Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание

Поход был организован и проведён любительской спортивной командой «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. В походе принимали участие также туристы из Подмосковья, Минска и Мончегорска. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна

Содержание

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
1. Проводящая организация
2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)
3. Общие справочные сведения о маршруте и группе
4. Подробная нитка маршрута
5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута
6. Сведения о руководителе и участниках
II. Содержание отчета
1. Общая смысловая идея похода
2. Варианты подъезда и отъезда
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
4. Изменения маршрута и их причины
5. График движения
6. Техническое описание прохождения группой маршрута
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
9. Дополнительные сведения о походе
9.1. Перечень специального снаряжения
9.2. Особенности общественного и личного снаряжения
9.3. Характеристика средств передвижения
9.4. Особенности погодных условий
9.5. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
III. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
IV. Отчет подготовлен
V. Литература
VI. Фотографии к отчету
Приложение 1: Схема ручья Харбас
Приложение 2: Трек маршрута

Работа состоит из  1 файл

ОТЧЕТ ПО МАРШРУТУ.docx

— 2.75 Мб (Скачать документ)

  • Температура вода на протяжении всего маршрута колебалась от +5 до +7 C
  • Температура воздуха и воды замерялась спортивными часами Casio Marine Gear
  • Расстояния активной части похода измерено по картам 1:50000

6. Техническое описание (только  активная часть маршрута)

День 1 - 3 мая 2009 (воскресенье)

Прибытие на вокзал г. Кисловодска 3 мая в 9 утра. Созвонились с водителем Русланом, подтвердили своё прибытие, для чего купили местную Sim-карту Мегафона в павильоне рядом с вокзалом

В 10:30 – прибытие московского  поезда с ещё тремя участниками. Погрузка в УАЗ и бортовую ГАЗЕЛЬ Руслана и Владимира

По дороге Фёдоров Н. заехал на УАЗе в Поисково-Спасательный Отряд (ПСО) в здании бывшего санатория «Минутка» для постановки группы на учёт

Адрес: Кисловодск, проспект Победы 24

Тел. отряда: 8 (87937) 207 02

Начальник - Морозов Анатолий Анатольевич: 8 (87937) 277 71

Примерно в 13:30 прибыли  на мост через Харбас

Сделали разведку ПБ

Лагерь поставили на ПБ перед мостом. Дров мало! На дороге, ведущей на Джилысу, выше моста через Харбас обнаружили большой снежник

Обед. Стапель. Деревья для  рамы можно найти, но они кривые (берёза). К4 «Сварог» вёз поперечины с собой. У всех К2 была дюраль

Выше моста начинается ООПТ – Национальный парк Приэльбрусье. Сплав начинается от границы парка, территорию парка не захватывает

День 2 - 4 мая 2009 (понедельник)

Подъем в 7:00

Уровень воды по сравнению  с предыдущим днем заметно упал. Проход под мостом невозможен, поэтому  занесли лодки по ЛБ на 50 м ниже притока по ЛБ (по ПБ проход невозможен – там тоже впадает приток, в  нашем случае перекрыт глубоким снегом)

Перечалились на ПБ, сплав был невозможен из-за габаритных непроходов. Начали проводку по ПБ до левого поворота в каньон, затем произвели частичный обнос и проводку каньона по ПБ. До устья притока по ЛБ суда вели в проводку то по ЛБ, то по ПБ. В 100 м выше устья 2го притока по ЛБ есть полка на ПБ, пригодная для обеда и стоянки для 2х-3х палаток. Весь этот участок по большей воде возможен для сплава с осмотрами и принудительными чалками перед возможными завалами и отдельными габаритными непроходами

Выше стоянки - сложный  участок: отвесная скала по ЛБ, справа – огромный камень. Ломаный слив с поворотом сначала вправо, затем  влево. На левом повороте в сливе  бревно. Обнос по ПБ с выходом  на стоянку. Даже по большей воде, скорее всего, порог будет непроходим

После стоянки предпринята  попытка сплава, которая в связи  с негабаритом, не увенчалась успехом. По большей воде этот участок до порога Жёлоб будет пригоден для  сплава. В нашем случае - дальнейшая проводка по ПБ

Чалка всех судов на ПБ после  левого поворота. Ориентиром служит появление  заметного уклона. Головным экипажем произведена разведка по ПБ каньона  с порогом-водопадом (в некоторых  лоциях «Мини-жёлоб», в нашем отчёте просто «Жёлоб»). По ПБ обнос не возможен из-за отвесной скалы. Перечалили все  суда на ЛБ. Все перечалки из-за глубокой и быстрой струи с большим  уклоном требовали очень большого количества времени, страховки верёвками  и слаженной работы 3-х и более  человек. Было уже около 18 часов, поэтому  принято решение встать на стоянку  на полке ЛБ на левом повороте в 150 метрах по прямой от пор. «Жёлоб»

Координаты стоянки: N 43* 34`709 E 42* 36`704 Дрова есть!

Из области анекдота: несмотря на низкий и падающий уровень воды в р. Харбас, вода была достаточно мутная. Отдельные члены группы захотели набрать более чистой, по их мнению воды, из притока по ЛБ в 150 м выше от стоянки, в результате чего каким-то образом ими был утоплен котёл. Котёл снесло в бочку на ручье Харбас, после чего двое участников, страхуя друг друга морковкой, пытались нырять в бочку, чтобы достать котёл. Котёл найден не был, участники получили строгий выговор от руководителя за всю эту затею. На счастье, у группы в распоряжении было 2 котла

Также был произведён мелкий ремонт снаряжения: заклеена вещевая  герма и днищевые швы на 2х катамаранах, пострадавшие во время проводки гружёных судов

День 3 - 5 мая 2009 (вторник)

Подъем в 7:00. Уровень воды ещё упал

Занос вещей по узкой тропке скалы ЛБ за каньон порога Жёлоб

Координаты N 43*34`725 E 42*35`859, высота 1690м. Порог представляет собой узкую  скальную щель на правом повороте. Может  быть пройден по более высокой  воде без вещей на К2 опытным экипажем со страховкой и осмотром по ЛБ. В нашу воду порог был негабаритен. Возможны два варианта обноса порога – непосредственно обнос по скале ЛБ и спуск на основной верёвке с гладкой скалы в начале основного слива порога также с ЛБ. Оба эти способа одинаково долгие и трудоёмкие. Обнос требует верёвочной страховки катамарана, чтобы избежать его срыва в ущелье Жёлоба, который мог бы повлечь за собой и падение людей. Страховали морковкой через деревья на скале. Таким образом обнесли два К2 – «Светофор» и «Коцур». Остальные суда перенесли на наклонную плиту ЛБ и стравили на основной веревке по Жёлобу, предварительно переправив 2х человек на ПБ для страховки от прижимов с помощью носовой чалки

После Жёлоба на левом повороте продолжается негабаритное по нашей  воде нагромождение камней с высоким  уклоном и завалом перед скалой по ЛБ в начале правого поворота. Протяжённость препятствия 100 м. По более высокой воде среди камней возможно откроются узкие габаритные для К2 проходы. Чалка перед завалом будет крайне опасна

После обноса-проводки Жёлоба мы провели пустые суда по ЛБ за завал, погрузили вещи, затем спуск совершался путём проводки и перечалок с  ЛБ на ПБ, обусловленными подступающими  к воде отвесными скалами с  прижимами

Уклон ручья ненадолго  уменьшается перед третьим левым  притоком, впадающим в конце длинной  ровной полки по ЛБ. В нашу воду даже в этой части был непроход из-за многочисленных зубьев, в большую воду сплав здесь вполне возможен. Сразу после ручья по ЛБ скала, потребовалась перечалка на ПБ. Вдоль скалы – правый поворот, в конце которого – скала по ПБ. Высоко на скале замечена пещера - координаты N 43*34`715 E 42*36`337. Около пещеры мы были в 17:00, перекус. Во время перекуса нас накрыло крупным градом ш 4-5 мм

Перед скалой ПБ – галечная отмель по нашей воде. В высокую  воду должна быть затоплена. За скалой на правом повороте – разбои, зубья, в нашем случае снова проводка

Далее – ВНИМАНИЕ! В конце  правого поворота – серьёзное  препятствие с большим уклоном  – нагромождение камней и деревьев с узкими проходами, в нашем случае негабаритными для катамарана. По большей воде проход вдоль скалы  ПБ возможно будет габаритен. Однако струя будет упираться в винтовом сливе в скалу ПБ. Также возможно откроются для сплава ворота в середине нагромождения камней, они могут быть осложнены завалом. На участке в 70 м река теряет здесь до 30 м высоты. Даже при возможном проходе по большей воде это препятствие будет иметь высшую категорию сложности, либо всё равно останется непроходимо

Обнос и осмотр препятствия  возможны по ЛБ с чалкой сразу перед  началом препятствия. Обнос происходит по крупной осыпи вдоль границы  воды, затем по кустарнику на полке. При обносе нами был частично расчищен поваленный кустарник. На полке возможно размещение лагеря. От полки начинается по ЛБ сносная тропа, ведущая до самой  стрелки с Малкой. По прямой до стрелки  остаётся 480 м. Обнеся катамараны, мы занесли  вещи на стрелку с Малкой. Затем по круто падающей шивере нам пришлось провести пустые суда уже до стоянки на стрелке с Малкой. По большей воде сплав шиверы возможен, в некоторых участках он будет достигать 5 к.с. Фоновая категория сплава будет не ниже 4 к.с

На последних метрах проводки Иваненко сорвал ноготь на большом  пальце ноги. Ему была оказана необходимая  медицинская помощь. Для предотвращения заражения врач Яковлева назначила  Иваненко курс антибиотиков общего действия

Стоянка на стрелке Харбаса и Малки – координаты N 43*34`720 E 42*36`707, высота 1620

Дрова есть. С вечера засекли  уровень воды

День 4 - 6 мая 2009 (среда)

Подъем в 7:00

Уровень воды снова заметно  упал

Разведку до правого поворота вдоль осыпи ЛБ произвели с  вечера

Старт в 9:15, до пор. «Первый  Селевой» шли с береговым осмотром всей линии движения то по ПБ, то по ЛБ, чередуя экипажи. Характер препятствий  – крутая шивера с навалом на хаотичные камни в русле. Постоянный слалом. Сложность участка сильно зависит от уровня воды. При низкой воде возможны негабариты, при высокой воде сложность препятствий возрастёт. Во время прохождения шивер, сев на очередной зуб, порвался К2 мончегорцев («Рафтмастер»). На ремонт силами экипажа ушло чуть более часа

В шиверах могут встречаться завалы, линия прохождения часто не читается с воды, поэтому нет смысла подробно описывать каждый поворот реки. Беглый осмотр по берегу всего участка необходим в любом случае

Перед порогом Первый селевой (начинается впадением левого притока с заметным навалом крупных розоватых камней – вынос селя) река заметно выполаживается, чалка в конце длинной отмели на ЛБ перед порогом не составляет труда. Перед порогом из воды вертикально торчат сухие стволы берёз

Около 3 часов дня все  суда зачалились на отмели ЛБ перед порогом, группа произвела осмотр порога. Первый Селевой представляет собой ряд сливов в узких воротцах сначала на левом, затем на правом поворотах. В конце порога – крутая слаломная шивера. Обнос и осмотр порога по ЛБ трудоёмки, берег является крупной осыпью с завалами из деревьев. По нашей воде порог был не габаритен из-за клыков в струе сразу после первого слива, да и проходы между камнями в сливах на грани негабарита. Шивера после порога была нагромождением камней без видимых возможностей для прохождения

По большой воде порог  можно оценить в 5-6 к.с

Время поджимало, прохладная погода, недостаточная для таяния ледников, не менялась, соответственно, и вода расти не собиралась. Становилось ясно, что и другие пороги Средней Малки с большой вероятностью придётся обносить и проводить. Билеты на поезд 9го мая в такой ситуации не позволяли нам сплавиться по Нижней Малке (после впадение р. Хасаут воды должно стать заметно больше), так как проводки и обносы требовали очень большого количества времени. Впереди было около 15 километров предполагаемых сложных обносов и проводок до стрелки с Хасаутом, так как Средняя Малка отличается большим уклоном и слаломным характером порогов. Проводка такого участка бы заняла не менее 2-х дней. В лучшем случае нам бы удалось достичь устья р. Хасаут только к вечеру 8 мая. Не известно, успели бы мы даже при таком благоприятном случае за 9 мая подняться с водным снаряжением по непростой тропе вдоль Хасаута до турбазы «Долина нарзанов», связаться с водителем и успеть к вечернему поезду из Кисловодска. Скорее всего - нет. Требовалось объективно оценить обстановку и принять наименее рискованное решение о дальнейшем маршруте группы

Поэтому было решено отправить 2 разведки. Первая разведка должна была спуститься по ЛБ р. Малка до порога Второй селевой и оценить количество негабаритов и возможности для сплава. Вторая разведка должна была подняться по руслу бывшего селевого потока и оценить возможности для выхода по нему на плато, по которому проходит дорога Джилысу – база «Долина Нарзанов» - Кисловодск. Каждая из групп имела рацию для связи. В лагере тоже осталась рация

Первая группа состояла из трёх участников Гончаров, Смирнов, Друговина. В этом случае была допущена стратегическая ошибка, достаточно было отправить на разведку двоих участников. Группа произвела разведку тропы (хотя это сложно назвать тропой) до пор. Второй Селевой и сплавного участка между порогами (1 и 2 Селевыми). В порогах Крюковщина и Второй Селевой были обнаружены серьёзные негабариты, которые бы потребовали длительного и трудоёмкого обноса либо проводки. В шиверах на прогонах между порогами также было отмечено ещё несколько протяжённых негабаритов. После порога Второй селевой характер реки на видимом участке не менялся. Разведка подтвердила, что прохождение этого участка возможно только путём проводки. Также ребята рассказали, что упоминавшаяся в некоторых отчётах тропа заноса вещей по ЛБ труднопроходима и без вещей. Сплав в таков виде смысла не имел

Вторая разведка состояла из Фёдоровой и Савкина. Только что  прошёл дождь, и камни в русле  селевого потока были скользкие. Разведчики вынуждены были постоянно следить  за стенками ущелья, в некоторых  местах сыпались камни. Места таких  осыпей видны заранее – это  обнажившиеся до земли крутые красные  склоны. Такие места были в основном по ПБ Селевого ручья (орографически). Через полчаса после выхода разведки случилось ЧП – Савкин поскользнулся на камне и сильно ушиб коленку. Зная, что такой ушиб может повлечь за собой образование жидкости в коленной чашечке (у участника уже подобные случаи были), Савкин сказал об этом Фёдоровой, и было принято решение, что ему необходимо спуститься в лагерь. Спускаться одному Дмитрию было опасно. Поэтому руководитель Фёдорова связалась по рации с лагерем и потребовала выслать 2-х участников за Дмитрием. Сама же Фёдорова продолжила разведку ручья, так как до темноты оставалось уже немного времени. Характер ручья сильно не менялся, в некоторых местах русло преграждали огромные булдыганы – куски скал, стащенные селем, иногда уклон заметно возрастал, но всё было проходимо без верёвочной страховки. Постепенно по ЛБ (орографически) стали показываться травянистые кулуары, судя по карте, по одному из них был возможен выход на плато. Однако, понимая, что разведка кулуаров займёт много времени, и спускаться придётся в темноте, Фёдорова не стала подниматься по кулуарам, а решила возвращаться в лагерь. Спуск в одиночку в сумерках или в темноте по скользким осыпям с угрозой обвалов был бы непростительной выходкой и сумасбродством. Савкина Фёдорова подобрала на обратном пути в том же месте, где и оставила, вместе они спустились в лагерь за полчаса до наступления сумерек

Информация о работе Отчёт о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка