Питание в теризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является всестороннее изучение и анализ деятельности предприятий питания в индустрии туризма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Основная часть
I глава
Классификация туристских предприятий…………………………………….3
Требования, предъявляемые к туристским предприятиям питания………..4
Служба питания гостиниц……………………………………………………...5
Исторические корни предприятий питания…………………………………..8
II глава
Развитие предприятий общественного питания в Казахстане……………..15
Проблемы развития предприятий общественного питания в Казахстане..24
III глава
Перспектива развития предприятий общественного питания в РК……….28
Пути решения…………………………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 220.87 Кб (Скачать документ)
ign="justify">Инвесторов  привлекает быстрая окупаемость  ресторанного бизнеса. Считается, что  в среднем вложения в ресторан в Казахстане «отбиваются» за 2–2,5 года. В среднем требуется инвестировать 1,5 тыс. долларов на квадратный метр. Это  примерно соответствует затратам в  других странах СНГ. И.о. директора  по франчайзингу «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (компания развивает по системе субфранчайзинга  сеть «Сбарро» в Алматы и Астане) Малхаз Аласания подтвердил, что вложения почти одинаковы и в Казахстане, и в России и составляют около 9 млн рублей (около 45 млн тенге) за ресторан в отдельно стоящем здании и около 4,5 млн рублей (около 22,5 млн  тенге) – за фуд-корт. А в компании «Рос-Интер» подсчитали, что «средние инвестиции в открытие одного семейного  ресторана в России и СНГ составляют от 420 до 600 тыс. долларов (50–70 млн тенге)». Уверенность в окупаемости проектов внушает ненасыщенность рынка.

Стабильное  увеличение объемов услуг предприятий  общественного питания прослеживается в период с 2005 по 2009 гг. Так, если в 2005 г. объем услуг предприятий составил 37 396,8 млн. тенге, то в 2009 г. его объем  достиг 111 556,1 млн. тенге, т.е. рост на 198,3%!  

Распределение объема услуг общественного  питания по секторам

(млн  тенге) 

  2006 2007 2008 2009 2010
Объем услуг  общественного

питания, всего

56312,6 82 664,9 103 268,1 111 556,1 156 010,9
Государственный сектор 190,0 191,2 235,5 444,1 410,7
Негосударственный сектор 56 122,6 82 473,7 103 032,6 111 112,0 155 600,2
 
 

 

Объем услуг предприятий  общественного питания  по областям 

  2006 2007 2008 2009 2010
РК 56 312,6 82 664,9 103 268,1 111 556,1 156 010,9
Акмола  1 425,4 1 624,5 1 629,3 2 643,2 3 385,1
Актобе 2 635,8 3 358,3 3 723,7 4 418,1 5 798,4
Алматы 397,5 618,7 1 004,2 1 841,5 3 801,8
Атырау 9 090,1 9 662,4 14 907,0 14 185,6 19 566,1
Зап.Каз. 4 211,7 4 215,9 5 249,6 7 362,7 10 023,3
Джамбул 1 312,6 1 763,1 2 467,6 2 836,4 3 961,0
Караганда 2 728,8 3 659,4 4 670,1 5 751,2 7 804,2
Костанай 1 553,8 2 303,3 2 260,8 2 462,9 4 051,1
Кызылорда 1 410,7 2 827,1 3 460,1 5 214,8 6 907,8
Мангыстау 2 762,7 5 206,1 7 747,0 8 716,7 14 744,7
Южный Каз. 2 192,8 5 000,7 5 009,0 6 680,5 10 973,2
Павлодар 1 774,0 2 079,0 2 062,8 3 280,0 2 698,3
Сев.Каз. 944,7 1 229,6 1 068,1 689,4 1 451,8
Вост.Каз 3 784,8 4 924,4 5 676,8 7 279,1 15 744,9
Г.Астана 5 530,4 8 159,6 11 205,5 9 862,5 11 045,5
Г.Алматы 14 556,8 26 032,8 31 126,5 28 331,5 34 053,7
 
 

2011 год 

384 млн  тенге недополучил казахстанский общепит по сравнению с августом. Объем услуг по предоставлению общественного питания в денежном выражении скатился до 14,8 млрд тенге, пик был в июле – 15,4 млрд. Списать снижение рынка за счет сезонного фактора не получается. Обычно к осени спрос на кафе и рестораны растет, а тут второй месяц сектор пребывает в минусе. Возможно, это косвенный показатель того, что благосостояние среднестатистических граждан не успевает коррелировать с макроэкономической статистикой роста. Вот и розничная торговля в сентябре ушла вниз почти на полтора процента. Ретейл по сравнению с августом недополучил 4,5 млрд тенге. 

  1. Проблемы  развития предприятий  общественного питания  в Казахстане.

Сегодня в Казахстане ежемесячно регистрируется и открывается  до десяти ресторанов. Ресторанный  бизнес развивается, обретая новые  качественные черты и новые импульсы своего развития, существенно расширив поле и «правила игры» в экономике  переходного периода. В ресторанный  бизнес влилось много новых предприятий, многие из которых перешли уже  в более высокий эшелоны деятельности, организовав индивидуальные или  комплексные предприятия.

Менеджерам ресторанного бизнеса приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем организационного и финансового характера, которые  приходится решать интуитивно, методом  проб и ошибок, приобретая постоянно  практический опыт. Однако, умение грамотно, а главное эффективно организовать ресторанный бизнес - это тонкое искусство, в котором полагаться только на небольшой опыт, здравый  смысл и интуицию сейчас уже не достаточно.

Процесс насыщения  потребительского рынка продовольственными товарами и возрастающая конкуренция  требуют от тех, кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго  остаться в нем, глубоких и всесторонних знаний в разрезе различных аспектов деятельности в ресторанном бизнесе.

В нашей стране гостинично-ресторанный и туристский бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как в Америке, изучение экономических и управленческих основ его еще не превратилось в самостоятельную отрасль экономической  науки, а менеджменту и маркетингу услуг гостеприимства только за последнее  время начали обучать на университетском  уровне.

Кризис  ликвидности, задевший и экономику  Казахстана, не мог не повлиять на ресторанный  рынок. Снижение потребительской активности населения повлияло на товарооборот большинства кафе и ресторанов. По оценкам рестораторов, ощутимое падение  товарооборота стало наблюдаться  в начале 2008 года и в среднем  составило от 15 до 25% от аналогичных  показателей прошлого года. Малхаз Аласания, комментируя ситуацию с  кризисом ликвидности, отмечает: «Сложившаяся в стране ситуация не могла не отразиться на выручке наших заведений, пока наши ожидания не на 100% оправдываются, и, похоже, мы подкорректируем планы  с открытием новых ресторанов, пока ситуация на рынке не начнет исправляться».  
 
Рост стоимости основных продуктов питания (и, как следствие, увеличение себестоимости блюд в меню), с одной стороны, и падение посещаемости ресторанов, с другой, привели к снижению уровня прибыли большинства предприятий общественного питания. Эксперты рынка предполагают, что развитие данного тренда может повлечь за собой усиление конкурентной борьбы, уход с рынка наиболее нежизнеспособных заведений и сокращение общей прибыли ресторанов.

«Вежливый, но без искренней заботы о госте» – так оценивается в исследовании «РосИнтера» уровень качества обслуживания многих ресторанов как на рынке Алматы, так и Астаны. Об Атырау и вовсе  сказано, что «в работе персонала  не ощущается не только искренней  заботы о госте, но соблюдения обычных  стандартов сервиса».  
Возможно, одна из причин индифферентного отношения обслуживающего персонала к клиенту в том, что в казахстанских заведениях принято сразу включать в счет посетителя 10% за обслуживание – вознаграждение официанту. В других странах подобное вознаграждение в форме чаевых обычно оставляется на усмотрение клиента. Как заявляли в беседах с «Экспертом Казахстан», например, российские рестораторы, планирующие зайти на казахстанский рынок, включение в счет оплаты за обслуживание в России, других странах мира, в том числе в европейских – нонсенс. «Это не стимулирует официантов, поваров, которым официанты обычно отдают часть вознаграждения, администраторов работать хорошо – они и так получат свои деньги», – заявили в одной из московских компаний.  
 
Напротив, казахстанские эксперты считают, что 10−процентные поборы с клиентов – вполне нормальная практика.  
Во многом проблемы с качеством обслуживания связаны с большой текучкой кадров, отсутствием профподготовки официантов и других работников ресторанов (в Европе на официантов учатся два-три года).  
На рядовых позициях в большинстве казахстанских ресторанов работают в основном студенты, для которых это временная работа. Получается, что, приходя на временную работу, человек и относится к ней соответственно. И как-то повлиять на ситуацию позволят лишь серьезные усилия со стороны управляющих персоналом, направленные как на обучение этих людей азам профессии, так и на контроль качества их работы. 
 
Проблемы возникают не только с официантами, но и с поварами. «Как правило, все повара – одни и те же, просто переходят с места на место. Новых заведений открывается больше – а нормальных шеф-поваров намного меньше, чем надо», – так шеф-повар кафе «Афиша» Алексей Головин характеризует ситуацию на рынке труда. Поэтому в течение последних нескольких лет крупные рестораны нередко приглашали работать иностранцев. «Это даже не мода и не тенденция. Это, скорее, дефицит собственных кадров. Мы, конечно, понимаем, что у иностранной школы корни глубже и проверены временем. А у нас, по сути, только в последние пять лет появляются у шеф-поваров какие-то креативные новаторские идеи», – объяснял президент Казахстанской национальной ассоциации шеф-поваров Александр Трегубенко.

Впрочем, в последнее время количество экспатов, работающих в казахстанских  ресторанах, сокращается. «Они как приезжают, так и уезжают. Потому что иностранным  специалистам тяжело адаптироваться под  наш продукт и наш менталитет. Например, у нас люди предпочитают мясо более прожаренное, чем в  Европе – и им сложно работать с  нашими продуктами, с нашими мясными  продуктами плюс ко всему», – комментирует г-н Головин.  
 
Среди потребительских особенностей казахстанцев – посетителей ресторанов в компании «РосИнтер» выделяют, например, такие – «большой процент клиентов предпочитает мясо рыбе, здесь пьют гораздо больше чая, чем кофе, а показатели объема продаваемых алкогольных напитков по отношению к другим категориям меню, наоборот, ниже, чем в других странах». Однако, несмотря на существующие особенности потребления, не все игроки сетевого рынка стремятся менять меню в угоду публике. Вот что говорит г-н Аласания по этому поводу: «Какая у нас может быть казахстанская специфика – в «Сбарро» все по единым технологиям и стандартам, все, как в других странах. Никаких отличий не может и не должно быть. Если наши казахские партнеры захотят что-то сделать, они должны будут выслать документацию, которую будут достаточно долго утверждать в США». Примерно такого же мнения придерживается и арт-директор алматинского ресторана «Тинькофф» Александр Нужный: «У нас меню по требованию российской стороны стандартизовано, но не возбраняется делать дополнения к стандартному меню, и мы вводили страничку «Тинькофф-Азия», где были представлены блюда без свинины. Не скажу, что эта страничка сыграла решающую роль. Когда «Тинькофф» только появился, народ шел на него как на российскую экзотику, никто не хотел видеть в этом ресторане какие-то восточные блюда, все понимали, что это российский бренд».  
 
Хотя на казахстанском рынке представлены рестораны и кухни практически всех концепций, можно отметить, что на наиболее развитых рынках Алматы и Астаны львиная доля приходится на рестораны смешанной и европейской кухни. Алексей Головин объясняет: «Европейская кухня в любом случае востребована больше, потому что национальные кухни располагают более яркими вкусами, люди могут это пробовать – но не есть каждый день».

За последние  два года на предприятиях общественного  питания Казахстана отравились более 200 человек.

Ежегодно в  республике регистрируются случаи групповых  пищевых отравлений, которые связаны  с нарушениями требований безопасности и качества представляемых услуг, а  также правил при производстве продукции. В 2010 году в Казахстане было зарегистрировано 10 вспышек пищевых отравлений, в 2009-ом - шесть. Общее число пострадавших - 207 человек.

Председатель  Комитета госсанэпиднадзора Минздрава  РК рассказал, что при расследовании  вспышек выявлены грубейшие нарушения  на объектах. В первую очередь, владельцы  кафе, ресторанов, столовых не соблюдали  санитарные регламенты приготовления  блюд, условия хранения пищевых продуктов. У них не было документов о происхождении  товара и сертификатов качества. А  на некоторых предприятиях было неисправно холодильное оборудование. В этом году также фиксировались случаи, когда на предприятиях общественного  питания продавалась пища, приготовленная в домашних условиях.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

III глава

  1. Перспектива развития предприятий общественного питания в РК.

Инновации содержания продукта состоят в изменении  традиционных меню. Помимо изначальной  ориентации на несколько национальных кухонь, заведение ежегодно обновляет  подбор блюд в меню каждой кухни  до 60% и вводит как минимум одно новое направление. В 90-ые годы обязательной была кавказская кухня, в 2000-ые — мексиканская и американская, сегодня мода на японскую и юго-восточную. Осваивая новые направления, предприятие должно вкладывать дополнительные средства в обучение персонала, маркетинговую проработку, товарные остатки. Обновление меню затрагивает если не 100%, то 70-80% заведений питания всех категорий.

Инновации по содержанию продукта означают изменения в технологии приготовления блюд. Сегодня только четверть заведений применяют новые  технологии. Эти инновации приносят значительную прибыль (рентабельность в 2-3 раза выше), но требуют особой квалификации, высоких стандартов качества продуктов  и общей культуры заведения.

Новые технологические  линии, оборудование для залов, баров  и, конечно, кухонь самая активно  развиваемая инновация. В 2007 году началось массовое техническое перевооружение предприятий питания. Доля затрат на оборудование достигла 25-30% при общих  инвестициях 1,5 тыс. дол. на квадратный метр (исследования автора).

Автоматизированные  системы учета — одна из самых  успешных инноваций в секторе  питания. Единые программы позволяют  отслеживать полный цикл от принятия заказа в зале до передачи его на кухню и одновременного списания остатков продуктов. Существуют различные  программные системы и техническое  обеспечение, средняя стоимость  которых колеблется в районе 10-20 тыс. дол.

Новые технологии обслуживания также базируются на новых  возможностях коммуникации, IT-технологий, способности управления спросом  с использованием методов виртуализации. Рестораны не просто выдают персональные карты лояльным клиентам, но ведут  многотысячные картотеки с помощью CRM-систем, организуют собственные сайты, создают социальные сети, принимают  заказы и устраивают виртуальные  вечеринки.

Информация о работе Питание в теризме