход – левый приток у порога Первый селевой к горе Харбас. На триангуляционном знаке брал местный «Мегафон». От вершины – 200м до дороги к турбазе «Долина нарзанов». Этот аварийный выход будет описан подробно в пункте «Техническое описание прохождения группой маршрута»

Также существуют непроверенные  сведения о том, что в 2007 году группа водников, собиравшаяся спуститься по р. Харбас, не доехала до него на машине из-за снежных мостов на плато и от горы Джугутюрлютюбе спускалась в долину ручья Харбас по нижнему левому притоку напротив пещеры в скале ПБ с координатами N 43*34`715 E 42*36`3. От пещеры до стрелки с Малкой около 500 м по прямой. Для выхода по этому ручью от стрелки с Малкой потребуется совершить брод Харбаса 2 раза, затем для выхода на дорогу набрать высоту около 800 м. Более детальных сведений об этом аварийном выходе нет

4. Изменения маршрута  и их причины

Мы предполагали за 1 день спуститься по ручью Харбас 4 км до реки Малка, пройти Среднюю Малку и Нижнюю Малку

Однако неожиданно для  всех к майским праздникам уровень  воды в реке Малка и в ручье  Харбас сильно упал и продолжал падать. Снеговой паводок к майским праздникам в отличие от предыдущих лет успел пройти, а таяние ледников не началось из-за постоянной пасмурной и прохладной погоды. В связи с этим нам пришлось проводить и буквально протаскивать суда по ручью Харбас, что заняло 2 дня. В отдельных случаях проводка достигала сложности 5 к.с. Если бы уровень воды в ручье был ещё ниже, можно было бы спуститься к реке Малка пешком. Наш уровень воды не позволял идти пешком (очень сильная струя с большим уклоном не позволяла постоянно бродить ручей в местах пересечения ручья слабой тропкой), но при этом сплав был тоже невозможен из-за постоянного негабарита. Проводка из-за большого уклона ручья была очень опасной и потребовала применения на отдельных участках основной верёвки. Некоторые участки пришлось обнести. Также проводку осложняли встречавшиеся завалы. Характер ручья Харбас не описан подробно ни в одном из доступных отчётов. Немногочисленные группы, использовавшие этот ручей как способ заброски на Малку, либо сплавлялись по нему, либо шли пешком, в обоих случаях уровень воды отличался от нашего

В Средней Малке вода была низкая и продолжала падать. Из-за этого  шиверы потребовали более детального осмотра и постоянных чалок - возможности прохода между торчащими зубьями в большинстве случаев не читались с воды. Порог Первый селевой оказался непроходим. Вниз по реке была выслана разведка, доложившая, что и основные пороги ниже, включая Второй селевой тоже оказались габаритным непроходом по нашей воде

Было принято решение  выходить с реки, чтобы не опоздать на поезд, после чего нашей группой  был разведан и пройден не описанный  нигде аварийный выход на дорогу к турбазе «Долина нарзанов»  в районе горы Харбас (8 км, набор высоты 800 м)

5. График движения

Дни пути

Участок пути (от – до)

Прот. в м

Ходовое время

Определяющие препятствия  на участке

Метеоусловия днём (ночью  всё время не выше + 5)

1 - 3

Санкт-Петербург – Кисловодск (поезд), автозаброска до р. Харбас, стапель

------

-----

-----------------

----------

4

Мост через р. Харбас – 150 м выше пор. Жёлоб

2000м

6 ч

Негабаритные сливы с  завалами, навалы, прижимы к скальным стенкам.

Переменная облач-ность t воздуха = +16 - +18 C.

5

150 м выше пор. Жёлоб  ручей – стрелка р. Малка

2000м

7 ч

Спуск на верёвках пор. Жёлоб, обнос пор. ок. пещеры, прижимы, навалы, непроходы

Переменная облачность, град, t = +16 C

6

Стрелка р. Малка – пор. Первый селевой, Радиальная разведка пешком

4000м 2500м + 2000м

5 ч 3 ч 

Слаломные шиверы 3-4 к.с, воротца, навалы, высокая скорость струи. Крупная осыпь с угрозой обвалов 1Б у 1группы в русле ручья Первый селевой. Н/к движение траверсом ЛБ р. Малка у второй группы

Кратковременные осадки, облачность, небольшая гроза, t = +12 - +14 C

7

Пеший выход с водным снаряжением  по ручью Первый селевой до выхода на плато и возвращение на стрелку р. Малка. Радиальные разведки выхода из ущелья

4000м 700 м + 1000 м

9 ч

Крупная осыпь с угрозой  обвалов 1Б, подъём по травянистому склону кулуара Надежда крутизной 30-35 градусов с осыпями высотой 400 м,1А. Каньон верховий р. Первый селевой с преодолением водопадов с уклоном до 60 градусов путём навешивания перил, 1 Б - 1 группа. Подъём по описанному выше склону кулуара Надежда 1А – 2 группа

Ясно, затем переменная облачность и град, t = +14 - +16 C

8

Вторая ходка по ручью Первый селевой с подъёмом по кулуару Надежда, затем траверс гребня для выхода на плато к горе Харбас

8000м

8 ч

Крупная осыпь с угрозой  обвалов 1Б, подъём по травянистому склону кулуара Надежда крутизной 30-35 градусов с осыпями высотой 400 м,1А Траверс травянистого гребня с уклоном 15 градусов н/к, одна часть группы прошла в две ходки из-за веса водного снаряжения

Переменная облачность, сильный  ветер, t = +15 C

9 - 10

Автотранспорт до города Кисловодск, поезд до г. Москва

----

-------

--------

------

10 - 11

Поезд Москва – Санкт-Петербург

------

--------

----------

-------

Информация о работе Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка