Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание

Поход был организован и проведён любительской спортивной командой «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие также туристы из Подмосковья, Минска и Мончегорска. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна

Содержание

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1. Проводящая организация
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)
3. Общие справочные сведения о маршруте и группе
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута
6. Сведения о руководителе и участниках
II. Содержание отчета
1. Общая смысловая идея похода
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
9. Дополнительные сведения о походе
9.1. Перечень специального снаряжения
9.2. Особенности общественного и личного снаряжения
9.3. Характеристика средств передвижения
9.4. Особенности погодных условий
9.5. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
III. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
IV. Отчет подготовлен
V. Литература
VI. Фотографии к отчету
Приложение 1: Схема ручья Харбас
Приложение 2: Трек маршрута

Работа состоит из  1 файл

ОТЧЕТ ПО МАРШРУТУ.docx

— 2.75 Мб (Скачать документ)

Понятно, что возникает  вопрос, почему никто не пришёл из лагеря за Дмитрием? Тут как раз сыграла  роль допущенная ошибка, что в разведку вниз по р. Малка отправилось трое участников. Оставшиеся в лагере участники  не все могли идти на помощь другу  по объективным причинам: Иваненко из-за сорванного на проводке ногтя, Романов и Балакин из-за общего физического состояния, заместитель руководителя Николай Фёдоров, стёрший на постоянных проводках неопреном пах, должен был оставаться в лагере за старшего и на связи, так как рации разведок в лагерь доставали, а между друг другом у разведчиков связи не было. Фёдоров Роман не хотел идти один, чтобы не увеличить количество ЧП. Конечно, в данной ситуации Смирнов или Друговина, ушедшие в разведку Малки, как раз бы и решили весь вопрос. Ошибкой ребят было то, что в помощь Фёдорову Роману не была привлечена Яковлева, ведь ушиб Савкина не означал, что его нужно нести на руках, и информация об этом была передана в лагерь Фёдоровой. К сожалению, в данной ситуации сказалась нерешительность и недостаточно высокая дисциплина участников

После возвращения обоих  разведок, несмотря на возражения отдельных  участников, жаждавших сплава и, видимо, в тайне надеявшихся, что вода поднимется, хотя признаков изменения  погоды не было, было принято решение  на следующий день начать выход на плато к дороге. Для этого в  первую ходку решили совершить занос  катамаранов, оставив лагерь с Балакиным  на полке ЛБ перед порогом Первый Селевой

Перед ужином произвели антистапель судов

Стоянка в данном месте  находится на узкой полке под  отвесной скалой. Вечером после дождя  со скалы начали сыпаться отдельные  камни. Камни не достигали полки, но на всякий случай две палатки, стоявшие ближе всего к возможной зоне досягаемости случайного камня, отнесли на другой конец полки ближе к реке

День 5 - 7 мая 2009 (четверг)

Подъем в 7:00

В лагере оставлен Сергей Балакин, как самый старший и со старой травмой ноги. Оставлена рация  и назначено время связи

Состояние колена Савкина  и ногтя Иваненко позволили участникам присоединиться к подъёму сплавного  снаряжения на плато

Группа вышла с катамаранами и дюралевыми рамами в 9:30, за два  часа был преодолен разведанный  с вечера участок. Тропы нет, приходилось  двигаться по руслу селевого потока, постоянно пересекая его. Ручей  мелкий, по нашей воде была возможность  обойти по краям, не замочив вибрамы. В русле завалы деревьев, стволы лежат посреди ручья. Завалы и отдельные очень большие глыбы камней сильно тормозили группу

Участки с угрозой обвалов  проходили по одному, старались сильно не шуметь

Набор высоты неравномерный, характер осыпи разнообразный, участки  основного набора высоты состоят  из нагромождения огромных валунов

Через 1 км 200 м (данные GPS по прямой) подошли к кулуару, который был  наиболее удобен на первый взгляд для  выхода из ущелья ручья. Русло же ручья  как раз упиралось в водопад. Эта часть уже не была разведана  накануне Фёдоровой. Поэтому решили послать 2 разведки налегке:

Четвёрка в составе  Фёдоров Николай, Фёдоров Роман, Друговина и Романов с основной веревкой поднялись слева от водопада и увидели 2й и 3й водопад, через 500 метров решили, пройдя по кулуару, попробовать выйти на плато. Для этого Фёдоров Роман поднялся по травянистому склону крутизной до 30 градусов около 150 м и увидел, что это был лишь гребень, с которого внизу был виден еще один приток, отделявший гребень от основного плато. После этого разведчики получили сигнал от второй группы, что выход на плато по кулуару, который они разведывали, возможен, и стали возвращаться

В это время вторая группа разведчиков поднималась по травянистому кулуару, названному нами кулуар Надежда, крутизной 30 – 35 градусов с отдельными осыпями. Наверху открылось несколько  кажущихся проходов между скальными  выходами, только второй слева действительно  выводил на плато. На плато из-за облачности видимость была плохой, но разведчики обнаружили колею от машины, которая вела в нужную сторону. Это окончательно подтвердило целесообразность именно этого выхода

Во время подъема по ручью Первый селевой было найдено 2 гильзы, на плато и в кулуаре явно заметны следы копытных животных

Обе группы разведки вернулись  к водопаду, после чего вся группа с вещами поднялась по кулуару  на плато. Катамараны оставили на выходе на плато и спустились в лагерь в 17:30, итого 9 часов, общий набор высоты до края плато 650 метров

Изучив карты, нашли источник на плато неподалёку от выхода на дорогу, куда на следующий день было необходимо перенести лагерь

День 6 - 8 мая 2009 (пятница)

Подъем в 6:30

Сбор лагеря, выход в 9:15, были у кулуара в 10:30. Первые вышли  на плато в 11:45. Часть группы перепаковала вещи, чтоб перенести все в одну ходку (Фёдорова, Фёдоровы Роман и  Николай, Яковлева, Смирнова, Гончаров, Балакин, Смирнов, Друговина). Вторая часть группы в составе Савкина, Романова, Иваненко решила нести снаряжение в две ходки. От кулуара Надежда до дороги 2,5 км по прямой, в сторону дороги ведет явная автомобильная колея, которая выводит на высотку 2140м, с неё виден первый ориентир – летник, с которого начинается подъем на г. Харбас 2398 м (сверху тригопункт), справа г. Джугутюрлютюбе 2394,9 м. Ниже летника в распадке есть родник (слева от дороги, если идти от кулуара). Схема указана на фото выше

Первая часть группы, нёсшая вещи в одну ходку, окончательно прибыла  на место лагеря в 15:00, последние  участники были в лагере в 18:30. Лагерь было решено расположить прямо у  дороги напротив горы Харбас, так как количество снежных мостов и вытекающих из них достаточно чистых ручейков позволяло не привязываться к роднику

Около тригопункта на г. Харбас ловит местный Мегафон, никакие другие операторы сотовой связи там не работают. Качество связи было хорошим, но поймать эту связь долго не удавалось. Из мобильных телефонов всей группы связь поймал только один!

Удалось созвониться с  водителем Русланом, объяснить, где  мы находимся, и договориться о выброске на утро 9го мая в Кисловодск

Вечер 8го мая подарил  нашей группе незабываемые впечатления  – облака рассеялись, и стал виден Эльбрус во всей его красе. Мы полюбовались на Эльбрус при дневном освещении, на закате и на рассвете. Также с плато открылась великолепная панорама гор с выступающим плато Кинжал. А ночью вышла луна и осветила горы из облаков под нашими ногами. Это было настоящей наградой за все предыдущие выходки природы с водой!

День 7 - 9 мая 2009 (суббота)

Собрали лагерь, любуясь  на Эльбрус. Готовили 8го и утром 9го на газовой горелке Kovea, тип BaseCampI. Горелка позволяла за 1 раз приготовить полноценную еду на 12 человек

До Кисловодска добрались  на машине за 3 часа. В Кисловодске  часть группы посетила баню, также  навестили базар. Осмотрели обе  нарзанные галереи. 9го Мая город  выглядел празднично, были гуляния, много  милиции, но это не помешало провезти двоих в открытом кузове УАЗа «буханки» под видом рюкзаков. Позвонили в ПСО, сняли учётную запись группы. Сообщили, что группа водников, шедшая впереди нас на 1 день по тому же маршруту, которая должна была 9го мая тоже сниматься, не вышла на связь с водителем (их тоже должен был забирать Руслан). Объяснили дежурному в ПСО, что на реке мало воды, и ребята, пошедшие в проводку Среднюю Малку (на стоянке ниже Первого селевого разведка нашла их записку), скорее всего застряли на проводке. Так потом и оказалось, ребята опоздали на 2 дня. Вечером благополучно вся группа отбыла поездом в Москву, откуда все уже разъезжались по своим городам

7. Потенциально опасные  участки (препятствия, явления)  на маршруте

Пешая часть маршрута

  • Опасны обвалы на склонах Первого селевого ручья, особенно после дождя. Обвалы возможны и на скалах в ущелье р. Малка
  • На майские праздники пешая часть может быть осложнена снежниками
  • Опасна мокрая трава после дождя или града в кулуаре перед выходом на плато. Также в траве не видны «живые» осыпи. Движение по кулуару необходимо производить в касках, с альпенштоками, места с осыпями проходить по одному

Водная часть маршрута

  • Ручей Харбас и даже пороги Средней Малки могут оказаться негабаритом по майской воде. В более высокую ледниковую воду сплав по этим участкам будет достигать высшей категории сложности. Высокая вода не исключает отдельные габаритные непроходы и завалы. Уклон обоих участков чрезвычайно высок, эти реки носят алтайский характер
  • Чалки по высокой воде будут очень трудоёмки и опасны. Потребуется система принудительных чалок
  • Нужно понимать, что фактически все препятствия, даже прогоны, потребуют осмотра, многие препятствия потребуют страховки и заноса вещей. Таким образом продвижение группы будет очень медленным. Фактически придётся продублировать весь Харбас и Среднюю Малку пешком, при этом тропы осмотра и обноса как таковой не существует
  • Аварийные выходы с маршрута достаточно сложны, они представляют собой категорийную пешку, которая может растянуться на 2 дня даже при имеющихся описаниях
  • Существующие лоции не дают реального представления о порогах Средней Малки. В нашем отчёте впервые описан подробно со схемами ручей Харбас. В других лоциях описаны Селевые пороги, но затем почти 10 километровый участок реки до стрелки с Хасаутом, на котором расположено несколько порогов 5 к.с. в доступных лоциях не описан
  • На Харбасе и Малке опасен высокий паводок, также здесь в 2002 году был случай схода селя, сформировавшего современный вид Селевых порогов
  • В низкую воду проводки крайне тяжелы и опасны, так как струя всё равно глубокая и имеет очень большой уклон
  • Уровень воды в ручье Харбас не позволяет определить уровень воды в реке Малка

8. Перечень наиболее интересных  природных, исторических и других  объектов (занятий) на маршруте

Природа ущелья реки Малка  очень красива и сурова. При  выходе к стрелке Малки и Харбаса нами были замечены на другом берегу убегающие дикие копытные животные. Встречается большое количество змей и орлов. Растительность верхнего плато характерна для альпийского луга. С плато открывается при хорошей погоде потрясающая панорама Эльбруса и плато Кинжал

Красные выветренные скалы  Малкинского ущелья, поросшие лесом, создают райские условия для фотолюбителей. Ниже по ущелью р. Малка есть выходы диких нарзанов и красивейшие водопады. В культурном плане интересно посетить г. Кисловодск – один из старейших русских курортов, славящийся своими нарзанными галереями

9. Дополнительные сведения  о походе

9.1. Перечень специального  снаряжения

Групповое

Личное

Наименование

Количество

Наименование

Количество

Катамаран двухместный в  комплекте с дюралевой рамой

4

Каска сплавная

1

Катамаран четырёхместный

1

Спасательный жилет надувной

1

пасательный конец ("морковка)

5

идрокостюм неопреновый "мокрого типа

1

Радиостанция «Kenwood TH-K4AT» + Радиостанция Midland GTX500

2 + 2

("защита)

1

Весло катамаранное с пластмассовой  лопастью запасное

5

Весло катамаранное с пластмассовой  лопастью

1

Основная верёвка 47 м

1

Стропорез

1

Термос

5

Гермоупаковка

1


9.2. Особенности общественного  и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте и организации  прохождения и страховки препятствий  использовался комплект из 2-х раций  «Kenwood TH-K4AT» и комплект из 2-х раций Midland GTX500, рабочая частота - 433.100 МГц

Для распилки дров использовались 2 цепные пилы весом 0,26 кг каждая

Для фото и видеосъёмки  использовался целый ряд фотоаппаратов, а также 2 видеокамеры. Перечислять  их, с вашего позволения, мы не будем

Для уточнения координат  отдельных точек маршрута использовался GPS Garmin, карты для него самолично отрисовал Александр Романов, что у него получилось просто замечательно, и вся наша группа приносит ему отдельную благодарность за этот нелёгкий, требующий высокого профессионализма труд! Трек маршрута с GPS Александра Романова смотрите в Приложении 2

9.3. Характеристика средств  передвижения

В этом спортивном походе применялись  следующие средства сплава:

1) К2 «Светофор», «Рафтмастер», «Коцур», «Пчела». Все катамараны являются туристско-спортивными двухместными судами для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов. «Светофор» производён фирмой "QR-shop", доработан и улучшен хозяевами Фёдоровой и Федоровым Н. «Рафтмастер» произведён фирмой «Рафтмастер», модель «Гоша». Катамараны «Коцур» и «Пчела» произведены в Казани фирмой «Корвет». В каталоге моделей они проходят под названием «Сварожич». Ширина всех К2 – 2 метра. Длина от 3,8 до 4 м

2) К4 «Сварог» также произведён казанской фирмой «Корвет» и является, соответственно, четырёхместным туристско-спортивным судном для горных рек с разборной рамой и коленной посадкой гребцов. Для данного похода использовалась деревянная рама, позволившая уменьшить стандартную двухметровую ширину до 1,8 м. Длина судна 5 м

9.4. Особенности погодных  условий

Поход проходил в условиях низкой температуры ночью (от – 3 до +5) и прохладной, часто облачной погоды днём (от +12 до +18). Три раза был град, два раза краем проходила гроза. На плато был сильный шквальный  ветер

9.5. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

№ п/п

Вид затрат

На одного человека, руб.

 

Транспортные

 

1.

Билеты на поезд Санкт-Петербург - Кисловодск и обратно

Около 4000 р.

2.

Заброска – выброска (автотранспорт)

1400 р.

 

На питание

 

1

Питание по раскладке*

1000 р.

2

Питание в поезде туда и  обратно с учётом пива, еда в  Кисловодске

1000 р.

3

Страховка

170 р.


* В раскладку вместо  тушёнки входило сублимированное  мясо, изготовленное домашним способом  по рецепту, с которым можно  ознакомиться на сайте stuurman.narod.ru в разделе "Питание" ("Туристическое питание"), подразделе "Рецепт самодельного приготовления "сублимированного" мяса"

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Вывод: Харбас и Средняя Малка могут оказаться непроходимыми для катамаранов по майской воде. По июньской ледниковой воде обе эти реки представляют большой интерес для сплава. Удобна заброска – колёсами в воду, сложные до 6 категории пороги. Большая автономность путешествия на коротком участке до стрелки с р. Хасаут, тем не менее, есть аварийные выходы, пусть требующие напряжённой пешки. Маршрут может быть рекомендован для сплава сильным командам по высокой июньской ледниковой воде

Информация о работе Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка